№373699Добавлено: Вт 16 Янв 18, 10:44 (7 лет тому назад)
Да, древние так говорили: мерило всему человек.
И действительно: когда мы говорим большое, маленькое, то относительно чего? Лёгкое, трудное, мягкое, твердое - все относительно человека.
Даже невидимое инфракрасное - все равно относительно человека через приборы.
Есть ли Дхарма для муравьев или рыб? Или может богов? Может и есть, но нам то какое дело, если мы не можем её воспринять напрямую, не опосредовано чем либо?
Вот и выходит перманентной и тотальный для нас антропоцентризм, хотим мы того или нет, буддисты мы или атеисты.
А если Вы имеете в виду некую метафизику ( " жизнь в согласии с Природой, Гея, и т.д.), то это точно не к буддизму. С буддийской точки зрения, и человек, и другие живые существа охвачены одним и тем же огнём. Всё возникающее обречено на гибель.
Всё существующее - это поток феноменов, обусловливающих друг друга, без хозяина, который бы этим распоряжался, без цели и смысла.
Означает ли это, что человек как вид не лучше и не хуже других, а его существование несет в себе не больше смысла, чем существование всего остального мира?
В последнем счёте - никакое существование не несет в себе смысла. Но, повторюсь, хотя смысла в существовании человека не больше, чем в существовании других жс, возможностей у человека больше. Поэтому в буддизме и говорится о драгоценном человеческом рождении. _________________ Границы мира - это границы языка
Как в среде буддистов относятся к антропоцентризму и другим воззрениям, признающим человека выше и важнее всей прочей жизни? Существует ли об этом единое мнение, или в разных течениях есть разные взглады на этот вопрос?
Хоть мировоззрение буддизма и далека от научной картины мира, буддизм сложно назвать антропоцентричным учением. В классической Абхидарме пишется, что миры порождены совокупной кармой всех живых существ, а не только людей. Бодхисаттва также перерождался в животных, прежде чем стать Буддой, кстати поэтому у тибетцев бытовал страх причинять живым существам вред, что оно могло быть воплощением какого то бохисаттвы, это в простонародном буддизме. Здесь человек скорее сосуществует с живой природой, а не властвует. Буддизм можно назвать живо-центричным.
№373969Добавлено: Ср 17 Янв 18, 10:16 (7 лет тому назад)
Серж
Я думаю, что буддизм все же антропоцентричен. Может не в такой степени как христианство, где человек объявлен венцом творения божия.
А в буддизме провозглашено, что человеческая форма самая лучшая для Просветления. Даже лучше чем форма асуров и богов.
Что лучше животных это понятно - они плохо соображают. Боги видимо соображают хорошо, но им слишком комфортно и поэтому лень практиковать. - Это утверждение сделано с позиций человека (антропоцентризм) который представляет себе если у него будет комфорт, то он будет лениться, значит и боги также. Но почему? Может богам их комфорт даст лучшие условия для практики, чем у человека.
Также в сутрах и джатаках, когда речь идет что какой то человек родится, или рождался в форме животного, то человеческая форма принимается как бы как основная, от которой могут быть отклонения вниз или вверх - в мир животных или в мир богов (ну и остальные варианты - преты, демоны, или асуры).
Также все эпититы, размеры,и прочеие характеристики строятся от человеческого. Человеческих понятий - много-мало, светло-темно, легко-трудно, далеко-близко, большой-маленький, и тд.
Антропоцентризм неизбежен. Другое дело, что он может принимать радикальные формы, как в христианстве, а может не принимать их, как в буддизме.
Человек обречен на то, чтобы искать человека. Его не удовлетворит общество муравьев. Даже если появятся инопланетяне, то люди будут искать в них человеческие соответствия. Например общение с животными происходит в предельном виде в виде их одомашнивания, то есть подстройку поведения животных под человека. Лишь редкие энтузиасты пытаются контактировать с животными в их природной стихие подстраиваясь под них - есть такая книга "Жизнь с волками" где исследователь провел несколько лет в волчьей стае. Но это скорее исключение. Да и смысл исследования был в том чтобы рассказать о повадках волков людям, а не кому то - этим же волкам, или белкам, или китам, или богам, или асурам.
№373989Добавлено: Ср 17 Янв 18, 12:54 (7 лет тому назад)
Лучше - дхармоцентричен. Он - парамартха. А что удивительного в антропоцентричности. Их ведь, этих центричностев и не сосчитать. Зооцентричность(ёжикоцентричность), либероцентричность, материяцентричность и т.д. Каждый - сам кузнец своей центричности. Скандхам, дхармам ведь пофиг. Они просто естественные исполнители любых фантазий.
Почему же тогда для эпитетов большой-маленький, тяжелый-легкий и другие оценки, используются относительно человека, а не какого то другого существа, или абстрактного?
Почему именно человеческое рождение считается благоприятным? То есть из всех существ именно человек стоит на вершине благоприятности рождения - чем это отличается от христианского утверждения, что человек венец божьего творения? Хотя может и отличется, но результат один - человек на вершине пирамиды и в центре (буддийских уделов) - так значит эти уделы антропоцентричны.
Почему же тогда для эпитетов большой-маленький, тяжелый-легкий и другие оценки, используются относительно человека, а не какого то другого существа, или абстрактного?
Почему именно человеческое рождение считается благоприятным? То есть из всех существ именно человек стоит на вершине благоприятности рождения - чем это отличается от христианского утверждения, что человек венец божьего творения? Хотя может и отличется, но результат один - человек на вершине пирамиды и в центре (буддийских уделов) - так значит эти уделы антропоцентричны.
Используются относительно камалока.
А это не только человечье мировосприятие.
Человеческого рождение, лучше чем три нижних. Но хуже чем рождение богом.
Вообщем буддийская классификация по типам существ, основывается не тех принципах что на западе классификация видов. Основной критерий буддийской классификации это шкалы переживания сукха, духкха, ни сукха ни духкха, плюс классификация по ярко выраженным клешам. И человек занимает своё среднее положение в данной классификации не по интеллекту или ещё чумуто принятому в западной классификации, а по шкале переживания сукха, духкха, ни сукха ни духкха.
Драгоценное человеческое рождение, это не только человечье тело, человечий интеллект и т.п., но весь комплекс конкретной жизни конкретного существа включающий восемь свобод и десять возможностей.
Буддизм рассматривает всё намного шире чем узко антропоцентрический взгляд, и эту широту рассмотрения следует учитывать при знакомстве с буддизмом.
№374008Добавлено: Ср 17 Янв 18, 13:53 (7 лет тому назад)
Гвоздь
В любом случае человек находится в центре буддийской картины мира, картины мировосприятия. Будете это отрицать? Может тогда в центре находятся существа в форме муравьев, или существа в форме дэвов?
Кроме того - как тут уже метко высказывались: "просто буддисты тоже люди", и поэтому в своем быту, в повседневной деятельности "тоже люди" буддисты неизбежно антропоцентричны.
Потому что не может быть так - вот был человек антропоцентричен в своем сознании, а как стал буддистом, так перестал быть антропоцентричен.
Конечно во время медитации буддисты могут быть не антропоцентричными, ну так и христиане или какиенибудь огнепоклонники во время мистических церемоний могут терять свой антропоцентризм.
Под антропоцентризмом я понимаю перманентно присутствующую в сознании относительность оценок восприятия мира к человеческим параметрам понятий.
№374011Добавлено: Ср 17 Янв 18, 13:55 (7 лет тому назад)
Например сутры и джатаки "очеловечивают" дэвов, претов и даже животных - приписывают им человеческие мотивы и качества - мстительность, агрессивность, или наоборот - благородство, сострадание. Что это если не антропоцентризм?
Ну как боги Древней Греции в мифах - такие же как люди, только со сверхспособностями.
№374016Добавлено: Ср 17 Янв 18, 14:19 (7 лет тому назад)
Ёжик
То, что человек существо антропоцентричное - согласен.
Быть человеком это уже мировоззрение, в первую очередь антропоцентричное.
Но вот буддизм, не антропоцентричен.
Буддой называется, тот кто может быть учителем как людей так и богов, а махайана добавляет ещё и даже бодхисатв-махасаттв.
Касательно того что человеческое существование относительно центрально в буддийской классификации существ. То это во первых относительно, так в камалока более центральное положение у животного существования, а в трилока более центральное будет у богов нижних дхьян рупа или арупа.
Во вторых количественно существ каждого из неблагих мировосприятий больше в геометрической прогрессии чем более благих.
В третих, центр здесь наподобие - среднего положения в обществе или средней тяжести по палате в больнице.
Это не венец на подобии - элиты общества или выздоравливающих готовых к выписке.
Например сутры и джатаки "очеловечивают" дэвов, претов и даже животных - приписывают им человеческие мотивы и качества - мстительность, агрессивность, или наоборот - благородство, сострадание. Что это если не антропоцентризм?
Почему не "оживотнить" человека? Или не "одевить". Что жестокость или агрессия - это человеческие качества? Нет, животные. ... а то, что считается "высшей духовностью" - это что тоже "человеческие качества"? Скорее это принадлежит дэвам. Или духам (отсюда и духовность). Потому, сансарное существование - оно общее. Для всех. И основным его свойством является жажда и хотение её удовлетворить. Именно это свойственно как животным, так и человеку с дэвами. Отличается этот процесс только качеством. Эволюционным уровнем _________________ живите больше
Ну как боги Древней Греции в мифах - такие же как люди, только со сверхспособностями.
это все равно что говорить, что животные это тоже люди, только без их способностей. ... нет, есть четкие различия. Животное не может абстрактно мыслить. То есть мыслить понятиями. Когда нет конкретного представления предмета, но его замещает абстрактное слово или понятие. У животных этого нет. Потому у них нет такого разума. ... так и у нас нет много того, что есть у "богов". Просто нет. Пробел и полное отсутсивие _________________ живите больше
№374035Добавлено: Ср 17 Янв 18, 15:15 (7 лет тому назад)
Для иллюстрации опровержения утверждения о якобы отсутствии антропоцентризма в буддизме позвольте привести такую картину:
Вот идет лекция буддийского учителя в буддийском центре, ее слушают собственно люди, одна или две кошки, и согласно буддийской космологии невидимые дэвы, преты, существа других уделов. Учитель мало того, что говорит на человеческом языке (это простительно, других он не знает), так он еще и оперирует человеческими размерными и оценочными понятиями : "Я к вам приехал из далека, вижу что вы рады нашей встрече, и тд..."
Для дэвов человеческие расстояния - фигня, кошка - может быть равнодушна, откуда учитель знает рада она или нет. Получается, что он, учитель буддизма, антропоцентрично обращается только к людям, а не еще и к дэвам, претам, кошкам, бактериям и микробам, очевидно присутствующим, и тд...
Последний раз редактировалось: Ёжик (Ср 17 Янв 18, 15:29), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: Гвоздь
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы