Когда средняя физическая боль - я её ощущаю, как боль в теле. Она есть, я её ощущаю. Но не страдаю от этого. Неприятное ощущение - конечно. Никакой злости нет ни на кого, конечно хочется прекратить боль, больно же )) Когда боль прекращается - все четко, как и было до боли.
Классно, я бы тоже так хотел. Желаю Вам дальнейших успехов!
Спасибо. Я тоже Вам и всем посетителям форума желаю успеха!
Не подумайте, что вышеуказанное чувство какое-то особое. Я бы сравнил его с ситуацией, когда например солдат находится под пытками, но не выдает государственные тайны, зная, что это принесет великий вред.
Такой солдат боль испытывает порой очень сильную, но благие его намерения помогают ему выстоять. Он даже может потерять сознание от боли, умереть, но есть некая внутренняя сила, которая не позволяет внести в его сознание омрачения.
А вот по поводу аналитической медитации, боюсь, Вы меня неправильно поняли. Речь не о том, что наряду с реальными жизненными ситуациями нужно анализировать ещё и воображаемые. Ни о каких воображаемых событиях речи нет. Речь идёт о наблюдении возникновения и исчезновения феноменов. Об отслеживании тех моментов, когда возникают чувственные восприятия, умственные представления, эмоции, волевые импульсы и т.д. - и о наблюдении, какие (другие) ментальные феномены их обусловливают/порождают. Можно научиться видеть непосредственно эти моменты и эти взаимосвязи - и такая практика одновременно содействует и успокоению ума, и развитию видения/мудрости.
Насчет отслеживания. Я не уверен, что я всегда могу четко увидеть возникновение феномена.. Чаще могу четко увидеть, когда он уже есть. Могу увидеть, когда исчезает эмоция скажем.. Но когда мысль исчезает... Она все время изменяется.. Кажется, что вот я наблюдаю мысль, и вот она исчезла. Но на самом деле, пока она существовала, она все время изменялась, она приобретала другой оттенок, эта мысль. Когда она исчезнет, я это не осознаю, потому что её нет уже. Если бы я начал осознавать её исчезновение, я бы снова эту мысль воссоздал в сознании, правда это была бы уже схожая мысль, а не идентичная. Надеюсь смог объяснить.
А вот по поводу аналитической медитации, боюсь, Вы меня неправильно поняли. Речь не о том, что наряду с реальными жизненными ситуациями нужно анализировать ещё и воображаемые. Ни о каких воображаемых событиях речи нет. Речь идёт о наблюдении возникновения и исчезновения феноменов. Об отслеживании тех моментов, когда возникают чувственные восприятия, умственные представления, эмоции, волевые импульсы и т.д. - и о наблюдении, какие (другие) ментальные феномены их обусловливают/порождают. Можно научиться видеть непосредственно эти моменты и эти взаимосвязи - и такая практика одновременно содействует и успокоению ума, и развитию видения/мудрости.
Насчет отслеживания. Я не уверен, что я всегда могу четко увидеть возникновение феномена.. Чаще могу четко увидеть, когда он уже есть. Могу увидеть, когда исчезает эмоция скажем.. Но когда мысль исчезает... Она все время изменяется.. Кажется, что вот я наблюдаю мысль, и вот она исчезла. Но на самом деле, пока она существовала, она все время изменялась, она приобретала другой оттенок, эта мысль. Когда она исчезнет, я это не осознаю, потому что её нет уже. Если бы я начал осознавать её исчезновение, я бы снова эту мысль воссоздал в сознании, правда это была бы уже схожая мысль, а не идентичная. Надеюсь смог объяснить.
Да, я понимаю, о чём Вы. Но когда она исчезает, она сменяется чем-то иным. И этот момент можно зафиксировать.
И, в любом случае, речь идёт не о том, чтобы постфактум вспоминать, что там возникло, а что исчезло (таким образом только запутаться можно, как Вы и пишете). Речь идёт о наблюдении, а не о воспоминаниях. Это наблюдение нацелено, как объясняется в главном комментаторском (в широком смысле слова) трактате Тхеравады, на два аспекта - 1) на сами моменты возникновения и исчезновения (то есть смены одного ментального феномена другим), и
2) на условия возникновения/исчезновения.
И это понимание Буддагосы, изложенное в Висуддхимагге (Глава XX, параграфы 97-99 - я уже ссылался на это в другой теме), вполне основано на Каноне.
Как Вы помните, немного выше мы обсуждали сутту, где Будда говорит о необходимости развивать четыре установления осознанности (Вам там эта осознанность очень нравилась, Вы в ней даже Истину видели). Но дело в том, что об этих самых четырех установлениях осознанности есть немало текстов. И, в частности, Будда объяснял, каким именно образом их развивать. Четыре установления осознанности развиваются именно наблюдением возникновения и исчезновения феноменов (SN47.40). А когда Будда говорит о познании возникновения и уничтожения, он всегда обращает внимание на условия, при которых возникновение/исчезновение происходит (ср. MN148, SN22.56, SN12.2, и многие другие сутты).
Другое дело, что (соглашусь с Вами) технически это наблюдение - не самая простая задача. Но выполнимая. _________________ Границы мира - это границы языка
А вот по поводу аналитической медитации, боюсь, Вы меня неправильно поняли. Речь не о том, что наряду с реальными жизненными ситуациями нужно анализировать ещё и воображаемые. Ни о каких воображаемых событиях речи нет. Речь идёт о наблюдении возникновения и исчезновения феноменов. Об отслеживании тех моментов, когда возникают чувственные восприятия, умственные представления, эмоции, волевые импульсы и т.д. - и о наблюдении, какие (другие) ментальные феномены их обусловливают/порождают. Можно научиться видеть непосредственно эти моменты и эти взаимосвязи - и такая практика одновременно содействует и успокоению ума, и развитию видения/мудрости.
Насчет отслеживания. Я не уверен, что я всегда могу четко увидеть возникновение феномена.. Чаще могу четко увидеть, когда он уже есть. Могу увидеть, когда исчезает эмоция скажем.. Но когда мысль исчезает... Она все время изменяется.. Кажется, что вот я наблюдаю мысль, и вот она исчезла. Но на самом деле, пока она существовала, она все время изменялась, она приобретала другой оттенок, эта мысль. Когда она исчезнет, я это не осознаю, потому что её нет уже. Если бы я начал осознавать её исчезновение, я бы снова эту мысль воссоздал в сознании, правда это была бы уже схожая мысль, а не идентичная. Надеюсь смог объяснить.
Да, я понимаю, о чём Вы. Но когда она исчезает, она сменяется чем-то иным. И этот момент можно зафиксировать.
Иногда когда она исчезает, она сменяется чем-то иным. Но тогда можно сказать, что она исчезает и сменяется каждое мгновенье. Пока принадлежит одному "потоку" мысли. Но бывает она исчезает с концами, "поток" мысли завершается. После этого, пока не пришло что-то еще, мысли не наблюдаются.
№365155Добавлено: Пн 18 Дек 17, 21:43 (7 лет тому назад)
На самом деле невозмутимость очень легко оценить. Допустим у тебя большие кредиты (ипотека,машина), семья из 3 человек, ты работаешь на работе и вдруг твой босс влетает и говорит: через 30 минут мне срочно годовой отчёт,наш гендиректор уже извёлся,с него хозяин бизнеса требует. Отчёта не будет - всех под статью подведём,пойдёте на улицу. А отчёт нереально сделать (и ты это пока еще умом не понимаешь). в офисе начинается левый движ,все суетятся и т.д., кредиты капают,денег практически нет и т.д. Если у тебя даже ни одной беспокойной мысли не возникло - то это невозмутимость. Про внешнее и не говорю даже - разумеется никаких ахов,вздохов,причитаний, и тем более угроз, криков,агрессии быть не должно,про агрессивные действия уж тем более. Эта ситуация более-менее реальна.
Можно еще сказать,что если тебя уже готовы убить,а ты ровен и спокоен - то ты невозмутим. Но такая ситуация в современной жизни и современном обществе не часто случается.
Иногда когда она исчезает, она сменяется чем-то иным. Но тогда можно сказать, что она исчезает и сменяется каждое мгновенье. Пока принадлежит одному "потоку" мысли. Но бывает она исчезает с концами, "поток" мысли завершается. После этого, пока не пришло что-то еще, мысли не наблюдаются.
Бывает, да. Но это отсутствие мыслей: тоже определенное переживание - а значит, тоже ментальный феномен.
Впрочем, одерну сам себя. Это тема, которую лучше рассматривать в комплексе. Так что, наверное, лучше создам я отдельную тему про наблюдение феноменов. Кусками это здесь уже обсуждалось, в разных местах, но лучше собрать в одном месте. _________________ Границы мира - это границы языка
№365157Добавлено: Пн 18 Дек 17, 21:46 (7 лет тому назад)
Что-то меньшее назвать невозмутимостью трудно,потому-что в канонических текстах учителей высоких реализаций реально убивали (сжигали и т.д),а они и глазом не моргали. Например не так давно был случай с вьетнамским монахом Тхить Куанг Дыком (в 1960-ых), который себя сжёг,но и глазом ни моргнул даже. Просто сгорел безмолвно и с улыбкой на лице.
На самом деле невозмутимость очень легко оценить. Допустим у тебя большие кредиты (ипотека,машина), семья из 3 человек, ты работаешь на работе и вдруг твой босс влетает и говорит: через 30 минут мне срочно годовой отчёт,наш гендиректор уже извёлся,с него хозяин бизнеса требует. Отчёта не будет - всех под статью подведём,пойдёте на улицу. А отчёт нереально сделать (и ты это пока еще умом не понимаешь). в офисе начинается левый движ,все суетятся и т.д., кредиты капают,денег практически нет и т.д. Если у тебя даже ни одной беспокойной мысли не возникло - то это невозмутимость. Про внешнее и не говорю даже - разумеется никаких ахов,вздохов,причитаний, и тем более угроз, криков,агрессии быть не должно,про агрессивные действия уж тем более. Эта ситуация более-менее реальна.
Можно еще сказать,что если тебя уже готовы убить,а ты ровен и спокоен - то ты невозмутим. Но такая ситуация в современной жизни и современном обществе не часто случается.
Вы такие страшные ситуации описываете. У меня возник бы испуг. Скорее всего была бы куча ахов, вздохов )) Пока Вы видите цель таким образом, что цель - это стать неким совершенным существом, Вы будете стремиться к невыполнимой цели, иллюзии... Это лично мое мнение...
Бывает, да. Но это отсутствие мыслей: тоже определенное переживание - а значит, тоже ментальный феномен.
Впрочем, одерну сам себя. Это тема, которую лучше рассматривать в комплексе. Так что, наверное, лучше создам я отдельную тему про наблюдение феноменов. Кусками это здесь уже обсуждалось, в разных местах, но лучше собрать в одном месте.
Да, думаю это ментальный феномен. Я бы описал это как "некое осознаваемое состояние".
Что-то меньшее назвать невозмутимостью трудно,потому-что в канонических текстах учителей высоких реализаций реально убивали (сжигали и т.д),а они и глазом не моргали. Например не так давно был случай с вьетнамским монахом Тхить Куанг Дыком (в 1960-ых), который себя сжёг,но и глазом ни моргнул даже. Просто сгорел безмолвно и с улыбкой на лице.
45. От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого;
46. а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: «Боже Мой, Боже Мой! — для чего Ты Меня оставил?»
47. Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он.
48. И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить;
49. а другие говорили: постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его.
(Св. Евангелие от Матфея 27:45-49)
«Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух» (Лк. 23:46) (слова обращены к Богу Отцу)
На самом деле невозмутимость очень легко оценить. Допустим у тебя большие кредиты (ипотека,машина), семья из 3 человек, ты работаешь на работе и вдруг твой босс влетает и говорит: через 30 минут мне срочно годовой отчёт,наш гендиректор уже извёлся,с него хозяин бизнеса требует. Отчёта не будет - всех под статью подведём,пойдёте на улицу. А отчёт нереально сделать (и ты это пока еще умом не понимаешь). в офисе начинается левый движ,все суетятся и т.д., кредиты капают,денег практически нет и т.д. Если у тебя даже ни одной беспокойной мысли не возникло - то это невозмутимость. Про внешнее и не говорю даже - разумеется никаких ахов,вздохов,причитаний, и тем более угроз, криков,агрессии быть не должно,про агрессивные действия уж тем более. Эта ситуация более-менее реальна.
Можно еще сказать,что если тебя уже готовы убить,а ты ровен и спокоен - то ты невозмутим. Но такая ситуация в современной жизни и современном обществе не часто случается.
Вы такие страшные ситуации описываете. У меня возник бы испуг. Скорее всего была бы куча ахов, вздохов )) Пока Вы видите цель таким образом, что цель - это стать неким совершенным существом, Вы будете стремиться к невыполнимой цели, иллюзии... Это лично мое мнение...
Ну как сказать...Цель стать Буддой, или архантом (в зависимости от традиции). Совершенного между прочем ничего нет,но это тема для других обсуждений.
Как Вы помните, немного выше мы обсуждали сутту, где Будда говорит о необходимости развивать четыре установления осознанности (Вам там эта осознанность очень нравилась, Вы в ней даже Истину видели).
Не буду скрывать своих чувств к осознанности Я не видел Истину в осознанности. Я говорил, что в состоянии осознанности познается Истина.
Как Вы помните, немного выше мы обсуждали сутту, где Будда говорит о необходимости развивать четыре установления осознанности (Вам там эта осознанность очень нравилась, Вы в ней даже Истину видели).
Не буду скрывать своих чувств к осознанности Я не видел Истину в осознанности. Я говорил, что в состоянии осознанности познается Истина.
Хорошо - говорили, что в состоянии осознанности видна Истина. Смысл той моей реплики от этого не меняется. _________________ Границы мира - это границы языка
Пока скажу о дзадзен. Дзадзен дзадзену рознь,как говорится. Для меня дзадзен описан ниже:
1) Поставить волевую цель просто сидеть в позе медитации и не заниматься другими делами.
(Типа как Будда сказал: Не встану, пока не освобожусь от дукха) Для этого надо иметь конечно свободное время. Хотя бы полдня.
2) Просто сидеть без цели. Ни на чем не пытаться усиленно сосредоточиться. Только главное ПРОДОЛЖАТЬ СИДЕТЬ.
3) Потом разное наблюдается, описывать не буду. Индивидуально.
4) Главное продолжать сидеть как можно дольше и насколько позволяет время. Ну отвлечься воду выпить - не проблема.
5) Как только видишь, что больше сидеть ну невозможно просто.... или дела есть, тогда медитация завершается.
Здесь дзадзена, нет. Простите.
Ну да, я немного свои правила привнес пожалуй, которые мне помогали. Поэтому немного исказил практику.
Но основные моменты дзадзен соблюдены:
1) Успокоение ума
2) Практика просто сидения
3) Не искать подтверждения книжным постулатам, а просто ждать, когда истинное знание само проявится внутри тебя.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы