№163505Добавлено: Пн 09 Сен 13, 05:35 (11 лет тому назад)
В буддизме действует примат сознания.
Нет сознания - и пациент ничего не знает о подсознании и пр.
Он узнаёт о подсознании только лёжа у Фрейда на кушетке и посредством сознания воспринимая вопросы Фрейда, а затем и его интерпретацию ответов.
(Точнее, психоаналитик с помощью своих "искусных средств" подводит пациента к "правильной", "целебной" интерпретации).
Или же подбирает эту концепцию из книг психоаналитиков.
Если пациент в коме, или банально не знает языка - он ничего не знает о своём подсознании и его сублимации.
Вообще, фрейдизм - это религия, близкая к шаманизму.
Шаманы тоже дают ответы, вполне удовлетворяющие их клиентов, и тоже лечат. Иногда.
Но если не верить в силу шамана и духов, то результативность лечения резко снизится.
Последний раз редактировалось: abhava (Пн 09 Сен 13, 17:59), всего редактировалось 1 раз
№163510Добавлено: Пн 09 Сен 13, 05:56 (11 лет тому назад)
В буддизме действует примат взавимообусловленного возникновения и прекращения.
Сознание в буддизме это шесть видов различения. Сознание глаза, уха, носа, языка, тела и ума.
Подсознание и сознание в западной системе определений не имеет отношения к термину виджняна, так же как и к термину манас.
Разделение психики на сознание и подсознание в западных источниках основано только на принципе вербальной рефлексии. Есть вербальная рефлексия - психический процесс относится к сознательным, нет вербальной рефлексии - психический процесс относится к подсознательным.
Иногда, утверждают, что речь идет о любой рефлексии, не только вербальной. Но никто еще не смог показать невербальную рефлексию. Разница только в том, доходит ли вербальная рефлексия до внешне выразимых символов или остается внутренней. Ну и, конечно, вопрос вербальности часто урезают только до формально проговариваемого, называя невербальным то, что как бы не обращено в слова.
Однако, это внутреннее противоречие самого разделения психики на сознательную и подсознательную, мы сталкиваемся с ложным парадоксом того, что невербальна рефлексия не рефлексируются, пока не вербализована.
Правда волнует это крайне малое число исследователей. Все увлечены спецэффектами
В буддизме же все излагается иначе. Есть действия речи, действия тела и действия ума. При их условии возникает шесть видов сознания. При условии шести видов сознания возникает все чувственно воспринимаемое. При условии чувственно воспринимаемого возникают шесть опор восприятия. При условии шести опор восприятия возникает контакт шести опор и чувственно воспринимаемого. При условии контакта возникает 18 видов чувствования. При условии чувствования возникает 108 видов жажды. При условии жажды возникает четыре вида цепляния. При условии цепляния возникает три вида становление. При условии становления возникает четыре вида рождения. При условии рождения возникают все формы страданий.
Так что западной модели психики в форме деления на сознание с подсознанием крайне далеко до подобных глубин анализа. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Так что западной модели психики в форме деления на сознание с подсознанием крайне далеко до подобных глубин анализа.
Ага, еще один любитель покритиковать западную психологию
А что, может мастер дзен избавить взрослого человека от жуткого энуреза, или же фобии лифтов, или еще чего-нибудь эдакого, не важного (так сказать, спецэффекта), скажем, в течение одного дня?
№163520Добавлено: Пн 09 Сен 13, 06:32 (11 лет тому назад)
Дмитрий, я избавился от боязни высоты за 15 минут, от приступов астмы за час.
Я не критикую западную психологию, а говорю о том, что западная психология поверхностная и ориентирована на спецэффекты (работает - и хорошо, и не важно почему) _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Дмитрий, я избавился от боязни высоты за 15 минут, от приступов астмы за час.
Я не критикую западную психологию, а говорю о том, что западная психология поверхностная и ориентирована на спецэффекты (работает - и хорошо, и не важно почему)
ОК. Я могу согласиться, что многие школы действительно ориентированы на утилитарные нужды. Но есть и серьезные подходы (напр., гештальт-психология, некоторые эриксоновские методы), которые "копают" довольно глубоко. Впрочем, дело вкуса...
№163528Добавлено: Пн 09 Сен 13, 06:59 (11 лет тому назад)
Дмитрий, все они копают как раз спецэффекты. Эриксоновский гипноз прямо лозунг имеет - не важно, правильно или нет, главное - работает.
Это касается всей западной психологии. От самых ее основателей.
Увы, но западные психологи ничерта не понимают в психике. Не помянутый к ночи Хаббард и то глубже копал. Но тоже, на спецэффектах съехал.
Это не в сторону критики западной психологии. Это в сторону неприступности Дхармы для всех людей. Очень Дхарма глубока. И не постичь ее ни одному омраченному уму.
Психология изначально служанка психотерапии. И служит изначально ущербной идеи помощи страждущим.
Какая цель психологии? Избавиться от комплексов, фобий, компульсий. Но остаться при этом человеком. Выстроить некий идеал психики.
Вся психика в своей основе это комплекс компульсий и фобий. Пытаясь их сбалансировать нельзя получить нечто качественно иное.
Вся эта секулярность создает моду на духовные экспресс-практики. Я не перестал всех ненавидеть, но перестал этого стесняться.
Если порочность заложена изначально - стоит ли ждать благого результата?
Люди хотят владеть всем, сдерживает их только принцип ограничения индивидуальной свободы воли другой индивидуальной свободой воли. Психология же помогает утилизировать совесть. Тут подточить, там подправить, здесь подрезать, там подштопать.
Все это создано, несомненно, благими намерениями. Только в психологи подаются обычно наиболее фрустрирующие юноши и девушки. И цель у них - понять, как отвоевать место под солнцем у тех, кто не парится душевными терзаниями.
А у буддизма цель минимум - оставить место под солнцем всем чувствующим существам, пока оно им кажется ограниченным и требующем овладения, защиты и безразличия к страданиям неудачников. А цель максимум - показать всем страждущим, что страждать нечего.
Ну и как тут можно сравнивать? _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
№163538Добавлено: Пн 09 Сен 13, 09:49 (11 лет тому назад)
БТР
Примат сознания - термин Гегеля.
Для материалиста-эволюциониста Фрейда вещи существуют вне сознания, без его участия, "объективно".
В буддизме сознание - необходимый компонент взаимозависимого существования, без этого компонента просто ничего не существует.
В этом смысле буддизм ближе к европейскому "идеализму", нежели чем к "материализму".
Хотя не является не тем, не другим.
В буддизме на вершине пирамиды всех психических процессов находится сознание.
(Я избег санскритских терминов вроде "виджняна" для изъяснения именно в терминах западной философии).
Но как насчёт отношения алая-виджняна к подсознанию или бессознательному?
А у буддизма цель минимум - оставить место под солнцем всем чувствующим существам, пока оно им кажется ограниченным и требующем овладения, защиты и безразличия к страданиям неудачников. А цель максимум - показать всем страждущим, что страждать нечего.
Ну и как тут можно сравнивать?
на такую интерпретацию напрашивается ответ - психотерапия стремится помочь людям справляться в их конкретных сложных жизненных ситуациях, а описанные буддийские цели - это просто изощрённая форма аутотренинга с грузом всякой плохопереваренной зауми.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы