И в текстах даются очень сжатые описания джхан, из которых толком нельзя понять, что на самом деле происходит в джхане.
Да всё там понятно, на самом деле.
Это кажимость. Из того что сказано можно лишь понять до некоторой степени тип переживаемого ощущения (восторг, удовольствие, невозмутимость). Но что касается изменения восприятия - то эта тема вообще остается не раскрытой.
И в текстах даются очень сжатые описания джхан, из которых толком нельзя понять, что на самом деле происходит в джхане.
Да всё там понятно, на самом деле.
Это кажимость. Из того что сказано можно лишь понять до некоторой степени тип переживаемого ощущения (восторг, удовольствие, невозмутимость). Но что касается изменения восприятия - то эта тема вообще остается не раскрытой.
Вы ищете в тёмной комнате чёрную кошку, которой там нет. _________________ Границы мира - это границы языка
Но что касается изменения восприятия - то эта тема вообще остается не раскрытой.
Если вы под изменением восприятия, понимаете видение божеств и т.п., то это не джхановые факторы, а иддхи, и они факультативно развиваются, или могут вообще не развиваться. А если то, что ум становится легким, податливым, ясным, то что здесь может быть непонятного? Разве что степень этих изменений, но этого словами точно невозможно передать, только поэтичными образами, да и то, их все по разному могут понимать.
И в текстах даются очень сжатые описания джхан, из которых толком нельзя понять, что на самом деле происходит в джхане.
Да всё там понятно, на самом деле.
Это кажимость. Из того что сказано можно лишь понять до некоторой степени тип переживаемого ощущения (восторг, удовольствие, невозмутимость). Но что касается изменения восприятия - то эта тема вообще остается не раскрытой.
Вы ищете в тёмной комнате чёрную кошку, которой там нет.
С чего вы это взяли? И неужели в считаете, что в джхане не изменяется восприятие?
Если вы под изменением восприятия, понимаете видение божеств и т.п., то это не джхановые факторы, а иддхи, и они факультативно развиваются, или могут вообще не развиваться.
А я вот думаю, что они развиваются вместе с развитием джхан( я конечно не имею в виду физические иддхи). И честно говоря, не особо представляю, как они могут развиваться факультативно. Скорее это определяется направленностью ума в джхане.
Цитата:
А если то, что ум становится легким, податливым, ясным, то что здесь может быть непонятного? Разве что степень этих изменений, но этого словами точно невозможно передать, только поэтичными образами, да и то, их все по разному могут понимать.
Но он же ведь не просто становится легким и ясным, вместе с этим происходят и изменения в восприятии, расширение сознания, выход(сознания) из тела и т.п.
И в текстах даются очень сжатые описания джхан, из которых толком нельзя понять, что на самом деле происходит в джхане.
Да всё там понятно, на самом деле.
Это кажимость. Из того что сказано можно лишь понять до некоторой степени тип переживаемого ощущения (восторг, удовольствие, невозмутимость). Но что касается изменения восприятия - то эта тема вообще остается не раскрытой.
Вы ищете в тёмной комнате чёрную кошку, которой там нет.
С чего вы это взяли? И неужели в считаете, что в джхане не изменяется восприятие?
Я считаю, что Вы слишком много теоретизируете о восприятии. И чем больше теоретизируете, тем, естественно, больше замешательства возникает - не только в отношении восприятия в джханах, но и в отношении восприятия без джхан. Это не потому происходит, что Вам не хватает способностей, или ещё что-то в этом роде - а потому, что это закономерное следствие подобного теоретизирования.
Вы, кажется, упоминали, что хотя бы анапанасати (по Вашему мнению) Будда всё-таки давал? Так вот, возьмите MN118 - и применяйте. И спустя некоторое время Ваши вопросы разрешатся, уверяю Вас.
Или Вам даже и эта сутта кажется недостаточно ясной для применения? _________________ Границы мира - это границы языка
А я вот думаю, что они развиваются вместе с развитием джхан( я конечно не имею в виду физические иддхи). И честно говоря, не особо представляю, как они могут развиваться факультативно. Скорее это определяется направленностью ума в джхане.
Не у всех есть склонность к этому. Человеку может быть не интересно все это, и он может идти прямо к прекращению страданий "не смотря по сторонам". Это называется освобождение мудростью. Такие Араханты вообще никаких иддхи не имеют, только знание 4БИ и освобождения http://www.theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/sn12_70-susima-sutta-sv.htm
Цитата:
Но он же ведь не просто становится легким и ясным, вместе с этим происходят и изменения в восприятии, расширение сознания, выход(сознания) из тела и т.п.
Расширение сознания на определенные области мира и выход из тела, к иддхи относятся.
Вы, кажется, упоминали, что хотя бы анапанасати (по Вашему мнению) Будда всё-таки давал? Так вот, возьмите MN118 - и применяйте. И спустя некоторое время Ваши вопросы разрешатся, уверяю Вас.
Я уже достаточно давно его применяю, но из-за неправильной теории медитации и неумелых, а порой и очень вредных наставлений некоторых учителей медитации - его применение происходило для меня не особо удачно. Вот я и пытаюсь бороться с этими вещами в некоторой степени так сказать.
Вы, кажется, упоминали, что хотя бы анапанасати (по Вашему мнению) Будда всё-таки давал? Так вот, возьмите MN118 - и применяйте. И спустя некоторое время Ваши вопросы разрешатся, уверяю Вас.
Я уже достаточно давно его применяю, но из-за неправильной теории медитации и неумелых, а порой и очень вредных наставлений некоторых учителей медитации - его применение происходило для меня не особо удачно. Вот я и пытаюсь бороться с этими вещами в некоторой степени так сказать.
Вы боретесь с неправильным пониманием в умах других? Но для этого в Вашем уме должно уже существовать правильное понимание, подтвержденное успешным применением. У Вас есть такое, подтвержденное практикой понимание? Если есть, то как же что-то может оставаться для Вас непонятным относительно семи факторов пробуждения (а это те же самые факторы, которые при высокой устойчивости и интенсивности становятся факторами джханы) - ведь они проявляются в результате этой практики?
Если же его у Вас ещё нет, то лучшая форма борьбы - это всё-таки понять, о чём там идёт речь. Если Вам там что-то конкретное непонятно, то что именно? _________________ Границы мира - это границы языка
Расширение сознания на определенные области мира и выход из тела, к иддхи относятся.
Просто, кажется, что эти вещи происходят естественным образом при достижении подобных состояний и являются неотъемлемой их составляющей. Довольно логичным было бы предположить, что при дальнейшем, умелом, развитии этих состояний, эти факторы будут возрастать и переходить на все более высокие уровни. Собственно некоторые люди об том так и пишут. Например, они описывают, что в состоянии похожем на четвертую джхану воспринимается вся вселенная.
Расширение сознания на определенные области мира и выход из тела, к иддхи относятся.
Просто, кажется, что эти вещи происходят естественным образом при достижении подобных состояний и являются неотъемлемой их составляющей. Довольно логичным было бы предположить, что при дальнейшем, умелом, развитии этих состояний, эти факторы будут возрастать и переходить на все более высокие уровни. Собственно некоторые люди об том так и пишут. Например, они описывают, что в состоянии похожем на четвертую джхану воспринимается вся вселенная.
Если такие знания имеются у вас, а в этой жизни, вы джхан и этих иддхи не достигали, то тут два варианта: либо вы развивали эти способности в прошлой жизни, и знания об этом постепенно возвращаются, либо это фантазии, возможно почерпнутые из прочитанной эзотерической/йогической литературы, где такие опыты (либо опять же фантазии) описываются.
Если такие знания имеются у вас, а в этой жизни, вы джхан и этих иддхи не достигали, то тут два варианта: либо вы развивали эти способности в прошлой жизни, и знания об этом постепенно возвращаются, либо это фантазии, возможно почерпнутые из прочитанной эзотерической/йогической литературы, где такие опыты (либо опять же фантазии) описываются.
Ладно, похоже, нет особого смысла говорить на эту тему. И все-таки интерпретация джханы как некой сосредоточенности на «объекте» мне не кажется правильной. Возможно, она даже может программировать медитативный опыт и приводить к появлению соответствующей феноменологии. К тому же в суттах действительно нет детального описания джхан, так что тут возможно не стоит фантазировать на тему обязательной сосредоточенности на неком «объекте».
Вы, кажется, упоминали, что хотя бы анапанасати (по Вашему мнению) Будда всё-таки давал? Так вот, возьмите MN118 - и применяйте. И спустя некоторое время Ваши вопросы разрешатся, уверяю Вас.
Я уже достаточно давно его применяю, но из-за неправильной теории медитации и неумелых, а порой и очень вредных наставлений некоторых учителей медитации - его применение происходило для меня не особо удачно. Вот я и пытаюсь бороться с этими вещами в некоторой степени так сказать.
Да, это так. Мне пока попался только один - Аналайо, правильно рассказывающий об этом. Но пишет как-то отстранённо, скорее всего не имеет личного опыта.
Если такие знания имеются у вас, а в этой жизни, вы джхан и этих иддхи не достигали, то тут два варианта: либо вы развивали эти способности в прошлой жизни, и знания об этом постепенно возвращаются, либо это фантазии, возможно почерпнутые из прочитанной эзотерической/йогической литературы, где такие опыты (либо опять же фантазии) описываются.
Ладно, похоже, нет особого смысла говорить на эту тему. И все-таки интерпретация джханы как некой сосредоточенности на «объекте» мне не кажется правильной. Возможно, она даже может программировать медитативный опыт и приводить к появлению соответствующей феноменологии. К тому же в суттах действительно нет детального описания джхан, так что тут возможно не стоит фантазировать на тему обязательной сосредоточенности на неком «объекте».
Вы правильные вещи пишите. Имхо.
Сосредоточенность на объекте или просто сосредоточенность без объектная это волевое усилие, труд или процесс медитации нужный чтобы войти в джхану.
Как только достигается определенная точка предела, то начинается без усиленный переход в джхану. Уже не надо трудиться, оно само продолжается и развивается, естественно восприятие себя и реальности меняется. Главное не боятся, а когда страх побеждает то уже прикладываешь обратное усилие чтобы вернутся в прежнее привычное сознания восприятия.
Это как разжигать огонь палочками трения в темноте. Вначале нужно упорство и тратить усилия, чтобы разогреть палочки до образования уголька еле тлеющего. Затем нужно поддерживать этот уголек, подложить под него правильную основу и раздувать. И даже когда маленький огонёк разгорелся это еще не значит что нужно расслабится, нужно еще усилить его. И только когда он сам разгорелся он уже не требует усилия, можно расслабится и насладится его теплом и светом. Это и будет джхана.
И восприятие чувства расширения сознания за пределы тела также реально, когда еще остаешься связанным с телом, как если бы шарик начал раздуваться за пределы ограничивающего его изначально пространства-тела. В принципе это тоже джхана, потому что восприятие изменилось и ты себя не обнаруживаешь в теле или телом. Покуда шарик не лопнул, а только раздулся, присутствует страх смерти, это эго(иллюзорное восприятие сансарного существа). А когда шарик лопнул, то это уже мгновенный взрыв и сознание разлетелось во все стороны до бесконечности. Это уже переход в без объектную джхану и совершенно иное восприятие себя и реальности, наступает пробуждение, сильнейший покой и осознанность, который понимаешь и анализируешь в этом состоянии.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы