Тогда получается что один человек натворил много плохой каммы перед смертью, а родился другой человек который пожинает плод каммы другого человека?
Жизнь вообще несправедливая штука. Самсара - дуккха.
Цитата:
Вспоминается своя или чужая прошлая жизнь? Если чужая, то получается что одно существо делает камму, освобождается, а другое существо пожинает плод каммы другого существа.
Если вы будете рассматривать существо, как обладающее индивидуальной сущностью, то будут рождаться подобные противоречия, а если рассматривать живое существо, как неотъемлемую часть мира, как переплетение триллионов причинно-следственных связей, лишенное сущности, как набор битов информации, точно таких же, из которых состоит все остальное в мире, тогда никаких противоречий не будет.
Вспоминается своя или чужая прошлая жизнь? Если чужая, то получается что одно существо делает камму, освобождается, а другое существо пожинает плод каммы другого существа.
Если вы будете рассматривать существо, как обладающее индивидуальной сущностью, то будут рождаться подобные противоречия, а если рассматривать живое существо, как неотъемлемую часть мира, как переплетение триллионов причинно-следственных связей, лишенное сущности, как набор битов информации, точно таких же, из которых состоит все остальное в мире, тогда никаких противоречий не будет.
Если нет индивидуальности, то как тот кто достиг архатства уже никогда не может стать простым путужаной?
Почему порезать живого существа или порезать идентичный по форме труп/куклу имеет очень различные последствия? То есть, разница индивидуальных сущностей есть. _________________ "Когда двери открыты, нечего лезть через окно"
№327209Добавлено: Вс 07 Май 17, 20:54 (8 лет тому назад)Re: Отношение к понятию "душа".
Цитата:
Тогда, какой смысл в пути?
Прекращение дуккхи.
Цитата:
Ведь справедливости, как вы утверждаете, нет.
Так как вы мыслите на английском языке, поясню: "Жизнь вообще несправедливая штука" - это образное выражение в русском языке.
Цитата:
Если нет индивидуальности, то как тот кто достиг архатства уже никогда не может стать простым путужаной?
«Только страдания существуют – но не найти страдающего.
Поступки совершаются – но нет того, кто их совершает.
Ниббана есть – но нет того, кто в неё входит.
Путь существует – но не найти того, кто по нему идёт».
Цитата:
Почему порезать живого существа или порезать идентичный по форме труп/куклу имеет очень различные последствия?
Есть живые существа, есть причинение вреда живым существам, есть последствия причинения вреда живым существам - таков закон, прописанный в "программе" самсары.
Если нет индивидуальности, то как тот кто достиг архатства уже никогда не может стать простым путужаной?
Цитата:
«Только страдания существуют – но не найти страдающего.
Поступки совершаются – но нет того, кто их совершает.
Ниббана есть – но нет того, кто в неё входит.
Путь существует – но не найти того, кто по нему идёт».
Alex пишет:
Почему порезать живого существа или порезать идентичный по форме труп/куклу имеет очень различные последствия?
Есть живые существа, есть причинение вреда живым существам, есть последствия причинения вреда живым существам - таков закон, прописанный в "программе" самсары.
Живое существо не является только одной единственной мгновеной вспышкой совокупности многих дхамм (или кхандх, как вам удобно). ЖС состоит из прошлых, настоящих, и будущих дхамм которые связаны причино-следственной связью.
Если "обьект" или "живое существо" это только единственный мгновеный набор кхандх то тогда нет: ни движения, ни изменения, ни действия, ни причины, ни следствия, ни разницы, ни достижение Ниббаны, или не-достижения Ниббана. Тогда просто случайный "хаос" и любое учение - бесмыслено. _________________ "Когда двери открыты, нечего лезть через окно"
Для того чтобы понять есть душа или нет, нужно сложить и привести к общему знаменателю все имеющиеся религиозные представления. И убедится в том, что он равен нулю. Потому что все конфессии и школы противоречат друг другу.
А ведь в каждой из них есть развитая теория и свои достигшие святые. Все это ложь.
Согласно ньяи Душа это субъект, "вкушающий". Наличие ее познается выводом. Желание, неприязнь, усилие, удовольствие, страдание и познание это выводные знаки души. Свойства же души это познание (в случае контакта души с мано-будхи) и память. Память это собственное свойство души. Буддисты возражали, что все эти свойства - функция агрегатов (манас, виджняна и т.д.), а не души. Ньяя-сутры интересны тем, что Ватсьяяна приводит диспуты между буддистами и ньяиками. Опровергаются положения мадхъямиков, буддийской невечности и пр.
Вы считаете что все это имеет какой то актуальный научно-философский смысл?
Или лишь в рамках изучения культурно-исторического наследия человечества?
Frithegar
Понятие души в научном смысле излишне, если уже есть понятия мысли и чувства, эмоции.
И к тому же излишня религиозная смысловая нагрузка этого слова.
то есть, вам слово "душа" не нравится? Это не имеет значения, раз есть процессы, как их ни назови. Мы о процессах прежде всего говорим
Почему вы спорите? Такое впечатление, что одни буддисты верят в душу, а другие нет.
Для того чтобы понять есть душа или нет, нужно сложить и привести к общему знаменателю все имеющиеся религиозные представления. И убедится в том, что он равен нулю. Потому что все конфессии и школы противоречат друг другу.
А ведь в каждой из них есть развитая теория и свои достигшие святые. Все это ложь.
Согласно ньяи Душа это субъект, "вкушающий". Наличие ее познается выводом. Желание, неприязнь, усилие, удовольствие, страдание и познание это выводные знаки души. Свойства же души это познание (в случае контакта души с мано-будхи) и память. Память это собственное свойство души. Буддисты возражали, что все эти свойства - функция агрегатов (манас, виджняна и т.д.), а не души. Ньяя-сутры интересны тем, что Ватсьяяна приводит диспуты между буддистами и ньяиками. Опровергаются положения мадхъямиков, буддийской невечности и пр.
Вы считаете что все это имеет какой то актуальный научно-философский смысл?
Или лишь в рамках изучения культурно-исторического наследия человечества?
Скорее второе. Ньяя устарела. Ясно дело, что труды ньяи имеют скорее религиозно-спекулятивный смысл, чем строго научный. Любой ценой защитить объекты своей веры. Шохин там, что-то там копал. Его интересовала софистика (словесные ухищрения + псевдоответы) и эристика (тоже, только без собственной альтернативной позиции). С позиции ньяи все это допускалось в дискуссии. Это как шипы, которые защищают прорастающие семена (истинное познание).
Почему вы спорите? Такое впечатление, что одни буддисты верят в душу, а другие нет.
Смотря что вы подразумеваете под термином "душа". К сожалению в ранних буддийских текстах есть много неоднозначных пунктов учения которые можно толковать по разному. Через несколько сотен лет после париниббаны Будды, Учение расскололось на 18 ранних школ. А потом развились и другие буддийские традиции. И как вы видете на этом форуме, есть разные точки зрения. _________________ "Когда двери открыты, нечего лезть через окно"
А почему не воспользоваться не только древними учениям но и самыми новыми открытиями и теориями в науке (особенно в квантовой физике)? _________________ "Когда двери открыты, нечего лезть через окно"
А в следующий опять возникает Тело изменяется довольно медленно, у существа имеется память о прошлых моментах, в связи с чем у него создается иллюзия обладания телом, иллюзия я, иллюзия личности, души и т.п.
Цитата:
Тогда что вы конкретно имели ввиду?
Что жизнь - боль
Цитата:
Живое существо не является только одной единственной мгновеной вспышкой совокупности многих дхамм (или кхандх, как вам удобно). ЖС состоит из прошлых, настоящих, и будущих дхамм которые связаны причино-следственной связью.
Да, причинно-следственные связи имеют продолжительность во времени, но это не отменяет того, что совокупности изменчивы, непостоянны, неудовлетворительны, обусловлены и безсущностны. Попробуйте отыскать эту сущность, и вы потерпите неудачу, т.к. будете находить лишь взаимообусловленные, непостоянные процессы.
В буддизме оперируют тем, что наблюдается. В частности, в дхьянах. Наблюдаются дхармы. Причём не в состоянии "есть", а в состоянии возникновения или прекращения (невозникновения.) Душа не наблюдается. Неизменную, вечную душу наблюдать в буддизме невозможно в принципе. Буддийская философия связана с медитативным опытом и создавалась исходя из него.
С другой стороны,
" То, что «атман есть» — это одна крайность, а то, что «атмана нет» — другая. Это, о Кашьяпа, и так понятно (всякому
понимающему)...
Срединность постигается (только) посредством рефлексивного исследования реальности дхарм, которое и есть Срединный Путь."
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы