№179211Добавлено: Вс 22 Дек 13, 23:16 (11 лет тому назад)Механизмы памяти о прошлых перерождениях
Приветствую. Интересуют доктрины, объясняюшие функционирование памяти о прошлых перерождениях в разных традициях (как, что, что является носителем/образом)...
Интересно было бы получить общую картину по данному вопросу для Тхеравады, дальневосточных традиций, Ваджраяны... _________________ бесчестный небуддист (с) спс
№179241Добавлено: Пн 23 Дек 13, 00:11 (11 лет тому назад)
Сходный вопрос про карму:
«Где, уважаемый, находится камма?» – спросил царь Милинда Достопочтенного Нагасену.
«О Царь» – ответил Достопочтенный Нагасена – «Нельзя сказать, что камма хранится где-то в этом текущем сознании или в какой-либо из частей тела. Однако, зависимая от тела и ума, она дремлет, сразу проявляя себя, когда наступает подходящий случай, подобно манго, которое растёт на манговом дереве, и не находится где-то внутри дерева, а вырастает раз в сезон при благоприятных обстоятельствах».
(Вопросы Милинды)
Т.е. камма не хранится где-то внутри вечно меняющегося тела или ума живого существа, но зависит от индивидуального «психофизического потока», который имеет опыт, влияния, чувства, впечатления и характеристики, и всегда готова проявить себя в различных феноменах и подходящих случаях и ситуациях. Также видимо и "память" прошлых жизней не хранится где-то или на чем-то, но тем не менее может быть проявлена при определенных условиях, в частности при достаточно развитом сосредоточении ума, достигающего дхьян.
Могу предложить свою старую версию - воспоминания не вспоминаются, а создаются.
Могу предположить, что не создаются, а видятся, благодаря васанам, итерируя разбор которых до бесконечности, можно вспомнить всё
Проблема - у Будды васан нет.
Ну конечно, когда все васаны раскручены, память/знание превращается во всеведение. Так что нет проблемы никакой
Так ведь всеведение Будды есть не знание всего всегда и сразу, а только способность узнать, направив внимание на предмет. _________________ Буддизм чистой воды
Так ведь всеведение Будды есть не знание всего всегда и сразу, а только способность узнать, направив внимание на предмет.
Я имел ввиду Будду, который "в паринирване" т.н. "изначального". А тот, который еще не в паринирване, очевидно что имеет еще некоторые васаны, иначе та же махабхута не могла бы существовать.
«Где, уважаемый, находится камма?» – спросил царь Милинда Достопочтенного Нагасену.
«О Царь» – ответил Достопочтенный Нагасена – «Нельзя сказать, что камма хранится где-то в этом текущем сознании или в какой-либо из частей тела. Однако, зависимая от тела и ума, она дремлет, сразу проявляя себя, когда наступает подходящий случай, подобно манго, которое растёт на манговом дереве, и не находится где-то внутри дерева, а вырастает раз в сезон при благоприятных обстоятельствах».
(Вопросы Милинды)
Т.е. камма не хранится где-то внутри вечно меняющегося тела или ума живого существа, но зависит от индивидуального «психофизического потока», который имеет опыт, влияния, чувства, впечатления и характеристики, и всегда готова проявить себя в различных феноменах и подходящих случаях и ситуациях. Также видимо и "память" прошлых жизней не хранится где-то или на чем-то, но тем не менее может быть проявлена при определенных условиях, в частности при достаточно развитом сосредоточении ума, достигающего дхьян.
Сергей, это хорошая каноническая цитата о камме. А то здесь некоторые метафизики прямо наседали на нас с вопросами, где именно она "хранится".
Но все же, Вы говорите об индивидуальном "психофизическом потоке". Насколько он "индивидуален"? Была как-то дискуссия на БФ по поводу этих потоков. Никто так и не прояснил ситуацию. Вопрос простой. Могут ли два "существа" переродиться в одно. Также, может ли поток одного существа разделиться на два?
Почему, собственно, прошлые жизни должны существовать только "последовательно" и не могут проходить "параллельно", напр.?
№179315Добавлено: Пн 23 Дек 13, 10:09 (11 лет тому назад)
Дмитрий С это будут жизни разных существ, так как единства самосознания не будет))Одно существо- это один поток дхарм, два потока - это два существа. В сутрах нигде нету чтоб в одно два перерождались...вообще из разряда шизотерики чтото))
Но в Тибете вроде бы бывает по нескольку перерожденцев одного персонажа)типа один перерожденец олицетворяет речь, другой ум и тд(слышел от учеников Оле Нидала, так что не знаю, правда ли))))Мне тоже абсурдом кажется.. Именно раздвоенность перерождения...
Но в Тибете вроде бы бывает по нескольку перерожденцев одного персонажа)типа один перерожденец олицетворяет речь, другой ум и тд(слышел от учеников Оле Нидала, так что не знаю, правда ли))))
Это из кино "Маленький Будда" - выдумка сценариста. Много нирманакай у Будды может быть. Но перерождаться сразу в несколько существ - невозможно. _________________ Буддизм чистой воды
Я так думал про ощущения дежа вю. Они ж тоже как воспоминания, только из будущего. И про сны, которые вроде как из прошлого, но не о нём. И про состояние уверенности тоже. Пусть несознательно, но оно очень связано с внутренними стремлениями. Может и создаётся - пусть не из стремлений, а параллельно с ними.
Дмитрий С это будут жизни разных существ, так как единства самосознания не будет))Одно существо- это один поток дхарм, два потока - это два существа. В сутрах нигде нету чтоб в одно два перерождались...вообще из разряда шизотерики чтото))
Но в Тибете вроде бы бывает по нескольку перерожденцев одного персонажа)типа один перерожденец олицетворяет речь, другой ум и тд(слышел от учеников Оле Нидала, так что не знаю, правда ли))))Мне тоже абсурдом кажется.. Именно раздвоенность перерождения...
Это смотря как читать сутты-сутры... Вот, скажем, существо А переродилось Б и В (которые вполне себе параллельно существуют). Мы рассматриваем линию А-Б и т. д. - получается один "поток". Рассматривая линию А-В и т .д., получается другой "поток". Топпер меня спросил как-то: "А какой критерий этого разделения-слияния"? По-моему, я тогда не успел ответить, но критерий может быть вполне естественным. "Близость-отдаленность" самскар, напр.
Совершенно не понятно, почему перерождения одно и того же существа можно рассматривать последовательно (одно за другим) и нельзя параллельно?
№179492Добавлено: Вт 24 Дек 13, 18:21 (11 лет тому назад)
Дмитрий С
Где вы такой пример нашли? Можете цитату привести?
Перерождения нельзя рассматривать параллельно потому что они происходят последовательно))
Для параллельного рассмотрения нет оснований ни одно существо в один момент не сознает же себя проживающим в разных мирах, имеющим разные тела, да еще и и самим собой и другим существом))))
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы