Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Дыры в учении буддизма.

Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Буддистская философия
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
aurum
удаленный аккаунт


Зарегистрирован: 10.04.2012
Суждений: 6892

616266СообщениеДобавлено: Вт 27 Дек 22, 10:31 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

Экалавья пишет:
aurum пишет:
Дыры в учении начинаются там, где внезапно в сутрах будда отказывается отвечать на какой-то вопрос, храня молчание.

Если будды всеведущи и совершенномудры, то они могут ответить на любой вопрос любому, в соответствии с уровнем развития и понимания вопрошающего.

Если будда отказывается отвечать на вопрос, то это ставит под сомнение теорию о совершенномудрости и всезнании будд.
Если в сутре будда оправдывается, мол, я не ответил потому, что любой мой ответ не приблизил бы вопрошающего к истине, то это откровенное признание о несовершенной способности объяснять учение.
Запрет задавать какой-то вопрос по сути является признанием о несовершенной способности объяснять.

Так в этом фишка - обучить нельзя, недостаточность пути шраваков - некорректные вопросы и сама дурная вопросительность, ты должен сам допереть, Готама лишь к этому подталкивает, таков его компромисс - anukampaṃ upādāyā. В этом суть и каруны - подтолкнуть, но оставить тебя наедине с твоими вопросами, с мучительной одержимостью непонимания, пока не поймёшь. Вот в чём смысл категорического подчёркивания, что Будда обрёл Дхарму сам, что он не шравака.

То есть, "фишка", по-вашему, в том, чтобы молчать когда спрашивают и запрещать спрашивать?


Ответы на этот пост: Экалавья
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30623

616278СообщениеДобавлено: Вт 27 Дек 22, 11:53 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

Фишка - в действенном терапевтическом методе. Который подразумевает не только риторическое искусство, но и упаю со словами и без слов.

Ответы на этот пост: aurum, aurum
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
aurum
удаленный аккаунт


Зарегистрирован: 10.04.2012
Суждений: 6892

616281СообщениеДобавлено: Вт 27 Дек 22, 11:56 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
Фишка - в действенном терапевтическом методе.

Понятно, что прагматизм рулит.
Но, в то же время, любое поведение будды (будд) в сутрах можно оправдать тем, что, типа: "Будде виднее, значит так было нужно!". В результате много натягиваний сов на глобус.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
aurum
удаленный аккаунт


Зарегистрирован: 10.04.2012
Суждений: 6892

616282СообщениеДобавлено: Вт 27 Дек 22, 12:04 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
Который подразумевает не только риторическое искусство, но и упаю со словами и без слов.

Сова + глобус.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30623

616284СообщениеДобавлено: Вт 27 Дек 22, 12:11 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

Да, установку "Будде виднее" можно использовать, как дышло.
Большинство священников используют её как самый действенный способ отмахнуться от назойливых юношей.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30623

616285СообщениеДобавлено: Вт 27 Дек 22, 12:37 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

Установка "Всезнающий Будда всё знает" удобна как раз тем, что её невозможно опровергнуть. Например, вы говорите, что разон не отвечал, то это должно означать, что у него не было ответа, ведь Великий Будда велик во всём, а значит у него не могло не быть подходящего ответа.
На что адепт Всезнающего Будды уверенно отвечает, что отсутствие ответа и есть ответ, так как именно в этом и проявляется Великое всезнание Будды - Он знает всё, в том числе и то, что никакие слова в данном случае не помогут спрашивающему.
А вот если назойливый юноша продолжит спрашивать "это почему это так?", то придёт черёд выложить джокера с надписью "Будде виднее".

_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.


Ответы на этот пост: aurum, aurum
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
aurum
удаленный аккаунт


Зарегистрирован: 10.04.2012
Суждений: 6892

616286СообщениеДобавлено: Вт 27 Дек 22, 12:47 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
Установка "Всезнающий Будда всё знает" удобна как раз тем, что её невозможно опровергнуть. Например, вы говорите, что разон не отвечал, то это должно означать, что у него не было ответа, ведь Великий Будда велик во всём, а значит у него не могло не быть подходящего ответа.
На что адепт Всезнающего Будды уверенно отвечает, что отсутствие ответа и есть ответ, так как именно в этом и проявляется Великое всезнание Будды - Он знает всё, в том числе и то, что никакие слова в данном случае не помогут спрашивающему.
А вот если назойливый юноша продолжит спрашивать "это почему это так?", то придёт черёд выложить джокера с надписью "Будде виднее".

На всё воля Божия! Иншалла!
Верую, ибо абсурдно!  Rolling Eyes
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
aurum
удаленный аккаунт


Зарегистрирован: 10.04.2012
Суждений: 6892

616287СообщениеДобавлено: Вт 27 Дек 22, 12:50 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
Установка "Всезнающий Будда всё знает" удобна как раз тем, что её невозможно опровергнуть.

Любая религия упирается в железобетонное: "Это так потому, что это написано в нашем священном тексте!"
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Экалавья



Зарегистрирован: 26.12.2021
Суждений: 2397
Откуда: Пантикапей

616288СообщениеДобавлено: Вт 27 Дек 22, 13:01 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

aurum пишет:

То есть, "фишка", по-вашему, в том, чтобы молчать когда спрашивают и запрещать спрашивать?

Про "молчать", и тем более - "запрещать" - не говорил, а есть истории, где Гаутама молчал в ответ, или запрещал спрашивать?  

P.S.: под шумок, вопрос для знающих - есть такая тема в "махаяне", что Будда/Будды - контактируют только с бодхисаттвами, причём продвинутого уровня, кажется в Лотосовой такое встретил.


Ответы на этот пост: aurum
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
aurum
удаленный аккаунт


Зарегистрирован: 10.04.2012
Суждений: 6892

616289СообщениеДобавлено: Вт 27 Дек 22, 13:13 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

Экалавья пишет:
aurum пишет:

То есть, "фишка", по-вашему, в том, чтобы молчать когда спрашивают и запрещать спрашивать?

Про "молчать", и тем более - "запрещать" - не говорил, а есть истории, где Гаутама молчал в ответ, или запрещал спрашивать?  

Погуглите тему "авьякрита".
Навскидку, в ПК Ананда-сутта где Шакьямуни ничего не отвечает Ваччхаготте, поясняя потом Ананде почему он не ответил Ваччхаготте.
Как будто бы ответ на вопрос Ваччхаготте (да или нет) нельзя было ему же пояснить и растолковать.


Ответы на этот пост: Горсть листьев, Экалавья
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30623

616290СообщениеДобавлено: Вт 27 Дек 22, 13:27 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

aurum пишет:
Экалавья пишет:
aurum пишет:

То есть, "фишка", по-вашему, в том, чтобы молчать когда спрашивают и запрещать спрашивать?

Про "молчать", и тем более - "запрещать" - не говорил, а есть истории, где Гаутама молчал в ответ, или запрещал спрашивать?  

Погуглите тему "авьякрита".
Навскидку, в ПК Ананда-сутта где Шакьямуни ничего не отвечает Ваччхаготте, поясняя потом Ананде почему он не ответил Ваччхаготте.
Как будто бы ответ на вопрос Ваччхаготте (да или нет) нельзя было ему же пояснить и растолковать.
Там правила жанра таковы: Будда отвечает на вопросы спрашивающего; про странную беседу брахмана с бхагаваном спрашивает Ананда, ему Бхагаван и даёт соответствующее разъяснение (и это разъяснение нам передаёт Ананда, благодаря которому мы вообще узнаём о всей этой странной беседе). То есть, сутта нам как бы сначала демонстрирует метод (упаю), а потом даёт его объяснение - зачем и почему это именно так. Я полагаю, что, как и многое другое в суттанте, это нужно воспринимать в комплексе с другими методами. Помнится, в другой сутте Бхагаван объясняет, что на одни вопросы нужно дать краткий ответ, на другие развёрнутый, на третьи задать встречный вопрос, а на некоторые вовсе не отвечать...

Ответы на этот пост: aurum
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
aurum
удаленный аккаунт


Зарегистрирован: 10.04.2012
Суждений: 6892

616291СообщениеДобавлено: Вт 27 Дек 22, 13:48 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
aurum пишет:
Экалавья пишет:
aurum пишет:

То есть, "фишка", по-вашему, в том, чтобы молчать когда спрашивают и запрещать спрашивать?

Про "молчать", и тем более - "запрещать" - не говорил, а есть истории, где Гаутама молчал в ответ, или запрещал спрашивать?  

Погуглите тему "авьякрита".
Навскидку, в ПК Ананда-сутта где Шакьямуни ничего не отвечает Ваччхаготте, поясняя потом Ананде почему он не ответил Ваччхаготте.
Как будто бы ответ на вопрос Ваччхаготте (да или нет) нельзя было ему же пояснить и растолковать.
Там правила жанра таковы: Будда отвечает на вопросы спрашивающего; про странную беседу брахмана с бхагаваном спрашивает Ананда, ему Бхагаван и даёт соответствующее разъяснение (и это разъяснение нам передаёт Ананда, благодаря которому мы вообще узнаём о всей этой странной беседе). То есть, сутта нам как бы сначала демонстрирует метод (упаю), а потом даёт его объяснение - зачем и почему это именно так. Я полагаю, что, как и многое другое в суттанте, это нужно воспринимать в комплексе с другими методами. Помнится, в другой сутте Бхагаван объясняет, что на одни вопросы нужно дать краткий ответ, на другие развёрнутый, на третьи задать встречный вопрос, а на некоторые вовсе не отвечать...

Тем не менее, Шакьямуни в Ананда-сутте ведёт себя крайне странно.
Поясню.
Он мог ответить на вопрос:
    Да! И пояснить почему.
    Нет! И пояснить почему.

Он вообще промолчал в ответ.
В пояснении Ананде Шакьямуни отвечает так, как будто бы у него была возможность ответить только "Да" или "Нет" без всяких пояснений! Очень странное оправдание, по-моему.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Экалавья



Зарегистрирован: 26.12.2021
Суждений: 2397
Откуда: Пантикапей

616292СообщениеДобавлено: Вт 27 Дек 22, 13:50 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

aurum пишет:
Экалавья пишет:
aurum пишет:

То есть, "фишка", по-вашему, в том, чтобы молчать когда спрашивают и запрещать спрашивать?

Про "молчать", и тем более - "запрещать" - не говорил, а есть истории, где Гаутама молчал в ответ, или запрещал спрашивать?  

Погуглите тему "авьякрита".
Навскидку, в ПК Ананда-сутта где Шакьямуни ничего не отвечает Ваччхаготте, поясняя потом Ананде почему он не ответил Ваччхаготте.
Как будто бы ответ на вопрос Ваччхаготте (да или нет) нельзя было ему же пояснить и растолковать.

Ясное дело, что я слышал про авьякрита, все слышали, другое дело - понимают ли, понимаю ли.

Верно, он маринует Ваччхаготту, пока тот - в идеальном случае - сам не допрёт до Дхармы, в неидеальном - переформулирует вопрос, научится их корректно ставить. Это такая форма "ответа", а не "отказ отвечать", который ставит под сомнение "теорию о совершенномудрости и всезнании будд" (как вообще к такому резкому выводу можно было прийти, особенно на основе указанной сутты), но самое забавное, что Гаутама даёт внешний и развёрнутый ответ Ананде (ответ на неответный ответ). Отличная сутта, а есть истории о "запрете спрашивать"?


Ответы на этот пост: aurum, aurum
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
aurum
удаленный аккаунт


Зарегистрирован: 10.04.2012
Суждений: 6892

616293СообщениеДобавлено: Вт 27 Дек 22, 13:54 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

Экалавья пишет:
Отличная сутта, а есть истории о "запрете спрашивать"?

Какие-то сутты есть, где Шакьямуни говорит типа "Это неправильный вопрос!" (в смысле - не спрашивай!). Лень гуглить, поищите сами.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
aurum
удаленный аккаунт


Зарегистрирован: 10.04.2012
Суждений: 6892

616294СообщениеДобавлено: Вт 27 Дек 22, 14:00 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

Экалавья пишет:
Верно, он маринует Ваччхаготту, пока тот - в идеальном случае - сам не допрёт до Дхармы, в неидеальном - переформулирует вопрос, научится их корректно ставить. Это такая форма "ответа", а не "отказ отвечать", который ставит под сомнение "теорию о совершенномудрости и всезнании будд" (как вообще к такому резкому выводу можно было прийти, особенно на основе указанной сутты), но самое забавное, что Гаутама даёт внешний и развёрнутый ответ Ананде (ответ на неответный ответ).

Ананде Шакьямуни не говорит своё мнение на тему, а говорит, "если бы ответил так - тот понял бы так, если бы я ответил этак, тот понял бы этак". Он не говорит что он сам считает на этот счёт. Это хитрый ответ без ответа вообще.

Вот вы спросите меня, допустим, "Ты любишь сладкое?" Я промолчу. А потом скажу, что я промолчал потому, что если бы сказал "Люблю", то Экалавья подумал бы, что я обжираюсь сладкого и поэтому жирдяй, а если бы сказал "Не люблю", Экалавья подумал бы, что я спортсмен. Но никто так и не узнает, люблю ли я сладкое.  Very Happy


Ответы на этот пост: Экалавья
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Буддистская философия Часовой пояс: GMT + 4
Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21  След.
Страница 19 из 21

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.045 (0.447) u0.017 s0.000, 18 0.030 [268/0]