Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Обсуждение сутр (Не совсем понял пример с факелом и фруктовым деревом)

Страницы 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
shpiler



Зарегистрирован: 16.05.2017
Суждений: 936

343854СообщениеДобавлено: Ср 20 Сен 17, 13:26 (7 лет тому назад)    Обсуждение сутр (Не совсем понял пример с факелом и фруктовым деревом) Ответ с цитатой

http://www.theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/mn54-potaliya-sutta-sv.htm

Не совсем понял пример с факелом и фруктовым деревом.

_________________
Да пребудет с тобой Sīla!
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
shpiler



Зарегистрирован: 16.05.2017
Суждений: 936

343859СообщениеДобавлено: Ср 20 Сен 17, 13:37 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

И еще, почему в сутрах ум упоминается как шестой орган чувств наряду с глазом, ухом и т.д. Разве ум может контактировать с внешним миром без посредничества 5 органов чувств?
_________________
Да пребудет с тобой Sīla!


Ответы на этот пост: empiriocritic_1900, Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

343861СообщениеДобавлено: Ср 20 Сен 17, 13:48 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

shpiler пишет:
И еще, почему в сутрах ум упоминается как шестой орган чувств наряду с глазом, ухом и т.д. Разве ум может контактировать с внешним миром без посредничества 5 органов чувств?

А он не с внешним миром контактирует. Умом воспринимаются и переживаются мысли. Возникла/пришла в голову мысль - это и значит, что произошёл "контакт" ума с мыслью.

_________________
Границы мира - это границы языка


Ответы на этот пост: shpiler
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
shpiler



Зарегистрирован: 16.05.2017
Суждений: 936

343867СообщениеДобавлено: Ср 20 Сен 17, 14:19 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:
shpiler пишет:
И еще, почему в сутрах ум упоминается как шестой орган чувств наряду с глазом, ухом и т.д. Разве ум может контактировать с внешним миром без посредничества 5 органов чувств?

А он не с внешним миром контактирует. Умом воспринимаются и переживаются мысли. Возникла/пришла в голову мысль - это и значит, что произошёл "контакт" ума с мыслью.

так про это в сутрах говорится как о "ментальных конструкциях, феноменах", а не как объект чувствования. Мысль - это ведь не объект чувствования (по аналогии с формами, запахами, тактильными ощущениями, вкусами, звуками).

_________________
Да пребудет с тобой Sīla!


Ответы на этот пост: empiriocritic_1900, Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

343871СообщениеДобавлено: Ср 20 Сен 17, 14:32 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

shpiler пишет:
empiriocritic_1900 пишет:
shpiler пишет:
И еще, почему в сутрах ум упоминается как шестой орган чувств наряду с глазом, ухом и т.д. Разве ум может контактировать с внешним миром без посредничества 5 органов чувств?

А он не с внешним миром контактирует. Умом воспринимаются и переживаются мысли. Возникла/пришла в голову мысль - это и значит, что произошёл "контакт" ума с мыслью.

так про это в сутрах говорится как о "ментальных конструкциях, феноменах", а не как объект чувствования. Мысль - это ведь не объект чувствования (по аналогии с формами, запахами, тактильными ощущениями, вкусами, звуками).

О том, что шестой вид контакта - это контакт ума (mano) с мыслями (dhamma), говорится в сутте MN148. И там же говорится о том, что все шесть видов контакта переживаются, как нечто приятное, или неприятное, или нейтральное. Тут же говорится о "мысли" не как об информационном коде, не как о наборе знаков с определенным значением, а как о психическом явлении, которое происходит в реальном времени. Мысль возникает (приходит в голову) и исчезает - это определенные переживания, хотя и не связанные непосредственно с восприятием внешних предметов органами чувств.  

Что касается "ментальных конструкций" - это одна из многочисленных попыток перевести понятие "saṅkhārā". Мне больше нравится выражение другой вариант перевода, "формирующие факторы" - это неуклюжее выражение, но точнее указывает на суть дела: это такие ментальные явления, которые вызывают последствия на уровне мыслей, слов и поступков. В сутте SN22.56 Будда отмечает, что санкхары состоят из четан (cetanā). Четаны можно перевести, как намерения, как волевые импульсы, как реакции. Примерно такой спектр значений. Они возникают (см. ту же самую SN22.56) в ответ на шесть видов контакта, то есть, в качестве реакции на пять видов чувственных восприятий, и на мысли.

_________________
Границы мира - это границы языка
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30514

343873СообщениеДобавлено: Ср 20 Сен 17, 14:35 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

shpiler пишет:
И еще, почему в сутрах ум упоминается как шестой орган чувств наряду с глазом, ухом и т.д. Разве ум может контактировать с внешним миром без посредничества 5 органов чувств?
Говорится о сферах сознания. Это не физиология в привычном для нас понимании.
_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30514

343874СообщениеДобавлено: Ср 20 Сен 17, 14:37 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

shpiler пишет:
empiriocritic_1900 пишет:
shpiler пишет:
И еще, почему в сутрах ум упоминается как шестой орган чувств наряду с глазом, ухом и т.д. Разве ум может контактировать с внешним миром без посредничества 5 органов чувств?

А он не с внешним миром контактирует. Умом воспринимаются и переживаются мысли. Возникла/пришла в голову мысль - это и значит, что произошёл "контакт" ума с мыслью.

так про это в сутрах говорится как о "ментальных конструкциях, феноменах", а не как объект чувствования. Мысль - это ведь не объект чувствования (по аналогии с формами, запахами, тактильными ощущениями, вкусами, звуками).
Следует понимать, что всё перечисленное есть объекты сознания, сцепляющего пять ккандх нашего существа.
_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Adzamaro



Зарегистрирован: 11.12.2013
Суждений: 1767
Откуда: Москва

343876СообщениеДобавлено: Ср 20 Сен 17, 14:40 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

shpiler пишет:
И еще, почему в сутрах ум упоминается как шестой орган чувств наряду с глазом, ухом и т.д. Разве ум может контактировать с внешним миром без посредничества 5 органов чувств?
Мысль - это ведь не объект чувствования (по аналогии с формами, запахами, тактильными ощущениями, вкусами, звуками)
Ошибка древних комментаторов/составителей/редакторов канона, тянущаяся до наших дней. Шестой орган чувств - хаддая/сердце и соответствующая ему сфера чувств с его объектами (радость, страх и пр. чувственно и телесно [как и остальные пять объектов] переживаемые эмоции).
Мысли же, чувственно не переживаемые (как вы верно отметили), это прерогатива Читты/Ума, который также ошибочно отождествили с Винняной/Сознанием и Мано [которое перепутали с Хаддая/Сердцем].


Ответы на этот пост: empiriocritic_1900, Antaradhana
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

343880СообщениеДобавлено: Ср 20 Сен 17, 15:03 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Adzamaro пишет:
shpiler пишет:
И еще, почему в сутрах ум упоминается как шестой орган чувств наряду с глазом, ухом и т.д. Разве ум может контактировать с внешним миром без посредничества 5 органов чувств?
Мысль - это ведь не объект чувствования (по аналогии с формами, запахами, тактильными ощущениями, вкусами, звуками)
Ошибка древних комментаторов/составителей/редакторов канона, тянущаяся до наших дней.

Не для того, чтобы возобновлять наш с Вами спор, а единственно в интересах точности: ту же самую мысль, которую Вы сформулировали как "ошибка древних комментаторов/составителей/редакторов канона, тянущаяся до наших дней", ИМХО, имело бы смысл сформулировать более нейтрально. Например, так:

"я, Adzamaro, считаю, что составители, редакторы и традиционные комментаторы Палийского канона ошибались, когда считали, что мано, винняна, и читта - это слова, обозначающие разные оттенки одного и того же явления - ума/сознания".

И тогда было бы всё хорошо, всё правильно Smile . И никто бы не усомнился, что в Каноне есть сутты, где мано, винняна и читта используются, как синонимы, и что так считала и последующая традиция.

И вот, исходя и из традиции, и из сутт логично заключить, что mano - это ум, и что его предметы восприятия, дхаммы - это мысли (не в значении "мысль о том или этом", а в значении "мысль, как психическое явление", "мысль, приходящая в голову/возникающая и исчезающая).

Вы считаете иначе - и, бесспорно, имеете на это право. Но это Ваша личная, так сказать, домашняя интерпретация южного буддизма, а не общепринятый в традиции взгляд.

_________________
Границы мира - это границы языка
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Adzamaro



Зарегистрирован: 11.12.2013
Суждений: 1767
Откуда: Москва

343881СообщениеДобавлено: Ср 20 Сен 17, 15:09 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900
Там в подписи написано, чтобы не добавлять к каждому сообщению, что это "мое личное видение". Так что все хорошо и все правильно Smile
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Won Soeng
заблокирован(а)


Зарегистрирован: 14.07.2006
Суждений: 14466
Откуда: Королев

343890СообщениеДобавлено: Ср 20 Сен 17, 16:26 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Воображение воспринимает образы, чувствует образы, устремляется к образам, отвращается от образов.

Без воображения не было бы и зрения, слуха, запаха, вкуса и осязания.

Уважая взгляды участников, добавлю, что это сугубо личное мнение, которое полагаю полезным для постижения правильных взглядов, оттого и упоминаю здесь.

_________________
Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.


Ответы на этот пост: BonZa
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Antaradhana
Wolfshadow


Зарегистрирован: 16.01.2016
Суждений: 10000

343904СообщениеДобавлено: Ср 20 Сен 17, 17:38 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Adzamaro пишет:
shpiler пишет:
И еще, почему в сутрах ум упоминается как шестой орган чувств наряду с глазом, ухом и т.д. Разве ум может контактировать с внешним миром без посредничества 5 органов чувств?
Мысль - это ведь не объект чувствования (по аналогии с формами, запахами, тактильными ощущениями, вкусами, звуками)
Ошибка древних комментаторов/составителей/редакторов канона, тянущаяся до наших дней. Шестой орган чувств - хаддая/сердце и соответствующая ему сфера чувств с его объектами (радость, страх и пр. чувственно и телесно [как и остальные пять объектов] переживаемые эмоции).
Мысли же, чувственно не переживаемые (как вы верно отметили), это прерогатива Читты/Ума, который также ошибочно отождествили с Винняной/Сознанием и Мано [которое перепутали с Хаддая/Сердцем].

Сердцем, в древности образно называли ум Wink
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
BonZa



Зарегистрирован: 04.04.2016
Суждений: 1711
Откуда: Oттyдa

343905СообщениеДобавлено: Ср 20 Сен 17, 17:41 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Won Soeng пишет:


Без воображения не было бы и зрения, слуха, запаха, вкуса и осязания.
А вот интересно у мухи  или пчелы есть воображение? Ведь органы чувств как зрение, слух, осязание, обаняние у них есть.
Что Вы вкладываете в понятие "воображение" приминительно к контексту высказывания.

_________________
Те, кто веруют слепо, - пути не найдут. Тех, кто мыслит, - сомнения вечно гнетут. Опасаюсь, что голос раздастся однажды: "О невежды! Дорога не там и не тут!" (Омар Хайям)


Ответы на этот пост: Won Soeng
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Adzamaro



Зарегистрирован: 11.12.2013
Суждений: 1767
Откуда: Москва

343906СообщениеДобавлено: Ср 20 Сен 17, 17:44 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Antaradhana
Вот из-за этого-то древние редакторы и могли наошибаться, заменив по старой привычке сердце на ум, думая что это одно и то же Wink А затем пошло поехало: нестыковки, костыли, нелогичности Smile


Ответы на этот пост: Antaradhana, Гвоздь, Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Antaradhana
Wolfshadow


Зарегистрирован: 16.01.2016
Суждений: 10000

343909СообщениеДобавлено: Ср 20 Сен 17, 17:49 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Adzamaro пишет:
Antaradhana
Вот из-за этого-то древние редакторы и могли наошибаться, заменив по старой привычке сердце на ум, думая что это одно и то же Wink А затем пошло поехало: нестыковки, костыли, нелогичности Smile

По моему все нормально. Какие еще нестыковки и нелогичности?
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии Часовой пояс: GMT + 4
Страницы 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14  След.
Страница 1 из 14

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.034 (0.535) u0.015 s0.001, 18 0.019 [268/0]