№47123Добавлено: Ср 16 Янв 08, 16:27 (17 лет тому назад)
"Истинность = Истинность" - основной принцип имманентной теории критерия истинности (сватах праманя), которой придерживался, скажем, мимансак Кумарила Бхатта. А у него были, как известно, очень большие, скажем так, неприятности с буддистскими логиками по этому поводу. Правда, буд. теорию истинности нельзя назвать "экстерналистской" (паратах праманя), но тем не менее, она не основывается на самотождественности критерия истинности. Скорее тут в действие входит принцип удаления неадекватности. На эту тему см. работу Щербатского, Вачаспати Мишра о буд. апоха-ваде.
Джаятилеке однако считает, что Будда придерживался экстерналистской теории истинности, типа Аристотелевской адекватности.
№47128Добавлено: Ср 16 Янв 08, 17:03 (17 лет тому назад)
Например, Abhidharmakosa-bhasya, Lokanirdesa, §90 (стр. 276).
Цитата:
[Продолжительность кальпы разрушения —] начиная от прекращения
рождений в адах и до разрушения местопребываний, или вместилищ, вклю-
чительно. [...]
Наступает время, когда живые существа в адах только умирают, но не
рождаются, — это и есть начало кальпы разрушения. Поэтому говорится, что
период в двадцать промежуточных, или малых, кальп, в течение которого этот
мир находился в состоянии развития5, завершен, и начался период в двадцать
промежуточных кальп, в течение которого мир будет разрушаться.
Когда в адах не остается больше ни одного живого существа, в той же
мере разрушается и [соответствующий] мир ввиду исчезновения обитате-
лей ада. [Если] у кого-нибудь в это время еще остается [какое-либо след-
ствие прошлой] деятельности, которое с необходимостью должно быть ис-
черпано в адских формах существования, то такое [живое существо] ввер-
гается6 в [соответствующие] ады другой мировой системы7.
№47129Добавлено: Ср 16 Янв 08, 17:12 (17 лет тому назад)Бога-Творца НЕТ.
Пламен пишет:
"Истинность = Истинность" - основной принцип имманентной теории критерия истинности (сватах праманя), которой придерживался, скажем, мимансак Кумарила Бхатта. А у него были, как известно, очень большие, скажем так, неприятности с буддистскими логиками по этому поводу. Правда, буд. теорию истинности нельзя назвать "экстерналистской" (паратах праманя), но тем не менее, она не основывается на самотождественности критерия истинности. Скорее тут в действие входит принцип удаления неадекватности. На эту тему см. работу Щербатского, Вачаспати Мишра о буд. апоха-ваде.
Джаятилеке однако считает, что Будда придерживался экстерналистской теории истинности, типа Аристотелевской адекватности.
При философствовании на буддийские темы при помощи языка европейской традиции полное соответствие достигается постепенно. Это как с личностью - сколько копий было сломано в доказательствах, что личность в буддизме есть, пока не было внятно сформулировано "опыт свободы" = "личность", с чем каждый буддист охотно соглашается. Свобода-то достичь Освобождения присутствует, как и опыт (знание) Освобождения - высшей свободы. Так и способ бытия принципа "Истинность = Истинность" можно трактовать по разному, сухой же остаток прост: истина это не ложь. Он просто проявляется, этот принцип "Истинность = Истинность", всё остальное от Кумарилы Бхатта, от "лукавого". Я не говорю о том, что данный принцип есть что-то большее кроме чистой функции. Он совершенно шуньев.
Что же касается европейского языка - а я им должен пользоваться, адекватный философский перевод есть благо - да, присутствует в нём, мягко говоря, налёт этернализма. Европейское, предельно широкое бытие это не наша родная шуньята-татхата. (Но трепать эти термины раньше времени я не стал.)
Если отвлечься от налётов постороних значений, которыми насквозь пропах язык, и посмотреть только на то, что я действительно говорю: в "Истинность = Истинность" нет ничего, кроме чистой (шуньятной) функции, проявления не-лживости. Конкретно в шуньевом значении "Истинность = Истинность" в буддизме есть. Вы сами признаёте, что экстерналистской истинность не является. Это примерно как разговор о субстанции - выбор между небуддийскими вариантами. Шуньевая же "Истинность = Истинность" - отдельный вариант. Это ни сватах праманя, ни паратах праманя.
Любое утверждение о Боге-Творце как об ИСТИННО сущем, не сущем, ни сущем ни не несущим, вне времени и пространства, вне опыта и представления - каким бы Бог-Творец ни был - определяет Бога-Творца через Дхарму "Истинность = Истинность". Эта Дхарма не может отсутствовать даже во лжи, в небытии: ведь и ложь истинно познаётся как именно ложь. Значит, эта Дхарма нетварна. А что у нас нетварно, если есть (или не есть: как угодно, хоть "дрвлрцвцсв") Бог-Творец? Только сам Бог-Творец. Что касается Истинность = Истинность, это принцип. А Бог-Творец ни в коем случае не принцип. Произвольно назвать принцип Богом-Творцом - из той же серии, что произвольно называть Луну велосипедом. Так и опровергается (да, это неожиданно) Бог-Творец.
№47130Добавлено: Ср 16 Янв 08, 17:51 (17 лет тому назад)
test пишет:
Например, Abhidharmakosa-bhasya, Lokanirdesa, §90 (стр. 276).
...
Буддийский психокосмос сложен и кроме отмеченной вами «э-миграции» в другие мировые системы описан другой механизм: вертикальная миграция внутри одной системы
Мириады миров:
Цитата:
В период уничтожения несчастливые миры, начиная с мира адов, опустошаются. Боги и люди достигают состояния дхъяны и рождаются в мире форм. По мере того как миры опустошаются, освобождаясь от обитателей, существа низших миров перемещаются в высшие.
Рождение миров идет сверху вниз. В этой схеме за появление низших отвечают, по-видимому, ошибки высших. Таким образом, боги все-таки причастны к появлению людей.
№47131Добавлено: Ср 16 Янв 08, 18:06 (17 лет тому назад)
Цитата:
Значит, эта Дхарма нетварна.
Означает ли это, что у Дхармы нет тела?
Рождение миров идет в обратной их разрушению последовательности, от тонкого к грубому. Это хорошо описано в Локапаннятти (Локапраджняпти, Описание миров). _________________ सत्यमेव जयते ||
№47132Добавлено: Ср 16 Янв 08, 18:34 (17 лет тому назад)
Yuriy пишет:
Мириады миров:
Цитата:
В период уничтожения несчастливые миры, начиная с мира адов, опустошаются. Боги и люди достигают состояния дхъяны и рождаются в мире форм. По мере того как миры опустошаются, освобождаясь от обитателей, существа низших миров перемещаются в высшие.
Рождение миров идет сверху вниз. В этой схеме за появление низших отвечают, по-видимому, ошибки высших. Таким образом, боги все-таки причастны к появлению людей.
№47133Добавлено: Ср 16 Янв 08, 18:39 (17 лет тому назад)
Пламен пишет:
Рождение миров идет в обратной их разрушению последовательности, от тонкого к грубому. Это хорошо описано в Локапаннятти (Локапраджняпти, Описание миров).
А как быть с эмиграцией в другие мировые системы, на которую сослался test. Если я правильно понимаю, то эти два механизма дают две разные картины появления, скажем, мира людей. В случае вертикальной миграции - это ответственность высших, в случае горизонтальной - нет.
№47135Добавлено: Ср 16 Янв 08, 19:01 (17 лет тому назад)
Чтобы кто-то родился кем-то нужно чтобы оба уже были. А тут ситуация несколько иная: миры создаются от тонких к грубым. Здесь самое главное, имеют ли боги отношение к появлению людей или нет. В случае вертикальной миграции - да. В случае горизонтальной - не видно сходу: мир людей может возникнуть в силу его собственной необходимости из другой системы ( типа "панспермии"). Дальше, как и в случае с причастностью Брахмы к миру (то ли он первым родился вместе с миром благодаря своей карме, то ли сотворил), различия для меня не важны, т.к. это не мой уровень опыта. Главное, что боги так или иначе причастны к появлению мира людей: то ли сотворили, скажем, в свободном творчестве, то ли сделали то же самое, но по кармической необходимости. Понимаете?
Последний раз редактировалось: Yuriy (Ср 16 Янв 08, 19:08), всего редактировалось 1 раз
№47136Добавлено: Ср 16 Янв 08, 19:07 (17 лет тому назад)
В принципе боги ниже людей в сотериологическом плане, так как для того, чтобы окончательно освободиться, они должны родиться в драгоценнейшем человеческом теле. _________________ सत्यमेव जयते ||
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы