Если нирвана это процесс, а не статика. И тогда неверно говорить что кто то "достиг нирваны", потомучто он достиг процесса, а не статики, которую можно достичь. А процесс можно либо начать, либо завершить.
Ниббана - это не процесс, а прекращение процессов.
Раз мы говорим о потенциальной буддовости, то гусеница, альбатрос, черепаха, селянин или царица Тамара - всё это лишь видимость, временная кажимость, скопища загрязнений - упаданаккхандхаа. Всё это - лишь намарупа, коя возникает в силу неведения. "Неведения чего?" - это хороший вопрос. Как бы вы на него ответили?
Не знаю, для кого "неведения чего?" хороший вопрос. Вроде бы ответ на него очевиден - неведение Учения, непонимание характеристик мира (того, как устроена сансара). И вот тут может быть заметна разница между селянином и гусеницей, т.к. селянин может что-то услышать об Учении или дойти своим умом до первой благородной реальности (хотя бы).
Первая благородная истина гласит "вот боль". Думает, гусеница не знает боли? _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
№480932Добавлено: Ср 08 Май 19, 20:35 (6 лет тому назад)
Рената Скот
Авидья как незнание учения Будды - это популярная трактовка буддийских проповедников. Однако Благословенный явно не это вкладывал в основание своей доктрины патиччасамуппады. Его "корневая" авидья связана с тем, что вы упомянули как характеристики мира, а вернее три базовых свойства нашей жизни. И вот отсутствие этого знания практически уравнивает селянина и гусеницу, полщущих вверх по склону Фудзи. Однако мы можем предположить, что у селянина есть одно потенциальное преимущество. Какое? Драгоценное человеческое рождение. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Да, кстати - есть ли что-то постоянное с точки зрения тхеравады?
Угасание (nibbana) - это единственное явление, которое nicca, так как угасание необратимо. После угасания жажды, злобы и невежества, уже невозможно их последующее возникновение, после распада кхандх (parinibbana) невозможно последующее рождение и продолжение существования.
Первая благородная истина гласит "вот боль". Думает, гусеница не знает боли?
Вообще-то первая реальность не гласит "вот боль". Это заурядный селянин с гусеницей просто испытывает боль и думает, вот ведь какая несправедливость со мной приключилась, ну ничего, когда-нибудь эта боль закончится и наступит вечное блаженство. А вот продвинутый селянин (хоть немного продвинувшийся по Восьмеричному Пути) не будет обвинять в этой боли ни ближних, ни дальних, ни обстоятельства, не будет жить в ожидании ее окончательного прекращения, т.к. будет знать, что боль - одна из характеристик мира, а вовсе не его личное временное невезение.
Кстати интересное наблюдение. Если нирвана это процесс, а не статика. И тогда неверно говорить что кто то "достиг нирваны", потомучто он достиг процесса, а не статики, которую можно достичь. А процесс можно либо начать, либо завершить.
"Достиг нирваны" - начал угасать, начал распадаться?
Процесс непременно конструирован, а ниббана (и только одна ниббана) неконструирована (МН26).
Да, кстати - есть ли что-то постоянное с точки зрения тхеравады?
Угасание (nibbana) - это единственное явление, которое nicca, так как угасание необратимо. После угасания жажды, злобы и невежества, уже невозможно их последующее возникновение, после распада кхандх (parinibbana) невозможно последующее рождение и продолжение существования.
Если говорить о русском переводе термина, угасание это процесс, это более интенсивного процесса к менее интенсивному. Слово постоянный тут как-то неуместно.
А том что после угасания невозможно последующее возникновение - это в сутрах так сказано?
"Угасание" может выражать как процесс так и законченное действие, результат.
в русском языке нет перфектной формы. На пали ниббана - полное угасание, итог процесса.
Например огонь погас - прохлада, "затушеность" огня - это ниббана огня.
Да, кстати - есть ли что-то постоянное с точки зрения тхеравады?
Угасание (nibbana) - это единственное явление, которое nicca, так как угасание необратимо. После угасания жажды, злобы и невежества, уже невозможно их последующее возникновение, после распада кхандх (parinibbana) невозможно последующее рождение и продолжение существования.
Если говорить о русском переводе термина, угасание это процесс, это более интенсивного процесса к менее интенсивному. Слово постоянный тут как-то неуместно.
А том что после угасания невозможно последующее возникновение - это в сутрах так сказано?
Если нирвана это процесс, а не статика. И тогда неверно говорить что кто то "достиг нирваны", потомучто он достиг процесса, а не статики, которую можно достичь. А процесс можно либо начать, либо завершить.
Ниббана - это не процесс, а прекращение процессов.
Да, кстати - есть ли что-то постоянное с точки зрения тхеравады?
Угасание (nibbana) - это единственное явление, которое nicca, так как угасание необратимо. После угасания жажды, злобы и невежества, уже невозможно их последующее возникновение, после распада кхандх (parinibbana) невозможно последующее рождение и продолжение существования.
Если нирвана это процесс, а не статика. И тогда неверно говорить что кто то "достиг нирваны", потомучто он достиг процесса, а не статики, которую можно достичь. А процесс можно либо начать, либо завершить.
Ниббана - это не процесс, а прекращение процессов.
Понятие "угасание" подразумевает нечто длящееся. То есть процесс.
Если хотите: ниббана - процесс прекращения процессов.
Кстати интересное наблюдение. Если нирвана это процесс, а не статика. И тогда неверно говорить что кто то "достиг нирваны", потомучто он достиг процесса, а не статики, которую можно достичь. А процесс можно либо начать, либо завершить.
"Достиг нирваны" - начал угасать, начал распадаться?
Процесс непременно конструирован, а ниббана (и только одна ниббана) неконструирована (МН26).
Как же неконструирована? Есть определенная инструкция, ноу хау, как достичь.
Да, кстати - есть ли что-то постоянное с точки зрения тхеравады?
Угасание (nibbana) - это единственное явление, которое nicca, так как угасание необратимо. После угасания жажды, злобы и невежества, уже невозможно их последующее возникновение, после распада кхандх (parinibbana) невозможно последующее рождение и продолжение существования.
Если говорить о русском переводе термина, угасание это процесс, это более интенсивного процесса к менее интенсивному. Слово постоянный тут как-то неуместно.
А том что после угасания невозможно последующее возникновение - это в сутрах так сказано?
"Угасание" может выражать как процесс так и законченное действие, результат.
в русском языке нет перфектной формы. На пали ниббана - полное угасание, итог процесса.
Например огонь погас - прохлада, "затушеность" огня - это ниббана огня.
Согласен, возможно некоторая лингвистическая нестыковка.
Но в биологическом аспекте, включая психологический, как часть биологии, невозможно неким внутренним усилием прекратить жизненные процессы моментально. Убиться об стену - возможно. А вот сравнительно медленно "угасать", теряя интерес к жизни - возможно. Некоторой волевой психологической установкой.
Но сам обрубок то не вечен, то есть не постоянен. После того как он распадется на атомы, уже не будет смысла говорить, что "вот эта пальма которая когда-то тут росла, больше не прорастет". Можно ли назвать отсутствие исчезнувшего существа постоянством? Тем более, что произойдет с дхармами, которые его составляли? Они навечно останутся в той комбинации, которая позволила существу достичь угасания? Но это противоречит непостоянству дхарм.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы