Без всякой махаяны, в тхераваде есть нерожденное, есть вечное, это элемент ниббана, дхамма. То есть - воспринимаемое, различимое явление. И не надо его мистифицировать. Превращать во что-то абстрактное, косвенное, условное.
Ниббана как негативный феномен рвёт мозг, конечно. И я не знаю честно, до чего ещё нужно договориться в рамках унылой европейской силлогистики, чтобы понять, что этот способ рассмотрения не очень подходит.
Вот, Антарадхана убежден, что ниббана это бхава ниродха. То есть не отдельная, различимая дхамма, а всего лишь прекращение бхава. Помимо того, что это довольно фантазийное представление о дхаммах (проще говоря - там нет вообще никакого представления о дхаммах), так это еще и очень непрактичное представление. То есть ни малейшего стремления рассмотреть патичча самуппада.
Как раз внимательное рассмотрение патиччасамуппады, приводит к пониманию, что ниббана - это прекращение существования. С прекращением причин, прекращаются следствия. Прекращение, угасание - реально, вечно и познаваемо при жизни.
Без всякой махаяны, в тхераваде есть нерожденное, есть вечное, это элемент ниббана, дхамма. То есть - воспринимаемое, различимое явление. И не надо его мистифицировать. Превращать во что-то абстрактное, косвенное, условное.
Ты говорил, что сознание вечно, а не что ниббана вечна. В ПК Сознание НЕ равно Ниббана.
Ниббана - вечна... есть нерожденное, есть вечное, это элемент ниббана, дхамма. То есть - воспринимаемое, различимое явление. И не надо его мистифицировать. Превращать во что-то абстрактное, косвенное, условное.
Ниббана дхамма - (ануппада апатичча) ничча дхамма. То есть, если проще по-русски (ну, почти по-русски): Нирвана - дхарма (корень, коренной смысл) Вечности. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Без всякой махаяны, в тхераваде есть нерожденное, есть вечное, это элемент ниббана, дхамма. То есть - воспринимаемое, различимое явление. И не надо его мистифицировать. Превращать во что-то абстрактное, косвенное, условное.
Ниббана как негативный феномен рвёт мозг, конечно. И я не знаю честно, до чего ещё нужно договориться в рамках унылой европейской силлогистики, чтобы понять, что этот способ рассмотрения не очень подходит.
Вполне подходит. В унылой европейской силлогистике даже сложилось два способа понимания нирваны - negative / positive nirvana. Принято считать, что первое - прерогатива тхеравадинского учения. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Вот, Антарадхана убежден, что ниббана это бхава ниродха. То есть не отдельная, различимая дхамма, а всего лишь прекращение бхава. Помимо того, что это довольно фантазийное представление о дхаммах (проще говоря - там нет вообще никакого представления о дхаммах), так это еще и очень непрактичное представление. То есть ни малейшего стремления рассмотреть патичча самуппада.
Как раз внимательное рассмотрение патиччасамуппады, приводит к пониманию, что ниббана - это прекращение существования. С прекращением причин, прекращаются следствия. Прекращение, угасание - реально, вечно и познаваемо при жизни.
Ниббана это условие для прекращения влечений. Опираясь на ниббану арахант обнаруживает прекращение всех влечений. Ниббана - это методическое явление. Это не самоцель.
В общем и целом у Вас нет большой ошибки я уже много раз об этом писал. Гораздо большую ошибку делают те, кто пытаются представлять в ниббане какое-то существование.
Но общая ошибка и Вас и Ваших противников в представлении некоего времени, как чего-то метафизического (вне восприятия). Так же Вы метафизически, вне восприятия рассматриваете рупа.
Попробуйте все же ответить на мой вопрос о ккхандхах другого человека. Как по Вашему, совокупности людей раздельны или соединены? На этот вопрос есть тривиальный ответ, прямая истина. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Последний раз редактировалось: Won Soeng (Сб 22 Фев 20, 00:05), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: Горсть листьев, Antaradhana
Стремление к существованию - это корень страдания, а стремление к несуществованию ведет к ниббане
Ох, если бы это было так просто, коллега!
Я же еще раз говорю Вам, что Вы смотрите на реальность лишь с одной точки зрения.
В суттах ясно сказано, что и стремление к существованию, и стремление к несуществованию ведут к страданиям.
Представьте, что человека бросила любимая, и он в стремлении прекратить сердечные муки прыгает с крыши небоскреба. Он что, к существованию стремился?
Вот не надо прыгать с крыши! А надо освободиться от привязанности. Тогда наступит облегчение (весьма приятное чувство).
Таким образом, угасание - это в данном случае освобождение от привязанности к девушке, а не прыжок с крыши.
О чем вы говорите? Причем тут прыжок с крыши?
Речь о стремлении к прекращению страдательного бытия, через духовную практику.
Оно может быть с подразумеванием уничтожающейся самости: "я исчезну и меня больше не будет", но даже такое самостное воззрение Будда называл высшим среди внешних учений:
"Монахи, среди [всех] спекулятивных воззрений, которых придерживаются люди, внешние [по отношению к Учению Будды], вот какое является наивысшим: «Я мог бы не быть, этого могло бы не быть у меня. Меня не будет, [и] этого не будет у меня». [И почему?]. Потому что можно ожидать в отношении того, кто придерживается такого воззрения, что он не будет [оставаться] не испуганным существованием, и что не будет напуган прекращением существования".
Или в МН 60, Будда говорит, о тех отшельниках, кто полагает прекращение существования и не полагает его:
"Есть некоторые жрецы и отшельники, которые придерживаются такой доктрины, имеют такие воззрения: «Нет абсолютного прекращения существования». Некоторые жрецы и отшельники, напрямую противореча этим жрецам и отшельникам, говорят так: «Есть абсолютное прекращение существования».
Как вы считаете, домохозяева? Не говорят ли эти жрецы и отшельники полностью противоположные вещи?»
«Да, Господин».
«Поэтому проницательный человек рассуждает так: «Что касается [утверждения] тех почтенных жрецов и отшельников, которые придерживаются такой доктрины, имеют такие воззрения: «Нет абсолютного прекращения существования» – то я этого не видел. Что касается [утверждения] тех почтенных жрецов и отшельников, которые придерживаются такой доктрины, имеют такие воззрения: «Есть абсолютное прекращение существования» – то я этого не познал. Если я, не зная и не видя, принял бы одну из сторон и заявил: «Только это правда, а остальное ерунда» – то это было бы неподобающим для меня.
Что касается тех почтенных жрецов и отшельников, которые придерживаются такой доктрины, имеют такие воззрения: «Нет абсолютного прекращения существования» – то если это их утверждение правдиво, то есть спасительная возможность, что я перерожусь среди созданных-из-восприятия божеств бесформенного мира. Что касается тех почтенных жрецов и отшельников, которые придерживаются такой доктрины, имеют такие воззрения: «Есть абсолютное прекращение существования» – то если это их утверждение правдиво, то есть спасительная возможность, что я достигну ниббаны здесь и сейчас.
Что касается тех почтенных жрецов и отшельников, которые придерживаются такой доктрины, имеют такие воззрения: «Нет абсолютного прекращения существования» – то это их воззрение граничит с жаждой, граничит с путами, граничит с пристрастием, граничит с удержанием, граничит с цеплянием.
Что касается тех почтенных жрецов и отшельников, которые придерживаются такой доктрины, имеют такие воззрения: «Есть абсолютное прекращение существования» – то это их воззрение граничит с отсутствием жажды, граничит с отсутствием пут, граничит с отсутствием пристрастия, граничит с отсутствием удержания, граничит с отсутствием цепляния».
Рассуждая так, он практикует ради устранения очарованности по отношению к существованию, ради бесстрастия по отношению к существованию, ради прекращения существования".
А буддийское воззрение отличается бессамостной формой: совокупности исчезнут, и не будет формы, ощущений, восприятия, умственных конструкций, сознания, все это прекратится.
Т.е. формулу: «Я мог бы не быть, этого могло бы не быть у меня. Меня не будет, [и] этого не будет у меня», Будда заменяет на формулу: «Этого могло бы не быть, и этого могло бы не быть у меня. Этого не будет, и этого не будет у меня. Я отбрасываю то, что существует, то, что возникло». Перевод немного кривоват. Но комментарий четко проводит разницу, что в первом случае полагается прекращение страдательного Я, а во втором - прекращение страдательных, безличных совокупностей: формы, ощущений, восприятия, умственных конструкций, сознания, которые прекращаются без остатка.
Также посмотрите СН 22.55 и АН 7.55.
Последний раз редактировалось: Antaradhana (Сб 22 Фев 20, 00:09), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: Won Soeng, Горсть листьев, Дмитрий С
пространство рассматривают в тхераваде как отсутвие физических объектов. почему бы ниббану не рассматривать как отсутвие ментальных?
Есть такая сфера, даже две. Сфера "ничего нет" и сфера "ни восприятия ни невосприятия". И они - не ниббана. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы