№480266Добавлено: Сб 04 Май 19, 09:48 (6 лет тому назад)
Нама-рупа - здесь рупа не обязательно означает материю. Скорее рупа означает некую способность к восприятию материи, в результате которого воспринимаемое интерпретируется как материя, причем эта материя имеет ту форму, к восприятию которой есть предрасположенность.
Если рассматривать объективно, мы с животными разделяем один и тот же материальный мир. Если рассматривать субъективно - материальный мир многих животных весьма отличается от нашего материального мира. К примеру, мы не можем представить (по крайней мере, я не могу), какую "картинку" и представление о мире получает акула с помощью электрорецепторов.
Вполне возможно, что существа рупа- и арупа-лок объективно живут в том же мире, что и мы, но благодаря иной рупе они воспринимают этот мир настолько иначе, что по сути живут в других мирах. К примеру, эти существа могут представлять собой какие-то полевые формы жизни, о которых говорят эзотерики. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
А разница такова. Тантры полагают неделимые сознание-материю - они проявляются и как ветер, и как сознание. Нечто типа джайнского панпсихизма. А праманавартика и пр. - у них явный дуализм сознания и материи, причем его разрешают, вообще исключая материю из рассмотрения, как нечто сфантазированное.
кажется, вы малость подогнали под свои представления. у тантрических лам зачастую материя вообще иллюзия, мало чем отличающаяся от форм во сне. но я не отрицаю, что некоторые тантро_тексты возможно дают такую идею увидеть.
опять таки все зависит от того как читать текст - буквально или прагматически. йогачара_вед люстхаус в йогачаре видит несколько иное, чем вы, наверно.
упомяну тхер. у них противопоставления нет, но есть различение по функциям. а так это единый взаимо_обуславливающий комплекс. _________________ सर्वधर्मशून्यता
Последний раз редактировалось: Android (Сб 04 Май 19, 10:32), всего редактировалось 1 раз
Тут есть простой аргумент за - человек напрямую не знает ничего, кроме сознания. Материя постигается уже опосредованно, через сознание.
Да, это сильный аргумент. Для меня это наиболее сильный аргумент в пользу идеализма.
Да только ведет он вникуда. Но это неважно. Мы все умрем.
он ведет к определенным реакциям на стимулы из_вне, которые рассматриваются больше не как что-то внешнее (но не отрицается), а больше внутреннее. это помогает эффективнее работать со своим внутренним миром. мне кажется, в этом вся задача йогачарских поисков, а вовсе не создание доктрины на подобие "учение маркса - вечно, потому что оно верно". а так да, мы все умрем, но восприятие смерти будет отличаться у каждого. _________________ सर्वधर्मशून्यता
Последний раз редактировалось: Android (Сб 04 Май 19, 10:30), всего редактировалось 1 раз
Нама-рупа - здесь рупа не обязательно означает материю. Скорее рупа означает некую способность к восприятию материи, в результате которого воспринимаемое интерпретируется как материя, причем эта материя имеет ту форму, к восприятию которой есть предрасположенность.
Если рассматривать объективно, мы с животными разделяем один и тот же материальный мир. Если рассматривать субъективно - материальный мир многих животных весьма отличается от нашего материального мира. К примеру, мы не можем представить (по крайней мере, я не могу), какую "картинку" и представление о мире получает акула с помощью электрорецепторов.
Вполне возможно, что существа рупа- и арупа-лок объективно живут в том же мире, что и мы, но благодаря иной рупе они воспринимают этот мир настолько иначе, что по сути живут в других мирах. К примеру, эти существа могут представлять собой какие-то полевые формы жизни, о которых говорят эзотерики.
так то да. рупа - это не материя материалистов. также как земля или огонь - это не натурфилософский элемент, а твердость и температура, воспринимаемые органом чувств. мне кажется, взяты из местной философии чисто для медитативной практики различения элементов. _________________ सर्वधर्मशून्यता
Материя. Есть внутренние 4 элемента и внешние 4 элемента.
