Овладение первой джханой - это высочайшее достижение, сверхчеловеческое, труднодостижимое.
.....
В рамках Восьмеричного Пути Арьев, джхану реализуют уже имея плод сотаппаны, поэтому устойчивая джхана, быстро приводит к плоду анагами.
А где про это сказано в каноне, что сложно? Вы блистательный знаток канона, могли бы цитатку привести. Ценность плода никак не связана со сложностю его получения, если уже родился человеком. Будда очень подробно писал (в смысле, в писании есть), что даже архатом можно стать за 7 жизней... 7 лет... 7 дней - короче, вообще лучше не думать о том, долго это или нет, вы даже не знаете насколько вы прошли путь и какая часть позади. До архатства рукой подать. Но вы думаете что это долго, учите других дооооолго! А чему учите? Учите унынию. Говорите что даже первый плод - доооолго, хотя Будда считал что плод обретают почти все кому он и его учение симпатичны (сутта ищется по фразе про великие саловые деревья). А попробуйте так: плод сотаппаны - это легко, прочитал дхарму, понравилось, принял - легко! Джханы - это легко. Сел, расслабился, отключился - легко! Даже более высокие плоды - это легко. Но у вас зачем-то установка на сложность, при том что она вообще никак каноном не подтверждается, равно как в каноне не говорится ни разу что 1-я джхана требует заметных усилий. Может, вы доверяете Будде ещё меньше моего?
Бывает так, Маханама, когда человек даже не имеет непоколебимой веры в Будду… Дхамму… Сангху. Он не продвигается легко и быстро в совершенствовании мудрости и не достигает освобождения. Но у него есть следующие качества: качество веры, качество усердия, качество осознанности, качество сосредоточения, качество мудрости, и у него есть доверие и симпатия к Татхагате. Этот человек также не направляется в мир голодных духов, к падению, к порочному пути, скорбным уделам.
Запомните какого это тёплое и радоствное чувство в груди, и потом просто генерируйте его без объекта, просто генерируйте метту у вас в сердце
Это хорошее сообщение, вы очень точно описали по крайней мере о чём идёт речь, а значит вероятно что вы это умеете практиковать сами. Речь именно о метте без объекта - такую метту не обязательно даже на кого-то направлять.
Тем не менее, по остальным вопросам (про гопов и щедрость) я не до конца готов разделить вашу точку зрения, но не о них речь.
Цитата:
у вас получается что Джана йто и есть плод, и что без плода сотапанны джану нельзя реализовать
Antaradhana не считает джхану полезной в получении первого из плодов, а без плодов считает её баловством. Также Antaradhana не верит в то, что здесь есть те, кто получил этот плод. Учитывая что говорю за другого человека, это ессно ИМХО чистой воды. _________________ Это сообщение будет неодобрено Antaradhana.
Бродит дурачок по лесу, ищет дурачок глупее меня.
Уже писал в нескольких темах, на сотнях страниц, не хочу повторяться. Вкратце: для первой джханы нужно очень хорошо очистить ум, прежде всего от страсти к чувственным удовольствиям и от неблагих состояний, основанных на досе. В этой теме тоже писал, на примере развития безграничной метты (освобождении ума доброжелательностью).
Цитата:
До архатства рукой подать.
До плода Араханта, рукой подать сотапанне, реализовавшему доверие к словам Будды без сомнений, понимание Дхаммы, и вытекающее из этого понимания благое поведение. И то, это "рукой подать" до семи жизней может растянуться. Причем часть этих жизней может быть в мирах дэвов, где жизненные сроки огромны, в т.ч. в Чистых Обителях, где жизненные сроки от 1000 до 16000 махакапп (циклов существования мира).
это "рукой подать" до семи жизней может растянуться
Может-может-может-может. Всё может. Сколько времени может понадобиться чтобы сменить перегоревшую лампочку? Может и 10 лет, если положить на это дело прибор и лампочку не менять. Но это не значит, что это сложно. Это бывает долго не потому что сложно, а потому что вообще ничего не делается. В райских мирах нет мотивации что-то менять, потому оно долго. В аду вообще не до мудрости. За какое время обычный среднестатистический человек освоит учение Будды? Да ни за какое, он его в глаза не видел и даже 4БИ ни разу не прочитал, даже в вики, и потребности читать не ощущает. Вот потому и долго - не потому что сложно, а потому что вообще нет движухи, от слова "совсем".
Уже писал в нескольких темах, на сотнях страниц, не хочу повторяться. Вкратце: для первой джханы нужно очень хорошо очистить ум, прежде всего от страсти к чувственным удовольствиям и от неблагих состояний, основанных на досе.
Вопрос не в том, как это сделать, а в том почему это считаете сложным хоть на какое-то время отстраниться и хоть на какое-то время зайти в джхану. _________________ Это сообщение будет неодобрено Antaradhana.
Бродит дурачок по лесу, ищет дурачок глупее меня.
Вопрос не в том, как это сделать, а в том почему это считаете сложным хоть на какое-то время отстраниться и хоть на какое-то время зайти в джхану.
Потому что, просто не думать/забыть об этих помехах на некоторое время - не поможет войти в джхану. Нужно изменить умственные конструкции на очень глубоком уровне, очистив ум от позывов чувственной страсти и неблагих устремлений. Я же писал на предыдущей странице:
Овладение первой джханой - это высочайшее достижение, сверхчеловеческое, труднодостижимое. Помехи устраняются специальными практиками, ум очищается от помех, чтобы джхана стала доступна. Это сейчас пошла тенденция примитивизировать, вульгаризировать джхану, типа отбросил по быстрому помехи - вошел, потом вышел - помехи вернулись, неблагие состояния вернулись. К сожалению, такой примитивизацией занимаются даже некоторые буддийские учителя.
Сейчас я объясню, почему джханы без арийских плодов, являются непостоянными.
Сами джханы, и у обычных существ, и у Арьев - одинаковые, но Арья, достигший джханы, достигает плода анагами, либо в этой самой жизни, либо в следующей жизни в мире брахм, и уже не возвращается в этот мир за счет плода мудрости, а не за счет джханы. Обычное существо, реализовавшее устойчивую джхану, рождается в мире брахм (соответствующем достигнутой джханы), но если оно не реализовало арийскую мудрость, то по окончанию жизненного срока там, возвращается в кама-локу, к чувственным удовольствиям и недоброжелательности, которыми обусловлены существа этих миров (см. АН 4.123). В вульгарном понимании джханы, она непостоянная, потому что якобы существо очищает ум от помех, только пребывая в данном сосредоточении, но тут же теряет эту чистоту, когда выходит из этого сосредоточения.
P.S. Зачем по вашему монахи (которые, между прочим правила Патимоккхи соблюдают, включая целибат), практикуют медитации-противоядия для устранения ниваран, причем иногда довольно продолжительное время (асубха-бхавану, против чувственной страсти и метта-бхавану, против недоброжелательности к кому-бы то ни было). Если было бы достаточно просто перевести на время внимание на другие вещи или временно отстраниться (что происходит в медитации практически всегда), то все медитирующие бы поголовно в джханы входили. Но нет, нужно пресечь страстные желания в уме (изменив их на отвращение или полное безразличие к телу и телесным утехам), а также пресечь возникновение недоброжелательности в уме (развив метту ко всем живым существам (см. пример с пилой)), и сделать это нужно не на день или неделю, а по жизни, вот когда эти состояния перестанут возникать в уме, а также будут преодолены упакилесы, вот тогда человек может войти в первую джхану, а затем научиться мгновенно входить в нее по желанию в любое время.
P.P.S. Также джхана уничтожает килесы, связанные с рага и доса, но соответствующие скрытые склонности (анусая) и корни килес (асавы), только сильно подавляются, но не уничтожаются (они уничтожаются арийскими знаниями), поэтому брахмы не-арьи и ниспадают в кама-локу, по окончанию жизненного срока в рупа-локе, и поэтому не достигший плода анагами, потенциально может отпасть от джхан и в этой самой жизни, если килесы снова прорастут. У тибетских учителей встречал высказывания, что даже одна мысль, напитанная страстным желанием или злонамеренностью, может привести к потере джханы на очень долгий срок.
Зарегистрирован: 09.03.2019 Суждений: 315 Откуда: Калининград
№513289Добавлено: Пн 04 Ноя 19, 22:53 (5 лет тому назад)
Antaradhana
Цитата:
Потому что, просто не думать/забыть об этих помехах на некоторое время - не поможет войти в джхану. Нужно изменить умственные конструкции на очень глубоком уровне, очистив ум от позывов чувственной страсти и неблагих устремлений.
Вы хотите сказать, что Сиддхартха Гаутама будучи мальчиком не входил в первую джхану согласно сутте, или он еще будучи мальчиком полностью отбросил на всю жизнь все чувственные удовольствия и препятствия? _________________ один шаг до горизонта
Вы хотите сказать, что Сиддхартха Гаутама будучи мальчиком не входил в первую джхану согласно сутте, или он еще будучи мальчиком полностью отбросил на всю жизнь все чувственные удовольствия и препятствия?
У него с рождения в уме никогда не возникало злобы, недоброжелательности и жадности (свойство бодхисатты), а чувственной похоти, маленькие, неполовозрелые дети еще не имеют.
Вы хотите сказать, что Сиддхартха Гаутама будучи мальчиком не входил в первую джхану согласно сутте, или он еще будучи мальчиком полностью отбросил на всю жизнь все чувственные удовольствия и препятствия?
У него с рождения в уме никогда не возникало злобы, недоброжелательности и жадности (свойство бодхисатты), а чувственной похоти, маленькие, неполовозрелые дети еще не имеют.
Потенциальные (скрытые) клёши не препятствуют дхьянам? _________________ Буддизм чистой воды
То есть у него с рождения на 100%, всю жизнь, никогда не возникало злобы и недоброжелательности и жадности?
В традиции так считается. Вы можете привести канонический пример обратного?
Цитата:
Так Вы сами писали, что с достижением первой джханы чувственная похоть не возникнет всю жизнь?
Читайте внимательно, несколькими постами выше, я пишу, что возможно отпадение от джханы, если в уме возникнут страстные или недоброжелательные мысли (или жадность, к слову). Вот бодисатта и отпал от джханы на долгие годы, в которые он наслаждался чувственными удовольствиями. А затем после отбрасывания, отречения от чувственных удовольствий, снова смог достичь джхан.
Самофикс: скрытая склонность к воззрениям и скрытая склонность к сомнению - отбрасываются сотапанной; скрытая склонность к чувственной жажде и скрытая склонность к отвращению - отбрасываются анагами; скрытая склонность к самомнению, скрытая склонность к жажде, скрытая склонность к существованию и скрытая склонность к невежеству - отбрасываются Арахантом.
Асава чувственности отбрасывается анагами; асавы существования и невежества - отбрасываются Арахантом.
Арахант обретает прямое знание прекращения всех асав.
То есть, для дхьяны достаточно, чтобы не было активной клеши, а не того, чтобы ее не было вообще, даже скрытой.
Еще раз: нет такого понятия в суттах, как неактивная килеса. Анусая - это лишь скрытая склонность к омрачениям. Сами омрачения подавленны у дхьянина. А не то, что у него нет килес, только во время пребывания в джхановом сосредоточении, а по выходу снова возникают, по причине выхода из джханы.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы