По факту выходит, что понятие "метафизики" такое же многозначное как и понятие "реальности".
В российской энциклопедии читаем:
"Метафи́зика, фундаментальная философская дисциплина, имеющая своим предметом прояснение первооснов бытия и познания, а также постижение смысла бытия и человеческого существования. Метафизика охватывает, таким образом, проблематику не только онтологии и гносеологии, но также и аксиологии."
Если следовать этому определению, то своя метафизика есть везде, и в буддизме тоже.
Если ограничить метафизику тем, что познается исключительно "чистым разумом", то будет несколько другая картина. И здесь критика метафизики со стороны неопозитивистов может быть и ревалентной. Хотя тоже не факт.
И да, о Платоне - забавно, что современная наука и не только математика, но и некоторые биологи упоминают условный "мир идей" как возможную основу для биологических форм. Кому интересно могут погуглить статьи Майкла Левина на эту тему. Ну а математики так изначально не "изобретают" свои теории, а "открывают" их.
P.s. Лично я просто выношу идеи, которые пока что не находят подтверждения (Бог, материя и т.п) за скобки - не отрицая их и не утверждая. Допускаю как существование так и противоположное. Но если Бог существует, то лучше с ним не ссорится А материя все простит )
категорически не приемлет религиозную метафизику. Я не знаю причину такого отношения Юнга к метафизике, то ли это его личностные заморочки то ли влияние модной на то время философии типа неопозитивизма и т.п.
В программном смысле да, не принимал метафизику. Думаю в том же секулярном фарватере, что и позитивизм, в фейербаховском обращении вертикали: ничего внешнего, всё - внутреннее. В принципе - занятное "совпадение" эпистемологического поворота и открытия буддизма в Европе. Готовность увидеть буддизм, и увидеть в меру собственной насущности. Не случись поворота - мог ли быть замечен иначе, или не замечен вовсе в то время? Конечно мог.
Согласен с тем, что Юнг отрицая религиозную метафизику по факт создал собственную метафизику "коллективного бессознательного" с признаками в виде архитипов.
Ну с это ещё можно признать так как какая то база в виде мифов и т .п. действительно есть.
А вот интерпретация символизма этого самого "бессознательного" уж как то слишком субъективена. Но я не психиатр, возможно его клинический опыт сыграл здесь свою роль.
Но в любом случае я считаю Юнга незаурядным мыслителем для своего времени. Во многом его идеи, даже если он и заблуждался , были вызовом не только для последователей Фрейда, но и для всей христианской культуры. За его попытку свести религиозную метафизику к психологизму в средние века его бы сожгли бы на костре.
У Будды метод как раз через абстрагирование. И сложная красивая философия. 4БИ, вся Абхидхарма - абстрактные категории. Метод випашьяны - применение изученного абстрактного к конкретному, с игнорированием (элиминацией) прочих качеств.
Метод Будды - Б8П, а не абстрагирование. То что випашьяна это применение изученного абстрактного к конкретному это одна из трактовок. Весьма сомнительная. _________________ Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.
У Будды метод как раз через абстрагирование. И сложная красивая философия. 4БИ, вся Абхидхарма - абстрактные категории. Метод випашьяны - применение изученного абстрактного к конкретному, с игнорированием (элиминацией) прочих качеств.
Метод Будды - Б8П, а не абстрагирование. То что випашьяна это применение изученного абстрактного к конкретному это одна из трактовок. Весьма сомнительная.
Сомнительно, что вы понимаете смысл слов. _________________ Буддизм чистой воды
Наверно самое верное определение метафизики - это то, что не видно с помощью научных приборов, но полагается существующим так же, как и видимое научными приборами. _________________ новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"
Наверно самое верное определение метафизики - это то, что не видно с помощью научных приборов, но полагается существующим так же, как и видимое научными приборами.
Возможно, чтобы не вносить путаницу, действительно, лучше в рамках школы, традиционное разделение.
Наверно самое верное определение метафизики - это то, что не видно с помощью научных приборов, но полагается существующим так же, как и видимое научными приборами.
Ну так в этом же и есть самый главный вопрос - на каком основании "полагается существующим"?
Некоторые вот называют идиотами тех, кто считает существующим нечто "не видимое с помощью научных приборов" и не выводимое логически.
Забавно, но наука с эпохи возраждения развивалась на базе метафизики материи главным образом в целью противостояния религиозной метафизике в рамках политической борьбы зарождающейся буржуазии против церкви.
Как бы там не было, но та или иная метафизика всегда была за скобками любого познания и вряд ли получится обойтись без нее. По крайней мере , на сегодняшний день все подобные попытки провалились
Как бы там не было, но та или иная метафизика всегда была за скобками любого познания и вряд ли получится обойтись без нее. По крайней мере , на сегодняшний день все подобные попытки провалились
Физика уже более ста лет обходится без метафизики. Конкретные физики могут что-то фантазировать, разумеется, но для науки это не требуется. _________________ Буддизм чистой воды
У Будды метод как раз через абстрагирование. И сложная красивая философия. 4БИ, вся Абхидхарма - абстрактные категории. Метод випашьяны - применение изученного абстрактного к конкретному, с игнорированием (элиминацией) прочих качеств.
Метод Будды - Б8П, а не абстрагирование. То что випашьяна это применение изученного абстрактного к конкретному это одна из трактовок. Весьма сомнительная.
Сомнительно, что вы понимаете смысл слов.
Будда в сатипаттхане сутте учит "распознавать", у Вас же это превратилось в западный метод "применения абстрактного к конкретному".
"Он распознает, как происходит возникновение невозникших неугомонности и беспокойства;
он распознает, как происходит исчезновение возникших неугомонности и беспокойства;
он распознает, как происходит не-возникновение в будущем исчезнувших неугомонности и беспокойства."
и т.д _________________ Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.
У Будды метод как раз через абстрагирование. И сложная красивая философия. 4БИ, вся Абхидхарма - абстрактные категории. Метод випашьяны - применение изученного абстрактного к конкретному, с игнорированием (элиминацией) прочих качеств.
Метод Будды - Б8П, а не абстрагирование. То что випашьяна это применение изученного абстрактного к конкретному это одна из трактовок. Весьма сомнительная.
Сомнительно, что вы понимаете смысл слов.
Будда в сатипаттхане сутте учит "распознавать", у Вас же это превратилось в западный метод "применения абстрактного к конкретному".
"Он распознает, как происходит возникновение невозникших неугомонности и беспокойства;
он распознает, как происходит исчезновение возникших неугомонности и беспокойства;
он распознает, как происходит не-возникновение в будущем исчезнувших неугомонности и беспокойства."
и т.д
Если вам непонятен смысл слова "абстрагирование", то можете погуглить. Пять скандх, дхату и прочее - это абстракции, результат абстрагирования. _________________ Буддизм чистой воды
У Будды метод как раз через абстрагирование. И сложная красивая философия. 4БИ, вся Абхидхарма - абстрактные категории. Метод випашьяны - применение изученного абстрактного к конкретному, с игнорированием (элиминацией) прочих качеств.
Метод Будды - Б8П, а не абстрагирование. То что випашьяна это применение изученного абстрактного к конкретному это одна из трактовок. Весьма сомнительная.
Сомнительно, что вы понимаете смысл слов.
Будда в сатипаттхане сутте учит "распознавать", у Вас же это превратилось в западный метод "применения абстрактного к конкретному".
"Он распознает, как происходит возникновение невозникших неугомонности и беспокойства;
он распознает, как происходит исчезновение возникших неугомонности и беспокойства;
он распознает, как происходит не-возникновение в будущем исчезнувших неугомонности и беспокойства."
и т.д
Если вам непонятен смысл слова "абстрагирование", то можете погуглить. Пять скандх, дхату и прочее - это абстракции, результат абстрагирования.
В сатипаттхане нет рассуждений об "абстрактном" в западном понимании. Нет сложных классификаций и обобщений для сложной философии. Там все понятно для обычного человека (не философа), который способен наблюдать свои состояния и распознавать.
"он распознает: "Испытываю приятное ощущение"
он распознает: "Испытываю мучительное ощущение"
"рассеянное состояние ума, как рассеянное состояние ума"
"не просторное состояние ума, как не просторное состояние ума"
и т.д
https://www.dhamma.ru/canon/mn/mn10.htm _________________ Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.
Ну так в этом же и есть самый главный вопрос - на каком основании "полагается существующим"?
Некоторые вот называют идиотами тех, кто считает существующим нечто "не видимое с помощью научных приборов" и не выводимое логически.
Забавно, но наука с эпохи возраждения развивалась на базе метафизики материи главным образом в целью противостояния религиозной метафизике в рамках политической борьбы зарождающейся буржуазии против церкви.
Как бы там не было, но та или иная метафизика всегда была за скобками любого познания и вряд ли получится обойтись без нее. По крайней мере , на сегодняшний день все подобные попытки провалились
Поэтому, конструктивнее сосредоточиться на рассмотрении механизмов и уловок, которые претендуют не на метафизику. Какие там есть умалчивания, а они конечно же есть.
У Будды метод как раз через абстрагирование. И сложная красивая философия. 4БИ, вся Абхидхарма - абстрактные категории. Метод випашьяны - применение изученного абстрактного к конкретному, с игнорированием (элиминацией) прочих качеств.
Метод Будды - Б8П, а не абстрагирование. То что випашьяна это применение изученного абстрактного к конкретному это одна из трактовок. Весьма сомнительная.
Сомнительно, что вы понимаете смысл слов.
Будда в сатипаттхане сутте учит "распознавать", у Вас же это превратилось в западный метод "применения абстрактного к конкретному".
"Он распознает, как происходит возникновение невозникших неугомонности и беспокойства;
он распознает, как происходит исчезновение возникших неугомонности и беспокойства;
он распознает, как происходит не-возникновение в будущем исчезнувших неугомонности и беспокойства."
и т.д
Если вам непонятен смысл слова "абстрагирование", то можете погуглить. Пять скандх, дхату и прочее - это абстракции, результат абстрагирования.
В сатипаттхане нет рассуждений об "абстрактном" в западном понимании. Нет сложных
"он распознает: "Испытываю приятное ощущение"
он распознает: "Испытываю мучительное ощущение"
"рассеянное состояние ума, как рассеянное состояние ума"
"не просторное состояние ума, как не просторное состояние ума"
Это список понятий Абхидхармы, разработанный Буддой, а затем изученный шраваком, а не что угодно. "Распознаёт" - относит конкретное к абстрактному классу. _________________ Буддизм чистой воды
Как бы там не было, но та или иная метафизика всегда была за скобками любого познания и вряд ли получится обойтись без нее. По крайней мере , на сегодняшний день все подобные попытки провалились
Физика уже более ста лет обходится без метафизики. Конкретные физики могут что-то фантазировать, разумеется, но для науки это не требуется.
Но сегодня ведущая научная идеология "физикализм" является фактическим синонимом "материализма". И ещё 10 лет назад статьи в которых даже косвенно ставился под сомнение физикализм в ведущих журналах не публиковали. И даже нобелевка за неравенства Белла не побудила научное сообщество публично отказаться от физикализма. Просто ищут пути с тем, что бы обойти этот парадокс сохранив локальный реализм. Пока не получается. Но уже появляются публикации учёных с другой точкой зрения.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы