Согласно другому ответу, буддизм отличается от других религий тем, что позволяет освободиться от жажды любых состояний, в том числе чистых и возвышенных.
В целом я согласен. С тем лишь уточнением, что запредельное Небытие есть, возможно, лишь неведомая нам форма бытия и, более того, – невыразимое Блаженство. Во всяком случае те кто уже в земной жизни обрел освобождение психологически описывают Ниббану как выражение неизъяснимого покоя, мира и радости.
Это состояние "небытия", как описывают Араханты, доступно нашему разуму, нашему внутреннему видению и даже ощутимо на уровне наших органов чувств с такой же ясностью и очевидностью, как все то, по отношению к чему оно, как может показаться, выступает отрицанием.
Согласно другому ответу, буддизм отличается от других религий тем, что позволяет освободиться от жажды любых состояний, в том числе чистых и возвышенных.
Когда я решил для себя этот вопрос - чем же буддизм отличается от других мировых религий? - то мой ответ получился таким: "Буддизм - это предельный философский прагматизм". Этот смысл заложен в основной идее буддийского освобождения ума. Освобождения от чего? От всевозможной шелухи и липких грязных пятен стереотипов, шаблонов мышления и так называемых устойчивых мнений. (приятно потом было увидеть очень похожие формулировки у ряда учёных буддистов)
Срединный путь - это когда мы не цепляемся ни за что, что удерживало бы нас в жёстких рамках унаследованных и позаимствованных откуда бы то ни было установок, слепо принятых на веру мнений, привычек ума, причём даже едва заметных, кажущихся такими безобидными, даже родными...
Освобождение ума - это навык. Точно такой же, как навык здорового функционирования в гештальт-терапии, навык "полнофункционального Взрослого" в транзактном анализе, навык "свободной, конгруэнтной личности" в когнитивной психологии.
Да, Шри Сиддхарта Готама совершил (по-моему нескромному мнению) самый величайший переворот в истории человеческого сознания. Великий Поворот Времени произошёл - и теперь мы можем говорить о времени "до Будды"и нашем времени - буддийской эпохе, которой уже 2561 год (по принятому в ЮВА летосчислению).
Как забавно. Каждый понял в меру своей склонности.
У вас получилось, что особость буддизма в серединности, умеренности, прагматизме.
У меня наоборот - в хардкоре, максимализме и бескомпромисности. )))
А я с Вами обоими согласен. БуддаДхамма - это бескомпромиссная срединность
Это не парадокс - потому что срединность ведь не в том, чтобы держаться арифметического среднего между крайностями, и не в том, чтобы оставлять вопросы открытыми - дескать, возможно и так и эдак. Срединность в том, чтобы выявлять ошибки, приводящие к обеим крайностям, и отбрасывать их.
И ещё одно по поводу хардкора - Будда действительно ставит предельные, радикальные задачи и в том, что касается развития мудрости, и в том, что касается развития нравственности, и в том, что касается развития сосредоточенности. Но при этом разнообразные промежуточные достижения не отбрасываются, не почитаются чем-то недостойным - а интегрируются в буддийскую систему именно в качестве промежуточных достижений. _________________ Границы мира - это границы языка
У вас получилось, что особость буддизма в серединности, умеренности, прагматизме.
У меня наоборот - в хардкоре, максимализме и бескомпромисности. )))
Так это естественно, друг мой. То, как вы описываете революционную для того времени доктрину Будды, то это вполне можно назвать реальным хардкором. Современный учитель дзен. бывший (и остающийся отчасти) басистом хардкоровой группы, так и назвал свой блог - HardcoreZen (надо пояснить, что словом Zen он обозначает буддизм именно как направление мысли).
Высказанный мной вгляд - это взгляд несколько с другой стороны на ту же самую гору. Бескомпромиссный отказ от шаблонов мышления и привычек ума. Чем не хардкор? _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
«Итак, Ананда, пребывайте, будучи сами себе островом, сами себе убежищем, не имея другого убежища, с Дхаммой в качестве острова, с Дхаммой в качестве убежища, не имея другого убежища«.
Вырывая эти слова из контекста, можно свести их к ещё одному повторению общих мест любой религии — дескать, речь идёт об «истинном Я», о «трансцендентном Я» — и именно его нужно искать, именно в нём обретать убежище. Именно так толкуют этот фрагмент учителя современной тайской «Дхаммакаи», о которых речь шла здесь). Но ложность этого толкования становится несомненной, если прочитать следующие слова — в которых Будда объясняет, как именно быть самому себе островом и убежищем, как именно делать Дхамму своим островом и прибежищем.
«И каким образом, Ананда, монах пребывает, будучи сам себе островом, сам себе убежищем, не имея другого убежища, с Дхаммой в качестве острова, с Дхаммой в качестве убежища, не имея другого убежища? Вот, Ананда, монах пребывает, созерцая тело в теле, ревностно, внимательно, с памятованием, с оставлением мирской алчности и скорби. Он пребывает, созерцая переживания в переживаниях … , ум в уме …, дхаммы в дхаммах, ревностно, внимательно, с памятованием, с оставлением мирской алчности и скорби«.
Приведенная выше формула — это стандартное описание четырёх установлений памятования (сатипаттхан), повторяемое практически во всех суттах о сатипаттханах (DN22, MN10, Самъютта Никая 47).
Таким образом, быть самому себе островом и убежищем — означает вовсе не поиск трансцендентного Я. Вместо того, чтобы искать истину в чём-то трансцендентном, Будда призывает посмотреть в другом направлении — на те телесные и ментальные феномены, которые переживаются здесь и сейчас.
Логика здесь не точная. Можно точно так же искать в себе Татхагату, отбрасывая то, чем он не является: умом, телом, и т.д. _________________ пока веришь уму...
Последний раз редактировалось: Тренер (Вс 22 Апр 18, 21:54), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: Горсть листьев, empiriocritic_1900
«И каким образом, Ананда, монах пребывает, будучи сам себе островом, сам себе убежищем, не имея другого убежища, с Дхаммой в качестве острова, с Дхаммой в качестве убежища, не имея другого убежища? Вот, Ананда, монах пребывает, созерцая тело в теле, ревностно, внимательно, с памятованием, с оставлением мирской алчности и скорби. Он пребывает, созерцая переживания в переживаниях … , ум в уме …, дхаммы в дхаммах, ревностно, внимательно, с памятованием, с оставлением мирской алчности и скорби«.
Точно точно. Татхагата созерцает ум в уме, тело в теле, дхаммы в дхаммах. _________________ пока веришь уму...
Последний раз редактировалось: Тренер (Вс 22 Апр 18, 21:56), всего редактировалось 1 раз
Но ложность этого толкования становится несомненной, если прочитать следующие слова — в которых Будда объясняет, как именно быть самому себе островом и убежищем, как именно делать Дхамму своим островом и прибежищем.
Слишком громкие слова для нелогичного суждения. _________________ пока веришь уму...
У вас получилось, что особость буддизма в серединности, умеренности, прагматизме.
У меня наоборот - в хардкоре, максимализме и бескомпромисности. )))
Так это естественно, друг мой. То, как вы описываете революционную для того времени доктрину Будды, то это вполне можно назвать реальным хардкором. Современный учитель дзен. бывший (и остающийся отчасти) басистом хардкоровой группы, так и назвал свой блог - HardcoreZen (надо пояснить, что словом Zen он обозначает буддизм именно как направление мысли).
[i]
Таким образом, быть самому себе островом и убежищем — означает вовсе не поиск трансцендентного Я. Вместо того, чтобы искать истину в чём-то трансцендентном, Будда призывает посмотреть в другом направлении — на те телесные и ментальные феномены, которые переживаются здесь и сейчас.
Логика здесь не точная. Можно точно так же искать в себе Татхагату, отбрасывая то, чем он не является: умом, телом, и т.д.
Поиск татхагаты в себе (как своего "истинного я") - вполне рабочая уловка. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
У вас получилось, что особость буддизма в серединности, умеренности, прагматизме.
У меня наоборот - в хардкоре, максимализме и бескомпромисности. )))
Так это естественно, друг мой. То, как вы описываете революционную для того времени доктрину Будды, то это вполне можно назвать реальным хардкором. Современный учитель дзен. бывший (и остающийся отчасти) басистом хардкоровой группы, так и назвал свой блог - HardcoreZen (надо пояснить, что словом Zen он обозначает буддизм именно как направление мысли).
Мм... современный учитель дзен.
Предпочитаете несовременных? _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
[i]
Таким образом, быть самому себе островом и убежищем — означает вовсе не поиск трансцендентного Я. Вместо того, чтобы искать истину в чём-то трансцендентном, Будда призывает посмотреть в другом направлении — на те телесные и ментальные феномены, которые переживаются здесь и сейчас.
Логика здесь не точная. Можно точно так же искать в себе Татхагату, отбрасывая то, чем он не является: умом, телом, и т.д.
Поиск татхагаты в себе (как своего "истинного я") - вполне рабочая уловка.
"Рабочая уловка" равно "дано в познании". Чрезмерно много работы.
[i]
Таким образом, быть самому себе островом и убежищем — означает вовсе не поиск трансцендентного Я. Вместо того, чтобы искать истину в чём-то трансцендентном, Будда призывает посмотреть в другом направлении — на те телесные и ментальные феномены, которые переживаются здесь и сейчас.
Логика здесь не точная. Можно точно так же искать в себе Татхагату, отбрасывая то, чем он не является: умом, телом, и т.д.
Поиск татхагаты в себе (как своего "истинного я") - вполне рабочая уловка.
"Рабочая уловка" равно "дано в познании". Чрезмерно много работы.
Согласен. Но многим чем больше работы, тем, оказывается, лучше. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
[i]
Таким образом, быть самому себе островом и убежищем — означает вовсе не поиск трансцендентного Я. Вместо того, чтобы искать истину в чём-то трансцендентном, Будда призывает посмотреть в другом направлении — на те телесные и ментальные феномены, которые переживаются здесь и сейчас.
Логика здесь не точная. Можно точно так же искать в себе Татхагату, отбрасывая то, чем он не является: умом, телом, и т.д.
Поиск татхагаты в себе (как своего "истинного я") - вполне рабочая уловка.
"Рабочая уловка" равно "дано в познании". Чрезмерно много работы.
Согласен. Но многим чем больше работы, тем, оказывается, лучше.
№406809Добавлено: Пн 23 Апр 18, 08:07 (7 лет тому назад)
Если уж рассматривать отличие буддизма от других религий, то нужно делать это среди дхармических, таких как даосизм, джайнизм, и тд.
Но там будет больше сходства, чем отличий.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы