№323885Добавлено: Вт 18 Апр 17, 18:24 (8 лет тому назад)
Школа (в смысле секта, ветка), которая возникла в результате раскола, может иметь внутри себя какие угодно споры и брожения, пока они не привели к новому расколу. В этом смысле она единая школа, не расколотая. К этим спорам и брожениям тоже можно применять полисемичное слово "школа". Но значение его здесь будет другим.
Школа (в смысле секта, ветка), которая возникла в результате раскола, может иметь внутри себя какие угодно споры и брожения, пока они не привели к новому расколу. В этом смысле она единая школа, не расколотая. К этим спорам и брожениям тоже можно применять полисемичное слово "школа". Но значение его здесь будет другим.
Что такое раскол? Винайный раскол это конфликт внутри монастыря, с распадом монашеского коллектива внутри симы, как Raudex объяснял (случай редкий). Если же называть расколом утрату правильности Учения, то не утрата правильности определяет школу. Риндзай и Сото, Кагью и Гелуг друг друга признают на уровне вероучения равноспасительными, но это разные школы - как Тхаммают-Никая и Маха-Никая.
Так тхераваду можно сравнить с школой дзэн, а не с отдельными подшколами, такими как сото, риндзай или обаку.
В школах китайского Чань религиозные трактаты есть за каждое столетие, есть тексты за 9-й век - что середина лакуны в палийском буддизме. В Чань непрерывная традиция на китайском языке (в Японии монахи учились читать по-китайски), прослеживаемая по текстам каждый век - а в Тхераваде есть лакуна в триста лет. Тексты изъяты и отброшены в 12-м веке, не иначе как. Если же рассматривать идейную преемственность, она доходит в Чань до Нагарджуны - который жил раньше Буддагосы - и до Сутр Праджняпарамиты с Махавамсой. Корпус никайско-агамических Сутр в Чань общий с Тхеравадой.
1. Тхаммают-никая отличается от Маха-никаи не меньше, чем школа Гелуг от школы Кагью. После 12-го века единой Махавихара-никаи не существует.
И это нормально (см. например Скиллинга, который указыает, что внутри школ может быть масса противоречий касательно фундамтальнейших вопросов, в то время как по многим вопросам между школами будет согласие). Никай может быть сколько угодно. Они могут спорить друг с другом, делиться на части, зачищать друг друга. Без разницы, если все происходит в рамках одной школы. Пока нет раскола, Тхеравада остается единой школой (сектой). Так в могут возникать и возникают и махаянские идеи и ваджраянские практики. Они могут маргинализироваться внутри школы или зачищаться. Могут возникать заново. Пока нет раскола Тхеравада остается единой школой (сектой, ветвью), в том смысле, в котором Дхармагуптака школа.
Тогда весь китайский буддизм такая школа - потому что он наследует Дхармагуптаке (Люй-цзун) и обладает нераскольной линией пострига по Винае Дхармагуптаки. Китайский буддизм древней палийского (язык пали возник только в 4-м веке).
Тхаммают-никая отличается от Маха-никаи не меньше, чем школа Гелуг от школы Кагью.
Перечислите эти отличия, что-бы не быть голословным.
В Маха-никае всегда практиковали боран камматтхану, а в Тхаммают-никае эти практики первоначально отвергались, во имя чистоты ПК, и сейчас есть лишь фрагменты. Маха-никая наследница медитативных практик средневекового буддизма, в отличие от реформаторских Никай 19-20 веков.
Не важно, как себя называет Вималарамси. Раскола не было? Не было. Он относится к той же школе, дочке Вибхаджьявады, которые современные последователи палийского буддизма называют Тхеравадой.
Вималарамси отрицает то, что он тхеравадин - и отвергает методы практики Буддагосы. Последователи Вималарамси не считают свою школу частью Тхеравады. Но они всё равно тхеравадины, даже если не хотят того? Вималарамси монах по палийской Винае - не более того. Вималарамси вне традиции, учения патриарха которой отвергает.
http://dhammasukha.ru/what-is-suttavada/ В частности, однозначно заявляется о неприменимости трактата «Висуддхимагга» в практике медитации и о том, что этот трактат в части практики противоречит тому, чему учил Будда.
Пятую главу я предпочел написать общедоступным языком, чтобы те, кто у меня обучается, могли легко понять, как им нужно начинать, и затем идти шаг за шагом, с полным описанием основных моментов, в соответствии с "Висуддхимаггой" и другими источниками.
...
В "Висуддхи-магге", или "Пути очищения" это описывается так:
"Потому что насколько материя становится для него вполне ясной, разгаданной и совершенно понятной, настолько же становятся очевидными и нематериальные состояния, объект которых – материя" (Перевод Бхикху Ньянамоли)
...
Поэтому из упомянутых выше частей в "Висуддхимагге" под заголовком темы медитации "распознавание элементов" (дхату-ваваттхана) описывается размышление над материальными элементами, связанными с медитацией видения-как-есть, и указывается, что при созерцании четырех элементов преодолеваются помехи и достигается сосредоточение доступа.
...
(4) Перевод на бирманский "Висуддхимагги", с примечаниями.
(5) Перевод на бирманский комментария "Висуддхимагги" "Маха-тика", с примечаниями – 4 тома. Висуддхимагга соответствует или противоречит Учению Будды в части практики?
I am happy to accept that the relative shortness of this section in the Mahāsaṅghika pāṭimokkhas is prima facie evidence for their earliness. It is hardly decisive, though, and badly requires supporting arguments.
Аргумент очень прост: археология подтверждает существование Махасангхики в 1 веке н.э., а палийского буддизма - нет. Поэтому Виная Махасангхики действительно древней палийской.
Учёные выражали сомнения не в том, что Виная Махасангхики древней палийской (это научный факт) - а в том, достаточно ли оснований считать Винаю Махасангхики древнейшей вообще. На это есть резон: ведь эпиграфика Сарвастивады (не Мула-Сарвастивады, Виная которой младше палийской) старше эпиграфики Махасангхики на сто лет. Древнейшей никайской школой может оказаться всё-таки Сарвастивада (с чем даже не пытался спорить Будон Ринчендуб). А некоторые учёные предполагают (чисто текстологически) что самая древняя никайская школа - Махишасака. Палийского буддизма в числе научных претендентов на древнейший школьный статус нет.
И что, если не Махасангхика древнейшая? Всё равно, наследницей вероучения этих школ является Махаяна, а Тхеравада - с момента появления в палийских текстах эпитета "Тхеравада" - от их вероучения отреклась http://forum.theravada.ru/viewtopic.php?p=64504#p64504
«... Эти 17 школ раскольные, только одна нераскольная.
С нераскольной школой, всего восемнадцать полностью.
Как великое баньяновое дерево, Тхеравада совершенная,
как освобождение победителя, совершенно, без недостатка
и избытка. Другие школы возникли как шипы на дереве ...»
Наследницей учения древнейшей из школ в любом случае оказывается Махаяна.
Это не значит, что Тхеравада не наследует дошкольному буддизму - наследует. Но в Махаяне учения древности более полно представлены, поскольку Махаяна не отказывалась от традиций древних школ, а впитывала их в себя, считая разногласия Винай преодолимыми. Чтоб понять дошкольный буддизм, нужно обязательно использовать Лалитавистару с Махавасту, кроме китайских Агам. Так же, есть все основания отдавать приоритет китайским Агамам перед текстом ядра ПК, поскольку Агамы не чистили - если древний текст махаянистов не удовлетворял, то доктринальную опору находили в поздних Сутрах.
Китайские Агамы - нетронутый античный перевод двух археологически древнейших школ, Сарвастивады и Махасангхики.
Олег Шашков смешивает постриг с учительским статусом:
— Суттавада — это именно Тхеравада (Буддаяна), потому что больше ей быть попросту нечем. Ей нечем быть ещё. Можно быть хищником. Можно травоядным. Но нельзя быть чёрт-его-знает-кем-инопланетным. Всё это выдумки. Наивные фантазии. Бханте Вималарамси принимал постриг непосредственно в конкретной живой традиции, определенной линии/ветви УПАСАМПАДЫ. У него есть тот или иной свой личный УПАДЖАЙЯ. Он физически принадлежит к некой конкретной НИКАЕ. Никае Тхеравады (Буддаяны).
Вот и всё. Вот и весь разговор. Бханте не махаянист? Нет. Бхиккху Вималарамси не тантрический ваджраянец? Нет. Значит кто он? Может быть только тхеравадин. Или никто. Абсолютно никто. Пусть выбирает. Создать свою новую Религиозную Традицию у него НЕ получится. Он и сам монах-то ТОЛЬКО ЛИШЬ потому, что — пострижен в старой.)) И не ссорится с её представителями в открытую, — ему это никак НЕ выгодно. И очень опасно.
Вималарамси монах тхеравадинского пострига, но Учитель-основатель новой буддийской школы, которая не Тхеравада. Смешно наблюдать за попытками включить его обратно в Тхераваду, когда сам Вималарамси и его последователи чётко и внятно говорят, что не относятся к этой традиции:
Тем не менее Суттавада не ассоциирует себя с Тхеравадой, хотя сам Бханте Вималарамси изначально стал монахом и учился именно в этой традиции. Тхеравада – это школа, сформировавшаяся в ЮВА и имеющая определённые особенности. Точно так же как, скажем, Чань – школа, сформировавшаяся в Китае и на Дальнем Востоке и имеющая свои особенности. Таким образом, для Суттавады нет никаких причин ассоциировать себя именно с Тхеравадой или с какой-либо другой школой буддизма, поскольку именно этих особенностей, отличающих одну школу от другой, она в себе и не имеет.
Вималарамси наглядно продемонстрировал, что Тхеравада это Никаи, а Никаи это Тхеравада. Если буддист не следует какой-либо Никае, её правилам, традициям и толкованиям - как не следует Вималарамси - то он и не тхеравадин - как не тхеравадин Вималарамси.
Вималарамси наглядно продемонстрировал, что монах тхеравадинского пострига не обязательно Учитель Тхеравады - Вималарамси сам такой монах, но он Учитель-основатель другой, новой школы, не Тхеравады.
Виная это линия посвящений: линия конкретной практики по накоплению заслуг. Обучение медитации ей не тождественно (есть не только Виная, но и Дхарма). Махаяна унаследовала Учения Махасангхики, не унаследовав её Винаю. А Махасангхика это древнейшая, по Винае, буддийская школа - и археологически одна из двух древнейших (вторая - Сарвастивада).
Махаяна унаследовала Учения Сарвастивады, через дочернюю Муласарвастиваду, и Учения Махишасаки, через дочернюю Дхармагуптаку. Эти школы, исторически или археологически, считаются конкурентами Махасангхики на звание древнейшей буддийской школы. Значит, в любом случае, наследница Учения первой буддийской ШКОЛЫ - это именно Махаяна-Ваджраяна.
Палийская школа отказалась, в Дипавамсе, от преемственности с этими "шипами на дереве", а Махаяна признаёт учение всех 18 школ "лоскутного одеяла", дополненные Сутрами Махаяны (которые входили в школьный канон Махасангхики и Дхармагуптаки: Сутры Махаяны не противоположны Никайским). Никайско-Агамические Сутры-Сутты - общий древнейший пласт Трипитаки и Типитаки.
Судя по надписям в Сарнатхе, пали - язык Махавихара-никаи - появился лет через 500 после Паринирваны Будды. До этого уже существовали тексты на гандхари более ранних школ (эпиграфика и манускрипты). Ну а что в буддизме главное - запоминание текстов или правильная медитация? В Палийском каноне есть много историй о том, как реализации достигали люди, получившие от Будды только несколько абзацев Дхармы - и есть слова о том, что можно много помнить, но неверно понимать. Значит, медитация для буддизма важней.
А в Махаяне-Ваджраяне не было сопоставимых кризисов традиций медитации: https://webshus.ru/20206 Такие вот дела, Олег Шашков.
№326930Добавлено: Сб 06 Май 17, 16:16 (8 лет тому назад)
Быть монахом это просто носить титул, от этого плоды сами по себе не придут. Внешняя, как и внутренняя оценка тоже субъективны. А с широкой точки зрения даже все заслуги ничего не значат. Как там Бодхидхарма царю сказал про его сподвижническую деятельность о воздвижении статуй будд и прочее. Все это суета. Не в том смысле, что этого всего делать не надо, а в том, что не нужно на этом зацикливаться и думать о каких то там наградах за что то
Вообще-то, это как раз шкаф с тхеравадой, т.е. с изданием Палийского Канона, включающего все книги Сутанты, Винаи и Абхидхаммы.
Если чтение Палийского Канона (и практика согласно прочитанному) делает тхеравадином, то чтение Текстов Пирамид (и практика согласно прочитанному) делает настоящим египтянином.
"Шкаф с Тхеравадой" - это прямой аналог "пирамиды с религией фараонов".
Вообще-то, это как раз шкаф с тхеравадой, т.е. с изданием Палийского Канона, включающего все книги Сутанты, Винаи и Абхидхаммы.
Если чтение Палийского Канона (и практика согласно прочитанному) делает тхеравадином, то чтение Текстов Пирамид (и практика согласно прочитанному) делает настоящим египтянином.
"Шкаф с Тхеравадой" - это прямой аналог "пирамиды с религией фараонов".
Скорее не египтятином, а посвященным в религию и мировосприятие египтян. Тут еще такой вопрос, насколько этим всем проникся человек. Если очень сильно, то он станет очень похожим в своих суждениях на древнеегипетских жрецов. И может даже как нибудь переродиться в ихнем мире. Его разум сформирует такое психическое состояние, в котором он будет переживать иллюзию своего проживания в такой сфере
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы