№98988Добавлено: Ср 21 Сен 11, 21:23 (13 лет тому назад)
Mrs Oliver пишет:
Кончок Церинг пишет:
Mrs Oliver
Сначала вы развиваете шаматху, т.е. сосредоточение на одном объекте.
Но это само по себе не освождает, т.к. не уничтожен корень страдания - неведения.
И чтобы устранить неведение, вы с помощью шаматхи сосредотачиваете свой ум на суть феноменов. Это - випашьяна.
.
А в чем разница между "сосредоточением на одном объекте" и "сосредоточением на сути феноменов"?
Суть феноменов (я не уверен, что это хороший термин) - это такой объект, который устраняет неведение.
Один объект - это один объект. Это может быть что-угодно: дыхание, изображение будды, точка...
№98989Добавлено: Ср 21 Сен 11, 21:25 (13 лет тому назад)
Mrs Oliver пишет:
test пишет:
Праджня — это познание способное выяснять истину.
То есть не знание (в готовом, окончательном виде) истины, а состояние ума, способное узнать истину?
Способность познавать.
С давних времён различают три уровня познания: самджня, виджняна и праджня.
Самджня самое слабое, сравнивается с ребенком, видящим, но не знающим цену денег.
Виджняна среднее, сравнивается с крестьянином, не способным отличить подделку.
Праджня высшее, сравнивается с экспертом.
№98990Добавлено: Ср 21 Сен 11, 21:44 (13 лет тому назад)
Все куда-то разошлись... Ну ладно, я тем временем интересную историю расскажу, имеющую отношение к теме.
Идут два человека по улице и рассуждают на тему милостыни. Точнее, решают, как понять, кому подавать, а кому нет. Пересказвать диалог нет смысла, всем и так ясно: поощрять мошенников не хочется, среди просящих есть люди, которые действительно нуждаются в помощи и т.д. Словом, возник вопрос: как отличить того, кто нуждается от того, кто притворяется нуждающимся. Мнения разошлись, тогда решили проверить доводы обеих сторон опытным путем.
Со стороны это выглядело так. Пара прохожих пристально смотрит на человека с протянутой рукой. Один разглядывает, рассматривает, а второй просто пристально смотрит, как смотрят, когда прислушиваются к своим ощущениям, впечатлениям.
Потом обменялись выводами. Оба решили, что вот этому просящему надо подать. А вот доводы были разные. Первый человек сказал, что это не мошенник. Потому что... и далее по мелочам перчислялись подробности: часы, детали одежды, жесты и т.д. А второй человек сказал, что не может объяснить, почему, но этот вот просящий действительно нуждается в помощи - когда смотришь на него сердце сжимается, а сердце не может врать.
Мне кажется, аналитическая медитация это скорее метода первого человека. И что интересно, вывод одинаковый (надо подать), а формулировка относительно объекта при своего рода аналитической и неаналитической медитации разная.
Зарегистрирован: 06.09.2005 Суждений: 1302 Откуда: Саратов
№98991Добавлено: Ср 21 Сен 11, 21:49 (13 лет тому назад)
Есть еще Пелевинское:
"– Ну, например, есть шаматха и випашьяна. Это такие медитации. Скучные, как разведение редиса.
– В чем они заключаются?
Борис задумался.
– Ну если на простом примере… Вот, например, выпили вы водки и не можете ключи от квартиры найти. И думаете: «Где ключи? Где ключи? Где ключи?» Это шаматха. А потом до вас доходит: «Господи, да я же совсем бухой…» Это випашьяна. У нас этим вся страна занимается, просто не знает."
№98992Добавлено: Ср 21 Сен 11, 21:58 (13 лет тому назад)
Wolfshadow, а знаете, мне кажется, это очень точно.
Ведь випашьяна - это сосредоточение без размышлений, ведущее к непосредственному знанию. Всё же аналитическая медитация скорее рассуждение, обдумывание, - словом, мышление, просто с высочайшей степенью сосредоточения.
Одно только непонятно, почему випашьяну переводят как "аналитическую медитацию"?
Последний раз редактировалось: Mrs Oliver (Ср 21 Сен 11, 22:01), всего редактировалось 2 раз(а)
№98993Добавлено: Ср 21 Сен 11, 21:58 (13 лет тому назад)
Сложная тема, по-моему, опять-таки легче постигаемая практически, чем философски. В махамудре эта пара (шам. и вип.) удобно понимаема как успокоение и постижение. В дзен - самадхи и праджня, причём, есть мнение, что сатори и есть праджня-самадхи. Если с самадхи всё понятно, то праджня, как интуитивное познание, или трансцендентальный(тут поблизости КИ нету?) интеллект. Удобно понимать праджню как прыжок. Пишется ведь, что в самадхи можно пребывать кальпу, а потом свалиться в Авичи, а одна праджня без самадхи легко ведёт к безумию. В дзен эта проблема решается с помощью коана или хуа-то.
Зарегистрирован: 06.09.2005 Суждений: 1302 Откуда: Саратов
№98996Добавлено: Ср 21 Сен 11, 22:05 (13 лет тому назад)
Mrs Oliver пишет:
Wolfshadow, а знаете, мне кажется, это очень точно.
Ведь випашьяна - это сосредоточение без размышлений, ведущее к непосредственному знанию. Всё же аналитическая медитация скорее рассуждение, обдумывание, - словом, мышление, просто с высочайшей степенью сосредоточения.
Одно только непонятно, почему випашьяну переводят как "аналитическую медитацию"?
Я с вами согласен, но похоже другие участники нет.
№99002Добавлено: Ср 21 Сен 11, 22:42 (13 лет тому назад)
Да, всё это об одном и том же. Но я о том, что когда я читаю, например, Чжи-И ("Сокращенное разъяснение Врат сути шаматха–випашьяна в сосредоточении сидя") и понимаю о чём идёт речь, всё же с большим трудом нахожу отражение этого понимания в привычном для меня реальном созерцании. Может быть так же, как умеющий плавать пытается с помощью слов обьяснить как он это делает неумеющему плавать. Я об этом.
№99004Добавлено: Ср 21 Сен 11, 22:48 (13 лет тому назад)
Но что же теперь делать с аналитической медитацией (с неё ведь всё началось) - её перевода лишили, да и, вроде как, смысла тоже. Как теперь её называть и понимать (в буддийской терминологии)?
№99008Добавлено: Чт 22 Сен 11, 00:34 (13 лет тому назад)
Мои пять копеек.
Кажется, для аналитической медитации нашлось понятное русское слово.
В книге "Буддизм Тибета" я обнаружила, что, оказывается, есть среди прочих (а их там больше, чем три) мудрость, возникающая из размышления (виджняна, о которой test упоминал?) и мудрость, возникающая из медитации (праджня?). Размышление, полагаю, подразумевает анализ, стало быть, размышление можно назвать аналитической медитацией. Санскрита и тибетского не знаю, и чтобы добраться до термина, нужна помощь переводчиков. А там, глядишь, и окончательно разберемся.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы