Можно ли воспринимать качество не-подконтрольности как полный аналог anatts?
Или же это всего лишь один из аспектов характеристики безличности
Во всяком случае, Буддагоса определял анатта именно как неподконтрольность, неподвластность.
«Эти же пять совокупностей являются безличными, как сказано: «то, что болезненно – не я». Почему? Потому, что они неподвластны. Свойство неподверженности осуществлению власти над ними – это и есть свойство безличности»
Если считать кхандхи "неподвластными", это значит, что мои мысли неподвластны мне, мои чувства неподвластны мне... моё тело неподвластно мне
И Будда учит, что это (прекращение и освобождение) как раз в наших силах.
То есть подвластно. Что, в общем логично. Если что-то "не-я" - это объект. А на объект можно воздействовать и изменять его ... Отсюда, в свою очередь следует, что пять упадана-кхандха могут быть изменяемы и ими можно управлять. И даже прекратить
Но возможность контролировать этот процесс и осознанно влиять на него появляется в полной мере лишь при устранении такого неведения. Контролировать – то есть, прежде всего, осознавать процесс восприятия вместе с его причинами – разворачивающимися отпечатками кармы, осознавать сопровождающие его психические элементы, их привычное воздействие на отпечатки клеш, понимать плоды всего этого процесса – усиление отпечатков клеш, закладывание новых отпечатков кармы, бесполезная трата времени, будущее страдание, а также распознавать признаки всех элементов этого процесса – их непостоянство (уникальность каждого элемента, мгновенность), безличность, ничейность, бесцельность, обусловленность и потому страдательность. Влиять – то есть осуществлять четыре правильных отвержения – отвержение родившихся неблагих дхарм и неродившихся неблагих дхарм, а также порождение еще не родившихся благих дхарм и культивирование уже родившихся благих дхарм (см. 37 факторов Просветления или элементов стороны просветления). Однако осуществляет эти контроль и влияние, опять же, не «я», которое лишь концепт, а мотивация (sems pa, четана), направляющая умственное сознание на эти объекты и порождающая в его окружении благие психические факторы в качестве противоядий от неблагого, которая сама порождается и сопровождается благими психическими факторами, а также определяющими объект факторами, при условии, если все эти факторы имеют достаточную силу (привычки).
Танха - жажда чувственных переживаний, а упадана - привязанность к удовлетворению этой жажды. И что, не в моей власти прекратить сначала упадану - и как следствие танху?
И чего же до сих пор не прекратил раз в "моей власти" ? ))
1. Зачем? Понятие счастья, как и страдания это достаточно комплексное понятие
2. Просто так взять и прекратить нельзя. Потому, что причины по которым существуют все кайя и рупа - они создавались столетиями. Следовательно и исчерпать это всё сразу нельзя _________________ живите больше
Танха - жажда чувственных переживаний, а упадана - привязанность к удовлетворению этой жажды. И что, не в моей власти прекратить сначала упадану - и как следствие танху?
И чего же до сих пор не прекратил раз в "моей власти" ? ))
1. Зачем? Понятие счастья, как и страдания это достаточно комплексное понятие
2. Просто так взять и прекратить нельзя. Потому, что причины по которым существуют все кайя и рупа - они создавались столетиями. Следовательно и исчерпать это всё сразу нельзя
Значит нельзя так взять и прекратить, значит неподвластны, что и требовалось доказать, подвластное должно мгновенно по желанию прекращаться.
При этом нет никакого «потока» как отдельного предмета, которому они принадлежат, типа некой веревочки, которая их связывает, или типа трубки, по которой они «текут» и пр. Поэтому высказывание «у безличного ума есть совокупности... » - условное. Поэтому понимание их «индивидуальности» как действительной, а не условной, принадлежности чему-то - не верно. Конкретная жажда проявляется из конкретного отпечатка жажды из-за конкретных условий и «давит» на конкретную привычку деяния, что ведет к возникновению конкретной мотивации - деянию и т. п.
Но разве у Бодхисатты, перед тем как он сел под дерево Бодхи, не было "некой веревочки", которая связывала его с предыдущими рождениями, в которых он всякий раз вёл себя исключительно благородно? Разве не его принадлежность множествам хороших дел, совершенных в прошлых жизнях, "надавила" на конкретную привычку деяния и привела к конкретной мотивации - обету не вставать с этого места до Постижения?
Значит нельзя так взять и прекратить, значит неподвластны, что и требовалось доказать, подвластное должно мгновенно по желанию прекращаться.
Вот так сейчас по щелчку пальцев сразу лето, а? (кто в северном полушарии) ... Если начать сейчас сознательно двигаться к освобождению - тогда через какое-то время, к примеру через 5 воплощений, эта цель может быть достигнута. Если нет, то эти 5 воплощений откладываются на неопределенный срок. Настолько откладывается насколько это решение выбираться из сансары будет откладываться. Свободной волей человека _________________ живите больше
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы