Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Несколько слов о дхаммах

Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Южный буддизм
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Tong Po



Зарегистрирован: 15.12.2012
Суждений: 1657

412692СообщениеДобавлено: Ср 09 Май 18, 20:57 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Рената Скот пишет:
Дед Чунда пишет:


Если исходить из того, что ниббана познаваема умом, то это несомненно дхамма, но необычная дхамма, отличающаяся от всех иных, что следует из сутт и Абхидхаммы.
Познаваема-то да, но чьим именно умом? Умом заурядного человека не познаваема, а что из себя представляет ум араханта мы не знаем. Надо понимать, что это необычный ум. Получается, что необычный ум описывает и классифицирует необычную дхамму, а заурядный человек всё это читает и делает свои "глубокие" умозаключения. Вообще не очень ясно, если в суттах о ниббане говорится как о том, что невозможно описать, а в Абхидхамме она описывается и классифицируется, то как такое возможно, ведь между суттами и Абхидхаммой противоречий нет?

«Угасание жажды, угасание злобы, угасание невежества: вот что называется ниббаной» (см. S. XXXVIII. 1)

Это не описание ли?


Это, монахи, во истину покой, это наивысшее – то есть прекращение всех формаций, оставление всякой основы для перерождения, угасание жажды, беспристрастность, прекращение, ниббана» (см. A. III, 32).

И это.
Скованный жаждой, охваченный злобой, ослеплённый невежеством, переполненный [этим], с порабощённым умом, человек стремится к собственному несчастью, к несчастью другого, к несчастью обоих, и он испытывает умственную боль и печаль. Но если жажда, злоба и невежество были отброшены, человек не стремится к собственному несчастью, не стремится к несчастью другого, не стремится к несчастью обоих, и он не испытывает умственной боли и печали. Поэтому ниббана видна уже в этой самой жизни, доступная к познанию уже сейчас, приглашающая войти и увидеть, привлекающая и постижимая мудрецами» (см. A.III.55).

И можно ещё поискать.

Мне вот непонятно, Рената, зачем, ничего непрочитав, Вы из Сообщения в сообщение ерунду пишите?

_________________
นโมพุทฺธาย
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

412696СообщениеДобавлено: Ср 09 Май 18, 21:03 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Raven пишет:
Рената Скот пишет:
Горсть листьев пишет:
Рената Скот пишет:
Любопытно, каким именно образом в Абхидхамме было установлено, что ниббана это дхамма.
Так Будда сам это определил, как дхамму. Абхидхамма тут ничего не "выдумала".
Скажите, а сами вы читали Абхидхамму? Вот это самое определение, что ниббана это дхамма, не из Висудхимагги ли? Если нет, то не подскажете, откуда именно?
Есть интересная тема:
https://board.buddhist.ru/showthread.php?t=18156
Действительно, вряд ли ниббана может быть дхаммой, если она достигается оставлением всех дхамм.

Где говорится об оставлении всех дхамм? Оставляются, отбрасываются, устраняются неблагие (akusala) дхаммы, ментальные загрязнения (килесы). Благие дхаммы (например, семь факторов пробуждения, восемь факторов Б8П) не отбрасываются, а наоборот развиваются. Другое дело, что все они сформированы (санкхарами) и обусловлены - и поэтому не являются постоянными, но обречены прекратиться. А вот Ниббана  - она же третья Благородная истина, она же несформированный элемент (асанкхата дхату), будучи не обусловленной, не прекращается. Однако, когда есть ум, она познаваема умом. Поэтому вполне закономерно, что asaṅkhatā dhātu является одним из предметов, рассматриваемых в Дхаммасангани ("Сборник дхамм" - базовый трактат Абхидхаммы).

_________________
Границы мира - это границы языка


Ответы на этот пост: Рената
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Nima



Зарегистрирован: 25.11.2014
Суждений: 2904

412698СообщениеДобавлено: Ср 09 Май 18, 21:04 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Raven пишет:

Действительно, вряд ли ниббана может быть дхаммой, если она достигается оставлением всех дхамм.

Я кинул ссылку на данную тему просто ради интереса и в ней такая заявленная Вами однозначность не предполагается, судя по ответу Бханте Раудекса и Зома. Например в той теме, Зом называет ниббану феноменом прекращения всех феноменов.


Ответы на этот пост: Raven
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
shpiler



Зарегистрирован: 16.05.2017
Суждений: 936

412699СообщениеДобавлено: Ср 09 Май 18, 21:04 (6 лет тому назад)    Re: Несколько слов о дхаммах Ответ с цитатой

Т.е. дхаммы это просто то, что мы воспринимаем умом и чувствами? Т.е. вне восприятия нет дхамм? Так это ведь субъективный идеализм, не более. Выходит, что вне моего сознания ничего не существует.

Так и какова же природа дхамм, они обладают своебытием или нет?

_________________
Да пребудет с тобой Sīla!


Ответы на этот пост: empiriocritic_1900
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Raven



Зарегистрирован: 21.01.2018
Суждений: 122

412701СообщениеДобавлено: Ср 09 Май 18, 21:06 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Raven пишет:

Действительно, вряд ли ниббана может быть дхаммой, если она достигается оставлением всех дхамм.
Я кинул ссылку на данную тему просто ради интереса и в ней такая заявленная Вами однозначность не предполагается, судя по ответу Бханте Раудекса и Зома. Например в той теме, Зом называет ниббану феноменом прекращения всех феноменов.
Согласен, в обсуждении однозначность не предполагается.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

412702СообщениеДобавлено: Ср 09 Май 18, 21:07 (6 лет тому назад)    Re: Несколько слов о дхаммах Ответ с цитатой

shpiler пишет:
Т.е. дхаммы это просто то, что мы воспринимаем умом и чувствами? Т.е. вне восприятия нет дхамм? Так это ведь субъективный идеализм, не более. Выходит, что вне моего сознания ничего не существует.

Так и какова же природа дхамм, они обладают своебытием или нет?

Вы можете знать что-то о том, что не воспринимается органами чувств и не представляется умом? Или кто-то ещё может?

_________________
Границы мира - это границы языка


Ответы на этот пост: shpiler
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Nima



Зарегистрирован: 25.11.2014
Суждений: 2904

412704СообщениеДобавлено: Ср 09 Май 18, 21:09 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Raven, к тому-же ниббану относят к асанкхата дхамме.

Ответы на этот пост: Raven
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Raven



Зарегистрирован: 21.01.2018
Суждений: 122

412708СообщениеДобавлено: Ср 09 Май 18, 21:12 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Raven, к тому-же ниббану относят к асанкхата дхамме.
Не все буддисты считают ниббану дхаммой.

Ответы на этот пост: Samantabhadra, Nima
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Samantabhadra
удаленный аккаунт


Зарегистрирован: 10.01.2009
Суждений: 10755

412711СообщениеДобавлено: Ср 09 Май 18, 21:14 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Raven пишет:
Raven, к тому-же ниббану относят к асанкхата дхамме.
Не все буддисты считают ниббану дхаммой.

Например?
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
shpiler



Зарегистрирован: 16.05.2017
Суждений: 936

412713СообщениеДобавлено: Ср 09 Май 18, 21:18 (6 лет тому назад)    Re: Несколько слов о дхаммах Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:
shpiler пишет:
Т.е. дхаммы это просто то, что мы воспринимаем умом и чувствами? Т.е. вне восприятия нет дхамм? Так это ведь субъективный идеализм, не более. Выходит, что вне моего сознания ничего не существует.

Так и какова же природа дхамм, они обладают своебытием или нет?

Вы можете знать что-то о том, что не воспринимается органами чувств и не представляется умом? Или кто-то ещё может?

Да, я могу получать знания опосредованно, либо через другого, либо через символы (текст, аудио, видео), при этом непосредственно не воспринимая объектов и феноменов, о которых идет речь. И насчет природы дхамм вы не ответили.

_________________
Да пребудет с тобой Sīla!


Ответы на этот пост: empiriocritic_1900, Mindfulness
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Nima



Зарегистрирован: 25.11.2014
Суждений: 2904

412717СообщениеДобавлено: Ср 09 Май 18, 21:22 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Raven пишет:
Raven, к тому-же ниббану относят к асанкхата дхамме.
Не все буддисты считают ниббану дхаммой.

В любой буддийской традиции, нирвана относится к необусловленным (асанскрита) дхармам, туда еще добавляют пространство (акаша), в палийской традиции, вроде бы только нирвану относят к асанскрита дхарме. В том смысле, что нирвана не подвержена прекращению, в отличии от причинно обусловленных дхарм.


Последний раз редактировалось: Nima (Ср 09 Май 18, 21:34), всего редактировалось 1 раз
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Яреб



Зарегистрирован: 11.05.2017
Суждений: 1213
Откуда: Беларусь

412722СообщениеДобавлено: Ср 09 Май 18, 21:29 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:
Мне представляется, что Вы написали не то, что я, а нечто другое.
Спасибо, именно это я и хотел прояснить.
Собственно, исходное сообщение я написал, т. к. постоянно встречаю упоминания о дхаммах именно как о неких реально существующих объектах с очень специфическими свойствами мгновенно появляться и так же мгновенно исчезать, статичными классификациями и т. п.

Лично с Абхидхаммой не знаком, как и не знаю, к сожалению, большинства академических буддийских понятий (собственно, поэтому и не употребляю в собственной речи). Исходя из упоминания различных высказываний на форумах тех, кто с Абхидхаммой знаком, у меня сложилось следующее предположение, мнение. Создателям Абхидхаммы при описании в ней теории всего, понадобилось нечто, что условно описывало бы реальность на самом низком уровне и в представимом виде - дискретное, хотя бы условно статичное и классифицируемое. Поэтому они и ввели такую виртуальную вспомогательную частицу как дхамму с очень специфическими свойствами. Как и со всеми такими условными вспомогательными понятиями, в ходе логических выводов понятий более высокого уровня эта виртуальная частица должна была бы сократиться и на конечный результат не влиять. Однако, если не знать или не понимать такого смысла "дхаммы" и анализировать логический вывод не с начала и до конца с пониманием всех условностей, а с середины, где дхаммы еще еще не сокращены, или заглянуть в раздел, где наличествует их самостоятельная классификация, то может сложиться неправильный вывод о том, что в Абхидхамме такие частицы описываются как нечто действительно реальное.

_________________
Это моё понимание, здесь и сейчас оно вот такое.


Ответы на этот пост: Upas, empiriocritic_1900
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
shpiler



Зарегистрирован: 16.05.2017
Суждений: 936

412723СообщениеДобавлено: Ср 09 Май 18, 21:29 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900
И ваших рассуждениях есть упущение. Если дхармы вы сводите просто к процессу восприятия, то перерождения были бы невозможны, так как в момент смерти существа восприятие прекращается, а значит и дхармы тоже. Для работы перерождений необходимо, чтобы дхармы обладали собственной природой, своебытием, и тогда бы они имели возможность ретранслироваться далее, к следующему воплощению.

Также непонятен момент со сном. В процессе глубокого сна никакое восприятие не активно, почему же тогда человек успешно просыпается утром и помнить весь предыдущий опыт? Ведь по вашему дхармы были не активны, а значит преемственность психического опыта была бы нарушена. Да и сами сновидения, что это такое? Ведь восприятия нету. А если мы сюда еще подключим бессознательное, так ваша теория вообще терпит крах.

_________________
Да пребудет с тобой Sīla!


Ответы на этот пост: empiriocritic_1900, Mindfulness
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Ассаджи



Зарегистрирован: 09.10.2017
Суждений: 845
Откуда: Киев

412730СообщениеДобавлено: Ср 09 Май 18, 21:38 (6 лет тому назад)    Re: Несколько слов о дхаммах Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:
При этом они воспринимаются и анализируются не просто так, а в ходе четвертой сатипаттханы. Другими словами, они воспринимаются и анализируются с помощью развитого памятования (sati - способности удерживать внимание на определенных объектах) и развитой внимательности (sampajañña).

Да, различение дхамм (дхамма-вичая) естественно следует за памятованием (сати), и ведет к развитию последующих факторов Постижения:

https://dhamma.ru/forum/index.php?topic=681.msg4650#msg4650
https://dhamma.ru/forum/index.php?topic=495.0
https://dhamma.ru/canon/mn/mn.019.kual.html

empiriocritic_1900 пишет:
Отличается ли это от того, что мы находим в Абхидхамме?

Абхидхамма-питака тесно связана с практическим различением дхамм. Первая книга Абхидхамма-питаки, Дхаммасангани, начинается с различения, можно сказать, умелых и неумелых способов поведения:

Цитата:
♦ 1. (ka) kusalā dhammā.

♦ (kha) akusalā dhammā.

♦ (ga) abyākatā dhammā.

В средневековой Абхидхамме уже появляется схоластика, но практическая направленность всё равно сохраняется.


Ответы на этот пост: empiriocritic_1900
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

412734СообщениеДобавлено: Ср 09 Май 18, 21:43 (6 лет тому назад)    Re: Несколько слов о дхаммах Ответ с цитатой

Ассаджи пишет:

Абхидхамма-питака тесно связана с практическим различением дхамм.

Да, совершенно с Вами согласен.

_________________
Границы мира - это границы языка
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Южный буддизм Часовой пояс: GMT + 4
Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23  След.
Страница 3 из 23

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.029 (0.095) u0.016 s0.002, 18 0.013 [270/0]