"«Рахула, всё внутреннее, принадлежащее себе, являющееся твёрдым, затвердевевшим, удерживаемое цеплянием, то есть: волосы на голове, волосы на теле, ногти, зубы, кожа, плоть, сухожилия, кости, костный мозг, почки, сердце, печень, диафрагма, селезёнка, лёгкие, толстые кишки, тонкие кишки, содержимое желудка, фекалии, или что-либо иное внутреннее, принадлежащее себе, являющееся твёрдым, затвердевевшим, удерживаемое цеплянием – это называется внутренним элементом земли. И внутренний и внешний элементы земли – это просто лишь элемент земли. И его следует видеть правильной мудростью в соответствии с действительностью: «Это не моё, я не таков, это не моё «я». Когда кто-либо видит его в соответствии с действительностью правильной мудростью, то он становится разочарованным по отношению к элементу земли и делает ум беспристрастным по отношению к элементу земли.
Рахула, и что такое элемент воды? Элемент воды может быть либо внутренним, либо внешним. И что такое внутренний элемент воды? Всё внутреннее, принадлежащее себе, являющееся жидким и водянистым, удерживаемое цеплянием, то есть: желчь, мокрота, гной, кровь, пот, жир, слёзы, кожное масло, слюна, слизь, суставная жидкость, моча, или что-либо иное внутреннее, принадлежащее себе, являющееся жидким, водянистым, удерживаемое цеплянием – это называется внутренним элементом воды. И внутренний и внешний элементы воды – это просто лишь элемент воды. И его следует видеть правильной мудростью в соответствии с действительностью: «Это не моё, я не таков, это не моё «я». Когда кто-либо видит в соответствии с действительностью правильной мудростью, то он становится разочарованным по отношению к элементу воды и делает ум беспристрастным по отношению к элементу воды.
Рахула, и что такое элемент огня? Элемент огня может быть либо внутренним, либо внешним. И что такое внутренний элемент огня? Всё внутреннее, принадлежащее себе, являющееся горячим и жгучим, удерживаемое цеплянием, то есть всё то, за счёт чего кто-либо согревается, стареет; всё употреблённое, и то, за счёт чего выпитое, съеденное, употреблённое, распробованное полностью переваривается; или что-либо иное внутреннее, принадлежащее себе, являющееся горячим и жгучим, удерживаемое цеплянием – это называется внутренним элементом огня. И внутренний и внешний элементы огня – это просто лишь элемент огня. И его следует видеть правильной мудростью в соответствии с действительностью: «Это не моё, я не таков, это не моё «я». Когда кто-либо рассматривает его в соответствии с действительностью правильной мудростью, то он становится разочарованным по отношению к элементу огня и делает ум беспристрастным по отношению к элементу огня.
Рахула, и что такое элемент воздуха? Элемент воздуха может быть либо внутренним, либо внешним. И что такое внутренний элемент воздуха? Всё внутреннее, принадлежащее себе, являющееся воздушным и ветреным, удерживаемое цеплянием, то есть: восходящие ветры, нисходящие ветры, ветры в желудке, ветры в кишечнике, ветры, идущие по всем членам тела, вдохи и выдохи, или что-либо иное внутреннее, принадлежащее себе, являющееся воздушным и ветреным, удерживаемое цеплянием – это называется внутренним элементом воздуха. И внутренний и внешний элементы воздуха – это просто лишь элемент воздуха. И его следует видеть правильной мудростью в соответствии с действительностью: «Это не моё, я не таков, это не моё «я». Когда кто-либо рассматривает его в соответствии с действительностью правильной мудростью, то он становится разочарованным по отношению к элементу воздуха и делает ум беспристрастным по отношению к элементу воздуха". МН 62
Внешние элементы - это материя, не входящая в тело: горы, реки, воздух, солнечное тепло, огонь и т.д.
...И приходит время, друзья, когда провоцируется внешний элемент воды, и в это время внешний элемент земли исчезает...
...И приходит время, друзья, когда провоцируется внешний элемент воды, и он смывает деревни, поселения, города, округи и страны. Приходит время, когда вода в великом океане ниспадает на сто лиг, двести лиг, триста, четыреста, пятьсот, шестьсот, семьсот лиг. Приходит время, когда вода в великом океане имеет глубину [длины] семи пальмовых деревьев, шести пальмовых деревьев, пяти, четырёх, трёх, двух, одного пальмового дерева. Приходит время, когда вода в великом океане имеет глубину в семь саженей, шесть саженей, пять, четыре, три, два, в один сажень. Приходит время, когда вода в великом океане имеет глубину в пол саженя, по пояс, по колено, по лодыжку. Приходит время, когда вода в великом океане имеет глубину не больше первой фаланги пальца...
...И приходит время, друзья, когда провоцируется внешний элемент огня, и он пожирает деревни, поселения, города, округи и страны. И затем, подойдя к границе озеленённой территории, к границе дороги, к границе скалистой местности, к границе воды или к буйной растительности, к тщательно орошаемой области – он исчезает из-за недостатка топлива. И приходит время, когда люди пытаются разжечь огонь костью от крыла и обрезками сухожилий...
...И приходит время, друзья, когда провоцируется внешний элемент воздуха, и он сдувает деревни, поселения, города, округа и страны. Приходит время, когда в последний месяц жаркого сезона люди пытаются породить дуновение, используя веер и меха, и даже трава на краю крыши соломенной хижины не колышется... МН 28
Материя. Есть внутренние 4 элемента и внешние 4 элемента.
"«Рахула, всё внутреннее, принадлежащее себе, являющееся твёрдым, затвердевевшим, удерживаемое цеплянием, то есть: волосы на голове, волосы на теле, ногти, зубы, кожа, плоть, сухожилия, кости, костный мозг, почки, сердце, печень, диафрагма, селезёнка, лёгкие, толстые кишки, тонкие кишки, содержимое желудка, фекалии, или что-либо иное внутреннее, принадлежащее себе, являющееся твёрдым, затвердевевшим, удерживаемое цеплянием – это называется внутренним элементом земли. И внутренний и внешний элементы земли – это просто лишь элемент земли. И его следует видеть правильной мудростью в соответствии с действительностью: «Это не моё, я не таков, это не моё «я». Когда кто-либо видит его в соответствии с действительностью правильной мудростью, то он становится разочарованным по отношению к элементу земли и делает ум беспристрастным по отношению к элементу земли.
Рахула, и что такое элемент воды? Элемент воды может быть либо внутренним, либо внешним. И что такое внутренний элемент воды? Всё внутреннее, принадлежащее себе, являющееся жидким и водянистым, удерживаемое цеплянием, то есть: желчь, мокрота, гной, кровь, пот, жир, слёзы, кожное масло, слюна, слизь, суставная жидкость, моча, или что-либо иное внутреннее, принадлежащее себе, являющееся жидким, водянистым, удерживаемое цеплянием – это называется внутренним элементом воды. И внутренний и внешний элементы воды – это просто лишь элемент воды. И его следует видеть правильной мудростью в соответствии с действительностью: «Это не моё, я не таков, это не моё «я». Когда кто-либо видит в соответствии с действительностью правильной мудростью, то он становится разочарованным по отношению к элементу воды и делает ум беспристрастным по отношению к элементу воды.
Рахула, и что такое элемент огня? Элемент огня может быть либо внутренним, либо внешним. И что такое внутренний элемент огня? Всё внутреннее, принадлежащее себе, являющееся горячим и жгучим, удерживаемое цеплянием, то есть всё то, за счёт чего кто-либо согревается, стареет; всё употреблённое, и то, за счёт чего выпитое, съеденное, употреблённое, распробованное полностью переваривается; или что-либо иное внутреннее, принадлежащее себе, являющееся горячим и жгучим, удерживаемое цеплянием – это называется внутренним элементом огня. И внутренний и внешний элементы огня – это просто лишь элемент огня. И его следует видеть правильной мудростью в соответствии с действительностью: «Это не моё, я не таков, это не моё «я». Когда кто-либо рассматривает его в соответствии с действительностью правильной мудростью, то он становится разочарованным по отношению к элементу огня и делает ум беспристрастным по отношению к элементу огня.
Рахула, и что такое элемент воздуха? Элемент воздуха может быть либо внутренним, либо внешним. И что такое внутренний элемент воздуха? Всё внутреннее, принадлежащее себе, являющееся воздушным и ветреным, удерживаемое цеплянием, то есть: восходящие ветры, нисходящие ветры, ветры в желудке, ветры в кишечнике, ветры, идущие по всем членам тела, вдохи и выдохи, или что-либо иное внутреннее, принадлежащее себе, являющееся воздушным и ветреным, удерживаемое цеплянием – это называется внутренним элементом воздуха. И внутренний и внешний элементы воздуха – это просто лишь элемент воздуха. И его следует видеть правильной мудростью в соответствии с действительностью: «Это не моё, я не таков, это не моё «я». Когда кто-либо рассматривает его в соответствии с действительностью правильной мудростью, то он становится разочарованным по отношению к элементу воздуха и делает ум беспристрастным по отношению к элементу воздуха". МН 62
Внешние элементы - это материя, не входящая в тело: горы, реки, воздух, солнечное тепло, огонь и т.д.
...И приходит время, друзья, когда провоцируется внешний элемент воды, и в это время внешний элемент земли исчезает...
...И приходит время, друзья, когда провоцируется внешний элемент воды, и он смывает деревни, поселения, города, округи и страны. Приходит время, когда вода в великом океане ниспадает на сто лиг, двести лиг, триста, четыреста, пятьсот, шестьсот, семьсот лиг. Приходит время, когда вода в великом океане имеет глубину [длины] семи пальмовых деревьев, шести пальмовых деревьев, пяти, четырёх, трёх, двух, одного пальмового дерева. Приходит время, когда вода в великом океане имеет глубину в семь саженей, шесть саженей, пять, четыре, три, два, в один сажень. Приходит время, когда вода в великом океане имеет глубину в пол саженя, по пояс, по колено, по лодыжку. Приходит время, когда вода в великом океане имеет глубину не больше первой фаланги пальца...
...И приходит время, друзья, когда провоцируется внешний элемент огня, и он пожирает деревни, поселения, города, округи и страны. И затем, подойдя к границе озеленённой территории, к границе дороги, к границе скалистой местности, к границе воды или к буйной растительности, к тщательно орошаемой области – он исчезает из-за недостатка топлива. И приходит время, когда люди пытаются разжечь огонь костью от крыла и обрезками сухожилий...
...И приходит время, друзья, когда провоцируется внешний элемент воздуха, и он сдувает деревни, поселения, города, округа и страны. Приходит время, когда в последний месяц жаркого сезона люди пытаются породить дуновение, используя веер и меха, и даже трава на краю крыши соломенной хижины не колышется... МН 28
разные уровни понимания. на бытовом уровне вода - это жидкость. на медитативном - связность. как и земля, огонь и проч.
если приятнее натурфилософское толкование - то вперед, никто не запрещает. _________________ सर्वधर्मशून्यता
разные уровни понимания. на бытовом уровне вода - это жидкость. на медитативном - связность. как и земля, огонь и проч.
если приятнее натурфилософское толкование - то вперед, никто не запрещает.
Свойства материи: твердость, текучесть, движение и тепло - тоже фиксируются "на бытовом" уровне.
Обе сутты, отрывки из которых я привел, как раз являются наставлениями по медитации, где четыре внутренних и внешних элемента материи рассматриваются, как непостоянные, страдательные и т.п., после чего практик разочаровывается в них и теряет к ним привязанность и жажду. Это и в Сатипаттхана и Махасатипаттхана суттах есть.
Да и "материя" там вовсе не материя Ленина, а эмпирическое или сенсорное.
А уж после тезиса, что само сенсорное и есть конечная реальность, рассуждать про материю уже совсем странно.
Думаю, что рупа, это тот вид материальности, к которому может произойти цепляние, на основе которого может возникнуть реакция сознания и на основании которого может существовать ум, - как ум вообще, так и сознание чувственных опор в частности.
Т.е. явно - это энергия, действие, "эффективное". При чем исходящее от материального ощущаемого мира.
Если вы коснетесь сковородки - вам передастся энергия-действие тепла, которая нарушит физическую форму руки, произведет влияние на орган чувства и т.д.
Т.е. будет являться опорой, основанием, поддержанием (дх(а)р.-ма) неких последующих, в особенности ментальных, процессов. Вот это и есть рупа.
Далее, что это - рупа? непосредственный натуральный процесс или некое его отражение в умественном восприятии, его информационный слепок?
Будда рассматривал всю цепочку от рупа до чисто винньяны.
первый этап - сама форма, познаваемая через отражение в уме. Затем контак, т.е. само ощущение через органы чувств. Затем гедоничтическое окрашивание объекта. Затем целостное восприятие (которое скорее идет параллельно со всем предыдущим). и наконец реакция через мышление и намерение.
Можно посмотреть на переживание по разному - как на воображаемый слепок - в данном случае это будет исследование саннья-нимитты, а не рупы. Или же рассмотреть содержание этого восприятие и подняться до распознавания свойств отраженного объекта, через исследование его отражения.
Да, прямого постижения самого объекта нет, рупа дана только в виде отражения. Но то же самое можно сказать и о винньяне и о саннье. Все эти объекты явствуют себя только через отражение: дхамма+ манас+мановинньяна= пхасса=саннья...
Буддизм признает познание не только в виде эмпирическом, но и в виде умозаключения.
Так что заключение о свойствах отражаемого через анализ и синтез отражения возможен и необходим.
Таким образом в одном и том же ощущении есть следы всех слоев отражения, как и сам отражаемый объект. В итоге, изучая так, не остается лазеек для скрытого цепляния. Ведь рассматривая переживание только лишь как отражение, остается скрытое сомнение:"а что там, за этим переживанием, в материальном мире, который отделен от меня непреодолимым барьером сознания-посредника?".
Материя. Есть внутренние 4 элемента и внешние 4 элемента.
"«Рахула, всё внутреннее, принадлежащее себе, являющееся твёрдым, затвердевевшим, удерживаемое цеплянием, то есть: волосы на голове, волосы на теле, ногти, зубы, кожа, плоть, сухожилия, кости, костный мозг, почки, сердце, печень, диафрагма, селезёнка, лёгкие, толстые кишки, тонкие кишки, содержимое желудка, фекалии, или что-либо иное внутреннее, принадлежащее себе, являющееся твёрдым, затвердевевшим, удерживаемое цеплянием – это называется внутренним элементом земли. И внутренний и внешний элементы земли – это просто лишь элемент земли. И его следует видеть правильной мудростью в соответствии с действительностью: «Это не моё, я не таков, это не моё «я». Когда кто-либо видит его в соответствии с действительностью правильной мудростью, то он становится разочарованным по отношению к элементу земли и делает ум беспристрастным по отношению к элементу земли.
Рахула, и что такое элемент воды? Элемент воды может быть либо внутренним, либо внешним. И что такое внутренний элемент воды? Всё внутреннее, принадлежащее себе, являющееся жидким и водянистым, удерживаемое цеплянием, то есть: желчь, мокрота, гной, кровь, пот, жир, слёзы, кожное масло, слюна, слизь, суставная жидкость, моча, или что-либо иное внутреннее, принадлежащее себе, являющееся жидким, водянистым, удерживаемое цеплянием – это называется внутренним элементом воды. И внутренний и внешний элементы воды – это просто лишь элемент воды. И его следует видеть правильной мудростью в соответствии с действительностью: «Это не моё, я не таков, это не моё «я». Когда кто-либо видит в соответствии с действительностью правильной мудростью, то он становится разочарованным по отношению к элементу воды и делает ум беспристрастным по отношению к элементу воды.
Рахула, и что такое элемент огня? Элемент огня может быть либо внутренним, либо внешним. И что такое внутренний элемент огня? Всё внутреннее, принадлежащее себе, являющееся горячим и жгучим, удерживаемое цеплянием, то есть всё то, за счёт чего кто-либо согревается, стареет; всё употреблённое, и то, за счёт чего выпитое, съеденное, употреблённое, распробованное полностью переваривается; или что-либо иное внутреннее, принадлежащее себе, являющееся горячим и жгучим, удерживаемое цеплянием – это называется внутренним элементом огня. И внутренний и внешний элементы огня – это просто лишь элемент огня. И его следует видеть правильной мудростью в соответствии с действительностью: «Это не моё, я не таков, это не моё «я». Когда кто-либо рассматривает его в соответствии с действительностью правильной мудростью, то он становится разочарованным по отношению к элементу огня и делает ум беспристрастным по отношению к элементу огня.
Рахула, и что такое элемент воздуха? Элемент воздуха может быть либо внутренним, либо внешним. И что такое внутренний элемент воздуха? Всё внутреннее, принадлежащее себе, являющееся воздушным и ветреным, удерживаемое цеплянием, то есть: восходящие ветры, нисходящие ветры, ветры в желудке, ветры в кишечнике, ветры, идущие по всем членам тела, вдохи и выдохи, или что-либо иное внутреннее, принадлежащее себе, являющееся воздушным и ветреным, удерживаемое цеплянием – это называется внутренним элементом воздуха. И внутренний и внешний элементы воздуха – это просто лишь элемент воздуха. И его следует видеть правильной мудростью в соответствии с действительностью: «Это не моё, я не таков, это не моё «я». Когда кто-либо рассматривает его в соответствии с действительностью правильной мудростью, то он становится разочарованным по отношению к элементу воздуха и делает ум беспристрастным по отношению к элементу воздуха". МН 62
Внешние элементы - это материя, не входящая в тело: горы, реки, воздух, солнечное тепло, огонь и т.д.
...И приходит время, друзья, когда провоцируется внешний элемент воды, и в это время внешний элемент земли исчезает...
...И приходит время, друзья, когда провоцируется внешний элемент воды, и он смывает деревни, поселения, города, округи и страны. Приходит время, когда вода в великом океане ниспадает на сто лиг, двести лиг, триста, четыреста, пятьсот, шестьсот, семьсот лиг. Приходит время, когда вода в великом океане имеет глубину [длины] семи пальмовых деревьев, шести пальмовых деревьев, пяти, четырёх, трёх, двух, одного пальмового дерева. Приходит время, когда вода в великом океане имеет глубину в семь саженей, шесть саженей, пять, четыре, три, два, в один сажень. Приходит время, когда вода в великом океане имеет глубину в пол саженя, по пояс, по колено, по лодыжку. Приходит время, когда вода в великом океане имеет глубину не больше первой фаланги пальца...
...И приходит время, друзья, когда провоцируется внешний элемент огня, и он пожирает деревни, поселения, города, округи и страны. И затем, подойдя к границе озеленённой территории, к границе дороги, к границе скалистой местности, к границе воды или к буйной растительности, к тщательно орошаемой области – он исчезает из-за недостатка топлива. И приходит время, когда люди пытаются разжечь огонь костью от крыла и обрезками сухожилий...
...И приходит время, друзья, когда провоцируется внешний элемент воздуха, и он сдувает деревни, поселения, города, округа и страны. Приходит время, когда в последний месяц жаркого сезона люди пытаются породить дуновение, используя веер и меха, и даже трава на краю крыши соломенной хижины не колышется... МН 28
разные уровни понимания. на бытовом уровне вода - это жидкость. на медитативном - связность. как и земля, огонь и проч.
если приятнее натурфилософское толкование - то вперед, никто не запрещает.
Не смешивайте абхидхамму сутт и абхидхамму школ (школы... Тхеравада) - это во многом разные подходы и учения.
Подход Абхидхамма-питаки - феноменологический и еще бог знает какой. Оперирующий некими абстрактными качествами-сущностями.
Подход Суттапитаки - функциональный и антиспекулятивный. Выводится за скобки природа дхамм, как и все остальные изыскания о "Я" и "Мире". Берется только самое главное - То, что воспринимается чувством, грубо - объект. И то, на чем основано сознание и тело - аппарат соприкосновения с объектами. Например, думаю, Будда вполне мог рассматривать в рамках материи такие невидимые для глаза феномены как гравитация или гамма излучения. Они невидимы и не-феноменальны, но они вполне могут являтся основанием для сознания и тела, тем самым обуславливать чувство. А значит они актуальны для нашего опыта.
Вся материя рассматривается в рамках обуславливающих связей с чувственным опытом - прямо и опосредствовано.
№480423Добавлено: Сб 04 Май 19, 23:38 (6 лет тому назад)
Античное деление на четыре эллемента было удобно тем, что несло в себе огромный ресурс обобщения и обезличивания материальных объектов.
Любое тело с этого момента можно было рассмотреть как простую группу элементов - процессов горения и тепла, движения и газообразности, жидкости-текучести, твердости-массивности. Что внутри огонь горит - что снаружи огонь горит. и нет в нем неких индвидуальных особенностей. Это абсолютно такой же процесс - что снаружи что внутри. он идентичен до неприличия. Он един и по свойству и по локализации - ведь кругом есть огонь. все как будто охвачено огнем. Просто неравномерна интенсивность его в разных точках пространства, из-за непостоянства самого огня.
Точно также мы можем разобрать сложную картину как всего лишь груду разных оттенков цвета - красного, синего, желтого, черного. длину и высоту. В этом плане картины всех художников единое целое. Безличное, составное, непостоянное, пустое, лишенное красоты.
Вы можете проанализировать тела через таблицу Менделеева или через органику/неорганику. Или еще каким либо способом. Любой анализ такого рода не нарушит истину и будет соотвествовать реальному положению вещей.
Еще одно преимущество градации по четырем простым элементам - их ощутимость, переживаемость здесь и сейчас. Никому не надо доказывать теплоту собственного тела. Явно внутри есть топка. И каждый день мы загружаем в нее горючее. У всех была кровь из ранки. Все вдыхают и выдыхают, ощущая ветер внутри легких и движение мышц. Следует только более тщательно сосредотояится на этих универсальных составляющих и переклюяится с режима "вижу тело и его инвдивидуальные отличия" на режим видения "груды материальных состояний".
Античное деление на четыре эллемента было удобно тем, что несло в себе огромный ресурс обобщения и обезличивания материальных объектов.
Какие именно материальные объекты были обезличены?
Тела, горы, камни, солнце и луна, атмосфера, космос - все, в чем есть пространство, горение-тепло, газ-движение, твердость массивность, жидкое-текучее.
Материя и сознание, в их западном понимании, да и в любом другом, их разделённость или единство - плод действия скандх.
Так скандхи это и есть группы (груды\кучи\снопы) - ума, умственного и материального.
Выделенные и объединённые по определённым признакам. Игнорировать различие умственного и материального - игнорировать сам принцип классификаций по скандхам (а также по айатанам, дхату и по парамартхам).
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы