Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Неведение, не являющееся воззрением, только врожденное или приобретенное тоже?

Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Чайная
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

427630СообщениеДобавлено: Сб 07 Июл 18, 15:04 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Frithegar пишет:

в этом же смысле понимается логика и в "анатта лакхана сутта", еще одна базовая сутта, где говорится что пять кхандх это не Атман. И аргументируется это тем, что если бы пять кхандх были бы Атманом - то ими невозможно было бы управлять. Нельзя было бы сказать: "пусть мои чувства будут вот такими или другими, пусть моя форма, мои идеи будут вот такими или другими". Если бы это всё было Атманом - так сказать было бы нельзя. Потому что Атман - это не рожденное, не изменяющееся, всеобщее и проч. что об этом говорится в философии Индии вообще. ... И далее там говорится, что "насколько чувства, идеи, форма не Атман - настолько и можно ими управлять и говорить что пусть мои чувства будут вот такими или другими" ... это смысл.

А здесь Вы уже приписываете сутте смысл, диаметрально противоположный тому, что там (в SN22.59) говорится. На какой перевод этой сутты Вы опираетесь?

Там ведь говорится, как раз-таки, что если бы ведана (переживания) были атта (были бы атманом, в Вашей интерпретации), то переживаниями можно было бы управлять, чтобы они были такими или не были такими: "Vedanā ... attā abhavissa ... labbhetha ca vedanāya – ‘evaṃ me vedanā hotu, evaṃ me vedanā mā ahosī’ti". Но поскольку ведана - не я (не атта), нельзя добиться, чтобы они были такими или не были такими: " Yasmā ca kho, bhikkhave, vedanā anattā, ... na ca labbhati vedanāya – ‘evaṃ me vedanā hotu, evaṃ me vedanā mā ahosī’’’ti". И то же самое говорится о каждой из пяти кхандх.

_________________
Границы мира - это границы языка


Ответы на этот пост: Frithegar
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
чайник2



Зарегистрирован: 11.09.2008
Суждений: 4041

427679СообщениеДобавлено: Сб 07 Июл 18, 21:37 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой


Да, так в сарвастиваде, саутрантике и йогачаре.
Так, видимо, в тибетской прасангике? Там и метод различения дхарм не особо в чести?

Нагарджуна, "Муламадхьямакакарика":
7) Когда дхарма в качестве существующей или
Несуществующей или существующей и несуществующей [одновременно] не обоснована,
[Тогда] что возьмём как «причину, обосновывающую (реализующую) [её]»?
Если [нечто] является таковой, то [это] не логично.

9) Если дхармы не являются рождёнными,
То не будет приемлемым [и их] прекращение.

Это не согласуется с воззрением вышеперечисленных вами школ? Нагарджуна не тибетец, и, как считается, основатель всей мадхьямаки, а не только прасангики.


Ответы на этот пост: Ктото
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 49391

427692СообщениеДобавлено: Вс 08 Июл 18, 08:59 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

чайник2 пишет:
У нас с вами разное понимание дхарм: у вас представление о них по определению лишено атмана (признания атмана), а у меня они могут пониматься как лишенные атмана или же как наделенные атманом (первое - мудрость, второе - неведение). Поэтому с вашей т.з. полностью с вами согласен.

чайник2 пишет:

Да, так в сарвастиваде, саутрантике и йогачаре.
Так, видимо, в тибетской прасангике? Там и метод различения дхарм не особо в чести?

Нагарджуна, "Муламадхьямакакарика":
7) Когда дхарма в качестве существующей или
Несуществующей или существующей и несуществующей [одновременно] не обоснована,
[Тогда] что возьмём как «причину, обосновывающую (реализующую) [её]»?
Если [нечто] является таковой, то [это] не логично.

9) Если дхармы не являются рождёнными,
То не будет приемлемым [и их] прекращение.

Это не согласуется с воззрением вышеперечисленных вами школ? Нагарджуна не тибетец, и, как считается, основатель всей мадхьямаки, а не только прасангики.

Тут сказано о дхармах наделенных "я"? Или вы говорите уже о чем-то ином?

_________________
Буддизм чистой воды


Ответы на этот пост: чайник2
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Frithegar
заблокирован


Зарегистрирован: 27.04.2015
Суждений: 5882

427740СообщениеДобавлено: Вс 08 Июл 18, 10:53 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:
Frithegar пишет:

в этом же смысле понимается логика и в "анатта лакхана сутта", еще одна базовая сутта, где говорится что пять кхандх это не Атман. И аргументируется это тем, что если бы пять кхандх были бы Атманом - то ими невозможно было бы управлять. Нельзя было бы сказать: "пусть мои чувства будут вот такими или другими, пусть моя форма, мои идеи будут вот такими или другими". Если бы это всё было Атманом - так сказать было бы нельзя. Потому что Атман - это не рожденное, не изменяющееся, всеобщее и проч. что об этом говорится в философии Индии вообще. ... И далее там говорится, что "насколько чувства, идеи, форма не Атман - настолько и можно ими управлять и говорить что пусть мои чувства будут вот такими или другими" ... это смысл.

А здесь Вы уже приписываете сутте смысл, диаметрально противоположный тому, что там (в SN22.59) говорится. На какой перевод этой сутты Вы опираетесь?

На палийский оригинал. И, что самое главное на определение Атмана в индийской мысли вообще, в том числе и буддийской.  

empiriocritic_1900 пишет:
Там ведь говорится, как раз-таки, что если бы ведана (переживания) были атта (были бы атманом, в Вашей интерпретации), то переживаниями можно было бы управлять, чтобы они были такими или не были такими:

Вы это так понимаете, но это не соответствует определению Атмана. Как того, что не может возникать и изменяться. Следовательно, если считать Атманом свои чувства и мысли, которые изменяются - то это не правильно. Вот эта точка зрения: "если бы чувства и мысли были бы Атманом - то нельзя было бы сказать, "пусть мои чувства и мысли будут вот такими или не будут вот такими""

Это база, основа. Точка отсчета... Без обозначения того, что есть неизменяемое, несозданное, не сотворенное невозможно распознать  что есть изменяемое, созданное и сотворенное. Чтобы освободиться от этого (см Ниббана сутта: Полное Освобождение)

... есть "ахам" - изменяемое "я" с синонимами "саккая диттхи" (воззрения о "я"), "саккая анта" (конечное "я") ... есть "асми" - это оячивающая способность или то, что существо иллюзорно и основываясь на невежестве оячивает как Атман ... и есть этот сам Атман, как обозначение неизменяемого и высшего.

Будда не утверждал Атман, так как утверждение этого ментального объекта и продукта ума не ведет к окончательному освобождению.

_________________
живите больше


Ответы на этот пост: empiriocritic_1900, Гость 12
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

427795СообщениеДобавлено: Вс 08 Июл 18, 13:39 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Frithegar пишет:
empiriocritic_1900 пишет:


А здесь Вы уже приписываете сутте смысл, диаметрально противоположный тому, что там (в SN22.59) говорится. На какой перевод этой сутты Вы опираетесь?

На палийский оригинал. И, что самое главное на определение Атмана в индийской мысли вообще, в том числе и буддийской.  


В палийском оригинале ничего подобного Вашим утверждениям нет - я именно палийский оригинал и цитировал.

А то, что это не согласуется с Вашим "определением Атмана" - это проблема только Вашего определения. Точнее говоря, это расхождение подтверждает, что слово "атта" используется в суттах не в том смысле, о котором говорите Вы. Ваше "определение Атмана" было, вероятнее всего, придумано "индийской мыслью" (причём не буддийской, а "индуистской", если точнее - в адвайта-веданте) уже после возникновения Будда Дхаммы.

_________________
Границы мира - это границы языка


Ответы на этот пост: Frithegar
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
чайник2



Зарегистрирован: 11.09.2008
Суждений: 4041

427879СообщениеДобавлено: Вс 08 Июл 18, 22:51 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

чайник2 пишет:
У нас с вами разное понимание дхарм: у вас представление о них по определению лишено атмана (признания атмана), а у меня они могут пониматься как лишенные атмана или же как наделенные атманом (первое - мудрость, второе - неведение). Поэтому с вашей т.з. полностью с вами согласен.

чайник2 пишет:

Да, так в сарвастиваде, саутрантике и йогачаре.
Так, видимо, в тибетской прасангике? Там и метод различения дхарм не особо в чести?

Нагарджуна, "Муламадхьямакакарика":
7) Когда дхарма в качестве существующей или
Несуществующей или существующей и несуществующей [одновременно] не обоснована,
[Тогда] что возьмём как «причину, обосновывающую (реализующую) [её]»?
Если [нечто] является таковой, то [это] не логично.

9) Если дхармы не являются рождёнными,
То не будет приемлемым [и их] прекращение.

Это не согласуется с воззрением вышеперечисленных вами школ? Нагарджуна не тибетец, и, как считается, основатель всей мадхьямаки, а не только прасангики.

Тут сказано о дхармах наделенных "я"? Или вы говорите уже о чем-то ином?

Именно так. Дхармы без атмана являются существующими и не являются ни несуществующими, ни теми и другими одновременно. Среди дхарм без атмана есть рожденные, поэтому нельзя сказать, что они не являются рожденными и прекращающимися.


Ответы на этот пост: КИ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Frithegar
заблокирован


Зарегистрирован: 27.04.2015
Суждений: 5882

427881СообщениеДобавлено: Вс 08 Июл 18, 23:02 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:
В палийском оригинале ничего подобного Вашим утверждениям нет - я именно палийский оригинал и цитировал.
А то, что это не согласуется с Вашим "определением Атмана" - это проблема только Вашего определения.

это "беготня вокруг собственной тени". Вы по-сути отрицаете "высшее", "нерожденное", "несотворенное" о чем пишу дальше ... вы не прочли дальше потому, что вам это вероятно невыгодно) расставаться с любимым образом мышления... ну и не расставайтесь, просто услышьте другие аргументы:

Frithegar пишет:
Без обозначения того, что есть неизменяемое, несозданное, не сотворенное невозможно распознать  что есть изменяемое, созданное и сотворенное. Чтобы освободиться от этого (см Ниббана сутта: Полное Освобождение)

... Будда не утверждал Атман, так как утверждение этого ментального объекта и продукта ума не ведет к окончательному освобождению.

_________________
живите больше
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 49391

427902СообщениеДобавлено: Пн 09 Июл 18, 00:18 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

чайник2 пишет:
чайник2 пишет:
У нас с вами разное понимание дхарм: у вас представление о них по определению лишено атмана (признания атмана), а у меня они могут пониматься как лишенные атмана или же как наделенные атманом (первое - мудрость, второе - неведение). Поэтому с вашей т.з. полностью с вами согласен.

чайник2 пишет:

Да, так в сарвастиваде, саутрантике и йогачаре.
Так, видимо, в тибетской прасангике? Там и метод различения дхарм не особо в чести?

Нагарджуна, "Муламадхьямакакарика":
7) Когда дхарма в качестве существующей или
Несуществующей или существующей и несуществующей [одновременно] не обоснована,
[Тогда] что возьмём как «причину, обосновывающую (реализующую) [её]»?
Если [нечто] является таковой, то [это] не логично.

9) Если дхармы не являются рождёнными,
То не будет приемлемым [и их] прекращение.

Это не согласуется с воззрением вышеперечисленных вами школ? Нагарджуна не тибетец, и, как считается, основатель всей мадхьямаки, а не только прасангики.

Тут сказано о дхармах наделенных "я"? Или вы говорите уже о чем-то ином?

Именно так. Дхармы без атмана являются существующими и не являются ни несуществующими, ни теми и другими одновременно. Среди дхарм без атмана есть рожденные, поэтому нельзя сказать, что они не являются рожденными и прекращающимися.

Какое слово или фразу в этой цитате вы читаете, как "атман"?

_________________
Буддизм чистой воды
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
чайник2



Зарегистрирован: 11.09.2008
Суждений: 4041

427916СообщениеДобавлено: Пн 09 Июл 18, 06:36 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

КИ
"дхарма не обоснованная в качестве существующей или
Несуществующей или существующей и несуществующей [одновременно]" - дхарма с атманом.
Если бы речь шла о просто атмане, то не было бы в цитате слова "дхарма".
Если бы речь шла о просто дхарме (без атмана), то было бы указано: "существует", без других вариантов.


Ответы на этот пост: КИ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Гость 12
Гость


Откуда: Kuban


427928СообщениеДобавлено: Пн 09 Июл 18, 08:36 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Frithegar пишет:
empiriocritic_1900 пишет:
Frithegar пишет:

в этом же смысле понимается логика и в "анатта лакхана сутта", еще одна базовая сутта, где говорится что пять кхандх это не Атман. И аргументируется это тем, что если бы пять кхандх были бы Атманом - то ими невозможно было бы управлять. Нельзя было бы сказать: "пусть мои чувства будут вот такими или другими, пусть моя форма, мои идеи будут вот такими или другими". Если бы это всё было Атманом - так сказать было бы нельзя. Потому что Атман - это не рожденное, не изменяющееся, всеобщее и проч. что об этом говорится в философии Индии вообще. ... И далее там говорится, что "насколько чувства, идеи, форма не Атман - настолько и можно ими управлять и говорить что пусть мои чувства будут вот такими или другими" ... это смысл.

А здесь Вы уже приписываете сутте смысл, диаметрально противоположный тому, что там (в SN22.59) говорится. На какой перевод этой сутты Вы опираетесь?

На палийский оригинал. И, что самое главное на определение Атмана в индийской мысли вообще, в том числе и буддийской.  

empiriocritic_1900 пишет:
Там ведь говорится, как раз-таки, что если бы ведана (переживания) были атта (были бы атманом, в Вашей интерпретации), то переживаниями можно было бы управлять, чтобы они были такими или не были такими:

Вы это так понимаете, но это не соответствует определению Атмана. Как того, что не может возникать и изменяться. Следовательно, если считать Атманом свои чувства и мысли, которые изменяются - то это не правильно. Вот эта точка зрения: "если бы чувства и мысли были бы Атманом - то нельзя было бы сказать, "пусть мои чувства и мысли будут вот такими или не будут вот такими""

Это база, основа. Точка отсчета... Без обозначения того, что есть неизменяемое, несозданное, не сотворенное невозможно распознать  что есть изменяемое, созданное и сотворенное. Чтобы освободиться от этого (см Ниббана сутта: Полное Освобождение)

... есть "ахам" - изменяемое "я" с синонимами "саккая диттхи" (воззрения о "я"), "саккая анта" (конечное "я") ... есть "асми" - это оячивающая способность или то, что существо иллюзорно и основываясь на невежестве оячивает как Атман ... и есть этот сам Атман, как обозначение неизменяемого и высшего.

Будда не утверждал Атман, так как утверждение этого ментального объекта и продукта ума не ведет к окончательному освобождению.

Вы опираетесь на свою интерпретацию сутты. Вот, что сказано в сутте:

"«Можно ли то, что непостоянно, страдательно, подвержено изменению, считать таковым: «Это моё, таков я, это моё «я»?»
«Нет, Учитель».

Вы, идя от обратного делаете вывод:

"«Можно ли то, что постоянно, нестрадательно, неподвержено изменению, считать таковым: «Это моё, таков я, это моё «я»?»
«Да».

 Поэтому Ниббана у Вас - подобие Атмана. Это неверный подход. Более всего под Ваш Атман подходит Ум, но это игры разума.
Наверх
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 49391

427938СообщениеДобавлено: Пн 09 Июл 18, 09:44 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

чайник2 пишет:
КИ
"дхарма не обоснованная в качестве существующей или
Несуществующей или существующей и несуществующей [одновременно]" - дхарма с атманом.
Если бы речь шла о просто атмане, то не было бы в цитате слова "дхарма".
Если бы речь шла о просто дхарме (без атмана), то было бы указано: "существует", без других вариантов.

Не понимаю этого вашего суждения. Очевидно, что говорится про существование и несуществование предмета, а не наличие или отсутствие атмана.

_________________
Буддизм чистой воды
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
чайник2



Зарегистрирован: 11.09.2008
Суждений: 4041

428074СообщениеДобавлено: Пн 09 Июл 18, 15:16 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

КИ
Не про существование и несуществование, а про "необоснованность в качестве существующего или
Несуществующего или существующего и несуществующего [одновременно]". Какой предмет "имеет" такой признак? - То, чего вообще нет. Как рога зайца. И рогам зайца и атману можно предицировать признак "несуществования", но только в связи с концептуальными элементами, которые относятся к ним, а "им" самим ничего предицировать невозможно, т.к. их нет. Об этом говорил Дхармакирти и вы наверняка это знаете. Даже предицируя признак несуществования, можно впасть в крайность наличия чего-то, обладающего таким признаком, поэтому эта необоснованность в качестве признака более точна, но и она является приписанным, хотя и не ложно.

Сутра Махаяны "Вопросы Сувикранта-викрамина":
Хотя у не имеющего появления и нет никакого признака, однако так как Праджняпарамита [не имеет появления, то] это наименование - "признак неимения-отсутствия появления" - [является] словесным наименованием, [отражающим данный факт].

Однако рога зайца не называют дхармой, поскольку всем известно, что они не существуют, а здесь речь идет о дхармах.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 49391

428078СообщениеДобавлено: Пн 09 Июл 18, 15:38 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Вы полагаете что в п.7 Муламадхьямакакарики Нагарджуна рассуждает только о "рогах зайца" и атмане, а не о любой дхарме?
_________________
Буддизм чистой воды
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
чайник2



Зарегистрирован: 11.09.2008
Суждений: 4041

428084СообщениеДобавлено: Пн 09 Июл 18, 15:59 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

КИ
Да почему же?! Как раз о любой дхарме с атманом - оксюморон, конечно, но не для неведения (дхарма с атманом, как объект неведения, может быть названа атманом).
Но не "просто о любой дхарме" (без атмана), т.к. о дхарме без атмана того, что говорит Нагарджуна, сказать нельзя, т.к. она только существует, без других вариантов.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 49391

428087СообщениеДобавлено: Пн 09 Июл 18, 16:02 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Вы умудряетесь привести для доказательства того, что у Нагарджуны есть рассуждение про дхармы с атманом текст, где про атман ничего не сказано? Вы (или кто там?) придумал прочтение МК таким образом, будто там речь не про все дхармы, а некие "дхармы с атманом". Но затем, вы доказываете эту придумку ссылкой на эту же самую придумку?
_________________
Буддизм чистой воды
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Чайная Часовой пояс: GMT + 4
Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16  След.
Страница 4 из 16

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.037 (0.887) u0.019 s0.000, 18 0.018 [263/0]