1. Вопреки утверждениям наших тхерцев, слово hīna означает не что-то матерно-обсессивное, а "неполный, некомплектный". Это слово есть и в ПК, там говорится hīnāya āvaṭṭati о том, кто размонашился.
Сейчас их задевает уже сам факт оценки через призму Колесниц. То, что АН 4.95 говорит о Бодхичитте с махаянской т.зр. - не решает вопрос. Для них Тхеравада полный, законченный, целостный путь, а никакая не Колесница. (Имеют право, да.) Точно так же, для нас нет их истории Соборов, на которых кто-то откалывался от изначальной Тхеравады. Колесница и Соборы - два внутренних взгляда на вещи. В межшкольном общении можно не основываться на этих, заведомо разных, позициях. Есть множество других вещей - преодоление клеш, например - где можно продуктивно пообщаться.
Про hīnāya āvaṭṭati ничего не знал. Классно, что Вы нашли такое необидное значение у слова хина в пали.
С уважением.
Нет, не имеют права так считать, если они опираются на Палийский Канон. В ПК Будда утверждает, что учение о пустоте со временем пропадет. В Хинаяне так и произошло. Учение о пустоте там исчезло в такой степени, что аджану Буддадасе пришлось обращаться к махаянским текстам и заимствовать махаянские концепции. Следовательно, почитатели Палийского Канона должны либо признать неполноту ПК и их вероучения в части учения о пустотности, либо предъявить в ПК развитое учение о пустоте, доказав, что пророчество Будды пока не исполнилось.
С буддизмом точно так же. Есть буддизм как группа религий, восходящая к Шакьямуни.
Можно и так сказать. Вопрос в том, признаётся или отрицается наличие Будда-Дхармы в каком-либо из буддизмов. Тайская Сангха признаёт присутствие Будда-Дхармы в других школах (то, что разбавленной и искажённой уже другой вопрос). На жёлтом форуме пишут довольно двусмысленно и туманно.
Группа буддийских религий, в каждой из которых, в той или иной форме, содержится учение Будды - здесь не о чем было бы спорить.
Нет, не имеют права так считать, если они опираются на Палийский Канон. В ПК Будда утверждает, что учение о пустоте со временем пропадет. В Хинаяне так и произошло. Учение о пустоте там исчезло в такой степени, что аджану Буддадасе пришлось обращаться к махаянским текстам и заимствовать махаянские концепции. Следовательно, почитатели Палийского Канона должны либо признать неполноту ПК и их вероучения в части учения о пустотности, либо предъявить в ПК развитое учение о пустоте, доказав, что пророчество Будды пока не исполнилось.
Я-то с Вами согласен, что ПК учение не полное. Но они - не мы. Возможно множество разных трактовок, толкований ПК. Я вот подумал - не сбылось ли пророчество Шакьямуни о том, что его Учение исчезнет через 2500 лет: в традиции Шравакаяны? Вот и йогавачара (вроде бы, непрерывная традиция медитации) пресеклась на Ланке в начале 20 века... Но поскольку раньше я уже обманывался насчёт толкования пророчеств, то гоню от себя эти мысли, как блажь. Есть много толкований даже у самого, казалось бы, простого текста.
Не пофиг. Я бы не читал дост. Ачана Ли Дхаммадхаро, если бы знал, что тайцы отказывают Махаяне в наличии Будда-Дхармы. Ну а так - читаю, вроде бы даже с пользой для себя.
№312845Добавлено: Вс 05 Фев 17, 14:01 (8 лет тому назад)
В древнейших (исторически) никайских-агамических Сутрах нет разделения на колесницы, но устремлённость к двум благам тоже высшая (АН 4.95), как в Махаяне. В древнейших текстах не три колесницы, а три пути - Шравакабудд, Пратьекабудд, Самьяксамбудд.
В махаянском термине Хинаяна действительно есть некоторая двусмысленность. С одной стороны, это синоним для Шравакаяны и Пратьекабуддаяны - которым сам Будда учил - часть Учения, необходимое в любом случае отречение-непривязанность. С другой же стороны, о Хинаяне говорится в контексте нападок на Учения Махаяны. Например:
Быть семь дней вместе со шраваком, который чересчур горд своей верой и настроен против Махаяны и Тантры, или, иначе, жить вместе под одной крышей в течение семи дней с тем, кто верует только в Хинаяну – пятый грубый проступок.
Создаётся впечатление, что хинаянист, в строгом смысле слова - только тот шравак, кто настроен против Махаяны.
Как сказано в "Кратком изложении парамит" (6.65):
"Отринув твердо обе Колесницы, у которых
нет сил осуществить все благо мира,
те, кто проникнуты заботой о других,
встают на проповеданный из состраданья
Путь Будд могучих."
И далее (6.67):
"Кто счастье и несчастье сознает как сон
и видит попранных невежеством существ,
как может пренебречь он подвигом святым
всерадостной заботы о других
и прилагать усилия [лишь] к цели-для-себя?!"
При этом, цель-для-себя в Бодхисаттваяне трактуется шире, нежели в Шравакаяне и Пратьекабуддаяне.
"Однако без избавления от мысли в достаточности Покоя для собственной цели не обойтись, ибо одно лишь освобождение от сансары оставляет нас в Хинаяне и не спасает от ограниченности понимания, вследствие чего собственная цель остается недостигнутой: хотя мы избавляемся от бед обусловленного существования, от ущербности Покоя не освобождаемся. Поэтому и говорится, что совершенная собственная цель - Дхармакая Будды."
№313402Добавлено: Ср 08 Фев 17, 17:48 (8 лет тому назад)
Цитата от Камалашилы о единой колеснице:
Цитата:
Таким образом всеведение достигается благодаря знанию всех вещей как есть в абсолютном и относительном (условном) смысле. Следовательно, только это является высшим путем отбрасывания завес и достижения всеведения. И поскольку на пути слушателей (шраваков) и других [буддийских школ] не происходит отбрасывания ошибочного [приписывания], – два вида завес не рассеиваются. В «Сутре сошествия на Ланку» сказано:
Цитата:
Другие, видя, что все дхармы зависят от причин, мыслят нирвану
даже там, где ее нет. И поскольку они не видят отсутствия самости
дхарм, для них нет освобождения. О Махамати! Тот, кто принадлежит к
категории реализовавших (mngon par rtogs, abhisamaya) колесницу шраваков,
примысливает окончательный исход (nges par ‘byung ba, niryāna) тому, что
таковым не является. Поэтому необходимо прикладывать усилия, чтобы
отвергнуть (bzlog pa, vyāvartana) дурные воззрения (lta ba ngan pa, kudrsti).
И поскольку другими путями освобождения не достигают, Бхагаван говорил только об одной колеснице (theg pa gcig, ekam yānam). [53] Путь шраваков и прочие [низшие пути] были проповеданы подобно тому, как со скрытым намерением (ldem por dgongs, abhisamdhi) вовлечения детям рассказывают только об увлекательном.
(Камалашила, "Стадии медитации. Советы царю")
Под единым путём подразумевается, как видим, путь, ведущий к знанию всех вещей как есть в абсолютном и относительном смысле. Имеется ввиду именно путь махаяны.
№313403Добавлено: Ср 08 Фев 17, 18:12 (8 лет тому назад)
Колесница слушающих — sravaka-yana, тиб. пуап thos (kyi) theg pa — к ней махаянисты относили представителей всех школ раннего
и хинаянского буддизма, которые говорили (про Махаяну):
«Поскольку буддства можно достичь и в Колеснице слушающих, то зачем же тогда нужны другие способы?»
RATNA-AVALI. IV (Nagarjuna)
93
В Типитаке (школ Хинаяны) нет ни слова о pratistha-artha,
Практики духовного совершенствования [бодхисаттв], bodhi- (sattva)-carya,
Но об этом говорится в [текстах] Великой колесницы
94
Как учитель грамматики
Заставляет запоминать азбуку*.
Точно так же Просветлённый наставлял последователей
В Законоучении соответственно их способностям**.
(* «Учитель грамматики учит правилам по-разному, в зависимости от способностей учеников» [Ajitamitra].
** Строфы 94-96 цитируются Чандракирти в «Прасаннападе», см. [Prasannpada 1903-1913: 359]. )
95
Одним Он проповедовал Учение о том.
Как им освободиться от тяжких проступков*.
Другим — о значении приобретения [ими] добродетели**.
Третьим — об опоре на двойственность***.
(* Аджитамитра в качестве примера привел «Арья-нандика-сутру».
** Аджитамитра в качестве примера назвал «Ганда-вьюха-сутру»
*** Аджитамитра отметил: «Опора на двойственность двайя, тиб. gnyis) — удел слушателей (шраваков) и тех, кто шествует другими буддийскими путями. Махаянисты не опираюся на двойственное»
96
Отдельным [же лицам Он проповедовал Учение],
Не опиравшееся на двойственность, таинственное и внушающее страх*.
Единицам [же — Учение], сердцевиной** которого являются
Пустота и сострадание, а применением — Просветление.
* «Махаянисты не опираются на двойственность. Их учение потому внушает страх, что его основоположения пугают (невежд) и вызывают боязнь (ортодоксально мыслящих буддистов)» [Ajitamitra 1990: 133].
** Аджитамитра: «Сердцевина (гарбха, тиб. snying ро) — это та собственная природа, вместо которой возникают (в особи) пустотность и сострадание»
__________________________
А Герман прав в том, что первоначальное деление (зафиксированное в Дхармасамграхе) на шравак, пратьек и Махаяна более раннее, чем принятое впоследствии - с добавлением Ваджраяны и отнесения пратьека к шравака (наверное ввиду их "индивидуальных" устремлений к Спасению) _________________ Безукоризненная вежливость японцев - следствие их многовековой привычки открыто носить два меча
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы