Даже при всём желании невозможно войти в четвёртую и не выходить из неё.
Не выходить невозможно, но продлить пребывание в ней можно.
Привязанность к четвертой джхане, если от нее не освободиться, приведет к перерождению божеством в соответствующем мире.
На мой взгляд, это просто пропедевтика. Мол, даже если вы учитесь на одни пятёрки, то всё равно не залипайте в "отличниках" - они попадают в лучшую жизнь, но не обретают свободы.
Вкус свободы прекрасен и в этой жизни _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
В Джхана-сутте (АН 9.36), которую я цитировала ранее, один и тот же текст:
Он рассматривает любые существующие там феномены, относящиеся к форме, чувству, восприятию, формациям, сознанию как непостоянное, страдание, болезнь, нарыв, [отравленную] стрелу, бедствие, недуг, чужое, распадающееся, пустое и безличностное.
относится ко всем джханам, в которых есть восприятие, - то есть к семи джханам. И не относится к восьмой джхане и к ниродха-самапати, потому что в них нет восприятия.
Понятно, что речь о тилаккхане воспринимаемых феноменов.
Если исходить из описания Буддой своего пробуждения (МН26, МН36) то сферы, идущие за четырьмя джханами Будда рассматривает как не ведущие к ниббане, более того, судя по МН36 Будда вспомнил о вхождении в первую джхану в детстве, уже после достижения сфер отсутствия всего и ни восприятия, ни не-восприятия, что идет в разрез со схемой последовательного достижения 8-ми джхан. _________________ один шаг до горизонта
В Джхана-сутте (АН 9.36), которую я цитировала ранее, один и тот же текст:
Он рассматривает любые существующие там феномены, относящиеся к форме, чувству, восприятию, формациям, сознанию как непостоянное, страдание, болезнь, нарыв, [отравленную] стрелу, бедствие, недуг, чужое, распадающееся, пустое и безличностное.
относится ко всем джханам, в которых есть восприятие, - то есть к семи джханам. И не относится к восьмой джхане и к ниродха-самапати, потому что в них нет восприятия.
Понятно, что речь о тилаккхане воспринимаемых феноменов.
Если исходить из описания Буддой своего пробуждения (МН26, МН36) то сферы, идущие за четырьмя джханами Будда рассматривает как не ведущие к ниббане, более того, судя по МН36 Будда вспомнил о вхождении в первую джхану в детстве, уже после достижения сфер отсутствия всего и ни восприятия, ни не-восприятия, что идет в разрез со схемой последовательного достижения 8-ми джхан.
Да, четвертая джхана имеет особое значение - об этом много где говорится. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Последний раз редактировалось: Ктото (Вт 07 Апр 20, 21:42), всего редактировалось 2 раз(а)
В Джхана-сутте (АН 9.36), которую я цитировала ранее, один и тот же текст:
Он рассматривает любые существующие там феномены, относящиеся к форме, чувству, восприятию, формациям, сознанию как непостоянное, страдание, болезнь, нарыв, [отравленную] стрелу, бедствие, недуг, чужое, распадающееся, пустое и безличностное.
относится ко всем джханам, в которых есть восприятие, - то есть к семи джханам. И не относится к восьмой джхане и к ниродха-самапати, потому что в них нет восприятия.
Понятно, что речь о тилаккхане воспринимаемых феноменов.
Если исходить из описания Буддой своего пробуждения (МН26, МН36) то сферы, идущие за четырьмя джханами Будда рассматривает как не ведущие к ниббане, более того, судя по МН36 Будда вспомнил о вхождении в первую джхану в детстве, уже после достижения сфер отсутствия всего и ни восприятия, ни не-восприятия, что идет в разрез со схемой последовательного достижения 8-ми джхан.
Схема восхождения в джханах в суттанте повторяется несколько раз, с небольшими вариациями. Есть по сути "программная" сутта - ariyapariyesana sutta - она заканчивается как раз стандартным перечислением всех рупа и арупа джхан. Из неё не следует, что арупа не нужны; но в ряде других сутт сообщается, что освоение рупа-джхан достаточно для Освобождения и, как добавляет бханте Гунаратана в своей энциклопедии джхан, вполне каноничен также "сухой" путь, где по сути важна только рупа-джхана первого уровня. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Схема восхождения в джханах в суттанте повторяется несколько раз, с небольшими вариациями. Есть по сути "программная" сутта - ariyapariyesana sutta - она заканчивается как раз стандартным перечислением всех рупа и арупа джхан. Из неё не следует, что арупа не нужны; но в ряде других сутт сообщается, что освоение рупа-джхан достаточно для Освобождения и, как добавляет бханте Гунаратана в своей энциклопедии джхан, вполне каноничен также "сухой" путь, где по сути важна только рупа-джхана первого уровня.
Ну то есть к обретению джхановых состояний стремиться всё же нужно, т.к. без них ниббаны, скорее всего, не достичь. Ещё достопочтенный противоречит суттам, когда говорит: "В этом мире мы можем найти только две необусловленности - пространство и ниббана". В суттах же говорится, что необусловлена одна только ниббана.
В Джхана-сутте (АН 9.36), которую я цитировала ранее, один и тот же текст:
Он рассматривает любые существующие там феномены, относящиеся к форме, чувству, восприятию, формациям, сознанию как непостоянное, страдание, болезнь, нарыв, [отравленную] стрелу, бедствие, недуг, чужое, распадающееся, пустое и безличностное.
относится ко всем джханам, в которых есть восприятие, - то есть к семи джханам. И не относится к восьмой джхане и к ниродха-самапати, потому что в них нет восприятия.
Понятно, что речь о тилаккхане воспринимаемых феноменов.
Если исходить из описания Буддой своего пробуждения (МН26, МН36) то сферы, идущие за четырьмя джханами Будда рассматривает как не ведущие к ниббане, более того, судя по МН36 Будда вспомнил о вхождении в первую джхану в детстве, уже после достижения сфер отсутствия всего и ни восприятия, ни не-восприятия, что идет в разрез со схемой последовательного достижения 8-ми джхан.
Схема восхождения в джханах в суттанте повторяется несколько раз, с небольшими вариациями. Есть по сути "программная" сутта - ariyapariyesana sutta - она заканчивается как раз стандартным перечислением всех рупа и арупа джхан. Из неё не следует, что арупа не нужны; но в ряде других сутт сообщается, что освоение рупа-джхан достаточно для Освобождения и, как добавляет бханте Гунаратана в своей энциклопедии джхан, вполне каноничен также "сухой" путь, где по сути важна только рупа-джхана первого уровня.
Да, судя по объему прочитанных сутт, у меня получается примерно поровну описание пути с 4-мя и с 8-ю джханами. Просто я спотыкаюсь о логику указанных сутт (МН26, МН36), из которой выходит, что достигая сферы отсутствия всего, сферы ни восприятия, ни не-восприятия, Сиддхартха Гаутама 1-4-ю джханы, по крайней мере сознательно, еще не достигал. _________________ один шаг до горизонта
Что, Стуликов-Crimson в очередной раз сел в лужу и чтобы всё замять устроил холивар?
Вроде бы в данном конкретном случае в лужу сел кто-то еще.
Даже если это и так, то лучше сидеть в луже в компании Пемасири Тхеры и Хенеполы Гунаратаны (уж если мы все трое ошибаемся сходным образом), чем быть в компании вас и Стуликова ))) _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Последний раз редактировалось: Ктото (Вт 07 Апр 20, 22:23), всего редактировалось 2 раз(а) Ответы на этот пост: Ктото, Рената Скот
Я думаю, что если покой и беспокойство рассматривать не как два отдельных состояния, а как поле состояний, то в джханах будет покой относительно обычного состояния сознания, и беспокойство относительно ниббаны.
Ну да, и достигший ниббаны Будда время от времени входил в джханы, чтобы немножко побеспокоиться.
Схема восхождения в джханах в суттанте повторяется несколько раз, с небольшими вариациями. Есть по сути "программная" сутта - ariyapariyesana sutta - она заканчивается как раз стандартным перечислением всех рупа и арупа джхан. Из неё не следует, что арупа не нужны; но в ряде других сутт сообщается, что освоение рупа-джхан достаточно для Освобождения и, как добавляет бханте Гунаратана в своей энциклопедии джхан, вполне каноничен также "сухой" путь, где по сути важна только рупа-джхана первого уровня.
Ну то есть к обретению джхановых состояний стремиться всё же нужно, т.к. без них ниббаны, скорее всего, не достичь. Ещё достопочтенный противоречит суттам, когда говорит: "В этом мире мы можем найти только две необусловленности - пространство и ниббана". В суттах же говорится, что необусловлена одна только ниббана.
Акаша (пространство) и ниббана - асанскрита-дхармы. Это и в тхеравадинской абхидхамме так. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Что, Стуликов-Crimson в очередной раз сел в лужу и чтобы всё замять устроил холивар?
Вроде бы в данном конкретном случае в лужу сел кто-то еще.
Даже если это и так, то лучше сидеть в луже в компании Пемасири Тхеры и Хенеполы Гунаратаны (уж если мы все трое ошибаемся сходным образом), чем быть в компании вас и Стуликова )))
Как там в известной поговорке: "лучше с умным потерять, чем с дураком найти". _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
В Джхана-сутте (АН 9.36), которую я цитировала ранее, один и тот же текст:
Он рассматривает любые существующие там феномены, относящиеся к форме, чувству, восприятию, формациям, сознанию как непостоянное, страдание, болезнь, нарыв, [отравленную] стрелу, бедствие, недуг, чужое, распадающееся, пустое и безличностное.
относится ко всем джханам, в которых есть восприятие, - то есть к семи джханам. И не относится к восьмой джхане и к ниродха-самапати, потому что в них нет восприятия.
Понятно, что речь о тилаккхане воспринимаемых феноменов.
Если исходить из описания Буддой своего пробуждения (МН26, МН36) то сферы, идущие за четырьмя джханами Будда рассматривает как не ведущие к ниббане, более того, судя по МН36 Будда вспомнил о вхождении в первую джхану в детстве, уже после достижения сфер отсутствия всего и ни восприятия, ни не-восприятия, что идет в разрез со схемой последовательного достижения 8-ми джхан.
Схема восхождения в джханах в суттанте повторяется несколько раз, с небольшими вариациями. Есть по сути "программная" сутта - ariyapariyesana sutta - она заканчивается как раз стандартным перечислением всех рупа и арупа джхан. Из неё не следует, что арупа не нужны; но в ряде других сутт сообщается, что освоение рупа-джхан достаточно для Освобождения и, как добавляет бханте Гунаратана в своей энциклопедии джхан, вполне каноничен также "сухой" путь, где по сути важна только рупа-джхана первого уровня.
Да, судя по объему прочитанных сутт, у меня получается примерно поровну описание пути с 4-мя и с 8-ю джханами. Просто я спотыкаюсь о логику указанных сутт (МН26, МН36), из которой выходит, что достигая сферы отсутствия всего, сферы ни восприятия, ни не-восприятия, Сиддхартха Гаутама 1-4-ю джханы, по крайней мере сознательно, еще не достигал.
Не стоит забывать, что все известные нам описания жизни Будды, а тем более его детства - это "апокрифические евангелия".
А сюжет про первую джхану в детстве я понимаю как указание на естественность этого состояния во-первых, ну и во-вторых - как указание на то, что уже с детства Будда имел особенные способности, врождённые - так как это рождение было результатом, завершающим путь бодхисатты. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Даже если это и так, то лучше сидеть в луже в компании Пемасири Тхеры и Хенеполы Гунаратаны (уж если мы все трое ошибаемся сходным образом), чем быть в компании вас и Стуликова )))
Достопочтенный Хенепола, в отличии от вас, не считает, что в джханах, помимо первой, остается беспокойство.
В Джхана-сутте (АН 9.36), которую я цитировала ранее, один и тот же текст:
Он рассматривает любые существующие там феномены, относящиеся к форме, чувству, восприятию, формациям, сознанию как непостоянное, страдание, болезнь, нарыв, [отравленную] стрелу, бедствие, недуг, чужое, распадающееся, пустое и безличностное.
относится ко всем джханам, в которых есть восприятие, - то есть к семи джханам. И не относится к восьмой джхане и к ниродха-самапати, потому что в них нет восприятия.
Понятно, что речь о тилаккхане воспринимаемых феноменов.
Если исходить из описания Буддой своего пробуждения (МН26, МН36) то сферы, идущие за четырьмя джханами Будда рассматривает как не ведущие к ниббане, более того, судя по МН36 Будда вспомнил о вхождении в первую джхану в детстве, уже после достижения сфер отсутствия всего и ни восприятия, ни не-восприятия, что идет в разрез со схемой последовательного достижения 8-ми джхан.
Схема восхождения в джханах в суттанте повторяется несколько раз, с небольшими вариациями. Есть по сути "программная" сутта - ariyapariyesana sutta - она заканчивается как раз стандартным перечислением всех рупа и арупа джхан. Из неё не следует, что арупа не нужны; но в ряде других сутт сообщается, что освоение рупа-джхан достаточно для Освобождения и, как добавляет бханте Гунаратана в своей энциклопедии джхан, вполне каноничен также "сухой" путь, где по сути важна только рупа-джхана первого уровня.
Да, судя по объему прочитанных сутт, у меня получается примерно поровну описание пути с 4-мя и с 8-ю джханами. Просто я спотыкаюсь о логику указанных сутт (МН26, МН36), из которой выходит, что достигая сферы отсутствия всего, сферы ни восприятия, ни не-восприятия, Сиддхартха Гаутама 1-4-ю джханы, по крайней мере сознательно, еще не достигал.
Есть мнение, что четыре арупа-джханы - это уже более поздняя добавка по сравнению с четырьмя рупа-джханами.
Цитата:
В поздней буддийской литературе помимо первых четырёх джхан (рупа-джханы) джханами называют и четыре бесформенные сферы, арупа-джханы. Бесформенные сферы достигаются на основе четвёртой джханы.
Так что, думаю, не будет ошибкой (по крайней мере, не будет серьезной ошибкой) считать основными джханами четыре рупа-джханы. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы