Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Четыре благородные истины (какая разница между 3-ей и 4-ой?)

Страницы 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> «Ничего святого»
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Silence



Зарегистрирован: 18.08.2012
Суждений: 141
Откуда: Israel

221159СообщениеДобавлено: Вс 02 Ноя 14, 21:58 (9 лет тому назад)    Четыре благородные истины (какая разница между 3-ей и 4-ой?) Ответ с цитатой

Существует страдание
Существует причина страдания
Существует прекращение страдания
Существует путь (способ) к прекращению страданий


Никак не пойму, какая разница между 3-ей и 4-ой истинами. Это как сказать "существует лекарство от высокого давления" и "существует Аспирин". Или "головную боль можно вылечить" и "существует лекарство от головной боли". Какая разница? Одно подразумевает другое.
А можно было вообще выразить всю идею в одной простой формуле: Все ваши страдания - не спроста, поэтому я знаю, как от них избавиться.
Это какая-то индийская примитивно-религиозная привычка всё подсчитывать для большей поэтичности: 4 истины, восьмеричный путь, четыре руки, тысяча лепестков, тысячи будд, столько-то гунн, дхарм, ядов, причин, способов, лекарств, путей, видов того-то и того-то... По сути, обычный философ, мало чем отличающийся от Сократа, Платона, Эпикура, Аристотеля, Пифагора, высказал своё миропонимание, а вокруг него образовалась суеверная сангха (что характерно для древних примитивных людей, тем более - в Индии), построившая целую систему догм, книг, правил, табу, традиций, взглядов, стереотипов, ну и цифр, разумеется. Короче говоря, эгрегор новой религии, церкви со всем её обустройством.

Что скажете?


Ответы на этот пост: Серж
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Росс
Гость





221162СообщениеДобавлено: Вс 02 Ноя 14, 22:10 (9 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Третья говорит об аспирине, а четвёртая даёт его.
Наверх
Silence



Зарегистрирован: 18.08.2012
Суждений: 141
Откуда: Israel

221180СообщениеДобавлено: Вс 02 Ноя 14, 23:14 (9 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Получается, если вы придёте ко мне с высоким давлением, а я скажу вам, что существует Аспирин, это засчитается, будто я угостил вас Аспирином и спас от инсульта?
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Nekto_V



Зарегистрирован: 27.08.2010
Суждений: 651
Откуда: Екатеринбург

221193СообщениеДобавлено: Пн 03 Ноя 14, 01:09 (9 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Silence
Цитата:
если вы придёте ко мне с высоким давлением, а я скажу вам, что существует Аспирин, это засчитается, будто я угостил вас Аспирином и спас от инсульта?

Нет. Это как если бы вы пришли по случаю на обследование, а вам бы не только диагноз поставили, но и снабдили бы всем необходимым для излечения. То есть, в вашем примере, по факту угостили бы аспирином. Прикол в том, что Будда действительно дает лекарство,  не водит за нос.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Won Soeng
заблокирован(а)


Зарегистрирован: 14.07.2006
Суждений: 14466
Откуда: Королев

221214СообщениеДобавлено: Пн 03 Ноя 14, 06:46 (9 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Третья истина о плоде.
Четвертая о пути, о способе получить плод.

_________________
Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Silence



Зарегистрирован: 18.08.2012
Суждений: 141
Откуда: Israel

221280СообщениеДобавлено: Пн 03 Ноя 14, 21:10 (9 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Хорошо. Если бы не было 3-ей истины, вы бы не поняли её, прочитав только 4-ую? И наоборот.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Кира
Кирилл


Зарегистрирован: 18.03.2012
Суждений: 10342
Откуда: Москва

221283СообщениеДобавлено: Пн 03 Ноя 14, 22:00 (9 лет тому назад)     Ответ с цитатой

отличия в том, что 3-я истина - это указание на Нирвану, но ничего не говорится, как именно её можно достичь (может быть её Бог в лотерею раздаёт и её достижение от человека не зависит, а зависит лишь от случайности).

А 4-я истина - это указание на то, что Нирвана может быть достигнута собственными усилиями (т.е. она зависит от воли человека).

_________________
новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Дмитрий С



Зарегистрирован: 28.03.2013
Суждений: 7051
Откуда: Харьков

221293СообщениеДобавлено: Пн 03 Ноя 14, 23:00 (9 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Не знаю, как бы выразились наши уважаемые теоретики, но мне кажется, что в 3-й и 4-й истине речь идет об акутальной и потенциальной осуществимости соответственно (хотя я не слышал ни разу, чтобы к "актуальному" применялось понятие "осуществимость"). Наверно, точнее сказать, что речь идет о потенциальном и актуальном существовании (хотя здесь тоже нет устоявшейся терминологии, по-моему).

Говоря, что ниббана существует  (в том смысле, что есть "нерожденное, несотворенное, несконструированное"), мы обращаемся к "актуальному" существованию. Говоря о восьмеричном Пути, мы обращаемся к потенциальному существованию или потенциальной осуществимости.

Возможно, уважаемые философы подскажут, как это сейчас называется в современной философии.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Silence



Зарегистрирован: 18.08.2012
Суждений: 141
Откуда: Israel

221295СообщениеДобавлено: Пн 03 Ноя 14, 23:03 (9 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Так, тут немного понятней, спасибо.
Только всё равно не очень понятно: когда человек говорит мне, что существует Нирвана, имеет ли смысл мне об этом сообщать, если бы Нирвана всегда оставалась чем-то недостижимым для меня? Говоря мне о существовании Нирваны, автор как бы намекает мне о способе достижения её (по умолчанию).
Представьте себе 3 БИ без четвёртой:
1) Есть страдания
2) Есть причина
3) Есть Нирвана, но вам толку от этого знания нет, т.к. вы никогда не достигните Нирваны.. я вообще просто так про Нирвану сказал, от фонаря, а по-сути это знание не практично...

Глупо получилось бы. Разумеется, если есть 3-я БИ, то 4 всплывает в уме автоматически, но не как отдельная БИ, а как логическое продолжение 3 БИ.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
сковорода
Гость


Откуда: Moscow


221298СообщениеДобавлено: Пн 03 Ноя 14, 23:08 (9 лет тому назад)     Ответ с цитатой

3-й пункт предложено самолично узрить, а 4-й - то, чему (для этого) следовать. Вот как просто и толково в дчпс написано.
А не альные имости.
Наверх
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30508

221309СообщениеДобавлено: Вт 04 Ноя 14, 01:00 (9 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Ещё такое объяснение: как уже было сказано, 4 истины были сформулировапны древним человеком в древнкй обстановке - поэтому нужно понимать, что это была за обстановка. Обычно это хорошо показывает КИ и другие знатоки индийских логик. Так вот, расклад делается подробно, аккуратно, поступательно, т.е. буквально one step at a time.
1. Имеем страдание. Оно легко обнаруживается в любом жизненном явлении.
2. Знаем, что у всего есть причина, значит - у страдания есть причина для его возникновения.
3. Далее, знаем, что всё возникшее должно прекратиться, значит - есть прекращение страдания.
4. И вот самое главное - я знаю путь прекращения страдания, состоящий из восьми компонент.
Так лучше? Нет?
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Дмитрий С



Зарегистрирован: 28.03.2013
Суждений: 7051
Откуда: Харьков

221310СообщениеДобавлено: Вт 04 Ноя 14, 01:17 (9 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Единственно, страдание в его актуальном виде, а не потенциальном, обнаруживается не везде и не всегда. А только там, где это указал Будда. Рождение, старение, болезнь, разлука с приятным и т. д. Если же некая привязанность отпускается, то человек испытывает "немирское счастье", а не страдание.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Кира
Кирилл


Зарегистрирован: 18.03.2012
Суждений: 10342
Откуда: Москва

221311СообщениеДобавлено: Вт 04 Ноя 14, 01:19 (9 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Прекратиться должно то, у чего есть начальная причина.

А то, что вечно было, может и быть вечно.

Например, в пустоте шарик может вечно вращаться вокруг собственной оси.

_________________
новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Кира
Кирилл


Зарегистрирован: 18.03.2012
Суждений: 10342
Откуда: Москва

221313СообщениеДобавлено: Вт 04 Ноя 14, 01:56 (9 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Ф.И.Тютчев:
Цитата:

...
Чудный день! Пройдут века -
Так же будут, в вечном строе,
Течь и искриться река
И поля дышать на зное.

_________________
новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"


Ответы на этот пост: test
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
test
一心


Зарегистрирован: 18.02.2005
Суждений: 18706

221314СообщениеДобавлено: Вт 04 Ноя 14, 01:59 (9 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Кира пишет:
Ф.И.Тютчев:
Цитата:

...
Чудный день! Пройдут века -
Так же будут, в вечном строе,
Течь и искриться река
И поля дышать на зное.

Да, на Марсе всё так.


Ответы на этот пост: Кира
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> «Ничего святого» Часовой пояс: GMT + 4
Страницы 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18  След.
Страница 1 из 18

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.024 (0.225) u0.012 s0.000, 18 0.012 [259/0]