Можно просто так: "Всё есть" - одна крайность, "Ничего нет" - другая. Срединный путь как отрицание крайностей будет правильным виденьем, если только он не воспринимается опять-таки строго концептуально - как крайность, противоположная крайностям. Об этом есть в сутрах праджя-парамиты.
Всё действительно есть. Крайностью будет наделять это безусловным статусом. Ведь то, что безусловно — не может существовать.
Название темы, на мой взгляд разумеется, неверное. В русском языке слово нигилизм имеет очень много различных смысловых значений. И разумеется ,что слова нигилизм и аннигиляция хотя и имееют один корень все же слова имеющие разные смыслы. Если и говорить об определенном виде ложного воззрения в буддизме , то говорить надо об аннигилизме, а не нигилизме. ))
Отрицание перерождений и соответственно последствий в следующих жизнях от поступков в этой - это как раз подходит под термин нигилизм.
В общем да, если говорить об ответственности за те или иные поступки, но если в контексте жажды несуществования или воззрения, что существо суть пять кханд, то имхо об аннигиляции.))
Если вы не в курсе, то в теорию панчаскандхи входит и теория кармы. Аннигилизм + карма = срединный путь.
вы меня в заблуждение не вводите. Что значит аннигилизм+карма равно срединный путь? Не согласен, нет в учении Будды аннигилизма.
Название темы, на мой взгляд разумеется, неверное. В русском языке слово нигилизм имеет очень много различных смысловых значений. И разумеется ,что слова нигилизм и аннигиляция хотя и имееют один корень все же слова имеющие разные смыслы. Если и говорить об определенном виде ложного воззрения в буддизме , то говорить надо об аннигилизме, а не нигилизме. ))
Отрицание перерождений и соответственно последствий в следующих жизнях от поступков в этой - это как раз подходит под термин нигилизм.
В общем да, если говорить об ответственности за те или иные поступки, но если в контексте жажды несуществования или воззрения, что существо суть пять кханд, то имхо об аннигиляции.))
Если вы не в курсе, то в теорию панчаскандхи входит и теория кармы. Аннигилизм + карма = срединный путь.
вы меня в заблуждение не вводите. Что значит аннигилизм+карма равно срединный путь? Не согласен, нет в учении Будды аннигилизма.
Тогда нет и этернализма с его теорией перерождений. И получается у нас буддизм не только без нирваны, но и без самсары.
Название темы, на мой взгляд разумеется, неверное. В русском языке слово нигилизм имеет очень много различных смысловых значений. И разумеется ,что слова нигилизм и аннигиляция хотя и имееют один корень все же слова имеющие разные смыслы. Если и говорить об определенном виде ложного воззрения в буддизме , то говорить надо об аннигилизме, а не нигилизме. ))
Отрицание перерождений и соответственно последствий в следующих жизнях от поступков в этой - это как раз подходит под термин нигилизм.
В общем да, если говорить об ответственности за те или иные поступки, но если в контексте жажды несуществования или воззрения, что существо суть пять кханд, то имхо об аннигиляции.))
Если вы не в курсе, то в теорию панчаскандхи входит и теория кармы. Аннигилизм + карма = срединный путь.
вы меня в заблуждение не вводите. Что значит аннигилизм+карма равно срединный путь? Не согласен, нет в учении Будды аннигилизма.
Тогда нет и этернализма с его теорией перерождений. И получается у нас буддизм не только без нирваны, но и без самсары.
у меня с нирваной и самсарой, у вас может и без, не знаю.)
С ниббаной проблемы есть у отдельных буддистов-криптотеистов. С самой концепцией проблем нет.
А у нигилистов считаете нет? У них тоже есть проблемы. Либо говорить о непознаваемости. Но бог тоже умом не познаваем.
Ниббана непостижима рассудком, то есть концептуальным мышлением. Но ниббана это познаваемая сфера.
В самих концепциях бога нет проблем, пока они не начинают утверждаться в какой-либо определенной форме, предлагая некий метод. По методу можно проверить - ведет он к освобождению или нет. Поэтому все дискуссии, что о боге, что о ниббане - не имеют значения вне практической плоскости.
Если Вы можете перевести беседу в практическую плоскость - можно проверить то, во что Вы верите.
Если не можете - то все эти беседы - обычное мирское времяпрепровождение, поскольку бывает моменты страдания, которое выглядит меньше на фоне более тяжелых и такие моменты наполнены беззаботностью и легкомыслием.
Чтобы немного прояснить позицию, хотелось бы спросить участников:
Максим Фурин,
Вы согласны с объяснением Вон Сонга, что ниббана - это познаваемая сфера?
Won Soeng,
Не могли бы Вы разъяснить, чем познаётся ниббана, будучи познаваемой сферой?
№395153Добавлено: Сб 17 Мар 18, 16:58 (7 лет тому назад)
Угасание это познаваемый куб, как мне кажется. Хотя иногда я думаю что это треугольник. _________________ Всё, что подвержено возникновению — подвержено и прекращению.
№395159Добавлено: Сб 17 Мар 18, 17:11 (7 лет тому назад)
Тренер, если так отвечать, то зачастую можно быть понятым привратно. Когда звучит понятие "сфера" в уме людей возникают определённые представления, некий план существования что-ли. Если рядом стоит слово ниббана то значит что этот план какой-то люто невообразимый обалдеть какой мозговыворачивающий, предельное "ВАУ" и т.п.
Но отвечая на ваш вопрос сказал бы так:
Безусловно Арахат знает что жажда, неведение и злоба прекратилась и вырваны с корнем. _________________ Всё, что подвержено возникновению — подвержено и прекращению.
№395185Добавлено: Сб 17 Мар 18, 18:08 (7 лет тому назад)
нигилизм от латинского "нихиль" (ничто). Это из "Отцов и детей" еще было известно) ... пять упадана кхандха - это проявленная дхамма (самуппада дхамма), следовательно, при отсутствии кхандх остается дхамма непроявленная (ануппада дхамма). Потому, уже нельзя говорить о полном "ничто" _________________ живите больше
С ниббаной проблемы есть у отдельных буддистов-криптотеистов. С самой концепцией проблем нет.
А у нигилистов считаете нет? У них тоже есть проблемы. Либо говорить о непознаваемости. Но бог тоже умом не познаваем.
В буддизме "нигилизм" это не то, что у вас с Тренером. Вы подменили это понятие, исказили его смысл, стали использовать некорректно.
КИ,
Будьте добры привести выдержку из книги или статьи, где описывается нигилизм в буддизме. Только пожалуйста, не Ваше личное его объяснение. Ведь Вы же не голословно своё утверждение сделали, верно?
Нагарджуна пишет в наставлении Царю:
Кратко идея несуществования* [означает].
Что у деяний не существует плода.
Она недобродетельна и ведет к плохому рождению.
Она считается ложным воззрением**.
* Идея несуществования — nastita-drsti, тиб. mdor па med par Ita
ba — это не только идея отсутствия чего бы то ни было в нирване,
но и идея несуществования жизни после смерти. Интересно, что
Аджитамитра, комментируя это место РА, подчеркивал совсем
другие следствия, вытекающие из этой идеи. Конечно, как и для
Нагарджуны, для него это прежде всего отказ от учений о неразрывной
связи причины и плода, результата, но также и отказ от учений о
четырех благородных истинах (см. ДС, XXI), о трех Драгоценностях
(см. ДС, I), о сосредоточении (см. ДС, CI, CXXXVI), о созерцании (см.
ДС, LXXII, CIX) и от других [Ajitamitra 1990: 40, 164]. Собственно
говоря, идея несуществования есть философское выражение одного
из трех корней второй благородной истины о причине страдания, а
именно жажды прекращения существования, или жажды смерти
(vibhava-tanha), чем и объясняется столь пристальный интерес
Нагарджуны к опровержению этой идеи, что равносильно искоренению
причины страдания.
Название темы, на мой взгляд разумеется, неверное. В русском языке слово нигилизм имеет очень много различных смысловых значений. И разумеется ,что слова нигилизм и аннигиляция хотя и имееют один корень все же слова имеющие разные смыслы. Если и говорить об определенном виде ложного воззрения в буддизме , то говорить надо об аннигилизме, а не нигилизме. ))
Отрицание перерождений и соответственно последствий в следующих жизнях от поступков в этой - это как раз подходит под термин нигилизм.
Перерождения тут вроде бы никто не отрицает пока. Но есть товарищи, которые продвигают идею о том, что ниббана это есть полное угасание/прекращение кхандх (совокупностей) и ничего более. То есть то, что ранее именовалось арахантом полностью исчезает (аннигилирует).
№395225Добавлено: Сб 17 Мар 18, 19:17 (7 лет тому назад)
есть сутта, в которой ставится такой вопрос: "существует ли за пределами пхасса-аятана что-то как "я есть" или не существует?" ... этот вопрос задается в четырех вариантах и везде дается ответ: что не надо спрашивать так вообще. Наконец, задается вопрос: "Почему нельзя так спрашивать?" - и дается ответ, потому что таким вопросом вопрошатель снова начинает расширяться в том, в чем более не следует расширяться. Или творить "папанча" то есть пять упадана кханадха. И что докуда простирается сферы пхасса-аятана - дотуда простирается и способность к "расширению". Или проявлению (см выше пишу). И наоборот, докуда есть способность к расширению - дотуда простираются и сферы пхасса-аятана ("сферы контакта", как переводят. Или способность воспринимать через контакт внешние впечатления посредством органов чувств или аятана)
... "я есть" в оригинале там указано как "аттхи". Достаточно сложный для перевода и понимания термин. _________________ живите больше
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы