№312077Добавлено: Пн 30 Янв 17, 19:41 (8 лет тому назад)
Цонкапа вернул Пратимокшу в монастыри, отобрал (в гелуг) все самое лучшее и действенное из сутр и тантр и провозгласил:
Превые шаги - только хинаяна (именно этим термином) кто не способен на них пусть и думать забудет о тантрах _________________ Безукоризненная вежливость японцев - следствие их многовековой привычки открыто носить два меча
Гьюрме, я не просто так упомянул средневековых чань-буддистов, так как они к "узкому пути" относили как ригористов винаи, так и мистиков тантрического буддизма.
Но что именно называли хинаяной средневековые и позднейшие авторы Тибетской церкви? Простое следование более раннему "индийскому примеру" не подходит, так как подобное противоречит самой сути буддийской проповеди, всегда обращённой к настоящим проблемам. То есть, если тибетский ринпоче проповедует против изучения текстов "шравакаяны", то эти тексты должны быть вам известны и доступны. В противном случае это всё равно, что проповедовать тибетцам против употребления в пищу кокосовых орехов. То есть, проповедь против хинаяны говорит нам, что в Тибете есть хинаяна - вернее, некие учения, которые должны быть вам известны, обозначаются, как хинаяна и вам не советуют их употреблять. И я спрашиваю: что же конкретно это за учения? Против каких конкретно учителей направлены были эти проповеди?
И второе: если сейчас проповедуется "отказ от хинаяны", то против каких именно учителей и учений направлена эта проповедь?
Вы можете привести какую-то конкретику?
1. Ну, Хань Шань, средневековый учитель Чань, рекомендовал читать мантры и делать простирания. В корейском варианте Дзэн находят ваджраянские элементы ( см. исследования Юлии Болтач). У традиции Ньингма и Чань тоже много общего. Сэм Ван Скайк так и вовсе пишет о " тибетском Чань". Разве что в Сёбогэндзо Догэн писал, что мантры не нужны, т.к. достаточно сикантадза. Но критики Мантраяны от учителей Чань я не встречал. Так что я не стал бы противопоставлять Чань Ваджраяне, как это любят делать тхеровадные форумчане.
2. Хинаяной называли шравакаяну+пратьекабуддаяну. См. Например, " Врата к знанию" Джу Мипхама. Он посвятил несколько глав определению колесниц.
3.И критика не всегда направлена на актуальные угрозы. Например, Пабонгка Ринпоче предостерегал от общения с тиртхиками при том упоминая, что взаправдашних тиртхиков в Тибете нет.
4. Насчет современной критики Хинаяны, современные учителя настроены более политкорректно.
№312080Добавлено: Пн 30 Янв 17, 20:01 (8 лет тому назад)
"Маха" и "Хина" - это отголоски времен Нагарджуны - первые махаянские "ячейки" не признавались "хинаянистами" за буддийские.
Нагарджуна вел полемику (и текстовую тоже) с вайбхашиками (впрочем ведь со всеми "критиками"), а в каноне Махаяны монахам предусмотрен обет не оставаться более недели под одной крышей с последователем Хинаяны.
Наверное это было очень актуальным в сезон дождей _________________ Безукоризненная вежливость японцев - следствие их многовековой привычки открыто носить два меча
№312081Добавлено: Пн 30 Янв 17, 20:16 (8 лет тому назад)
Очевидно, что при восхождении личности по этапам пути, пока еще нет устойчивого понимания и состояние ума нестабильное, она нуждается в поддержке воззрения и избегании общения с личностями, придерживающихся неправильных взглядов. При достижении какого-то порогового уровня понимания, становится видно, что хинаяна, это начало махаяны, как необходимый этап пути. То, что некоторые личности застревают на начальном этапе, это уже другой вопрос - причин и условий.
Цонкапа вернул Пратимокшу в монастыри, отобрал (в гелуг) все самое лучшее и действенное из сутр и тантр и провозгласил:
Превые шаги - только хинаяна (именно этим термином) кто не способен на них пусть и думать забудет о тантрах
Не соглашусь с тем, что Хинаяна- это якобы "первые шаги" для желающего практиковать Махаяну. Чжэ Цонкапа писал:
Цитата:
Все равно в конце-концов по побуждению Будды надо будет войти в Махаяну, а, значит, разумнее вступать в Махаяну сразу.
(Ламрим Ченмо, 3 том, лист 183 а).
ЕСДЛ о том, что Хинаяна- не часть Махаяны:
Цитата:
Вопрос: Майтрея проповедовал, что если кто-либо принадлежит к традиции Махаяны, но оказывается временно в аду, то это само по себе не прерывает его продвижения к Совершенному Пробуждению. Однако если бы он обратился к практикам Хинаяны, ведущим лишь к успокоению, желая через это достичь облегчения и счастья для себя одного, то это на значительный срок прервало бы его продвижение к состоянию Будды. Таким образом, согласно учению Майтрейи, выработать в себе хинаянистские воззрения – это более серьёзная помеха, чем рождение в аду. В таком случае, как же можно утверждать, что Хинаяна – это средство, ведущее к состоянию Будды?
Ответ: Если тот, кто способен практиковать Махаяну, не практикует её, а вместо этого становится на путь Хинаяны, то это действительно прервёт его продвижение к состоянию Будды. Но не сказано, что для всех людей зарождение хинаянской установки равносильно помехе на пути к состоянию Будды. Это справедливо лишь для тех, кто способен практиковать путь бодхисаттвы. Так что здесь всё зависит от самого человека.
Тем не менее, Хинаяна – это не часть Махаяны. Пути Хинаяны являются вспомогательным средством для достижения состояния Будды, но они не являются истинно махаянскими. Махаяна же является полным путём достижения состояния Будды. Таким образом, Хинаяна и Махаяна соотносятся как неполный и полный пути, а следовательно и как низшая и высшая ступень. Хинаяна – отдельный, но неполный метод; ведь в действительности у всех есть природа Будды, дающая возможность полного пробуждения.
Очевидно, что при восхождении личности по этапам пути, пока еще нет устойчивого понимания и состояние ума нестабильное, она нуждается в поддержке воззрения и избегании общения с личностями, придерживающихся неправильных взглядов. При достижении какого-то порогового уровня понимания, становится видно, что хинаяна, это начало махаяны, как необходимый этап пути. То, что некоторые личности застревают на начальном этапе, это уже другой вопрос - причин и условий.
Нет, вовсе не необходимый или обязательный этап пути Махаяны. Путь Махаяны начинается с зарождения Бодхичитты и вступления на путь накопления, а не с пути Хинаяны. В Сутрасамуччае четко сказано, что два типа бодхисаттв могут свернуть с пути:
1. движущиеся подобно колеснице с быком. Бодхисаттва породил бодхичитту, но не читает тексты Махаяны, а вместо этого читает шравакаянские тексты и уважает шравакаянистов. В результате этого такой человек будет со слабой-тупой праджней.
2. движущиеся подобно колеснице со слоном. Бодхисаттва породил бодхичитту, читает тексты Махаяны, но при этом читает, изучает и шравакаянские тексты.
А вот бодхисаттва, "движущийся подобно Солнцу и Луне" не свернет с Пути, т.к. он:
[/quote]не занимается изучением, не читает ни одной шравакаянистской шлоки, читает только [тексты] Махаяны... занимается изучением только [текстов] Махаяны
Цитата:
Так что изучение хинаянских текстов может быть препятствием на пути, а разве может препятствие на пути быть обязательным условием?Препятствие надлежит отбрасывать. Значит, Хинаяна- не обязательный этап для махаяниста, если хинаянские тексты могут препятствовать продвижению на пути.
№312085Добавлено: Пн 30 Янв 17, 20:50 (8 лет тому назад)
Цитата:
НИЗШАЯ ЛИЧНОСТЬ: СРЕДСТВА К ДОСТИЖЕНИЮ СЧАСТЬЯ
Мера зарождения
[нужной] установки
Сначала [у нас] проявляется неподдельная
забота об этом мире, а забота о загробной судьбе—
всего лишь слова. Когда же, наоборот, забота о
загробной судьбе становится главной, а забота об
этом мире—лишь второстепенной,—это и есть зарож-
дение [нужной установки]. Однако необходимо ее
укреплять. Поэтому развивайте ее и после зарождения.
Чже Цонкапа. Большое руководство к этапам Пути Пробуждения. I Подготовительная часть и этап духовного развития низшей личности
Разве, первый том Ламрима Цонкапы, это не Хинаяна?
В первом томе сказано, что махаянист должен практиковать хинаянские учения, кроме заботы о единоличном покое и некоторых особенностей Хинаяны. (Ламрим, 1 том, лист 9 б). Т.е. подготовительный этап- это не сама Хинаяна с ее воззрением, а некоторые техники Малой Колесницы. Мотивация Хинаяны не должна усваиваться махаянистом. А именно мотивация является маркером той или иной колесницы.
Путь Махаяны начинается с зарождения Бодхичитты и вступления на путь накопления, а не с пути Хинаяны.
Можно рассматривать дхарму Махаяны как рождающуюся из дхармы Хинаяны. Ведь все взаимозависимо и дхармы из ниоткуда не появляются. Таким образом, Хинаяну можно считать началом Махаяны, а не её сущностным признаком, что было бы конечно неверно.
В Сутрасамуччае четко сказано, что два типа бодхисаттв могут свернуть с пути:
1. движущиеся подобно колеснице с быком. Бодхисаттва породил бодхичитту, но не читает тексты Махаяны, а вместо этого читает шравакаянские тексты и уважает шравакаянистов. В результате этого такой человек будет со слабой-тупой праджней.
2. движущиеся подобно колеснице со слоном. Бодхисаттва породил бодхичитту, читает тексты Махаяны, но при этом читает, изучает и шравакаянские тексты.
Ну да, это о личностях, которые еще не достигли некоего порога понимания, т.е. это для них и есть предостережения о хинаянских путях.
Разве, первый том Ламрима Цонкапы, это не Хинаяна?
В первом томе сказано, что махаянист должен практиковать хинаянские учения, кроме заботы о единоличном покое и некоторых особенностей Хинаяны. (Ламрим, 1 том, лист 9 б). Т.е. подготовительный этап- это не сама Хинаяна с ее воззрением, а некоторые техники Малой Колесницы. Мотивация Хинаяны не должна усваиваться махаянистом. А именно мотивация является маркером той или иной колесницы.
На этом же листе, сказано:
Цитата:
Поэтому говорить: «Раз я махаянист, “корзины”68
Хинаяны практиковать не буду»,—значит противоре-
чить [Учению].
В Путь Махаяны входят общий и специальный
Пути. Общий [Путь] унаследован из «корзин» Хина-
яны. Так как же можно отбрасывать их?!
№312094Добавлено: Пн 30 Янв 17, 21:57 (8 лет тому назад)
Читать книгу о вкусной и здоровой пище - хинаяна. Пробовать по забытым рецептам - махаяна. Кушать блюдо от шеф-повара - ваджраяна.
В результате этого либо распознается вкус блюда, либо нет.
Распознать Дхарму можно разными путями. Но результат один и тот же. Сами пути не лучше и не хуже. Либо получилось, либо нет. Если не получилось - о чем тут спорить?
Есть возможность получить прямое введение в природу ума - ура. Нет - практикуй пустотность. Не знаешь как - изучай слово Будды, пока не поймешь, о чем оно.
Можно рассматривать дхарму Махаяны как рождающуюся из дхармы Хинаяны. Ведь все взаимозависимо и дхармы из ниоткуда не появляются. Таким образом, Хинаяну можно считать началом Махаяны, а не её сущностным признаком, что было бы конечно неверно.
Дхарма Махаяны не может рождаться из Дхармы Хинаяны, т.к.:
1. Хинаянисты- шраваки и пратьекабудды порождаются Речью Будды (см. первые строфы Мадхъямакааватары).
2. Буддой становятся на пути Махаяны.
3. Значит, Махаяна предшествует будде, а будда аредшествует Хинаяне. Следовательно, Махаяна первичнее Хинаяны и никак не может порождаться Хинаяной.
4. Откуда же берется дхарма Махаяны? В палийских текстах есть история о брахмане Сумедха. По своим способностям он мог стать архатом, но дал обет стать буддой. Потом Сумедха удалился и самостоятельно открывал и медитировал на десяти парамитах.
Поэтому говорить: «Раз я махаянист, “корзины”68
Хинаяны практиковать не буду»,—значит противоре-
чить [Учению].
В Путь Махаяны входят общий и специальный
Пути. Общий [Путь] унаследован из «корзин» Хина-
яны. Так как же можно отбрасывать их?!
[/quote]
Тут речь идет о практике, а не воззрении. Не надо отказываться от практик Прибежища на том основании, что их используют и хинаянцы, но мотивацию Хинаяны принимать нельзя. То есть, речь идет об использовании части методов Хинаяны, без устремления к цели Хинаяны. Эти методы Хинаяны без её мотивации- не Хинаяна.
Приведу такой пример: боксер может работать со штангой и бегать кросс, но при этом его цель- чемпионский пояс по боксу, а не победа в легкоатлетических соревнованиях или на конкурсе бодибилдинга. Т.е. боксер качается, но его цель не стать качком, а остаться боксёром. А " подкачка" боксёра в качалке- это не бодибилдинг.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы