Зарегистрирован: 23.09.2012 Суждений: 4177 Откуда: South Indiana
№365454Добавлено: Вт 19 Дек 17, 23:21 (7 лет тому назад)Нирвана в махаяне
Я бы хотел прояснить идею нирваны в махаяне, с которой я знаком поверхностно. Герман излагал это отрывками, оспаривая доводы Эмпириокритика. Но что бы не рыться в многочисленных спорах про Ленина как адепта тхеравады, попросил бы знающих тему теоретически кратко изложить суть.
В тхераваде есть два подхода.
1. Один нирвана - это просто прекращение бытия, так как из сансары нет выхода во вне, можно только освободиться, прекратив становление прямо в сансаре. Лока и Сабба сутты говорят, что вне 12 баз, 18 дхату, 5 кхандх, нет ничего. Их прекращение есть освобождение, охлаждение, остывание. Как в океане прекращается водоворот, когда силы создающие его иссякают, так и существо прекращается в океане сансары - субстанциально ничего не исчезает, как и в случае с водоворотом, кстати. Уныло, но логично. (Ньянавира, Ньянананда, Брахмавамсо) Эмпириокритик на форуме выражает вполне тхеравадский взгляд.
2. Второй, тайский стиль и Тханиссаро - нирвана - это очищенная читта вне 5 кхандх. Тханисаро толкует образ погасшего огня, как огонь вернувшийся в свою непроявленное состояние. Он говорит, что брахманы в то время именно верили в неуничтожимость огня. Поэтому поняли Будду сразу. Как это отличает буддизм от тогдашних конкурентов?
Как дела обстоят с махаяной? Обретая нирвану существо прекращает быть? Реализует высшее сознание вне 5 кхандх, которое вне времени вне пространства? Если так, что за сознание - что оно сознает? Как-то так. _________________ सर्वधर्मशून्यता
№365467Добавлено: Ср 20 Дек 17, 00:44 (7 лет тому назад)
Если брать классическую абхидхармическую махаяну, где этот вопрос разобран подробно и разложен по полочкам, то "нирваны хинаяны" не отрицаются, но к ним добавляется третий вид - "незвершенная нирвана" (apratisthitanirvana). Бодхисаттва находится в этом состоянии, так как не уходит в окончательную нирвану (второй вид в "хинаяне"), по причине помощи другим.
Якобы на основе пары слов из какой-нибудь махаянской сутры, малограмотные люди могут сочинять много чего на эту тему. Так что - внимательнее. _________________ Буддизм чистой воды
№365469Добавлено: Ср 20 Дек 17, 01:26 (7 лет тому назад)
Android
Цитата:
Сабба сутты говорят, что вне 12 баз, 18 дхату, 5 кхандх, нет ничего
Я бы не сказал что они говорят об этом. Приведу аналогию:
Будда говорит - на столе есть апельсин, банан, мандарин, кокос, малина и киви. Я буду называть (именно так написано в сутте, в т.ч. и на пали) это "все".
Следует ли из этого что кроме вышеперечисленного на столе ничего ничего нет? Нет. Выделили группу и дали ей название.
Далее, Будда говорит - если кто-нибудь скажет: отвергнув эти апельсин, банан, мандарин и т.д. я опишу иные (без дукхи следует полагать) апельсин, банан, мандарин и т.д. - то он повстречает досаду.
Почему? Потому что других апельсинов, бананов, мандаринов и т.д. у нас на столе нет.
Таким образом "все" здесь это лишь название для группы определенных элементов, а не категория. Почему именно такое название, "все"? Скорее всего потому что это "все что следует оставить". Это преодолеваемая "всеобщность всего", когда Будда скрылся от взора Брахмы. Если бы надо было действительно оставить совсем все, следовало бы сказать "оставьте любую вещь".
Сабба сутты говорят, что вне 12 баз, 18 дхату, 5 кхандх, нет ничего
Я бы не сказал что они говорят об этом. Приведу аналогию:
Будда говорит - на столе есть апельсин, банан, мандарин, кокос, малина и киви. Я буду называть (именно так написано в сутте, в т.ч. и на пали) это "все".
Следует ли из этого что кроме вышеперечисленного на столе ничего ничего нет? Нет. Выделили группу и дали ей название.
Далее, Будда говорит - если кто-нибудь скажет: отвергнув эти апельсин, банан, мандарин и т.д. я опишу иные (без дукхи следует полагать) апельсин, банан, мандарин и т.д. - то он повстречает досаду.
Почему? Потому что других апельсинов, бананов, мандаринов и т.д. у нас на столе нет.
Таким образом "все" здесь это лишь название для группы определенных элементов, а не категория. Почему именно такое название, "все"? Скорее всего потому что это "все что следует оставить". Это преодолеваемая "всеобщность всего", когда Будда скрылся от взора Брахмы. Если бы надо было действительно оставить совсем все, следовало бы сказать "оставьте любую вещь".
В сутки НЕ говорится «я опишу иные банан, апельсин», там сказано - что-либо помимо этого. «Все вещи» - это и есть всё. Такая трактовка ничем не хуже Вашей. _________________ นโมพุทฺธาย
1. Один нирвана - это просто прекращение бытия, так как из сансары нет выхода во вне, можно только освободиться, прекратив становление прямо в сансаре. Лока и Сабба сутты говорят, что вне 12 баз, 18 дхату, 5 кхандх, нет ничего. Их прекращение есть освобождение, охлаждение, остывание. Как в океане прекращается водоворот, когда силы создающие его иссякают, так и существо прекращается в океане сансары - субстанциально ничего не исчезает, как и в случае с водоворотом, кстати. Уныло, но логично. (Ньянавира, Ньянананда, Брахмавамсо) Эмпириокритик на форуме выражает вполне тхеравадский взгляд.
2. Второй, тайский стиль и Тханиссаро - нирвана - это очищенная читта вне 5 кхандх. Тханисаро толкует образ погасшего огня, как огонь вернувшийся в свою непроявленное состояние. Он говорит, что брахманы в то время именно верили в неуничтожимость огня.
Конечно, здесь это оффтоп, но в интересах точности - где тайцы говорят об очищенной читте вне пяти совокупностей? О некоем немыслимом и неописуемом - да, могут говорить, и понятно почему - именно потому, что Ниббана неизменна, кто бы и когда бы её ни воспринимал. Значит, в момент, когда её никто не воспринимает (например, за отсутствием живых арахантов) она непроявлена - но остаётся той же Ниббаной.
Это ничуть не противоречит тому, что субстанциально никакие личности не существуют, а значит и не прекращаются, а прекращается безличный поток феноменов, водоворот, закрученный жаждой. Ниббана - это видение и знание, что жажда прекратилась, и что водоворот успокаивается, причём окончательно. Она у всех арахантов неизменна, поэтому и можно даже в отсутствие арахантов всё равно говорить о ней, как о не проявленной.
То есть вечность, неизменность, реальность Ниббаны не отменяет того, что она - не вещь, не личность, не процесс, и т.п. Два стиля изложения, говоря короче, не противоречат друг другу. _________________ Границы мира - это границы языка
Последний раз редактировалось: empiriocritic_1900 (Ср 20 Дек 17, 09:50), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: Android, Android
№365475Добавлено: Ср 20 Дек 17, 08:52 (7 лет тому назад)
Так "очищенную читту вне пяти скандх" и можно назвать прекращением бытия. И небытия заодно. Махаянская нирвана, видимо то же самое. Поскольку бытие и небытие - "две пылинки на её зеркале".
Если брать классическую абхидхармическую махаяну, где этот вопрос разобран подробно и разложен по полочкам, то "нирваны хинаяны" не отрицаются, но к ним добавляется третий вид - "незвершенная нирвана" (apratisthitanirvana). Бодхисаттва находится в этом состоянии, так как не уходит в окончательную нирвану (второй вид в "хинаяне"), по причине помощи другим.
Якобы на основе пары слов из какой-нибудь махаянской сутры, малограмотные люди могут сочинять много чего на эту тему. Так что - внимательнее.
то есть, это какое-то пред-нирванное состояние, так? не совсем нирвана, если бы была 100% нирваной бодхисаттве нужно было бы в неё войти и тогда бы он не вернулся? а что йогачара говорит по этому поводу? _________________ सर्वधर्मशून्यता
Последний раз редактировалось: Android (Ср 20 Дек 17, 10:44), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: Анабхогин
Конечно, здесь это оффтоп, но в интересах точности - где тайцы говорят об очищенной читте вне пяти совокупностей? О некоем немыслимом и неописуемом - да, могут говорить, и понятно почему - именно потому, что Ниббана неизменна, кто бы и когда бы её ни воспринимал. Значит, в момент, когда её никто не воспринимает (например, за отсутствием живых арахантов) она непроявлена - но остаётся той же Ниббаной.
Это ничуть не противоречит тому, что субстанциально никакие личности не существуют, а значит и не прекращаются, а прекращается безличный поток феноменов, водоворот, закрученный жаждой. Ниббана - это видение и знание, что жажда прекратилась, и что водоворот успокаивается, причём окончательно. Она у всех арахантов неизменна, поэтому и можно даже в отсутствие арахантов всё равно говорить о ней, как о не проявленной.
То есть вечность, неизменность, реальность Ниббаны не отменяет того, что она - не вещь, не личность, не процесс, и т.п. Два стиля изложения, говоря короче, не противоречат друг другу.
Bua observes the essential enduring truth of the sentient being as constituted of the indestructible reality of the citta (heart/mind), which is characterized by the attribute of Awareness or Knowingness. This citta, which is intrinsically bright, clear, and Aware, gets superficially tangled up in samsara but ultimately cannot be destroyed by any samsaric phenomenon. Although Bua is often at pains to emphasise the need for meditation upon the non-Self (anatta), he also points out that the citta, while getting caught up in the vortex of conditioned phenomena, is not subject to destruction as are those things which are impermanent, suffering, and non-Self (anicca, dukkha, anatta). The citta is ultimately not beholden to these laws of conditioned existence. The citta is bright, radiant, and deathless, and is its own independent reality:
Сабба сутты говорят, что вне 12 баз, 18 дхату, 5 кхандх, нет ничего
Я бы не сказал что они говорят об этом. Приведу аналогию:
Будда говорит - на столе есть апельсин, банан, мандарин, кокос, малина и киви. Я буду называть (именно так написано в сутте, в т.ч. и на пали) это "все".
Следует ли из этого что кроме вышеперечисленного на столе ничего ничего нет? Нет. Выделили группу и дали ей название.
Далее, Будда говорит - если кто-нибудь скажет: отвергнув эти апельсин, банан, мандарин и т.д. я опишу иные (без дукхи следует полагать) апельсин, банан, мандарин и т.д. - то он повстречает досаду.
Почему? Потому что других апельсинов, бананов, мандаринов и т.д. у нас на столе нет.
Таким образом "все" здесь это лишь название для группы определенных элементов, а не категория. Почему именно такое название, "все"? Скорее всего потому что это "все что следует оставить". Это преодолеваемая "всеобщность всего", когда Будда скрылся от взора Брахмы. Если бы надо было действительно оставить совсем все, следовало бы сказать "оставьте любую вещь".
Таково мнение участника форума Adzamaro, насколько помню. Мне кажется это игрой со словами. Во все в суттах включено все - 12 баз, 18 дхату, 5 кхандх. Вопрос, если вы правы, что есть или остается за пределами всего? _________________ सर्वधर्मशून्यता
Если брать классическую абхидхармическую махаяну, где этот вопрос разобран подробно и разложен по полочкам, то "нирваны хинаяны" не отрицаются, но к ним добавляется третий вид - "незвершенная нирвана" (apratisthitanirvana). Бодхисаттва находится в этом состоянии, так как не уходит в окончательную нирвану (второй вид в "хинаяне"), по причине помощи другим.
Якобы на основе пары слов из какой-нибудь махаянской сутры, малограмотные люди могут сочинять много чего на эту тему. Так что - внимательнее.
то есть, это какое-то пред-нирванное состояние, так?
Достигнув прижизненной нирваны, боддхи, он не уходит в паринирвану, а перерождается в силу намерения пробудить других.
Сабба сутты говорят, что вне 12 баз, 18 дхату, 5 кхандх, нет ничего
Я бы не сказал что они говорят об этом. Приведу аналогию:
Будда говорит - на столе есть апельсин, банан, мандарин, кокос, малина и киви. Я буду называть (именно так написано в сутте, в т.ч. и на пали) это "все".
Следует ли из этого что кроме вышеперечисленного на столе ничего ничего нет? Нет. Выделили группу и дали ей название.
Далее, Будда говорит - если кто-нибудь скажет: отвергнув эти апельсин, банан, мандарин и т.д. я опишу иные (без дукхи следует полагать) апельсин, банан, мандарин и т.д. - то он повстречает досаду.
Почему? Потому что других апельсинов, бананов, мандаринов и т.д. у нас на столе нет.
Таким образом "все" здесь это лишь название для группы определенных элементов, а не категория. Почему именно такое название, "все"? Скорее всего потому что это "все что следует оставить". Это преодолеваемая "всеобщность всего", когда Будда скрылся от взора Брахмы. Если бы надо было действительно оставить совсем все, следовало бы сказать "оставьте любую вещь".
Таково мнение участника форума Adzamaro, насколько помню. Мне кажется это игрой со словами. Во все в суттах включено все - 12 баз, 18 дхату, 5 кхандх. Вопрос, если вы правы, что есть или остается за пределами всего?
Трансцендентное, неописуемое. Или в концепции махаяны мне кажется это можно назвать Дхармакая.
№365486Добавлено: Ср 20 Дек 17, 11:15 (7 лет тому назад)Акаништха
Бодхисатва 10-ой бхуми в ранней махаяне находятся на границе Акаништхи (бхута-коти). Это еще самбхогакая, иначе он бы не смог спасть всех ЖС.
Впервые это было озвучено вроде бы в Ланкаватаре-сутре, где Nishyanda Buddha переносит правоверных в Акаништху (но в этой сутре еще нет самбхогакаи, т.к. эта концепция появилась несколько позже).
В современных махаянах вроде бы нет единой трактовки этого состояния (даже термин "нирвана" употребляют).
1. Один нирвана - это просто прекращение бытия, так как из сансары нет выхода во вне, можно только освободиться, прекратив становление прямо в сансаре. Лока и Сабба сутты говорят, что вне 12 баз, 18 дхату, 5 кхандх, нет ничего. Их прекращение есть освобождение, охлаждение, остывание. Как в океане прекращается водоворот, когда силы создающие его иссякают, так и существо прекращается в океане сансары - субстанциально ничего не исчезает, как и в случае с водоворотом, кстати. Уныло, но логично. (Ньянавира, Ньянананда, Брахмавамсо) Эмпириокритик на форуме выражает вполне тхеравадский взгляд.
2. Второй, тайский стиль и Тханиссаро - нирвана - это очищенная читта вне 5 кхандх. Тханисаро толкует образ погасшего огня, как огонь вернувшийся в свою непроявленное состояние. Он говорит, что брахманы в то время именно верили в неуничтожимость огня.
Конечно, здесь это оффтоп, но в интересах точности - где тайцы говорят об очищенной читте вне пяти совокупностей? О некоем немыслимом и неописуемом - да, могут говорить, и понятно почему - именно потому, что Ниббана неизменна, кто бы и когда бы её ни воспринимал. Значит, в момент, когда её никто не воспринимает (например, за отсутствием живых арахантов) она непроявлена - но остаётся той же Ниббаной.
Это ничуть не противоречит тому, что субстанциально никакие личности не существуют, а значит и не прекращаются, а прекращается безличный поток феноменов, водоворот, закрученный жаждой. Ниббана - это видение и знание, что жажда прекратилась, и что водоворот успокаивается, причём окончательно. Она у всех арахантов неизменна, поэтому и можно даже в отсутствие арахантов всё равно говорить о ней, как о не проявленной.
То есть вечность, неизменность, реальность Ниббаны не отменяет того, что она - не вещь, не личность, не процесс, и т.п. Два стиля изложения, говоря короче, не противоречат друг другу.
но если приянять во внимание идею тханиссаро, что огонь вошел в свое изначальное состояние, значит мы имеем сансару и где-то пребывающий огонь (ум) в непроявленном состоянии. возникает вопрос, где он - вне времени и пространства, это индивидуальный ум и проч.? если в махаяне принят примерно такой подход - к примеру боддхи-читта, или татхагата-гарбха, нужно объяснять, где она, как она, и почему она вдруг перестала подчиняться закону о взаимозависимости?
по мне так идея окончательного небытия более логична (не значит, что она мне по душе) и вытекает из ПК, все остальное кажется попыткой прикрутить дополнительную сущность. _________________ सर्वधर्मशून्यता
№365490Добавлено: Ср 20 Дек 17, 11:26 (7 лет тому назад)
Немного о Тханиссаро Бхиккху
Thanissaro Bhikkhu never pretends to be presenting a secular truth, and is quite explicit about his faith in the existence of an eternal atman in which we will all live in eternal bliss when we escape this fallen world. He makes it clear that what he means by anatta is merely that this samsaric world is not a part of our true eternal soul, and we must not be attached to it. Unlike most x-buddhists teachers, who claim to be teaching that there is no soul, but then sneak a subtle atman back in with obfuscation and rhetorical sleight of hand, Thanissaro is up front about what he believes: for him, Buddhism is exactly the same as Vedanta or Jainism at its core; the only difference is in what we must do to get to that state of eternal bliss, how we must conduct ourselves in this life to reassure ourselves that we are moving closer to permanently rejoining the perfect eternal atman, escaping the trap of this world once and for all.
Bua observes the essential enduring truth of the sentient being as constituted of the indestructible reality of the citta (heart/mind), which is characterized by the attribute of Awareness or Knowingness. This citta, which is intrinsically bright, clear, and Aware, gets superficially tangled up in samsara but ultimately cannot be destroyed by any samsaric phenomenon. Although Bua is often at pains to emphasise the need for meditation upon the non-Self (anatta), he also points out that the citta, while getting caught up in the vortex of conditioned phenomena, is not subject to destruction as are those things which are impermanent, suffering, and non-Self (anicca, dukkha, anatta). The citta is ultimately not beholden to these laws of conditioned existence. The citta is bright, radiant, and deathless, and is its own independent reality:
Ну что же, раз так, значит я здесь ошибся. Значит, по крайней мере часть тайских учителей учит о некоей читте вне пяти совокупностей. Сильно сомневаюсь, что это возможно увязать хоть с ПК, хоть (что гораздо важнее) с опытом. Но какой смысл моське заочно тявкать на слона? Поэтому отмечу просто, что несмотря на всё уважение к монашеской жизни таких людей, к их опыту и достижениям, я согласен не с ними, а с другими учителями, которые о необусловленной читте не учат. Все аргументы я здесь уже высказал, и не по одному разу. _________________ Границы мира - это границы языка
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы