Мысль - это праджняпти-дхарма - концепт, основанный на определенной последовательности парамартха и праджняпти-дхарм, кои есть суть проекция созревающих кармических отпечатков.
То есть мысль - концептуальная проекция самскар. Как-то сильно мудрёно. Можно попроще? _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Мысль - это праджняпти-дхарма - концепт, основанный на определенной последовательности парамартха и праджняпти-дхарм, кои есть суть проекция созревающих кармических отпечатков.
То есть мысль - концептуальная проекция самскар. Как-то сильно мудрёно. Можно попроще?
№485714Добавлено: Сб 01 Июн 19, 19:21 (5 лет тому назад)
Предположу, что витарка и вичара - это не только внутренняя речь (вербализация мышления). Применительно к витарке и вичаре говорят о внутренней речи, так как это наиболее привычный для человека способ мышления.
К примеру, мелькающие в уме зрительные образы или обрывки мелодий - по сути такая же "болтовня ума", как и вербализованные мысли.
Если визуально рассматривать какой-то объект - это тоже будет витарка и вичара (направленная и удерживаемая мысль).
Возможно, витарка и вичара - что-то вроде оформленной мысли (в вербализованном виде, в виде зрительного образа и т.д.).
А читта - что-то вроде еще неоформленной мысли, дзенцы бы сказали - нерожденной мысли. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Последний раз редактировалось: Ктото (Сб 01 Июн 19, 19:25), всего редактировалось 1 раз
Возможно, здесь есть различие между ваджраяной и дзен. В дзене считается, что не нужно обращать внимание на образы (или видения) в медитации, - это такой же сансарный мусор, как и слова.
В целом присоединяюсь к позиции дзен, но вот по поводу нимитты в Висуддхимагги сказано, что ее надо оберегать, как мать оберегает своего единственного ребенка.
Возможно, здесь есть различие между ваджраяной и дзен. В дзене считается, что не нужно обращать внимание на образы (или видения) в медитации, - это такой же сансарный мусор, как и слова.
В целом присоединяюсь к позиции дзен, но вот по поводу нимитты в Висуддхимагги сказано, что ее надо оберегать, как мать оберегает своего единственного ребенка.
А до Висуддхимаги, насколько я знаю, о нимитте вообще ничего не сказано.
Так что является ли нимитта обязательным компонентом джханы - это еще вопрос. Вполне возможно, что джханы могут быть как с нимиттой, так и без нимитты. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Если вы что-то увидели, это значит, что вы на это обратили внимание.
Это понятно.
Речь о том, что не удерживать внимание на этом далее, не фиксироваться на образах, не придавать им значение, отпускать их так же, как и словесные мысли. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
А до Висуддхимаги, насколько я знаю, о нимитте вообще ничего не сказано.
Так что является ли нимитта обязательным компонентом джханы - это еще вопрос. Вполне возможно, что джханы могут быть как с нимиттой, так и без нимитты.
Разумеется, джханы могут быть и без нимитты. Просто я не уверена, что нимитта - это такое же образ-болтовня, как все другие "недомысли". Возможно нимитта - это отражение ума, и в тех суттах, где речь идет о наблюдении расширенного или суженного ума, речь идет как раз о наблюдении за нимиттой (которая ведет себя по-разному, может расширяться или сужаться).
Если вы что-то увидели, это значит, что вы на это обратили внимание.
Это понятно.
Речь о том, что не удерживать внимание на этом далее, не фиксироваться на образах, не придавать им значение, отпускать их так же, как и словесные мысли.
Т.е. болтовню в переносном смысле, вы приравниваете к болтовне в прямом смысле на основании того, что не нужно придавать им значения?)
А до Висуддхимаги, насколько я знаю, о нимитте вообще ничего не сказано.
Так что является ли нимитта обязательным компонентом джханы - это еще вопрос. Вполне возможно, что джханы могут быть как с нимиттой, так и без нимитты.
Разумеется, джханы могут быть и без нимитты. Просто я не уверена, что нимитта - это такое же образ-болтовня, как все другие "недомысли". Возможно нимитта - это отражение ума, и в тех суттах, где речь идет о наблюдении расширенного или суженного ума, речь идет как раз о наблюдении за нимиттой (которая ведет себя по-разному, может расширяться или сужаться).
Если речь идет о свете, то это просто возбуждение нейронов сетчатки глаз. Одно из многих физиологических явлений, которые могут сопровождать медитацию. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
А до Висуддхимаги, насколько я знаю, о нимитте вообще ничего не сказано.
Так что является ли нимитта обязательным компонентом джханы - это еще вопрос. Вполне возможно, что джханы могут быть как с нимиттой, так и без нимитты.
Разумеется, джханы могут быть и без нимитты. Просто я не уверена, что нимитта - это такое же образ-болтовня, как все другие "недомысли". Возможно нимитта - это отражение ума, и в тех суттах, где речь идет о наблюдении расширенного или суженного ума, речь идет как раз о наблюдении за нимиттой (которая ведет себя по-разному, может расширяться или сужаться).
Если речь идет о свете, то это просто возбуждение нейронов сетчатки глаз. Одно из многих физиологических явлений, которые могут сопровождать медитацию.
Это не просто возбуждение нейронов сетчатки глаза. Поймете разницу, когда (если) вы сами это увидите.
Если вы что-то увидели, это значит, что вы на это обратили внимание.
Это понятно.
Речь о том, что не удерживать внимание на этом далее, не фиксироваться на образах, не придавать им значение, отпускать их так же, как и словесные мысли.
Т.е. болтовню в переносном смысле, вы приравниваете к болтовне в прямом смысле на основании того, что не нужно придавать им значения?)
Я не пытаюсь расширить понятие "умственная речь" до образов. Понятно, что образы в нее не входят.
Я лишь говорю о том, что, возможно, витарка и вичара не сводятся к умственной речи, так как их изначальное определение - направление и удержание мысли. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
№485756Добавлено: Сб 01 Июн 19, 20:05 (5 лет тому назад)
Цитата:
То есть в изначальном определении о речи ничего нет.
Как раз таки есть. Поищете определение витакки и виччары и убедитесь сами.
Цитата:
Я лишь говорю о том, что, возможно, витарка и вичара не сводятся к умственной речи, так как их изначальное определение - направление и удержание мысли.
Да, вы правы, не сводятся. Но содержат в себе.
Последний раз редактировалось: Cookie (Сб 01 Июн 19, 20:07), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: Ктото
А до Висуддхимаги, насколько я знаю, о нимитте вообще ничего не сказано.
Так что является ли нимитта обязательным компонентом джханы - это еще вопрос. Вполне возможно, что джханы могут быть как с нимиттой, так и без нимитты.
Разумеется, джханы могут быть и без нимитты. Просто я не уверена, что нимитта - это такое же образ-болтовня, как все другие "недомысли". Возможно нимитта - это отражение ума, и в тех суттах, где речь идет о наблюдении расширенного или суженного ума, речь идет как раз о наблюдении за нимиттой (которая ведет себя по-разному, может расширяться или сужаться).
Если речь идет о свете, то это просто возбуждение нейронов сетчатки глаз. Одно из многих физиологических явлений, которые могут сопровождать медитацию.
Это не просто возбуждение нейронов сетчатки глаза. Поймете разницу, когда (если) вы сами это увидите.
Нимитта как яркий и четкий образ объекта медитации - это другое. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
А до Висуддхимаги, насколько я знаю, о нимитте вообще ничего не сказано.
Так что является ли нимитта обязательным компонентом джханы - это еще вопрос. Вполне возможно, что джханы могут быть как с нимиттой, так и без нимитты.
Разумеется, джханы могут быть и без нимитты. Просто я не уверена, что нимитта - это такое же образ-болтовня, как все другие "недомысли". Возможно нимитта - это отражение ума, и в тех суттах, где речь идет о наблюдении расширенного или суженного ума, речь идет как раз о наблюдении за нимиттой (которая ведет себя по-разному, может расширяться или сужаться).
Если речь идет о свете, то это просто возбуждение нейронов сетчатки глаз. Одно из многих физиологических явлений, которые могут сопровождать медитацию.
Это не просто возбуждение нейронов сетчатки глаза. Поймете разницу, когда (если) вы сами это увидите.
Нимитта как яркий и четкий образ объекта медитации - это другое.
Ах вы про нее, ну если про нимитту, то я бы не сказал что "яркий и четкий" применимо к ней. Вы ее видели?
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы