Тотальность восприятия – это собственно как я понимаю восприятие из расширенного состояния сознания. Для того чтобы достичь касины - нужно чтобы познавательное пространство стало безмерным, а потом по видимости нужно настроится на восприятие некого цвета или элемента.
Цитата:
Цвет - это объект сосредоточения (внимания). Когда сосредоточение на объекте максимальное, когда все другие объекты, кроме объекта сосредоточения исчезают из поля внимания, это называется сосредоточением доступа, и при соблюдении других условий (отсутствие помех, наличие всех факторов и т.д.), происходит вход в первую джхану.
Вот довольно таки сомнительно, что подобным сосредоточением можно достичь каких-либо позитивных эффектов.
Вот довольно таки сомнительно, что подобным сосредоточением можно достичь каких-либо позитивных эффектов.
Почему на дыхании или ходьбе можно, а на касине цвета нельзя? На любом объекте, по большому счету - можно. Например можно созерцать стоптанные сандалии, и достичь сосредоточения на непостоянстве.
Почему на дыхании или ходьбе можно, а на касине цвета нельзя?
Потому что дыхание и ходьба осознаются естественным образом и успокаивают ум. А попытка загипнотизировать раскрашенный диск вряд ли приведет к чему-либо хорошему.
Цитата:
На любом объекте, по большому счету - можно. Например можно созерцать стоптанные сандалии, и достичь сосредоточения на непостоянстве.
Да, думаю экстаз можно достичь на любом объекте, но это нельзя сделать с помощью специального сосредоточения на нём как я думаю, но это происходит естественным образом, когда ум достигнет нужной кондиции. А достигается она за счет осознанности к телу и дыханию.
Почему на дыхании или ходьбе можно, а на касине цвета нельзя?
Потому что дыхание и ходьба осознаются естественным образом и успокаивают ум. А попытка загипнотизировать раскрашенный диск вряд ли приведет к чему-либо хорошему.
Сосредоточение на цветных касинах - это не попытка загипнотизировать ум цветным диском. Цветные диски нужны лишь для предварительной настройки, так же как счет дыхания, при знакомстве с практикой анапанасати.
Цитата:
Цитата:
На любом объекте, по большому счету - можно. Например можно созерцать стоптанные сандалии, и достичь сосредоточения на непостоянстве.
Да, думаю экстаз можно достичь на любом объекте, но это нельзя сделать с помощью специального сосредоточения на нём как я думаю, но это происходит естественным образом, когда ум достигнет нужной кондиции. А достигается она за счет осознанности к телу и дыханию.
Вы вправе думать что угодно, но касины - это каноничные объекты медитации.
Сосредоточение на цветных касинах - это не попытка загипнотизировать ум цветным диском. Цветные диски нужны лишь для предварительной настройки, так же как счет дыхания, при знакомстве с практикой анапанасати.
Да, скорее это нужно чтобы сломать мозг странной практикой. Да и счет дыханий в анапанасати как по мне тоже довольно вредная вещь.
Цитата:
Вы вправе думать что угодно, но касины - это каноничные объекты медитации.
В каноне описываются некие измененные состояния, которые называются «касины» - и это все что известно на эту тему. Никаких практик с этими штуками в суттах не описано.
№434656Добавлено: Вт 07 Авг 18, 10:51 (6 лет тому назад)
Вообще думаю, вполне возможно, что практика касин и брахмавихар является чем-то вроде Карго-культа( https://ru.wikipedia.org/wiki/Карго-культ ). И на самом деле таких практик во времена Будды либо не существовало, либо они исполнялись как-то иначе.
Например, касины в суттах описываются как некие измененные состояния, техника достижения которых в суттах не указана.
Вот:
Десять тотальностей
(4) Монахи, существуют эти десять сфер тотальностей2. Вот [практикующий] воспринимает тотальность земли – вверху, внизу, по сторонам, недвойственную, безмерную. Он воспринимает тотальность воды… тотальность огня… тотальность воздуха… тотальность голубого… тотальность жёлтого… тотальность красного… тотальность белого… тотальность пространства… тотальность сознания – вверху, внизу, по сторонам, недвойственную, безмерную. Таковы десять сфер тотальностей. Из этих десяти сфер тотальностей вот какая является наивысшей, а именно – когда [практикующий] воспринимает тотальность сознания – вверху, внизу, по сторонам, недвойственную, безмерную.( АН 10.29)
Как можно заметить две последние касины являются пятой и шестой джханой.
А брахмавихары, как я думаю, являются просто альтернативным описанием четырёх джхан, а не какой-то отдельной практикой. Хотя в суттах они почему-то и подаются как состояния отличные от обычной джханы, но мне это кажется довольно сомнительным, потому что по описанию это состояние почти ничем не отличается от обыкновенной джханы.
Вот:
Что такое, домохозяин, безмерное освобождение ума? Вот монах пребывает, наполняя первую сторону света умом, насыщенным доброжелательностью... состраданием… сорадованием… невозмутимостью, равно как и вторую сторону, третью сторону, и четвёртую сторону. Так, вверху, внизу, вокруг и всюду, как ко всем, так и к самому себе, он наполняет весь мир умом, наполненным невозмутимостью – обильным, возвышенным, безмерным, не имеющим враждебности и недоброжелательности. Это называется безмерным освобождением ума.( МН 127)
В любом случае, в суттах нет описания техники медитации с использованием брахмавихар, скорее они подаются как некое состояние, а не практика.
Единственное, что можно назвать «техникой медитации» из описанного в суттах – это Анапанасати (Осознанность к дыханию). При этом в суттах дается скорее метафорическое, чем реалистическое описание данной практики. Из-за чего некоторые люди делают некие совершенно безумные интерпретации этой практики. Как мне же кажется, основной смысл анапанасати заключается в простом осознавании тела и дыхания. И при этом совершенно не нужно на чем-то люто сосредотачиваться или что-то отслеживать, намерено дышать, или делать какие-либо другие странные вещи.
Не знаю точно. Но если не развивал способность к видению форм, слышанию звуков, и т.д., то скорее всего совсем не видел, кроме случаев, когда они сами приходили, в видимом обычному зрению облике (например 4 Великих Царя, Сакка и Брахма в доме матери, перед его окончательной ниббаной, его мать тоже видела их).
Я все-таки думаю, что сверхспособности достигаются вместе с развитием джханы.
Причем вполне возможно, что описываемые в суттах физические сверхъестественные силы - осуществляются в тонком теле, а не в грубом физическом теле.
Вот они кстати:
Он владеет различными видами сверхъестественных сил: будучи одним, он становится многими; будучи многими, он становится одним. Он появляется. Он исчезает. Он беспрепятственно проходит сквозь стены, бастионы, горы, как если бы шёл сквозь пустое пространство. Он ныряет и выныривает из земли, как если бы она была водой. Он ходит по воде и не тонет, как если бы вода была сушей. Сидя со скрещенными ногами, он летит по воздуху, как крылатая птица. Своей рукой он касается и ударяет даже солнце и луну, настолько он силён и могущественен. Он так влияет на тело, что достигает даже мира Брахмы.( АН 10.97)
Да и счет дыханий в анапанасати как по мне тоже довольно вредная вещь.
А почему7
Потому что он взбудораживает и сужает ум.
Цель подобного счёта - в том, чтобы противодействовать другим, повседневно действующим будоражащим факторам, которые при обычном течении событий остаются даже и не замеченными. Такое противодействие делает эти будоражащие факторы заметными - то есть, позволяет занять позицию внешнего наблюдателя по отношению к телесным ощущениям и ментальным процессам. Позволяет понять, "куда смотреть" - без этого понимания невозможно развивать памятование и внимательность. _________________ Границы мира - это границы языка
Цель подобного счёта - в том, чтобы противодействовать другим, повседневно действующим будоражащим факторам, которые при обычном течении событий остаются даже и не замеченными.
Так вот этим «противодействием» как раз и не надо заниматься, так как ни к чему хорошему оно не приводит.
Цитата:
Такое противодействие делает эти будоражащие факторы заметными - то есть, позволяет занять позицию внешнего наблюдателя по отношению к телесным ощущениям и ментальным процессам. Позволяет понять, "куда смотреть" - без этого понимания невозможно развивать памятование и внимательность.
Заметными они станут и без «противодействия». А «смотреть» нужно на дыхание и телесные ощущения. Конечно, поначалу это может не получатся, но не стоит торопить события, используя всякие «техники» - это не приведёт ни к чему хорошему.
Цель подобного счёта - в том, чтобы противодействовать другим, повседневно действующим будоражащим факторам, которые при обычном течении событий остаются даже и не замеченными.
Так вот этим «противодействием» как раз и не надо заниматься, так как ни к чему хорошему оно не приводит.
Цитата:
Такое противодействие делает эти будоражащие факторы заметными - то есть, позволяет занять позицию внешнего наблюдателя по отношению к телесным ощущениям и ментальным процессам. Позволяет понять, "куда смотреть" - без этого понимания невозможно развивать памятование и внимательность.
Заметными они станут и без «противодействия». А «смотреть» нужно на дыхание и телесные ощущения. Конечно, поначалу это может не получатся, но не стоит торопить события, используя всякие «техники» - это не приведёт ни к чему хорошему.
Смотреть на дыхание и (другие) телесные ощущения - это и есть самая что ни на есть "техника". И да, она именно "противодействует" вниманию, рассеивающемуся на множество других объектов. _________________ Границы мира - это границы языка
Не знаю точно. Но если не развивал способность к видению форм, слышанию звуков, и т.д., то скорее всего совсем не видел, кроме случаев, когда они сами приходили, в видимом обычному зрению облике (например 4 Великих Царя, Сакка и Брахма в доме матери, перед его окончательной ниббаной, его мать тоже видела их).
Я все-таки думаю, что сверхспособности достигаются вместе с развитием джханы.
Причем вполне возможно, что описываемые в суттах физические сверхъестественные силы - осуществляются в тонком теле, а не в грубом физическом теле.
Вот они кстати:
Он владеет различными видами сверхъестественных сил: будучи одним, он становится многими; будучи многими, он становится одним. Он появляется. Он исчезает. Он беспрепятственно проходит сквозь стены, бастионы, горы, как если бы шёл сквозь пустое пространство. Он ныряет и выныривает из земли, как если бы она была водой. Он ходит по воде и не тонет, как если бы вода была сушей. Сидя со скрещенными ногами, он летит по воздуху, как крылатая птица. Своей рукой он касается и ударяет даже солнце и луну, настолько он силён и могущественен. Он так влияет на тело, что достигает даже мира Брахмы.( АН 10.97)
Способности видеть слышать и др. - вечны. Наш ум видел и слышал даже до рождения в теле, видел уже когда был зародышем, а глаза и мозг не были сформированы.
Поэтому более точной будет фраза "очищал восприятие" или "очищал способность к видению и слышанию".
Есть практика йоги, когда можно обратно вернуть ум в состояние зародыша, т.е. выйти сознанием за пределы органов чувств в темечко. Это транс-зародыша, подобие самадхи. Человека можно закопать на неделю, потом оживить. Сознание при этом зависает в темноте и тишине, возможно также и видения света или звуков.
В момент вхождения в утробу, сознание уже есть. Через некоторое время органы человеческие вырастают, и сознание спускается через темечко в область лба и начинает уже чувствовать, воспринимать реальность телесными органами.
Поэтому слышание и видение никогда не кончаются и существуют вне рождения и смерти. Это мудрость буддизма махаяны.
Таким образом выходя за пределы органов чувств, в высшем самадхи, можно полностью очистить восприятие зрения, слуха и узреть реальность как есть безгранично. Это естество будды(его природа), но сверхъестественно для человека.
Смотреть на дыхание и (другие) телесные ощущения - это и есть самая что ни на есть "техника". И да, она именно "противодействует" вниманию, рассеивающемуся на множество других объектов.
Не думаю, что это стоит понимать таким образом. Скорее это осознавание дыхания и тела позволяет уму вернуться в его естественное состояние. Это не какая-то «техника», которая «противодействует» помехам сосредотачивая ум на неком «объекте» и вводя его в ступор.
Смотреть на дыхание и (другие) телесные ощущения - это и есть самая что ни на есть "техника". И да, она именно "противодействует" вниманию, рассеивающемуся на множество других объектов.
Не думаю, что это стоит понимать таким образом. Скорее это осознавание дыхания и тела позволяет уму вернуться в его естественное состояние. Это не какая-то «техника», которая «противодействует» помехам сосредотачивая ум на неком «объекте» и вводя его в ступор.
"Введение в ступор" - это на Вашей совести. Техники введения в ступор я тут отнюдь не защищал и не обсуждал.
А понятие "естественное состояние" плохо тем, что впутывает нас в бесконечные выяснения, чем "естественное" отличается от "не естественного". Гораздо более смысла в том, чтобы отличать благие состояния от неблагих, состояния, отличающиеся более высоким уровнем нравственности, мудрости, сосредоточенности, от состояний с более низким уровнем того, другого, третьего. И да - любая преднамеренная, целенаправленная работа с умом - это таки применение (той или иной) техники. Но, конечно, если Вам не нравится слово "техника" - никто Вас не заставляет его применять. Можно говорить просто о , "тренировке", "развитии", "культивировании", и т.п., определенных качеств. _________________ Границы мира - это границы языка
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы