Зарегистрирован: 18.08.2012 Суждений: 141 Откуда: Israel
№221159Добавлено: Вс 02 Ноя 14, 21:58 (10 лет тому назад)Четыре благородные истины (какая разница между 3-ей и 4-ой?)
Существует страдание
Существует причина страдания
Существует прекращение страдания
Существует путь (способ) к прекращению страданий
Никак не пойму, какая разница между 3-ей и 4-ой истинами. Это как сказать "существует лекарство от высокого давления" и "существует Аспирин". Или "головную боль можно вылечить" и "существует лекарство от головной боли". Какая разница? Одно подразумевает другое.
А можно было вообще выразить всю идею в одной простой формуле: Все ваши страдания - не спроста, поэтому я знаю, как от них избавиться.
Это какая-то индийская примитивно-религиозная привычка всё подсчитывать для большей поэтичности: 4 истины, восьмеричный путь, четыре руки, тысяча лепестков, тысячи будд, столько-то гунн, дхарм, ядов, причин, способов, лекарств, путей, видов того-то и того-то... По сути, обычный философ, мало чем отличающийся от Сократа, Платона, Эпикура, Аристотеля, Пифагора, высказал своё миропонимание, а вокруг него образовалась суеверная сангха (что характерно для древних примитивных людей, тем более - в Индии), построившая целую систему догм, книг, правил, табу, традиций, взглядов, стереотипов, ну и цифр, разумеется. Короче говоря, эгрегор новой религии, церкви со всем её обустройством.
Зарегистрирован: 18.08.2012 Суждений: 141 Откуда: Israel
№221180Добавлено: Вс 02 Ноя 14, 23:14 (10 лет тому назад)
Получается, если вы придёте ко мне с высоким давлением, а я скажу вам, что существует Аспирин, это засчитается, будто я угостил вас Аспирином и спас от инсульта?
№221193Добавлено: Пн 03 Ноя 14, 01:09 (10 лет тому назад)
Silence
Цитата:
если вы придёте ко мне с высоким давлением, а я скажу вам, что существует Аспирин, это засчитается, будто я угостил вас Аспирином и спас от инсульта?
Нет. Это как если бы вы пришли по случаю на обследование, а вам бы не только диагноз поставили, но и снабдили бы всем необходимым для излечения. То есть, в вашем примере, по факту угостили бы аспирином. Прикол в том, что Будда действительно дает лекарство, не водит за нос.
№221214Добавлено: Пн 03 Ноя 14, 06:46 (10 лет тому назад)
Третья истина о плоде.
Четвертая о пути, о способе получить плод. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Зарегистрирован: 18.03.2012 Суждений: 10764 Откуда: Москва
№221283Добавлено: Пн 03 Ноя 14, 22:00 (10 лет тому назад)
отличия в том, что 3-я истина - это указание на Нирвану, но ничего не говорится, как именно её можно достичь (может быть её Бог в лотерею раздаёт и её достижение от человека не зависит, а зависит лишь от случайности).
А 4-я истина - это указание на то, что Нирвана может быть достигнута собственными усилиями (т.е. она зависит от воли человека). _________________ новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"
№221293Добавлено: Пн 03 Ноя 14, 23:00 (10 лет тому назад)
Не знаю, как бы выразились наши уважаемые теоретики, но мне кажется, что в 3-й и 4-й истине речь идет об акутальной и потенциальной осуществимости соответственно (хотя я не слышал ни разу, чтобы к "актуальному" применялось понятие "осуществимость"). Наверно, точнее сказать, что речь идет о потенциальном и актуальном существовании (хотя здесь тоже нет устоявшейся терминологии, по-моему).
Говоря, что ниббана существует (в том смысле, что есть "нерожденное, несотворенное, несконструированное"), мы обращаемся к "актуальному" существованию. Говоря о восьмеричном Пути, мы обращаемся к потенциальному существованию или потенциальной осуществимости.
Возможно, уважаемые философы подскажут, как это сейчас называется в современной философии.
Зарегистрирован: 18.08.2012 Суждений: 141 Откуда: Israel
№221295Добавлено: Пн 03 Ноя 14, 23:03 (10 лет тому назад)
Так, тут немного понятней, спасибо.
Только всё равно не очень понятно: когда человек говорит мне, что существует Нирвана, имеет ли смысл мне об этом сообщать, если бы Нирвана всегда оставалась чем-то недостижимым для меня? Говоря мне о существовании Нирваны, автор как бы намекает мне о способе достижения её (по умолчанию).
Представьте себе 3 БИ без четвёртой:
1) Есть страдания
2) Есть причина
3) Есть Нирвана, но вам толку от этого знания нет, т.к. вы никогда не достигните Нирваны.. я вообще просто так про Нирвану сказал, от фонаря, а по-сути это знание не практично...
Глупо получилось бы. Разумеется, если есть 3-я БИ, то 4 всплывает в уме автоматически, но не как отдельная БИ, а как логическое продолжение 3 БИ.
№221309Добавлено: Вт 04 Ноя 14, 01:00 (10 лет тому назад)
Ещё такое объяснение: как уже было сказано, 4 истины были сформулировапны древним человеком в древнкй обстановке - поэтому нужно понимать, что это была за обстановка. Обычно это хорошо показывает КИ и другие знатоки индийских логик. Так вот, расклад делается подробно, аккуратно, поступательно, т.е. буквально one step at a time.
1. Имеем страдание. Оно легко обнаруживается в любом жизненном явлении.
2. Знаем, что у всего есть причина, значит - у страдания есть причина для его возникновения.
3. Далее, знаем, что всё возникшее должно прекратиться, значит - есть прекращение страдания.
4. И вот самое главное - я знаю путь прекращения страдания, состоящий из восьми компонент.
Так лучше? Нет?
№221310Добавлено: Вт 04 Ноя 14, 01:17 (10 лет тому назад)
Единственно, страдание в его актуальном виде, а не потенциальном, обнаруживается не везде и не всегда. А только там, где это указал Будда. Рождение, старение, болезнь, разлука с приятным и т. д. Если же некая привязанность отпускается, то человек испытывает "немирское счастье", а не страдание.
Зарегистрирован: 18.03.2012 Суждений: 10764 Откуда: Москва
№221311Добавлено: Вт 04 Ноя 14, 01:19 (10 лет тому назад)
Прекратиться должно то, у чего есть начальная причина.
А то, что вечно было, может и быть вечно.
Например, в пустоте шарик может вечно вращаться вокруг собственной оси. _________________ новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы