№445619Добавлено: Пт 12 Окт 18, 18:36 (6 лет тому назад)Несколько слов о работе с препятствиями (nivāraṇa)
Написал небольшую заметку, связанную с вечной местной дискуссией об "этапности" практики - но не только с ней.
О препятствиях (nivāraṇa) канонические буддийские тексты говорят в очень разных ситуациях. Во многих суттах (ср., например, DN2, MN27, MN39, MN51 и многие им подобные) отстранение пяти препятствий описывается, как практика, которой занимаются монахи, уже достигшие значительных успехов и в аскезе, и в медитации. Отстранение пяти препятствий приводит этих монахов к достижению глубоких медитативных сосредоточений (джхан), в четвёртом из которых они могут уже достичь окончательного пробуждения – окончательного очищения от жажды, недоброжелательности и неведения.
Вместе с тем, тексты палийской Типитаки дают основания считать – очищение от пяти препятствий (в той или иной степени, на том или ином уровне) – это то, чем занимаются все ученики Будды: не только те, кто непосредственно подходит к пробуждению, и вообще не только монахи, но и миряне тоже.
Например, в сутте «Достойные дела» (AN4.61) Будда разъясняет своему преданному последователю, домохозяину Анатхапиндике, что даже чисто мирской успех в жизни, обусловлен развитием таких качеств, как
уверенность (saddhā) в Будде и его Дхамме,
нравственное поведение (sīla – соблюдение пяти правил нравственности мирянина),
щедрость (cāga – в этой же сутте Будда рассказывает о способах правильно расходовать материальные средства), и
мудрость (paññā).
Что такое мудрость в данном контексте? Это знание, понимание (viditvā) того, что определенные качества являются дурными, и приводят к дурным последствиям. Будда говорит Анатхапиндике, что дурные качества приводят людей к совершению того, что делать не следует, и к пренебрежению тем, что делать следует. В результате человек лишается и доброго имени, хорошей репутации (yasa), и счастья.
Дурные качества, о которых здесь идёт речь – 1) чрезмерная (visama) алчность (abhijjhā), 2) злонамеренность (byāpāda), 3) апатия и вялость (thīna-middha), 4) беспокойность и сожаления (uddhacca-kukkucca), и 5) колебания (vicikicchā).
Мудрость (paññā) заключается в том – говорит Будда – чтобы отбрасывать, устранять (pajahati) эти качества.
Но эти пять качеств и составляют список препятствий – тех самых, отстраняя которые, опытный монах входит в первую джхану.
Правда, есть одно существенное различие. Мирянину, как говорится выше, следует избавляться только от «чрезмерной» алчности, в то время как монах, естественно, стремится к очищению от алчности как таковой. Причины этого вполне понятны – некоторая алчность, некоторая жажда чувственных удовольствий в жизни мирянина неизбежна и приемлема.
Но, в любом случае, чтобы распознавать подобные ментальные качества и уметь их отбрасывать, нужно тренироваться. Монаху, который стремится в кратчайшие сроки полностью от них очиститься, требуется значительно больше тренировки, чем мирянину – но и мирянину тренировка необходима.
№445625Добавлено: Пт 12 Окт 18, 19:40 (6 лет тому назад)
Отстранение от пяти дурных качеств означает, знаменует вступление в упачара-самадхи, о котором говорится как о базовом достижении как монахов, так и мирян . Помнится, вы сами где-то приводили найденные вами подтверждения того, что упачарасамадхи и первая дхьяна безусловно реализуется мирянами наравне с монахами. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
№445662Добавлено: Пт 12 Окт 18, 21:57 (6 лет тому назад)
Дост. Пемасири однажды сказал, что панча ниварана это нечто, на чем мы все постоянно "сидим", и понять это (и согласиться, что так и есть) - уже большое дело. Грубые омрачения вроде вспышки гнева или жажды увидеть несложно, а вот тонкое беспокойство или неуверенность - намного тяжелее, но даже отстранение от них на пару минут приносит огромное облегчение. На ретрите в Пандитараме подчеркивают, что 5 минут с сати это примерно час счастливого, спокойного состояния ума. Когда есть сати - ум на это время прекращает "протекать", становясь зеркальным, и только с таким умом и есть смысл слушать Дхамму. Про вступление в поток часто объясняется, что сначала сознание человека радуется и успокаивается, становится мягким и податливым и затем видит возникновение и исчезновение дхамм прямым знанием.
№445737Добавлено: Сб 13 Окт 18, 10:50 (6 лет тому назад)
Влияние кармы можно сравнить с действием инерции. Я вижу, что карма движет нашим бытием именно как сила инерции, то и дело подкрепляемая новыми толчками - деяниями, действиями телесными и речевыми, которые зиждятся в помыслах и привычках, шаблонных и искусных конструкциях ума (четана, самскара).
Отстранение от помех на Пути я сравниваю с торможением, прекращением (хотя бы и временным) той самой инерции бытия. Когда инерция ослабевает, появляется момент свободы, освобождения от закрепощённости, захваченности, практически полной подчинённости инерции кармы.
Хочу добавить, что даже простое осознание наличия инерции в данный момент - это уже освобождающий момент, пусть и самый малый. Думаю, практики "влажной и сухой" випассаны со мной согласятся. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
№445752Добавлено: Сб 13 Окт 18, 12:14 (6 лет тому назад)
Никто из серьезных буддистов не спорит с тем, что начинать практику надо с нравственности и часто раздаются упреки в том, что-де новички не с того начинают, сразу усаживаясь медитировать. Однако вполне возможно, что начинающие практику с медитации в чём-то правы, ведь нравственность без способности охранять двери чувств выглядит довольно печально; человек, придерживающийся нравственности только внешне, напоминает хорошо воспитанную собаку, глядящую с тоской в глазах и слюной в пасти как роются в душистых отходах собаки нехорошие.
Грубые омрачения вроде вспышки гнева или жажды увидеть несложно, а вот тонкое беспокойство или неуверенность - намного тяжелее, но даже отстранение от них на пару минут приносит огромное облегчение. На ретрите в Пандитараме подчеркивают, что 5 минут с сати это примерно час счастливого, спокойного состояния ума.
Да-да, это то самое, что я тут пытался изложить!
(Ощущения - примерно как у жителя Меланезии, который, где-то найдя инструкцию, попытался собрать двигатель то ли самолёта, то ли вездехода - толком он не знает, поскольку никогда не видел ни того, ни другого - и даже не встречал белых людей, которые этими машинами пользуются; и вдруг оказалось, что двигатель работает! Ну то есть пока неизвестно, получится ли с его помощью долететь до божественного края белых людей - но машины с этим двигателем по острову ездят, а машины с крыльями - даже летают над островом). _________________ Границы мира - это границы языка
Никто из серьезных буддистов не спорит с тем, что начинать практику надо с нравственности и часто раздаются упреки в том, что-де новички не с того начинают, сразу усаживаясь медитировать. Однако вполне возможно, что начинающие практику с медитации в чём-то правы, ведь нравственность без способности охранять двери чувств выглядит довольно печально; человек, придерживающийся нравственности только внешне, напоминает хорошо воспитанную собаку, глядящую с тоской в глазах и слюной в пасти как роются в душистых отходах собаки нехорошие.
Все гораздо проще, когда вы формальной практикой занимаетесь, то в это время автоматически соблюдаете и нравственность.
Отстранение от пяти дурных качеств означает, знаменует вступление в упачара-самадхи, о котором говорится как о базовом достижении как монахов, так и мирян . Помнится, вы сами где-то приводили найденные вами подтверждения того, что упачарасамадхи и первая дхьяна безусловно реализуется мирянами наравне с монахами.
О достижении мирянами первой джханы довольно определенно говорится в AN5.176. Но я бы не сказал, что эту сутту я "нашёл". Её приводят достаточно часто. А я-то скорее добавлял, что у мирян (которые именно миряне, а не де-факто монахи по образу жизни) первая джхана будет неустойчивой - слишком много привязанностей и слишком много забот. Поэтому временно отстраненные нивараны быстро возвращаются.
Ведь даже о бхиккху, которые неполностью отстранили пять ниваран, говорится, что их джхана будет неустойчивой:
"124. When a bhikkhu enters upon a jhána without [first] completely suppressing lust by reviewing the dangers in sense desires, etc., and without [first] completely tranquillizing bodily irritability37 by tranquillizing the body, and without [first] completely removing stiffness and torpor by bringing to
mind the elements of initiative, etc., (§55), and without [first] completely abolishing agitation and worry by bringing to mind the sign of serenity, etc.,
and without [first] completely purifying his mind of other states that obstruct concentration, then that bhikkhu soon comes out of that jhána again,
like a bee that has gone into an unpurified hive, like a king who has gone into an unclean park". (Висуддхимагга, Глава IV, параграф 124).
Но достижению упачара-самадхи эта неустойчивость мирян, разумеется, не препятствует - потому что упачара-самадхи - это и есть собранность ума, достигнутая только на непродолжительное время, неустойчивая собранность:
"32. Now, concentration is of two kinds, that is to say, access concentration and absorption concentration: the mind becomes concentrated in two ways, that is,
on the plane of access and on the plane of obtainment. Herein, the mind becomes concentrated on the plane of access by the abandonment of the hindrances, and on the plane of obtainment by the manifestation of the jhána factors.
33. The difference between the two kinds of concentration is this. The factors are not strong in access. It is because they are not strong that when access has
arisen, the mind now makes the sign its object and now re-enters the life continuum, just as when a young child is lifted up and stood on its feet, it repeatedly falls down on the ground. But the factors are strong in absorption. It is because they are strong that when absorption concentration has arisen, the mind, having once interrupted the flow of the life-continuum, carries on with a stream of profitable impulsion for a whole night and for a whole day, just as a healthy man, after rising from his seat, could stand for a whole day". (Висуддхимагга, IV, 32-33)
Так что я бы сказал так - устойчивое пребывание в джханах, культивирование джхан - это, по преимуществу, практика монахов. Но упачара-самадхи - это достижение, вполне посильное для мирян; в нём ничего экстраординарного нет. _________________ Границы мира - это границы языка
Никто из серьезных буддистов не спорит с тем, что начинать практику надо с нравственности и часто раздаются упреки в том, что-де новички не с того начинают, сразу усаживаясь медитировать. Однако вполне возможно, что начинающие практику с медитации в чём-то правы, ведь нравственность без способности охранять двери чувств выглядит довольно печально; человек, придерживающийся нравственности только внешне, напоминает хорошо воспитанную собаку, глядящую с тоской в глазах и слюной в пасти как роются в душистых отходах собаки нехорошие.
ИМХО, суть дела в том, что нужно и то, и другое. Одновременно, а не сначала одно, а потом другое. То есть, правильная этапность выглядит так: сначала начальный уровень нравственности + начальный уровень медитации. Затем - более продвинутые уровни и того, и другого. А не так, что сначала нравственность (с начальной до продвинутой), а потом только медитация. _________________ Границы мира - это границы языка
Влияние кармы можно сравнить с действием инерции. Я вижу, что карма движет нашим бытием именно как сила инерции, то и дело подкрепляемая новыми толчками - деяниями, действиями телесными и речевыми, которые зиждятся в помыслах и привычках, шаблонных и искусных конструкциях ума (четана, самскара).
Отстранение от помех на Пути я сравниваю с торможением, прекращением (хотя бы и временным) той самой инерции бытия. Когда инерция ослабевает, появляется момент свободы, освобождения от закрепощённости, захваченности, практически полной подчинённости инерции кармы.
Хочу добавить, что даже простое осознание наличия инерции в данный момент - это уже освобождающий момент, пусть и самый малый.
Если уж придираться к терминам, то я бы сказал, что явления, которые Вы описали, как действие инерции (очень хороший образ, ИМХО) - это килесы и камма, возникающая из-за этих килес. Но по сути дела мне нравится Ваше описание _________________ Границы мира - это границы языка
Влияние кармы можно сравнить с действием инерции. Я вижу, что карма движет нашим бытием именно как сила инерции, то и дело подкрепляемая новыми толчками - деяниями, действиями телесными и речевыми, которые зиждятся в помыслах и привычках, шаблонных и искусных конструкциях ума (четана, самскара).
Отстранение от помех на Пути я сравниваю с торможением, прекращением (хотя бы и временным) той самой инерции бытия. Когда инерция ослабевает, появляется момент свободы, освобождения от закрепощённости, захваченности, практически полной подчинённости инерции кармы.
Хочу добавить, что даже простое осознание наличия инерции в данный момент - это уже освобождающий момент, пусть и самый малый.
Если уж придираться к терминам, то я бы сказал, что явления, которые Вы описали, как действие инерции (очень хороший образ, ИМХО) - это килесы и камма, возникающая из-за этих килес. Но по сути дела мне нравится Ваше описание
Я попытался описать то, что вижу в своём опыте. Безусловно, описание небезупречно.
Килесы каммы - колёса кармы. Мне это тоже нравится. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Влияние кармы можно сравнить с действием инерции. Я вижу, что карма движет нашим бытием именно как сила инерции, то и дело подкрепляемая новыми толчками - деяниями, действиями телесными и речевыми, которые зиждятся в помыслах и привычках, шаблонных и искусных конструкциях ума (четана, самскара).
Отстранение от помех на Пути я сравниваю с торможением, прекращением (хотя бы и временным) той самой инерции бытия. Когда инерция ослабевает, появляется момент свободы, освобождения от закрепощённости, захваченности, практически полной подчинённости инерции кармы.
Хочу добавить, что даже простое осознание наличия инерции в данный момент - это уже освобождающий момент, пусть и самый малый.
Если уж придираться к терминам, то я бы сказал, что явления, которые Вы описали, как действие инерции (очень хороший образ, ИМХО) - это килесы и камма, возникающая из-за этих килес. Но по сути дела мне нравится Ваше описание
Я попытался описать то, что вижу в своём опыте. Безусловно, описание небезупречно.
Килесы каммы - колёса кармы. Мне это тоже нравится.
Так нет, я же говорю - описание, ИМХО, хорошее. А хорошим описанием я называю описание, из которого А) понятно, что именно описывает говорящий, Б) понятно, что он сам это понимает. _________________ Границы мира - это границы языка
Никто из серьезных буддистов не спорит с тем, что начинать практику надо с нравственности и часто раздаются упреки в том, что-де новички не с того начинают, сразу усаживаясь медитировать. Однако вполне возможно, что начинающие практику с медитации в чём-то правы, ведь нравственность без способности охранять двери чувств выглядит довольно печально; человек, придерживающийся нравственности только внешне, напоминает хорошо воспитанную собаку, глядящую с тоской в глазах и слюной в пасти как роются в душистых отходах собаки нехорошие.
ИМХО, суть дела в том, что нужно и то, и другое. Одновременно, а не сначала одно, а потом другое. То есть, правильная этапность выглядит так: сначала начальный уровень нравственности + начальный уровень медитации. Затем - более продвинутые уровни и того, и другого. А не так, что сначала нравственность (с начальной до продвинутой), а потом только медитация.
Мне кажется, что суть проблемы в стремлении жестко разделить теорию и практику Дхаммы кроется в наличии реального устремления к поиску ответов на те вопросы, ответы на которые и дает Дхамма. Тут как в примере со стрелой: если у человека реально болит, то ему все равно что там и как - "Поможет? Говорите, что делать - и я делаю!", а не - "А давайте сначала мне объясните это и это, ответьте на эти и эти вопросы, а уже потом мы подумаем, над тем, надо или не надо здесь вообще что-то делать и как". В первом случае есть реальное осознание наличия проблемы и есть реальный поиск ее решения, а во втором по факту проблемой считается не реальная болезнь, а что-то другое - то, на что действительно тратятся силы и время вместо лечения. _________________ Это моё понимание, здесь и сейчас оно вот такое.
Никто из серьезных буддистов не спорит с тем, что начинать практику надо с нравственности и часто раздаются упреки в том, что-де новички не с того начинают, сразу усаживаясь медитировать. Однако вполне возможно, что начинающие практику с медитации в чём-то правы, ведь нравственность без способности охранять двери чувств выглядит довольно печально; человек, придерживающийся нравственности только внешне, напоминает хорошо воспитанную собаку, глядящую с тоской в глазах и слюной в пасти как роются в душистых отходах собаки нехорошие.
ИМХО, суть дела в том, что нужно и то, и другое. Одновременно, а не сначала одно, а потом другое. То есть, правильная этапность выглядит так: сначала начальный уровень нравственности + начальный уровень медитации. Затем - более продвинутые уровни и того, и другого. А не так, что сначала нравственность (с начальной до продвинутой), а потом только медитация.
Мне кажется, что суть проблемы в стремлении жестко разделить теорию и практику Дхаммы кроется в наличии реального устремления к поиску ответов на те вопросы, ответы на которые и дает Дхамма. Тут как в примере со стрелой: если у человека реально болит, то ему все равно что там и как - "Поможет? Говорите, что делать - и я делаю!", а не - "А давайте сначала мне объясните это и это, ответьте на эти и эти вопросы, а уже потом мы подумаем, над тем, надо или не надо здесь вообще что-то делать и как". В первом случае есть реальное осознание наличия проблемы и есть реальный поиск ее решения, а во втором по факту проблемой считается не реальная болезнь, а что-то другое - то, на что действительно тратятся силы и время вместо лечения.
Тут, всё-таки, спор шёл о соотношении разных аспектов практики. Ведь развитие нравственности - это тоже практика Дхаммы, никак не менее важная, чем развитие сосредоточенности/собранности ума. А знание теории (и доверие этой теории) - необходимое условие и того, и другого. _________________ Границы мира - это границы языка
Никто из серьезных буддистов не спорит с тем, что начинать практику надо с нравственности и часто раздаются упреки в том, что-де новички не с того начинают, сразу усаживаясь медитировать. Однако вполне возможно, что начинающие практику с медитации в чём-то правы, ведь нравственность без способности охранять двери чувств выглядит довольно печально; человек, придерживающийся нравственности только внешне, напоминает хорошо воспитанную собаку, глядящую с тоской в глазах и слюной в пасти как роются в душистых отходах собаки нехорошие.
Все гораздо проще, когда вы формальной практикой занимаетесь, то в это время автоматически соблюдаете и нравственность.
Не уверен, что здесь уместно слово "автоматически". Но по сути, так. Регулярная практика сильно снижает само желание делает что-либо неблагое - потому что и за пределами сессий формальной практики сохраняется память о том "островке блаженства", о котором вчера очень хорошо написала Jane:
уму, как маленькому ребенку, необходима радость, и если лишить его чувственных утех, соблюдая принципы правильного поведения и не напитать счастьем саматхи, он рано или поздно сорвется и пустится во все тяжкие. А когда он знает, что, несмотря на все проблемы в семье, на работе, в стране и мире, у него есть свой маленький остров блаженства, куда можно в любой момент нырнуть и забыть про падающий рубль и все остальное - это многого стоит.
Кроме того, регулярная практика создаёт привычка отслеживать эмоции, едва они возникают. Благодаря этому, неблагие эмоции, если не всегда, то во многих случаях, удаётся отбрасывать сразу, как они возникают.
Эти две тенденции приводят к тому, что неблагие мысли и слова реализуются на порядок реже, чем без регулярной практики. А со временем, можно надеяться, и вовсе прекратятся. _________________ Границы мира - это границы языка
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы