Зонт прямо под носом. Кажущееся потерянным часто оказывается на самом видном месте.
Думаю, в этом коане заложен более глубокий смысл.
Решив который, действительно откроется смысл всех коанов.
А без улыбки дзена не бывает, надо ко всему относиться с юмором.
Тут думай, не думай, а пока не увидишь - не поймёшь.
Чего не увидишь не поймешь?Тут нечего видеть и нечего понимать.Что было в реале?То ли он бежал под дождем и потерял зонт.То ли у него изначально не было зонта.То ли он оставил его сушится при входе.По сути тут не над чем думать,это как из разряда зоновских приколов над новичками,типа "в ж..у дашь или вилкой в глаз"?
Наставник сбил молодого мастера с толку. Смысл коана именно в этом, а где он оставил зонт, это не важно. Он был настроен на встречу и совсем не думал о такой мелочи, как какой-то китайский зонт, и тут наставник задаёт ему неуместный вопрос и, о свершилось, был выбран удачный момент для тупого вопроса, который стал ключом, вскрывшим замок авидьи.
Если это так,то на этот коан,как и на любой другой нет ответа,или ответ может быть любой,но данный спонтанно.Как в случае с кошкой Нансена,где в качестве ответа ученик просто поставил на голову туфли и пошел куда глаза глядят.Короче я такие коаны еще в девяностых духам в армии задавал,звучит так "возьми ведро и принеси трансмиссию".
Он надел сандалии на голову просто потому, что пока вы отвечаете так, как вы отвечаете, сандалии нужно носить на голове. Вроде бы простой намёк. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Зонт прямо под носом. Кажущееся потерянным часто оказывается на самом видном месте.
Думаю, в этом коане заложен более глубокий смысл.
Решив который, действительно откроется смысл всех коанов.
А без улыбки дзена не бывает, надо ко всему относиться с юмором.
Тут думай, не думай, а пока не увидишь - не поймёшь.
Чего не увидишь не поймешь?Тут нечего видеть и нечего понимать.Что было в реале?То ли он бежал под дождем и потерял зонт.То ли у него изначально не было зонта.То ли он оставил его сушится при входе.По сути тут не над чем думать,это как из разряда зоновских приколов над новичками,типа "в ж..у дашь или вилкой в глаз"?
Наставник сбил молодого мастера с толку. Смысл коана именно в этом, а где он оставил зонт, это не важно. Он был настроен на встречу и совсем не думал о такой мелочи, как какой-то китайский зонт, и тут наставник задаёт ему неуместный вопрос и, о свершилось, был выбран удачный момент для тупого вопроса, который стал ключом, вскрывшим замок авидьи.
Если это так,то на этот коан,как и на любой другой нет ответа,или ответ может быть любой,но данный спонтанно.Как в случае с кошкой Нансена,где в качестве ответа ученик просто поставил на голову туфли и пошел куда глаза глядят.Короче я такие коаны еще в девяностых духам в армии задавал,звучит так "возьми ведро и принеси трансмиссию".
Логичного ответа ни на какие коаны нет, однозначно.
Поэтому я и написал, что ржать хочется после того, как Горсть листьев сказал, что зонт никуда не девался, это, действительно, был бы просто прикол, но не коан.
В том-то и дело, что зонт действительно никуда не девался. Если уж говорить о нелогичности, то нелогичным может показаться вопрос старого наставника. Но в действительности он совершенно точен. Поэтому этот анекдот и вызывает улыбку. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Дмитрий С
Вы имели возможность понять на своём опыте, как звучит хлопок одной ладонью?
Нет, конечно, друг мой. Я психически устойчивый челрвек. Но зато мой опыт говорит о том, что многие почти свихнулись, пытаясь "понять" этот коан.
Его нельзя понять (о чем говорит тот же Судзуки). Его можно "ощутить животом". Но мне этого дано не было (
Насчёт живота не знаю, но лбом точно можно ощутить.
Эту загадку придумал мастер школы риндзай Хакуин, живший всего-то около трёхсот лет назад. Он был довольно жёстким человеком, хотя и очень болезненным. Наверное, потому и был жёстким. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Зонт прямо под носом. Кажущееся потерянным часто оказывается на самом видном месте.
Думаю, в этом коане заложен более глубокий смысл.
Решив который, действительно откроется смысл всех коанов.
А без улыбки дзена не бывает, надо ко всему относиться с юмором.
Тут думай, не думай, а пока не увидишь - не поймёшь.
Чего не увидишь не поймешь?Тут нечего видеть и нечего понимать.Что было в реале?То ли он бежал под дождем и потерял зонт.То ли у него изначально не было зонта.То ли он оставил его сушится при входе.По сути тут не над чем думать,это как из разряда зоновских приколов над новичками,типа "в ж..у дашь или вилкой в глаз"?
Наставник сбил молодого мастера с толку. Смысл коана именно в этом, а где он оставил зонт, это не важно. Он был настроен на встречу и совсем не думал о такой мелочи, как какой-то китайский зонт, и тут наставник задаёт ему неуместный вопрос и, о свершилось, был выбран удачный момент для тупого вопроса, который стал ключом, вскрывшим замок авидьи.
Если это так,то на этот коан,как и на любой другой нет ответа,или ответ может быть любой,но данный спонтанно.Как в случае с кошкой Нансена,где в качестве ответа ученик просто поставил на голову туфли и пошел куда глаза глядят.Короче я такие коаны еще в девяностых духам в армии задавал,звучит так "возьми ведро и принеси трансмиссию".
Он надел сандалии на голову просто потому, что пока вы отвечаете так, как вы отвечаете, сандалии нужно носить на голове. Вроде бы простой намёк.
Cандалии тут вообще дело десятое,он мог бы хлопнуть в ладоши и рассмеяться,или перевернуть крышку чайника или....Не имеет значения что он сделал,важно как он это сделал. _________________ Свобода или смерть Бессмыслие или смысл.
Зонт прямо под носом. Кажущееся потерянным часто оказывается на самом видном месте.
Думаю, в этом коане заложен более глубокий смысл.
Решив который, действительно откроется смысл всех коанов.
А без улыбки дзена не бывает, надо ко всему относиться с юмором.
Тут думай, не думай, а пока не увидишь - не поймёшь.
Чего не увидишь не поймешь?Тут нечего видеть и нечего понимать.Что было в реале?То ли он бежал под дождем и потерял зонт.То ли у него изначально не было зонта.То ли он оставил его сушится при входе.По сути тут не над чем думать,это как из разряда зоновских приколов над новичками,типа "в ж..у дашь или вилкой в глаз"?
Наставник сбил молодого мастера с толку. Смысл коана именно в этом, а где он оставил зонт, это не важно. Он был настроен на встречу и совсем не думал о такой мелочи, как какой-то китайский зонт, и тут наставник задаёт ему неуместный вопрос и, о свершилось, был выбран удачный момент для тупого вопроса, который стал ключом, вскрывшим замок авидьи.
Если это так,то на этот коан,как и на любой другой нет ответа,или ответ может быть любой,но данный спонтанно.Как в случае с кошкой Нансена,где в качестве ответа ученик просто поставил на голову туфли и пошел куда глаза глядят.Короче я такие коаны еще в девяностых духам в армии задавал,звучит так "возьми ведро и принеси трансмиссию".
Он надел сандалии на голову просто потому, что пока вы отвечаете так, как вы отвечаете, сандалии нужно носить на голове. Вроде бы простой намёк.
Cандалии тут вообще дело десятое,он мог бы хлопнуть в ладоши и рассмеяться,или перевернуть крышку чайника или....Не имеет значения что он сделал,важно как он это сделал.
В этом жанре нет ничего случайного. Нужно понять, что сделано/сказано, как оно сделано/сказано. Это в армейке вашей русской игры с вёдрами и бессмысленными приказами, которые никогда не нужно спешить исполнять. Слава богу, дзен русской армии противоположен. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Это в армейке вашей русской игры с вёдрами и бессмысленными приказами, которые никогда не нужно спешить исполнять. Слава богу, дзен русской армии противоположен.
Есть учителя дающие коаны. Не нужно ничего моделировать и фантазировать. Обращайтесь к учителю, получайте коан и наставление, как его практиковать.
Гадать - ни к чему.
Чтобы идти к учителю и получать у него какие-то наставления, надо сначала посмотреть на его учеников. Учителей-то сейчас развелось много. У нас тут на форуме их целая куча.
Наставления сейчас готов давать каждый второй. Вот ты сейчас даешь, возможно, не осознавая этого ).
Дружеская доброжелательная беседа, разумные логические доводы - это, по-моему, гораздо лучше, чем высокомерные авторитарные инструкции. Будто тот, кто инструктирует, сам хоть как-то продвинулся на пути понимания.
Это относится и к Дзэн, и к Тхераваде.
В первом случае люди рассуждают о коанах, даже близко не подойдя к их решению. Еще и учат других. Вот был тут Еше Нимбо. На мой взгляд, он не проявил выдающихся успехов, но он никого не "инструктировал", а к тому же он знал китайский.
Во втором случае налицо увлечение лингвистикой, иногда философией. Но в этом случае я знаю довольно много исключений (они нам всем знакомы), когда люди не просто сыпят палийскими терминами, а используют их по делу, чтобы проиллюстрировать простую и ясную мысль.
Вот я сожалею, что КИ не участвует в этом разделе. Это бы сильно оживило дискуссии ).
№529891Добавлено: Пт 21 Фев 20, 00:09 (5 лет тому назад)
Димитрий, ну это несерьёзно. Ну зачем смешить серьёзно практикующих буддистов подобным отношением к чань-дзен? Может ещё посоветуете Карнеги или Фрейда почитать?
№529927Добавлено: Пт 21 Фев 20, 19:00 (5 лет тому назад)
Если говорить о коанах и других подходах к практике дзэн, то давайте вместо наставлений обсуждать реальные тексты (высказывания) реальных исследователей.
Я бы особое внимание обратил на критику коанов. Ни в коем случае не отрицая важность коанов, мне бы очень хотелось послушать практиков или философов, которые отрицательно относятся к коанам.
Например, ряд мастеров говорят о том, что нужно взлелеять некое сомнение, вопрошание при решении коана. А вот Банкэй вообще возмущается таким подходом. Это из того, что я помню, из древности. Но есть и современные статьи японских авторов.
А иначе все у нас тут превращается в треп и насмешки.
Может, например, кто-нибудь предложить к обсуждению серьезную научную работу о коанах? Хотя бы и западного философа/психолога/практика. А можно и японского/корейского/китайского )).
№529929Добавлено: Пт 21 Фев 20, 20:07 (5 лет тому назад)
Коан более эффективно работает в пограничном состоянии между сном и бодрствованием, когда перед провалом в бессознательное состояние, начинают появляться спутанные мысли, обрывки чьих-то фраз, неясные образы. Для начала надо распознать такое состояние и, искусно применяя силу воли, не проваливаться в сон. На самой крайней границе такого переходящего в сон состояния нужно резко применить коан. Рассеянные мысли становятся как намагниченные и возвращаются в условную реальность, вот в этот момент можно ухватиться за сущность ума и увидеть, как проявляется мыслительный процесс, и откуда он берётся. Практиковать лучше, используя позу "шавасана". Кстати, в таком состоянии возможно приобрести некоторые сиддхи.
№529931Добавлено: Пт 21 Фев 20, 20:12 (5 лет тому назад)
Под сомнением имеется ввиду дух вопрошения. Постоянное возобновление направления энергии внимательности в трансцендентную область сознания. Конечно коан не обязателен для этого. Кому-то проще направлять внимание в непознаваемые области сознания - просто отправляя всё возникающее в сознании в поток медитации, то есть осознавания, что всё-это- только дхармы. Коан жёстче. Банкэй годами работал над хуа-то(коаном) "нерождённое". Это тоже самое. Прорыв невозможен без включения праджня-парамиты, то есть трансцендентного направления луча внимания. Как может серьёзный философ или психолог описывать действие раскрытия сознания, если прагматизм и позиптивизм научного метода базируется на внутридхармовом поле? Ведь чистое сознание - вне дхарм.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы