Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Когда задают вопрос "что такое коан"?

Страницы 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дальневосточный буддизм
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Историк
Фикус, Горсть листьев


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 22464

527238СообщениеДобавлено: Вт 04 Фев 20, 18:16 (12 мес. назад)    Когда задают вопрос "что такое коан"? Ответ с цитатой

На вопрос "а что такое коан и как его понимать?" можно дать вполне чёткий ответ: коан - это провокация озарения, инсайта.
Что такое инсайт?
Вот здесь вполне доступное объяснение:
https://youtu.be/1H7N4ewU8cQ

_________________
восприятие без желания -
очищенное, чистое, безопасное


Ответы на этот пост: Secario, Кузьмич, Спиренс, Kamatzu
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Won Soeng
БТР


Зарегистрирован: 14.07.2006
Суждений: 14033
Откуда: Королев

527457СообщениеДобавлено: Чт 06 Фев 20, 14:55 (12 мес. назад)     Ответ с цитатой

Если бы у рыб была шерсть, в ней бы были блохи.
Болезнь ума - искать объяснения, а не прямой опыт.

Возьмите один из начальных коанов и смотрите в его ситуацию. Кто задается этим вопросом? Что делает ум искренне задающим этот вопрос? Что в нем по настоящему не знает и фокусируется на пристальном исследовании? Какие мотивы связывают этот коан в один узел? Без какого мотива ситуация игнорируется? Без какого мотива ситуация развязывается?

Работа с коаном не рассудочна. Не надо моделировать. Нужно смотреть прямо в саму потребность ума размышлять. Нужно смотреть как ум приступает к вопросу и как отступается от него.

Практика коана это квинтэссенция индивидуальной тренировки и проверки учителем результатов тренировки.

Только удерживая вопрос коана в уме запускается трансформация ума коаном. Это словно стрелка компаса в густом ночном лесу. Снова и снова показывает напраление. Даже просто повторяя коан как мантру Вы обрезаете попытки рассудка избавиться от непрерывного сосредоточения. Даже если бы коан был только мантрой, это уже возвращало ум в правильную исходную точку. Но коан еще и  кодирует правильную функцию и правильное отношение, которые прозреваются вдруг, спонтанно, с устойчивым преодолением машинальных блужданий рассудка. И тогда - бум! Ситуация ясна. Что к ней ведет? Что в ней удерживает? Что из нее освобождает?

_________________
Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.


Ответы на этот пост: Secario
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Росс
Гость





527466СообщениеДобавлено: Чт 06 Фев 20, 15:46 (12 мес. назад)     Ответ с цитатой

Инсайт, Фикус, это слишком узкое психологическое понятие для описания полной сущности работы коана. Хотя, конечно, можно и сатори, боддхи, то есть решение коана назвать инсайтом. Но инсайт предполагает пребывание и эволюции в двойственном континууме. А коан переворачивает любую картину мира. Т.н. Чистое сознание не имеет субъекта просветления и его объекта. Это дхармата, которая не может иметь аналогов и неизвестна земной цивилизации. Хотя, конечно, исключения и тут бывают. Smile
Наверх
Историк
Фикус, Горсть листьев


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 22464

527485СообщениеДобавлено: Чт 06 Фев 20, 18:11 (12 мес. назад)     Ответ с цитатой

Как приятно, что первыми свои соображения высказали именно вы - не обманули моих предположений. Smile
Инсайт - это именно, что происходит, когда вы правильно работаете с коаном. А что такое инсайт в научном смысле, доходчиво объясняет специалист на видео.

_________________
восприятие без желания -
очищенное, чистое, безопасное
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Won Soeng
БТР


Зарегистрирован: 14.07.2006
Суждений: 14033
Откуда: Королев

527495СообщениеДобавлено: Чт 06 Фев 20, 19:31 (12 мес. назад)     Ответ с цитатой

Это как раз то, что я сказал в анекдоте. Зачем вводить слово инсайт и объяснять его, если каждый человек знаком с тем, что происходит и есть гораздо более простые бытовые примеры.

Например, на столе лежит много предметов и Вы ищете зажигалку. Смотрите, смотрите, смотрите. Не гадаете, по какому принципу разложены предметы, не пытаетесь придумать модель. Просто распознаете каждый предмет, пока не найдете зажигалку. И после этого Вам уже не нужно ее искать. Вы видите ее сразу. Чем чаще Вы это делаете, тем лучше Ваша способность находить предметы среди других.

Так же как люди тренируют слух, все лучше распознавая речь друг друга среди шума. Сначала это сложно, потом проще и проще, пока осознание шумов полностью не прекращается. Возникает свобода ума от шума, нужно специальное усилие, чтобы его услышать, чтобы вслушаться в шум. И чем привычнее фильтр, тем сложнее осознать даже просто присутствие этого шума.

Проблема объяснений в том, что они могут объяснять одно через другое, что тоже требует объяснения.

Коан же просто работает, даже без каких-либо объяснений. Интенсивность работы коана определяется только сосредоточением на вопросе коана. Чем оно интенсивнее и непрерывнее, тем быстрее коан трансформирует ум.

Болезнь мышления нужно лечить лекарством мышления. Но лекарство мышления только освобождает ум на время от болезни и оставляет силы и время на правильное сосредоточение внимания.

Есть очень хорошее лекарство мышления. Палка мастера. Мгновенно останавливает мышление. Боль - очень хороший мастер. Моментальный. Сразу - правильная исходная точка. Но затем сразу и снова - болезнь мышления. Поэтому нужно учиться в правильной исходной точке правильной функции и правильному отношению.

Когда Вы этому научились - просто применяете это снова, уже не нуждаясь в лекарстве. Вам знакома исходная точка, сразу же - вот она. И в ней, сразу же - правильная функция и отношения.

Но пока этого правильного образа еще нет, пока все это еще только размышления и сомнения, только - только слова. Тогда коан трансформирует ум в незнакомом и неизвестном направлении и неясно, ну, что там будет, когда уже?

А после того, как раскрылось несколько простых коанов, возникает образ (нимитта) правильного сосредоточения. И тогда уже интуитивно ясно, что делать с коаном. Мышление может сопровождать работу с коаном фоном, но Вы уже не будете придавать ему значения, Вы уже знаете, что это только эхо прозрений, попытка их осмыслить, оправдать, рационализировать. Так же как откусив экзотический фрукт Вы уже знаете фрукт, а мышление начинает искать ему сходства, различия, структуру, особенности.  И Вы знаете, что если кому-то воспроизвести все эти движения мысли, они не восстановят у него вкус в восприятии.

_________________
Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Росс
Гость





527512СообщениеДобавлено: Чт 06 Фев 20, 21:03 (12 мес. назад)     Ответ с цитатой

Извините, Фикус, меня, что я встрял тут и обидел вас вместе с вашей психологией. Ну таки ж - буддийский сайт, а не фрейдистский. Вы задали вопрос - я ответил. Но вы должны понять, что любые, все без исключения психологические концепции и термины - это ещё не Дхарма. Это ещё и всегла- самсара. Very Happy

Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Историк
Фикус, Горсть листьев


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 22464

527515СообщениеДобавлено: Чт 06 Фев 20, 21:16 (12 мес. назад)     Ответ с цитатой

Росс пишет:
Извините, Фикус, меня, что я встрял тут и обидел вас вместе с вашей психологией. Ну таки ж - буддийский сайт, а не фрейдистский. Вы задали вопрос - я ответил. Но вы должны понять, что любые, все без исключения психологические концепции и термины - это ещё не Дхарма. Это ещё и всегла- самсара. Very Happy
Безусловно. Психология - оно, конечно же, про то, как лучше обустроить собственную самсарку. Однако, пока не видишь, что курица - тоже птица, то и женщина не человек. Wink А когда видишь, то даже камни и сосны учат Дхарме.
_________________
восприятие без желания -
очищенное, чистое, безопасное


Последний раз редактировалось: Историк (Чт 06 Фев 20, 21:23), всего редактировалось 1 раз
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Историк
Фикус, Горсть листьев


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 22464

527516СообщениеДобавлено: Чт 06 Фев 20, 21:17 (12 мес. назад)     Ответ с цитатой

Won Soeng
Всё верно. Меня лишь удивляет, с каким упрямством вы не хотите замечать того, что мне видится очевидным. Smile

_________________
восприятие без желания -
очищенное, чистое, безопасное


Ответы на этот пост: Won Soeng
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Росс
Гость





527530СообщениеДобавлено: Чт 06 Фев 20, 22:24 (12 мес. назад)     Ответ с цитатой

Если бы камни и сосны учили Дхарме - нафиг тогда медитация-чань?

Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Историк
Фикус, Горсть листьев


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 22464

527531СообщениеДобавлено: Чт 06 Фев 20, 22:40 (12 мес. назад)     Ответ с цитатой

Росс пишет:
Если бы камни и сосны учили Дхарме - нафиг тогда медитация-чань?
Если бы камни и сосны не учили Дхарме, откуда бы тогда взялась медитация чань?
_________________
восприятие без желания -
очищенное, чистое, безопасное


Ответы на этот пост: Дмитрий С, Ктото
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Росс
Гость





527544СообщениеДобавлено: Пт 07 Фев 20, 01:47 (12 мес. назад)     Ответ с цитатой

Тебе бы, Фикус, полезен был бы коан в духе Джао-Джоу:" Учат ли камни и сосны Дхарме? Нет!". Иначе ты будешь искать чань в камнях и соснах и только потеряешь время.

Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Историк
Фикус, Горсть листьев


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 22464

527548СообщениеДобавлено: Пт 07 Фев 20, 07:16 (12 мес. назад)     Ответ с цитатой

Росс пишет:
Тебе бы, Фикус, полезен был бы коан в духе Джао-Джоу:" Учат ли камни и сосны Дхарме? Нет!". Иначе ты будешь искать чань в камнях и соснах и только потеряешь время.
"Если бы что-то в духе чего-то" - слишком большая неопределённость для того, кто утверждает, что перевернул чашку.
_________________
восприятие без желания -
очищенное, чистое, безопасное
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
миг 37-
Гость


Откуда: Barnaul


527560СообщениеДобавлено: Пт 07 Фев 20, 10:58 (12 мес. назад)     Ответ с цитатой

В камнях находящихся на невидимой стороне луны можно искать чань, он там по-любому есть.
Наверх
4eJIOBEK



Зарегистрирован: 15.01.2019
Суждений: 1374

527562СообщениеДобавлено: Пт 07 Фев 20, 11:08 (12 мес. назад)     Ответ с цитатой

Учат ли сосны дхарме?Ну листья же учат,несмотря на то что всего горсть,так почему бы соснам не учить.Камни?Тут мнения разделились,хотя бтр вот учит,почему бы камням не учить.Но это смотря какой бтр.Бтр 60\70\80?
_________________
Азъ Есмь/Это не я.(Но это не точно)
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Росс
Гость





527572СообщениеДобавлено: Пт 07 Фев 20, 12:36 (12 мес. назад)     Ответ с цитатой

Работа коана, Фикус, довольно подробно описана у разных чаньцев времён Чжао Джоу. Наверное они есть и в сети. Психология конечно могла бы описать это дело, но ведь она не признаёт недвойственность основы сознания, когда оно выходит за пределы бытия и не бытия. Практик коана перед решающим прорывом подобен умершему или сошедшему с ума. Личностные настройки, все рефлексы с инстинктами не отпускают и борятся с сосредоточенной волей отрешения=нецепляния и непрерывностью энергии вопрошения. Скандхи упускают, теряют своего владельца. Процесс этот очень тяжёл. Но заканчивается взрывом очищения. Сознание-шуньята открывается в своей нефиксируемой сущности и ты по настоящему рождаешься счастливым, умиротворённым и бессмертным. Приблизительно так у них и описывается действие коана.

Ответы на этот пост: Горсть листьев, миг 37-
Наверх
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дальневосточный буддизм Часовой пояс: GMT + 4
Страницы 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48  След.
Страница 1 из 48
Быстрый ответ
Имя
Редактирование
Сообщение
 

 
Перейти:  
Вам можно начинать темы
Вам можно отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.043 (0.623) u0.038 s0.001, 18 0.005 [263/0]