№658271Добавлено: Вс 16 Ноя 25, 19:36 (20 дней назад)Дхармакайя — иллюзия или реальность?
Приветствую вас, уважаемые читатели!
Хочу поделиться с вами плодом моей совместной работы с искусственным интеллектом. Под моим чутким руководством мы написали статью, рассказывающую о создании логической концепции. За содержание статьи отвечает человек, а за ее форму — ИИ. Он же предложил заголовок.
Приглашаю вас ознакомиться с материалом и активно участвовать в обсуждении. Буду рада конструктивным замечаниям по существу вопроса. И, конечно же, искренней похвале за проделанную работу, потому что мы внесли существенный вклад (обоснование позиции) в рассмотрение сложной темы. Считайте статью провокационным материалом для продуктивной полемики Возражения принимаются, но только в том случае, если они обоснованы.
Путешествие к просветлению: слои реальности и эволюция сознания
Однажды, участвуя в дискуссиях на буддийском форуме, я стала свидетелем жаркого спора насчет понятия «Дхармакайя». Участники высказывали полярные мнения: одни настаивали, что это чистая абстракция, не имеющая ничего общего с реальностью, другие уверяли, что Дхармакайя — это особое состояние сознания, достижимое в результате продолжительной духовной практики. Отсутствие убедительной защиты своей позиции у обеих сторон подтолкнуло меня к решению самостоятельно выяснить, кто ближе к истине.
Желая уйти от абстракций к конкретике и построить наглядную модель, я взяла за основу буддийское положение о неразрывной связи сознания и тела и допущение, основанное на научном знании.
Формирование концепции
Моя концепция развивалась следующим образом:
Исходные посылки:
1. Буддизм Махаяны утверждает, что сознание и тело находятся в постоянной взаимосвязи.
2. Современная наука признает наличие как минимум двух уровней реальности — макро- и микро-.
Предположение:
Если сознание и тело взаимосвязаны, а реальность многослойна, значит, каждому уровню реальности должна соответствовать особая форма сознания.
Следствия:
1. Промежуточные уровни между макро- и микроуровнями подразумевают наличие промежуточных форм сознания.
2. Эволюция сознания осуществляется одновременно с изменением восприятия реальности.
Аналогия:
Процесс перемещения от макро- к микроуровню сравним с настройкой прибора, повышающего разрешение: сначала видны крупные объекты, затем становятся доступны мельчайшие детали.
Общий вывод:
По мере повышения чувствительности восприятия сознание получает доступ к всё более тонким проявлениям реальности.
Дальнейшее следствие:
Границы возможного зависят от устройства самой реальности:
1. Если реальность конечна, сознание рано или поздно приходит к последнему доступному уровню.
2. Если реальность бесконечна, процесс трансформации сознания продолжается бесконечно.
Таким образом, предложенная концепция раскрывает новый взгляд на природу сознания и реальности, соотносясь с фундаментальными принципами буддизма и научными знаниями. Дхармакайя перестает быть абстрактным символом и превращается в определенный этап духовного пути, характеризующийся особым состоянием сознания.
Выводы и перспективы
Моя модель позволяет представить духовный путь как постепенный переход от обычного восприятия к высоким степеням сознания, характерным для невидимых структур реальности. Благодаря этому подходу удаётся разрешить спор о Дхармакайе: если это состояние интерпретируется как конкретное явление, то оно вполне может существовать в реальности.
Эмпирически подтвердить данную теоретическую модель на нынешнем уровне развития науки невозможно. Наши технологии и методы позволяют наблюдать физические явления, но пока не способны проникнуть в область тончайших состояний сознания и восприятия.
Тем не менее, сама теория логически обоснована и вполне приемлема. Она позволяет выстроить ясную картину духовного пути и даёт каждому человеку руководство для собственного духовного развития.
В конечном счёте, моя концепция показывает, что Дхармакайя — это не абстрактный символ, а возможная форма сознания (сознающая и воспринимающая структура), которая может быть достигнута каждым, кто посвятит себя духовной практике и познанию собственных глубин. В частности, практики медитации способствует развитию способности концентрироваться и осознавать внутренние процессы.
Хочу подчеркнуть: на данный момент Дхармакайя рассматривается наукой как абстрактное понятие, что не равносильно утверждению, будто Дхармакайя есть лишь абстрактное понятие и как феномен не существует. Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе — науке это неизвестно. Пока.
Завершая, замечу, что в ходе формирования концепции выяснилось, что моя идея многоуровневого сознания перекликается с теорией интегрального сознания американского философа Кена Уилбера. Что в общем-то помещает мою концепцию в современный научный и философский контекст.
Зарегистрирован: 06.01.2013 Суждений: 1030 Откуда: New Moscow, Old Russia
№658272Добавлено: Пн 17 Ноя 25, 02:30 (20 дней назад)
В буддизме нет никакой реальности вне сознания конкретного живого существа. Условно говоря, моя Луна - это только моя Луна. И никакое другой Луны не существует. Меня не будет и Луны не будет. Буддизм это субъективный идеализм.
№658275Добавлено: Пн 17 Ноя 25, 08:16 (19 дней назад)
Обоняние - это сознание, оно не существует вне субъекта.
Объект же обоняния - рупа, она существует помимо субъекта.
В случае не существования рупы вне субъекта,
Различные субъекты не пересекались бы никак -
Без сенсорных сознаний уму бы в голову ничего и не пришло.
Если же кроме "меня" никого больше нет,
И мой поток бхаванги есть единственный,
Тогда и вопросов никаких больше нет -
Фантазируйте там себе дальше, в себе,
Вместе с топикстартером, продуктом вашего же ума,
А там и сознание ИИ подтянется
Обоняние - это сознание, оно не существует вне субъекта.
Объект же обоняния - рупа, она существует помимо субъекта.
Когда у вас "объект же обоняния" существует помимо субъекта, он при этом пахнет или не пахнет?
Дхармы не "существуют", а возникают (по причинам), являются (субъекту). На то они и "явления".
Объект - это одна из причин,
Пахнет - это следствие.
Они связаны - но не одно и то же.
Сам по себе объект не пахнет,
Поскольку запах это елемент сознания,
Запах - концептуальная реальность.
Объект же и сознание, его нюхающее - реальности первичные
Последний раз редактировалось: LS_rus78 (Пн 17 Ноя 25, 23:12), всего редактировалось 1 раз
№658279Добавлено: Пн 17 Ноя 25, 08:55 (19 дней назад)
Дхармы - не метафизика, а аналитика. Рупа - то, что в анализе познаваемого установлено, как эмпирика. А вовсе не метафизика бытийствующей вне индивида материи, которую он может познать или не познать. Умозаключение из анализа к метафизике - мол, раз в анализе материальное, значит и без анализа материя существует - в буддизме считается помрачением рассудка. _________________ Буддизм чистой воды
В буддизме нет никакой реальности вне сознания конкретного живого существа. Условно говоря, моя Луна - это только моя Луна. И никакое другой Луны не существует. Меня не будет и Луны не будет. Буддизм это субъективный идеализм.
Так как его здесь некоторые понимают, то есть доведенный до крайности (или абсурда) субъективный идеализм.
Хочу подчеркнуть: на данный момент Дхармакайя рассматривается наукой как абстрактное понятие
Философией науки разве что.
Дхармакаю или недвойственность восприятия можно гипотетически представить, как четырехмерное пространство, где существо может видеть все стороны и всю внутреннюю часть трехмерного объекта одновременно, а также всю его историю жизни от рождения до смерти…
Дхармакаю или недвойственность восприятия можно гипотетически представить, как четырехмерное пространство, где существо может видеть все стороны и всю внутреннюю часть трехмерного объекта одновременно, а также всю его историю жизни от рождения до смерти…
Да, согласна. Можно представить и, возможно, обосновать. Это было бы хорошим развитием предложенной мной конценцепции. Интересная, богатая тема. Но сейчас я не могу этим заняться. Может, вы возьметесь?
В буддизме нет никакой реальности вне сознания конкретного живого существа. Условно говоря, моя Луна - это только моя Луна. И никакое другой Луны не существует. Меня не будет и Луны не будет. Буддизм это субъективный идеализм.
Вы пожадничали, по-моему. ) Если я правильно помню, в буддизме щедрее: есть и реальность и иллюзия реальности. Точнее, внешний мир объективно существует, но не так, как мы его себе представляем.
Концепция пустоты объясняет способ бытия. Сама формулировка «способ бытия» подсказывает, что бытие подразумевается. (Если есть способ объяснения бытия, значит, бытие существует).
В буддизме нет никакой реальности вне сознания конкретного живого существа. Условно говоря, моя Луна - это только моя Луна. И никакое другой Луны не существует. Меня не будет и Луны не будет. Буддизм это субъективный идеализм.
Вы пожадничали, по-моему. ) Если я правильно помню, в буддизме щедрее: есть и реальность и иллюзия реальности. Точнее, внешний мир объективно существует, но не так, как мы его себе представляем.
Концепция пустоты объясняет способ бытия. Сама формулировка «способ бытия» подсказывает, что бытие подразумевается. (Если есть способ объяснения бытия, значит, бытие существует).
Если в буддизме, то намеки на какую то "объективную реальность" я встречал только в ссылках на взгляды школы жентонг. Да и там есть две разные позиции. А в остальных направлениях все так как описал КИ.
Но это про буддизм. В своей личной метафизике я допускаю существование объективной по отношению к моему восприятию реальности и как раз по той схеме, что вы упомянули. Наше восприятие, в том числе пространства и времени, - это проекция реальности более высокого уровня. Да и в современной физике сейчас активно прорабатываются похожие модели. И соответствующий математический аппарат нарабатывается.
Если интересно - можете погуглить "Universe plus project positive geometry"
Если в буддизме, то намеки на какую то "объективную реальность" я встречал только в ссылках на взгляды школы жентонг. Да и там есть две разные позиции.
А я не помню, где читала, что мир объективно существует, но не так как нам кажется. У кого-то из представителей Махаяны. По-хорошему, надо найти, конечно, источник, а то какие-то споры о личных мнениях могут получиться.
Но это про буддизм. В своей личной метафизике я допускаю существование объективной по отношению к моему восприятию реальности и как раз по той схеме, что вы упомянули.
Дхармакаю или недвойственность восприятия можно гипотетически представить, как четырехмерное пространство, где существо может видеть все стороны и всю внутреннюю часть трехмерного объекта одновременно, а также всю его историю жизни от рождения до смерти…
Да, согласна. Можно представить и, возможно, обосновать. Это было бы хорошим развитием предложенной мной конценцепции. Интересная, богатая тема. Но сейчас я не могу этим заняться. Может, вы возьметесь?
При случае. На форуме где нет учителей буддизма поддерживать тему многоуровневого сознания заведомо проигрышный вариант, КИ нахамит в ответ и начнет подчищать сообщения, в заключении появится ТМ и задавит меня своим опытом
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы