№461833Добавлено: Вс 16 Дек 18, 18:51 (5 лет тому назад)
Вдогонку по теме: Тхеравада не Хинаяна, т.к. Меттейя, да и Сакъямуни, в прошлом- бодисатты. Как и все Будды прошлого и будущего.
Получаем 2 варианта практикующих:
1) Тхеравадин, который не бодисатта.
2) Тхеравадин, который бодисатта (махаянист, исходя из определения махаяны).
"Хина", "маха" - это определения мотивации. На что здесь обижаться?
"Хина", "маха" - это определения мотивации. На что здесь обижаться?
Тогда вы можете смело и гордо называть себя хинаянистом, не так ли?
Все, буквально каждый может называть вещи своими именами. Если кому-то потребно при этом гордиться и преодолевать выдуманные препятствия (чтобы почувствовать себя смелым)- то такая возможность тоже есть, хотя и немного излишняя.
№461851Добавлено: Вс 16 Дек 18, 19:51 (5 лет тому назад)
1. О слове "хина" здесь уже писали люди, гораздо более меня начитанные в палийских текстах. Но присоединю и своё скромное суждение - ни разу не встречал контекста, в котором слово hīna не имело бы значения "низменный". Допускаю, что такие контексты всё-таки есть - но часто встречающимися или обычными их считать невозможно. Поэтому для приверженцев палийского буддизма термин "хинаяна" не может не звучать несколько оскорбительно. То есть, оскорбительность в нём воспринимается сразу - а вот то, что собеседник, в данном случае, ничего оскорбительного в виду не имел, нужно специально и дополнительно разъяснять.
2. Очень похоже, что приверженцы ранней Махаяны и использовали термин "хинаяна" именно как бранную кличку. Но столь же ясно, что по мере становления и кристаллизации махаянских традиций "хинаяна" лишилась оскорбительного смысла. Неправильно обижаться на современных приверженцев Махаяны за то, что они используют термин "хинаяна", завещанный им традицией. Ведь они-то имеют в виду всего лишь определенный путь (или, в другой интерпретации, определенный этап) буддийской практики - "путь шраваков", практику, нацеленную на достижение плода араханта (в отличие от пути бодхисатты).
3. Однако (и это главное!) к Тхераваде неправомерно применять термин "хинаяна" даже в таком, ("не обидном") смысле. Почему неправомерно? Потому что в Тхераваде есть учение о пути бодхисатты, и время от времени встречаются последователи, ориентирующиеся именно на этот путь. Отличие Тхеравады от тибетских и дальневосточных школ буддизма не в том, что в последних есть и "путь шраваков", и "путь бодхисаттв", а в Тхераваде - только путь шраваков. Нет, путь бодхисатт в Тхераваде тоже есть, но учение об этом пути отличается. А именно, условия вступления на путь бодхисатты трактуются гораздо более жёстко, чем в махаянских школах. Путь бодхисатты в Тхераваде - это удел не то что не всех, но и не многих, а очень редких личностей, сумевших развить совершенную нравственность и совершенную сосредоточенность, вплотную подошедших к достижению арахантства, встретившихся с живым Буддой, и в его присутствии принявших решение вместо вступления в ниббану вступить на путь бодхисатты.
Но, как бы то ни было, в рамках Тхеравады есть и путь, ведущий к арахантству, и путь, ведущий к становлению Буддой. Используя терминологию махаянских школ, в рамках Тхеравады есть и Хинаяна, и Махаяна. Значит, всю Тхераваду в целом называть Хинаяной неправомерно.
4. Резюмирую: слова "махаяна" и "хинаяна" - это или следы древней ссоры, или технические термины, имеющие смысл во внутришкольном контексте. А если речь идёт об исторически сложившихся и отличающихся друг от друга традициях буддизма, то их, ИМХО, лучше классифицировать, отталкиваясь от Канонов. Есть палийский буддизм, есть китайский (дальневосточный) буддизм, и есть тибетский буддизм. _________________ Границы мира - это границы языка
Последний раз редактировалось: empiriocritic_1900 (Вс 16 Дек 18, 20:27), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: Трувор, Raudex, КИ
1. О слове "хина" здесь уже писали люди, гораздо более меня начитанные в палийских текстах. Но присоединю и своё скромное суждение - ни разу не встречал контекста, в котором слово hīna не имело бы значения "низменный".
Раз сыр-бор с подачи, вроде как, неверно понимающих ситуацию махаянистов, то уместно будет напомнить, что, как раз в махаянских текстах, никакого унижения, связанного с этим термином нет.
"Устремление к личному Освобождению" выше всех мирских, выше устремлений всех богов всех сфер.
Оно отличается от устремления Меттейи, которое "маха"? Отличается. Вот относительно него оно и "хина", строго и только в этом контексте.
Только в контексте, а не само по себе, как некий воображаемый отщепенец-гуимплен.
№461853Добавлено: Вс 16 Дек 18, 20:08 (5 лет тому назад)
Насколько я понимаю, весьма немногочисленные консерваторы, продолжающие использовать эпитет "низкая повозка", хинаяна по отношению к палийской традиции буддизма, обосновывают своё пристрастие тем, что термин "тхеравада" был якобы придуман на последнем соборе в середине прошлого века, а значит является новоделом и "отсебятиной", в то время как эпитет "хинаяна" имеет исторические корни. Но, как не трудно увидеть, корни эти из разряда тех, что Будда настоятельно советовал выпалывать. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Насколько я понимаю, весьма немногочисленные консерваторы, продолжающие использовать эпитет "низкая повозка", хинаяна по отношению к палийской традиции буддизма, обосновывают своё пристрастие тем, что термин "тхеравада" был якобы придуман на последнем соборе в середине прошлого века, а значит является новоделом и "отсебятиной", в то время как эпитет "хинаяна" имеет исторические корни. Но, как не трудно увидеть, корни эти из разряда тех, что Будда настоятельно советовал выпалывать.
По поводу "хина"-данные консерваторы, придерживающиеся устаревшего еще в прошлом веке "лингвистического подхода" в конечном итоге, отрицают буддизм, чего не видят из-за вихря этикеток, который принимают за "спор, в котором рождается истина".
№461855Добавлено: Вс 16 Дек 18, 20:22 (5 лет тому назад)
Тхеравада — хинаяна, потому что её современные адепты частенько демонстрируют отвращение к бытию, которое для них якобы тотально мучительно, хотя высших уровней бытия никто из них толком не достиг, а также влечение к небытию, полной отключке.
№461867Добавлено: Вс 16 Дек 18, 21:32 (5 лет тому назад)
Да, и ещё: тхеравадины — хинаянцы, ибо многие из них убеждены в том, что практика отрешения ведёт не к становлению отрешённым, т. е. к высшему перерождению, а к небытию. Для меня это главный критерий для выявления в адептах хинаянского влияния.
Если ваш ум не покидает какая-то схема, это не значит, что схема верная.
Пример работы этой схемы: все люди- йоги, потому что некоторые...и т.д.
Если в каком-то сообществе большинство придерживается одинаковых взглядов, то вполне уместно применять обобщение. Что касается исключений, то они будут только подтверждать данное обобщение.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы