№434601Добавлено: Вт 07 Авг 18, 00:39 (6 лет тому назад)Природа истин (штука, субстрат, уровни, механика, абстракции)
Какова природа истин вообще, и БИ в частности?
Что за штука, называемая истиной?
Субстрат есть у истины?
Что за уровни, где существуют истины, и где их быть не может?
Механика возникновения истин? Или это механика чего-то другого? Что делает истину истиной?
В каком отношении истины с абстракциями?
У буддизма всё очень абстрактно. Взять хотя бы список читт в тхераваде и кол-во существ. Всё многообразие сознаний сведено к 121-й штуке.
Остальные вопросы сильно зависят от определений и ситуации. 4БИ могут как возникать, так и не возникать. В индивидуальном потоке, например, или как знание Будды в сотериологическом смысле (если "возникает" только циклическое существование). _________________ namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe
№434608Добавлено: Вт 07 Авг 18, 01:51 (6 лет тому назад)
Механика возникновения истин?
Какова механика возникновения законов физики или научных теорий? _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
На мой взгляд - это определение более понятное: "Истина – адекватное отражение объекта познающим субъектом, верное отражение действительности; противоположное – заблуждение".
Не все истины одинаково ценны. 4БИ - освобождают и поэтому бесценны.
№434633Добавлено: Вт 07 Авг 18, 08:23 (6 лет тому назад)
bden pa, satya - истина.
Четыре признака истины: 1. существование (существующее); 2. необманываемость (mi slu ba) в силу: 3. обладания соответствием (mthun) между способом явления и способом пребывания; 4. постоянство. Это такое существующее постоянно, у которого сторона явления совпадает со стороной пребывания, вследствие чего оно не обманывает.
Тождественно по предмету (Прасангика): абсолютное (don dam pa), абсолютная истина (don dam bden pa).
Противопоставляется лживому (rdzun pa) или ложному (log pa).
Обладает признаком срединности (dbu ma nyid) в качестве второстепенного.
Дхарма «истина» устанавливается в связи с умом, его познанием, так как безотносительно к этому бессмысленно говорить о необманываемости - одном из важнейших признаков истины. Поэтому в ситуации установления истины следует выделить два основных элемента: ум (blo) и предмет (don).
...
Подразделяется на два (только в качестве предметов познания (shes bya) и с точки зрения рода называемого этим звуком (словом), поскольку относительная истина называется истиной условно): абсолютная истина (высшая истина) (don dam bden pa, don dam pa'i bden pa) и относительная истина (полностью затемняющая истина) (kun rdzob bden pa) (см. rang gi ngo bo, svarupa). Читтаматра и мадхьямака: основа подразделения двух истин – предметы познания; две истины тождественны по сущности (относительная связана тождеством по сущности с абсолютной, но не наоборот) и отличны по обратно тождественным (см. rang gi ngo bo).
...
Также подразделяется на четыре Истины Святого.
Также подразделяется на два: объект и обладатель объекта (называемый «истинным» и «истиной» условно – в силу связи («необманываемость») и взаимозависимости с объектом) – верное познание (tshad ma).
№434634Добавлено: Вт 07 Авг 18, 08:27 (6 лет тому назад)
Больше инфо - см. ТИБЕТСКО - РУССКИЙ СЛОВАРЬ БУДДИЙСКИХ ТЕРМИНОВ С САНСКРИТСКИМИ ПАРАЛЛЕЛЯМИ, С ПРИЗНАКАМИ (ОПРЕДЕЛЕНИЯМИ) И ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ
Из той же словарной статьи про истину (как-то эта тема поднималась на форуме):
Ог Ло (rngog lo), или Ло Чен (lo chen, 1059-1109), полагал, что основой подразделения двух истин служит «только явление» (snang tsam), т. е. феноменальное, так как в Сутрах неоднократно говорится о непознаваемости абсолютного. Но в Сутре «Встреча отца и сына» указывается, что Будда постиг обе истины - относительную и абсолютную - и что на истины подразделяется именно познаваемое. Поэтому абсолютную истину следует признать предметом познания, а значит, и познаваемой. Непознаваемой же она называется с точки зрения конечного исследования, согласно которому ничто, в том числе абсолютное и его познание, не имеет места истинно, лишено наличия со своей стороны. И так как абсолютное и познание отсутствуют со своей стороны, то отсутствующее подобным образом познание не может постичь отсутствующее абсолютное. Поэтому при использовании именно данного подхода будет вполне приемлемым говорить о непознаваемости абсолютного. Но это нисколько не означает того, что абсолютное не может быть оценено как познаваемое с некоторой другой точки зрения.
Кроме того, если абсолютная истина непознаваема, то даже Будда не смог бы постичь ее. Поэтому все объяснения Буддой абсолютной истины следует признать ложными.
А также, если абсолютную истину считать непознаваемой, то окажутся бесполезными все труды на пути совершенствования, имеющие целью ее постижение, которое дает освобождение.
Если основой подразделения двух истин считать «только явление», то у материального и других дхарм будет иметься только относительный принцип пребывания, или только абсолютный, или оба. В первом случае окажется невозможным обретение освобождения, поскольку не постигается абсолютный принцип пребывания. Кроме того, это противоречит трактовке абсолютной и относительной истин как двух сущностей - предметов непосредственного видения святых и обычных существ. Во втором случае все существа уже были бы освобождены от сансары, ибо при восприятии явлений постигали бы абсолютный «принцип пребывания», дающий освобождение. Кроме того, тогда обычная вода и увиденная в мираже ничем не отличались бы, так как у них явление должно было бы совпадать с пребыванием.
Кроме того, если абсолютное не является объектом ума, то у святого, постигающего абсолютное в трансовом состоянии самахита, будет отсутствовать ум, и объектом любого ума будет исключительно относительное, что совершенно неприемлемо, ибо тогда двум разным объектам будет соответствовать один и тот же обладатель объекта.
Какова природа истин вообще, и БИ в частности?
Что за штука, называемая истиной?
Субстрат есть у истины?
Что за уровни, где существуют истины, и где их быть не может?
Механика возникновения истин? Или это механика чего-то другого? Что делает истину истиной?
В каком отношении истины с абстракциями?
Субстрат (дравья) относится к вещам, а не к истинам. Истины могут иметь конвенциональный смысл (самврити) или абсолютный (парамартха).
Есть комментарии Сангхабхадры на АК. с изложением разных точек зрения (это для ознакомления).
Бхагаван говорил и о четырех Истинах, и о двух — условной истине (истине
«здравого смысла») и истине высшего смысла (абсолютной истине)45. Каково опре-
деление этих двух?
В комментарии (точнее, контркомментарии) Сангхабхадры это высказыва-
ние формулируется несколько иначе:
«Среди четырех Благородных истин сколько имеют условный (конвенциональ-
ный) смысл, сколько — абсолютный?
Согласно одной точке зрения, две имеют условный смысл (samvrti), две —абсо-
лютный (paramartha).
Согласно другой точке зрения, три имеют условный смысл (две первые и четвер-
тая), поскольку все причинно-обусловленное по своей природе ложно и обманчиво.
Согласно еще одной точке зрения, различие двух этих истин относится к изло-
жению учения. Наставления, в которых говорится об известных персонажах, горо-
дах, садах, рощах и т.п., относятся к условной (конвенциональной) истине; однако
поскольку наставление имеет целью наведение на подлинный смысл (tathya), а от-
нюдь не вызвано желанием ввести слушателя в заблуждение, оно называется "исти-
ной". Наставление, в котором говорится о группах (skandha), источниках сознания
(ayatana) и классах элементов (dhatu), имеет абсолютный смысл. Оно имеет целью
объяснить подлинный характер дхарм; оно разрушает понятия единства, [реально-
сти] совокупности (pinda), "личности" (sattva); в нем говорится о реальной сущности
(tattva), поэтому оно называется "истиной". Наставление о четырех [Благородных]
истинах приводит к тому, что люди реализуют эту реальность; поэтому оно является
абсолютной истиной.
Стхавира [Шрилата] говорит об этом: "Три истины одновременно и условны,
и абсолютны. В единой Истине страдания способ выражения (prajnapti) является
условным (samvrti), но подлинная сущность (bhutadravya), которая служит опорой
(высказывания], есть то, что существует в абсолютном смысле (paramartha). To же
самое относится и к Истинам возникновения [страдания] и пути. Что касается Ис-
тины прекращения [страдания], то, поскольку ее собственная природа невыразима,
напоминая то, что является «неопределенным» (avyakrta), о ней нельзя сказать, что
она существует [в абсолютном смысле?]. Как [Шарипутра] говорит в сутре: «До-
сточтимый Ананда, представляют ли шесть источников "контакта" (sparsayatana)
и их угасание-отвержение-разрушение-успокоение-переход [в иное?] одну и ту же
вещь или же это разные вещи? На этот вопрос нельзя ответить категорически (па
vyakrtam). Хочешь ли ты, чтобы я тебе ответил?» (ср. AN, II, с. 161, где вместо
Ананды назван Махакоттхита).
Рассмотрим эту теорию стхавиры: она противоречит определению двух истин —
условной и абсолютной. Каковы сущностные характеристики этих истин?
Карика гласит: ... ». —См. МСВ, V, с. 169-171 (перевод Л. де ла Балле Пуссе-
на китайской версии «Ньяя-анусара-шастры» Сангхабхадры). Далее Сангхабхадра
приводит слегка отредактированный текст карики Васубандху (АКВ, VI. 4) и дает
к ней собственный комментарий.
Если нечто воспринимается сверхмирским знанием или обретенным после него
мирским [знанием], то оно абсолютно истинно (истинно в высшем смысле); если
иным способом, то оно истинно условно ( в относительном смысле). Так утверждают
древние учителя.
Какова природа истин вообще, и БИ в частности?
Что за штука, называемая истиной?
Субстрат есть у истины?
Что за уровни, где существуют истины, и где их быть не может?
Механика возникновения истин? Или это механика чего-то другого? Что делает истину истиной?
В каком отношении истины с абстракциями?
Заблуждение этернализма заключается в неугомонности ума, застрявшего в воображении механизмов.
Природа истин - имманентна уму. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
№435122Добавлено: Чт 09 Авг 18, 00:53 (6 лет тому назад)
Сознание просто реализует присущую ему способность формирования понятий, возникающих, образованных априорным синтезом, а не уже данных в готовой форме по типу идей (будь то платоновских или же декартовых). Область истинного названа трансцендентальной, ибо она находится за пределами полагающих актов рассудка и есть необходимое условие всякого познания. Поиск подлинного начала знания выводит в домен трансцендентного, без которого знание невозможно.
Это бы значило, что они непостижимы. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы