Ошибка Брахмавамсо? в чем она состоит, что я ее повторяю?
Он, насколько мне известно, первым практически приравнял ниродха-самапатти и Ниббану. До этого никто до такого не додумывался.
Цитата:
Про отвлеченное прекращение непонятно чего, я не говорил.
Конечно, не говорили.
Цитата:
что значит "всего сразу" ? в ниродха-самапатти прекращается контакт и все, что им производиться.
Почему вы так считаете? В описаниях я такого не встречал.
Цитата:
Есть еще танха-ниродха и бхава-ниродха, в них прекращается соответственно танха, а потом бхава.
Да, при прекращении обусловленного возникновения.
Цитата:
Вы хотели сказать "Тхеравада. ру" ?
Этот сайт бывает трудно так называть. На нем много полезных материалов по Тхераваде, но в трактовках и переводах зачастую сквозит совсем не Тхеравада, а австралийский "внесектарный буддизм". Трудно называть Тхеравадой подход, при котором отбрасываются Комментарии, и не проявляеся уважения к буддизму Юго-Восточной Азии, - который в первую очередь и называется буддизмом Тхеравады.
Цитата:
ниродха самапатти -- это самапатти, что это сконструированное достижение.
Рад, что в этом мы с вами согласны.
Цитата:
Цитата:
Вы имеете в виду Ниббана сутту, где говорится:
не только. еще и МН111 туда же.
Цитата:
В этой сутте нет никакого отождествления ниродха-самапатти и Ниббаны.
"отождествляется" - нет; "проводиться аналогия" - да. Отождествлять их нельзя, о чем я сказал выше. А вот аналогия проводится: "вот почему ниббана приятна, что в ней прекраются все чувства [а значит и контакты, прямо как в ниродха-самапатти]".
В скобках - уже добавка, в оригинале ничего подобного нет.
Цитата:
Цитата:
ничего... эквивалентного Ниббане в нем нет.
есть эквивалентное качеству ниббаны без остаточного топлива - прекращение контакта ума и объекта, в следствии чего прекращаются чувство, восприятие (волевое конструирование), сознание шести чувств.
Это эквивалент погружения телом в анупадиссесса-ниббана-дхату "здесь и сейчас".
А вот в этом мы с вами не согласны. Такие утверждения не имеют никакого обоснования в Учении Будды. Цель практики - прекращение страданий, и при её хитроумном смещении на прекращение восприятия, можно попасть совсем не туда.
Это современная придумка. Я бы, может, и не спорил об этом, если бы эта придумка не использовалась для легитимизации отключки как важного результата практики. Больно наблюдать, как люди стремятся к отключке (или асання-самапатти) и радуются ей. Само по себе прекращение восприятия - совсем не то, как подчеркивает Будда в Индриябхавана сутте. На Шри Ланке есть монахи, которые умеют по желанию впадать в отключку, но это считается просто забавным фокусом.
При толковой постановке цели, Ниббаны, как описано в суттах, можно достичь хоть из первой джханы, хоть из анимитта-чето-самадхи, и проходить через ниродха-самапатти совсем совсем не обязательно.
Цитата:
про привелегированность этого способа я ничего не говорил.
Он, насколько мне известно, первым практически приравнял ниродха-самапатти и Ниббану. До этого никто до такого не додумывался.
Я недавно заходил на Dhamma Weel и там, эти же воззрения критиковали как принадлежащие Буддхагосе.
Но зачем говорить кто придумал, если сами сутты говорят за себя. Серьезной критики с Вашей стороны я так и не увидел, только недоуменные вопросы "а почему Вы так считаете?" это не аргумент и не опровержение ни в какой мере.
И Вы и я знаем, что Брахмали не поставил знак равенства между ниббаной без остатка и ниродхой, хотябы потому, что в последей сохраняется этот самый остаток. Фразу "фактически приравнял" надо бы уточнить.
Но в рамках прекращения контакта (и прозводимых им четасик) они едины, так же как едины медитация на сферу безгранчиного пространства и состояние дэва переродившегося в сфере безграничного пространства.
Цитата:
Почему вы так считаете? В описаниях я такого не встречал.
Потому, что необходимое условие чувства и восприятия - контакт. одно из необходимых условий контакта - "вовлеченность" сознания в работу чувств.
Контакт глаза, уха, тела, языка, носа прекращается еще в первой арупа. Вы не согласны?
Контакт с объектами ума первой арупа прекращаются во второй арупа, контакты с объектами ума второй арупа прекращаются в третьей арупа, контакт ума с объектами ума третьей арупа прекращаются в четвертой арупа. И наконец, в ниродха самапатти прекращается контакт ума с дхаммами четвертой арупа, в следствии чего восприятие и чувствование прекращается.
Если бы контакты ума продолжались, восприятие и чувствование продолжалось бы и в этом смысле невозможно было бы говорить о прекращении восприятия и чувствования.
Цитата:
Этот сайт бывает трудно так называть. На нем много полезных материалов по Тхераваде, но в трактовках и переводах зачастую сквозит совсем не Тхеравада, а австралийский "внесектарный буддизм". Трудно называть Тхеравадой подход, при котором отбрасываются Комментарии, и не проявляеся уважения к буддизму Юго-Восточной Азии, - который в первую очередь и называется буддизмом Тхеравады.
Интересно, где он, " Австралийский буддизм", сквозит, кроме некоторых переведенных статтей?
...
Ну так и на Дхамма. ру подобного рода секулярные статьи есть, а этот сайт, на сколько мне известно, основан Вами.
"Непроявление уважения к буддизму Юго-Восточной Азии" - громко сказанно. Хотелось бы увидеть где это неуважение проявлялось и высказывалось. Немного удивительно слышать от Вас такое, ведь Вы сами неоднократно заявляли о "позднем" характере Абхидхаммы, на которой в целом основана Тхеравада как школа. Вы часто подчеркиваете, что не слишком ориентируетесь в "средневековой" Абхидхамме. Но согласно мнению школы Тхеравада, Абхидхамма - это не средневековое учение, а треться корзина данная самим Буддой. Чтобы избежать двойных стандартов, я предлагаю не обвинять сайт Тхеравада. ру в неуважении к традиции, комментариям и Типитаке. Или предъявить конкретные системные случаи такого "неуважения".
насколько мне известно, Зум переводит с английского тексты Бх. Бодхи, который непременяет случая дать комментаторский взгляд на тот или иной неясный случай или термин из сутты.
Цитата:
.
Цитата:
"отождествляется" - нет; "проводиться аналогия" - да. Отождествлять их нельзя, о чем я сказал выше. А вот аналогия проводится: "вот почему ниббана приятна, что в ней прекраются все чувства [а значит и контакты, прямо как в ниродха-самапатти]".
В скобках - уже добавка, в оригинале ничего подобного нет.
.
Добавка моя, таких длиннющих вставок в переводах не может быть. это мой логический комментарий. Да и вообще весь текст цитаты воспроизведен по памяти.
А по смыслу комментария, с чем Вы не согласны? что в ниббане без остатка прекращаются сферы контакта, или что в ниродха самапатти прекращаются контакты? или что и то и другое имеет очевидные паралели, так как и в том и в другом прекращается саннья и ведана в виду прекращения контакта (временного в самапатти и перманентного в ниббана)?
Цитата:
А вот в этом мы с вами не согласны. Такие утверждения не имеют никакого обоснования в Учении Будды. Цель практики - прекращение страданий, и при её хитроумном смещении на прекращение восприятия, можно попасть совсем не туда.
Обоснования есть, я их приводил, жду возражений.
...
Цель практики действительно прекращение страданий.
страдания можно прекратить только в одном случае, если отброшенно цепляние, не так ли?
Чтобы войти в первую джхану, нужно отбросить цепляние к миру чувств, иначе цепляние к миру чувств будет удерживать в рамках опыта мира чувств
Чтобы перейти по джханам, следует не только развивать самадхи, но и распознавать опасность по отношению факторов, таких как пити и суккха например. Не отвязавшись от них, нельзя оторваться от первой и второй и третей джханы, нельзя проникнуть в четвертую джхану.
Точно так же, не преодолев привязанность, цепляние и захваченность формами, множественностью, контактами пяти чувств, телом и т.д. - нельзя войти в первую арупа, но правильная практика випассаны и саматхи в комплексе позволяет продвинуться к более тонкому состоянию оставив цепляние к более грубому.
Так происходит продвижение вплоть до сферы ни воспрятия ни не-восприятия, где остается малый остаток формаций.
Пока цепляние к этому остатку не преодолено, будет наличествовать неведение и жажда, корень цепляний. А значит, отбрасывание цепляний к более грубым состояниям всегда будет временным, так как корень неведения и страсти все время будет прорастать, возвращая сознание в итоге к цеплянию к формам и чувственности.
По аналогии с предыдущими этапами, вхождение в ниродха-самапатти связано с отбрасыванием цепляния к сфере ни восприятия ни не-восприятия. В суттах, сфера ни восприятия ни не-восприятия - названа ВЫСШЕЙ ТОЧКОЙ сансары. т.е. она, и все что ниже ее - это сансара, это груда формаций, это совокупность цепляния.
Преодоление сферы ни восприятия ни не-восприятия связано с ОТБРАСЫВАНИЕМ цепляния вообще, а не только какой-то части, как с предыдущими освобождениями ума.
По этому ниродха-самапатти связана с ниббанной и является свидетельством ниббаны.
Затем, согласно традиции, после выхода, ум соприкасается с тремя аспектами ниббаны, что тоже является познанием одной из 4БИ.
Плюс, есть мысль, что ниродха самапатти, как прекращение контактов, показывает причинно обусловленное прекращение сознания восприятия и чувствования, что позволяет разочароваться в них, достичь непривязанности к ним. ...
И так, цель практики в ПРОЗРЕНИИ и НЕПРИВЯЗАННОСТИ.
Цитата:
.
Это современная придумка.
.
Что именно придумка? Что Будда учил Ниродха самапатти как пути освобождения или, что он пояснял на ее примере приятность безостаточной ниббаны? Или быть может, что Сарипутта называл это состояние таким, выше которого ничего нет?
Цитата:
.
Я бы, может, и не спорил об этом, если бы эта придумка не использовалась для легитимизации отключки как важного результата практики.
.
Я впервые об этом слышу в контексте учений опубликованных на сайте Тхеравада. ру
О какой отключке идет речь? Ниродхе предшествуют арупа достижения. А в наше время есть сомнение, что кто-то хотябы джханы достиг, не то чтобы арупа. Нигде такого уплощения я не находил.
Интересно, кто учит отключке под именем ниродха-самапатти?
Цитата:
.
Больно наблюдать, как люди стремятся к отключке (или асання-самапатти) и радуются ей.
.
Будда не несет ответственность за то, что его Дхамму кто-то понял превратно. Может кто-то и стремиться к "отключке", но путь через джханы, арупа освобождения и ниродха - это поэтапное прекращение привязанности, страсти и неведения. Зачем Вы так примитивизируете?
Цитата:
.
Само по себе прекращение восприятия - совсем не то, как подчеркивает Будда в Индриябхавана сутте.
Постойте, Вы приравниваете саннья-ведаита-ниродха к асаннья-сата, или хуже того - к отключке? " само по себе прекращение восприятия" - о каком прекращении Вы тут указали? О ниродха-самапатти или отключке?
О критериях ниродха я уже сказал,
"отключку" - в один ряд с ниродха лучше не ставить.
Цитата:
.
При толковой постановке цели, Ниббаны, как описано в суттах, можно достичь хоть из первой джханы, хоть из анимитта-чето-самадхи, и проходить через ниродха-самапатти совсем совсем не обязательно.
Но зачем говорить кто придумал, если сами сутты говорят за себя. Серьезной критики с Вашей стороны я так и не увидел, только недоуменные вопросы "а почему Вы так считаете?" это не аргумент и не опровержение ни в какой мере.
Да, мне было интересно, почему вы так считаете. Обоснований из сутт я не увидел. Их и нет.
Как можно опровергнуть или критиковать то, что не обосновано?
Мне надо было сказать: "Жду обоснований", чтобы это не звучало "недоуменно"?) Да, я, видимо, отстал от жизни
Цитата:
Но в рамках прекращения контакта (и прозводимых им четасик) они едины, так же как едины медитация на сферу безгранчиного пространства и состояние дэва переродившегося в сфере безграничного пространства.
Я понял эту вашу связку.
Цитата:
Цитата:
Почему вы так считаете? В описаниях я такого не встречал.
Потому, что необходимое условие чувства и восприятия - контакт. одно из необходимых условий контакта - "вовлеченность" сознания в работу чувств.
Я понял, как вы логически достраиваете свои выводы.
Цитата:
Контакт глаза, уха, тела, языка, носа прекращается еще в первой арупа. Вы не согласны?
В целом согласен. Но по рассказам опытных практиков, в арупа-самапатти порой возможно и сохранение физического восприятия.
На практике эти состояния не укладываются в стройные схемы.
Цитата:
Контакт с объектами ума первой арупа прекращаются во второй арупа, контакты с объектами ума второй арупа прекращаются в третьей арупа, контакт ума с объектами ума третьей арупа прекращаются в четвертой арупа. И наконец, в ниродха самапатти прекращается контакт ума с дхаммами четвертой арупа, в следствии чего восприятие и чувствование прекращается.
Там не все так просто, - в суттах и комментариях описано подробнее.
Цитата:
Интересно, где он, " Австралийский буддизм", сквозит, кроме некоторых переведенных статтей?
Например, в том же представлении о Ниббане как прекращении существования:
Ну так и на Дхамма. ру подобного рода секулярные статьи есть, а этот сайт, на сколько мне известно, основан Вами.
Вы пытаетесь перевести обсуждение на меня и на мою деятельность, по принципу: "А сам-то, сам-то?"?)
Цитата:
"Непроявление уважения к буддизму Юго-Восточной Азии" - громко сказанно. Хотелось бы увидеть где это неуважение проявлялось и высказывалось.
На мой взгляд, это настолько заметно на форуме "Старцевады", что очевидно для тех, кто его посещал. Во-первых, мне противно всё это пересказывать, а во вторых, я надеюсь всё же обсуждать исходный вопрос.
Цитата:
Немного удивительно слышать от Вас такое, ведь Вы сами неоднократно заявляли о "позднем" характере Абхидхаммы, на которой в целом основана Тхеравада как школа. Вы часто подчеркиваете, что не слишком ориентируетесь в "средневековой" Абхидхамме. Но согласно мнению школы Тхеравада, Абхидхамма - это не средневековое учение, а треться корзина данная самим Буддой.
Вот так ненавязчиво разговор переводится на личность собеседника и его деятельность.
Есть Абхидхамма-питака, а есть средневековая Абхидхамма. Это совершенно разные вещи.
Вот, кстати, из средневекового "Руководства по Абхидхамме":
14. Nirodha Samapatti -
An Anagami or an Arahat, who has developed the rupa and arupa jhanas, could, by will-power, temporarily arrest the ordinary flow of consciousness even for seven days continuously. When one attains this state, all mental activities cease, although there exist heat and life devoid of any breathing. The difference between a corpse and one in this state, is that the latter possesses life. Books state too that his body cannot be harmed. The attainment of such an ecstatic state is known as nirodha samapatti. Nirodha means cessation, and samapatti is attainment.
Immediately prior to the attainment of this state he experiences for two moments the fourth arupa jhana (state of neither perception nor non-perception). The flow of consciousness then ceases until he emerges therefrom as determined by him. As a rule he remains in this state for about a week. Motionless he abides in this ecstasy. Books relate an incident of a Pacceka Buddha whose body was set fire to while in this state. But he was not affected thereby.
Now when he emerges from this state the first thought-moment to arise is an Anagami Fruit-consciousness in the case of an Anagami, or an Arahat Fruit-consciousness in the case of an Arahat. Thereafter the stream of consciousness subsides into bhavanga.
Цитата:
Чтобы избежать двойных стандартов, я предлагаю не обвинять сайт Тхеравада. ру в неуважении к традиции, комментариям и Типитаке. Или предъявить конкретные системные случаи такого "неуважения".
А я предлагаю оставаться в рамках обсуждаемой темы. Разговор в стиле предъяв ничего хорошего не даст.
Цитата:
Добавка моя, таких длиннющих вставок в переводах не может быть. это мой логический комментарий. Да и вообще весь текст цитаты воспроизведен по памяти.
Хорошо, это ваше логическое построение. Ваше право выстраивать такую логику.
Цитата:
А по смыслу комментария, с чем Вы не согласны? что в ниббане без остатка прекращаются сферы контакта, или что в ниродха самапатти прекращаются контакты? или что и то и другое имеет очевидные паралели, так как и в том и в другом прекращается саннья и ведана в виду прекращения контакта (временного в самапатти и перманентного в ниббана)?
Я не собираюсь спорить с вашими логическими построениями. Вариантов таких построений масса, и таким образом можно доказать что угодно.
Цитата:
Цель практики действительно прекращение страданий.
страдания можно прекратить только в одном случае, если отброшенно цепляние, не так ли?
Чтобы войти в первую джхану, нужно отбросить цепляние к миру чувств, иначе цепляние к миру чувств будет удерживать в рамках опыта мира чувств
Чтобы перейти по джханам, следует не только развивать самадхи, но и распознавать опасность по отношению факторов, таких как пити и суккха например. Не отвязавшись от них, нельзя оторваться от первой и второй и третей джханы, нельзя проникнуть в четвертую джхану.
Точно так же, не преодолев привязанность, цепляние и захваченность формами, множественностью, контактами пяти чувств, телом и т.д. - нельзя войти в первую арупа, но правильная практика випассаны и саматхи в комплексе позволяет продвинуться к более тонкому состоянию оставив цепляние к более грубому.
Так происходит продвижение вплоть до сферы ни воспрятия ни не-восприятия, где остается малый остаток формаций.
Пока цепляние к этому остатку не преодолено, будет наличествовать неведение и жажда, корень цепляний. А значит, отбрасывание цепляний к более грубым состояниям всегда будет временным, так как корень неведения и страсти все время будет прорастать, возвращая сознание в итоге к цеплянию к формам и чувственности.
По аналогии с предыдущими этапами, вхождение в ниродха-самапатти связано с отбрасыванием цепляния к сфере ни восприятия ни не-восприятия. В суттах, сфера ни восприятия ни не-восприятия - названа ВЫСШЕЙ ТОЧКОЙ сансары. т.е. она, и все что ниже ее - это сансара, это груда формаций, это совокупность цепляния.
Преодоление сферы ни восприятия ни не-восприятия связано с ОТБРАСЫВАНИЕМ цепляния вообще, а не только какой-то части, как с предыдущими освобождениями ума.
По этому ниродха-самапатти связана с ниббанной и является свидетельством ниббаны.
Затем, согласно традиции, после выхода, ум соприкасается с тремя аспектами ниббаны, что тоже является познанием одной из 4БИ.
Нет, в Комментарии к Дутия Камабху сутте говорится совсем другое, - о трех "вратах", перечисленных мной выше. Это совсем не аспекты Ниббаны. Никакой "БИ" тут и рядом нет.
Цитата:
Плюс, есть мысль, что ниродха самапатти, как прекращение контактов, показывает причинно обусловленное прекращение сознания восприятия и чувствования, что позволяет разочароваться в них, достичь непривязанности к ним.
Я понял вашу мысль.
Цитата:
Что именно придумка? Что Будда учил Ниродха самапатти как пути освобождения или, что он пояснял на ее примере приятность безостаточной ниббаны? Или быть может, что Сарипутта называл это состояние таким, выше которого ничего нет?
Да всё вышеперечисленное придумка.
Ниродха-самапатти - совсем не путь освобождения, а всего лишь одно из возможных состояний на пути.
Приятность безостаточной Ниббаны Будда не пояснял на примере ниродха-самапатти. Видимо, вы имеете в виду сутту "Счастье Ниббаны". Там основное действующее лицо - Сарипутта. И он поясняет счастье Ниббаны на примере всех четырех джхан и всех четырех бестелесных достижений, а также ниродха-самапатти, не выделяя последнее как нечто исключительное.
И Сарипутта не называл это состояние таким, выше которого ничего нет. Возможно, вы имеете в виду старый аргумент Зома о "наивысшем счастье"?
Я бы, может, и не спорил об этом, если бы эта придумка не использовалась для легитимизации отключки как важного результата практики.
.
Я впервые об этом слышу в контексте учений опубликованных на сайте Тхеравада. ру
О какой отключке идет речь? Ниродхе предшествуют арупа достижения. А в наше время есть сомнение, что кто-то хотябы джханы достиг, не то чтобы арупа. Нигде такого уплощения я не находил.
Интересно, кто учит отключке под именем ниродха-самапатти?
Есть такие заокеанские учителя, которые переняли эту идею, и учат "cessation" как ключевому опыту.
Цитата:
Будда не несет ответственность за то, что его Дхамму кто-то понял превратно. Может кто-то и стремиться к "отключке", но путь через джханы, арупа освобождения и ниродха - это поэтапное прекращение привязанности, страсти и неведения. Зачем Вы так примитивизируете?
Это не я примитивизирую. К сожалению, эта идея о некой отвлеченной "ниродхе" непонятно чего в итоге используется некоторыми учителями как обоснование важности отключки. Не буду делать им рекламы. Но мысль о том, что эта волна может докатиться и сюда, мотивирует меня приложить хоть немного усилий для устранения этого заблуждения.
Цитата:
Постойте, Вы приравниваете саннья-ведаита-ниродха к асаннья-сата, или хуже того - к отключке? " само по себе прекращение восприятия" - о каком прекращении Вы тут указали? О ниродха-самапатти или отключке?
О том, о котором говорится в Индрия-бхавана сутте.
Цитата:
Цитата:
.
При толковой постановке цели, Ниббаны, как описано в суттах, можно достичь хоть из первой джханы, хоть из анимитта-чето-самадхи, и проходить через ниродха-самапатти совсем совсем не обязательно.
№345498Добавлено: Пт 29 Сен 17, 03:05 (7 лет тому назад)
Я думаю, еще в эту тему стих из Патхама рупарама сутты запостить будет полезным, а то в соседней теме флудом замылили.
«Формы и звуки, запахи и вкусы,
Прикосновения и феномены ума –
Желанны, восхитительны, приятны,
Покуда говорят: «Вот ведь они».
Счастьем считается всё это
В мире со всеми его божествами,
Но как наступит этому конец,
Так говорят тогда – «страдание».
А счастье Благородных –
В прекращении личности.
Это воззрение ясно видящих
Идёт в разрез, перечит всему миру.
О чём одни говорят как о счастье,
В том Благородный видит лишь страдание.
А что им видится страданием,
То Благородный знает как блаженство.
Смотри, как трудно эту Дхамму осознать –
Ведь здесь глупцы все сбиты с толку.
Для тех, чей ум закрыт – Дхамма мрачна:
Сплошная тьма для тех, кто видеть не способен.
Но человеку чистому она раскрыта,
Она как будто свет для тех, кто зрит.
Тупицы в Дхамме неумелые,
Её не понимают, даже с ней рядом находясь.
Непросто Дхамму осознать
Охваченному жаждой к бытию,
Тому, кто погружён в поток существования,
Увязнув в царстве Мары глубоко.
Так кто ж ещё помимо Благородных
Понять способен это состояние?
И праведно познав его,
Лишённый загрязнений полностью угас».
Я думаю, еще в эту тему стих из Патхама рупарама сутты запостить будет полезным, а то в соседней теме флудом замылили.
Спасибо, прекрасная иллюстрация тенденциозных пересказов, которые и подпитывают все эти заблуждения о мифической "ниродхе" непонятно чего и всего сразу, а по сути об уничтожении (уччхеда).
Цитата:
А счастье Благородных –
В прекращении личности.
Это воззрение ясно видящих
Идёт в разрез, перечит всему миру.
“The noble ones have seen as happiness
The ceasing of identity.
This view of those who clearly see
Runs counter to the entire world.
С помощью вроде бы легкого искажения, прекращение "саккая" (у Бхиккху Бодхи "identity"), то есть прекращение отождествления с пятью совокупностями, превращается в "прекращение личности".
Цитата:
Так кто ж ещё помимо Благородных
Понять способен это состояние?
И праведно познав его,
Лишённый загрязнений полностью угас».
Английский оригинал:
Цитата:
“Who else apart from the noble ones
Are able to understand this state?
When they have rightly known that state,
The taintless ones are fully quenched.”
И здесь опять же, с помощью невежественного смещения акцента, "париниббанти" (у Бхиккху Бодхи "quenched"), то есть буквально "достигают тушения огня (страсти, отвращения и заблуждения)", превращается в "угас", причем почему-то в единственном числе, разрывающем смысловую связку строфы.
Кстати, глагол "париниббати" здесь означает достижение Ниббаны при жизни, так как Татхагата говорит прежде всего о себе. Значение этого слова подробно обсуждалось в теме:
Он, насколько мне известно, первым практически приравнял ниродха-самапатти и Ниббану. До этого никто до такого не додумывался.
Я недавно заходил на Dhamma Weel и там, эти же воззрения критиковали как принадлежащие Буддхагосе.
Я видел критику Буддагосы, где его критикуют за чрезмерное использование абхидхаммы - можно ли саму такую постановку вопроса считать адекватной? Скорее это отмазки из-за лени, нежелания разбираться в вопросе.
Приравние саупадисеса ниббаны и ниродха-самапатти я видел в абхидхамме.
Я видел критику Буддагосы, где его критикуют за чрезмерное использование абхидхаммы - можно ли саму такую постановку вопроса считать адекватной? Скорее это отмазки из-за лени, нежелания разбираться в вопросе.
Есть каноническая Абхидхамма Питака и есть комментарий (Абхидхамма Сангахо) к ней. Как правило когда говорится "Абхидхамма", то подразумевается последняя или подразумеваются ее метафизика. Тут то и проблема. Метафизические учения Абхидхамма Сангахи не находятся в Абхидамма Питаке, тем более в суттах. Нечего говорить об Абхидхарме других школ. _________________ "Когда двери открыты, нечего лезть через окно"
Я видел критику Буддагосы, где его критикуют за чрезмерное использование абхидхаммы - можно ли саму такую постановку вопроса считать адекватной? Скорее это отмазки из-за лени, нежелания разбираться в вопросе.
Есть каноническая Абхидхамма Питака и есть комментарий (Абхидхамма Сангахо) к ней. Как правило когда говорится "Абхидхамма", то подразумевается последняя или подразумеваются ее метафизика. Тут то и проблема. Метафизические учения Абхидхамма Сангахи не находятся в Абхидамма Питаке, тем более в суттах. Нечего говорить об Абхидхарме других школ.
Не понял последнее: Буддагоса что-то говорит об Абхидхарме других школ?
С помощью вроде бы легкого искажения, прекращение "саккая" (у Бхиккху Бодхи "identity"), то есть прекращение отождествления с пятью совокупностями, превращается в "прекращение личности".
Как вы говорите "пересказ" - это норма для стихов. К тому же, прекращение отождествления с пятью кхандхами - это и есть прекращение личности.
***
Вы, как я понимаю, являетесь сторонником одного из вариантов "пребывающей ниббаны". Вы не согласны с тем, что при наступлении окончательной ниббаны, все пять кхандх прекращаются окончательно?
прекращение отождествления с пятью кхандхами - это и есть прекращение личности
Да, но прекращение личности - это не обязательно прекращение отождествления с пятью кхандхами.
Со смертью личность в любом случае прекратится.
Поэтому важно понимать, что речь идёт именно о прекращении отождесвления с пятью кхандхами, а не о чём-то другом. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы