Нет. Париниббана не может быть чем то положительным. Это влечёт большие парадоксы.
Сансара это "всё".
Сам Будда говорил, что если бы не было ниббаны, то и оставить циклическое существование было бы невозможно. А, поскольку она есть, то возможно и освободиться.
Саутрантики так считали. Нельзя сказать, что нирвана существует, поскольку являет собой противоположность существования. Это как заноза. Есть заноза (страдание), затем ее вытащили. Нельзя сказать, что присутствует отсутствие занозы.
Я могу сказать только, что ниббана - это не бхава, и что помимо бхавы есть сознания будд, пратьек и остальных арьев. А еще есть дхамма - ниббана, которой Сарипутта в Патисамбхидамагге дает 40 определений-отличий от упадана-кхандх. Зачем было столько писать и не давать прямого ответа на вопрос "возможно ли сознание (в самом широком смысле) после париниббаны", если все так просто? Ну нет видимого, слышимого...идей странных нет. Я уже как-то говорил, что для сознания это все необязательно и приводил в пример арупалоку. Хорошо, что все беспокойство прекращается. Это очень логично. Но сказать, что прекращается всё, не получится, потому что границы этого "всего" не определены. Что-то прекращается, что-то остается.
В этой теме вообще плавают рамки имен. Говорят про термины из буддизма, а выводят из таких же по буквам, но западных.
Саутрантики считали, что у нирваны нет основы (dravya), поэтому то, что о ней говорится это просто слова (условные единицы языка описания реальности). (праджняпти сат). Да, получается, что прекращается все.
№228134Добавлено: Пн 05 Янв 15, 00:14 (10 лет тому назад)
Я понимаю это так:
Ниббана это отсутствие произведение акусалы (лобха/доса/моха/и.т.д.) читтой. Это отсутствие не явлется чем то позитивно существующем. Читту можно тренировать ради этого.
Таким образом некоторые парадоксы не возникают.
Париниббана это когда происходит смерть тела и прекращение всех умственых функций без создания новых.
Саутрантики считали, что у нирваны нет основы (dravya), поэтому то, что о ней говорится это просто слова (условные единицы языка описания реальности). (праджняпти сат). Да, получается, что прекращается все.
У них непонятный этот спор в АКБ. Саутрантики cказали в начале, что три асамскрита дхармы не реальны (бхавантара-bhāvāntara) как рупа, ведана...виджняна. А закончилось всё ничем.
Цитата:
Refutation based on protecting the Vaibhāṣika doctrine; F 283
The Sarvāstivādin asks: – What fault [doṣa] do you see in maintaining that the unconditioned [factor]
is a real entity [dravya]?
[Reply:] – What advantage [guṇa] do you yourself see in (maintaining that the unconditioned factor is
a real entity)?
[The Sarvāstivādin:] – The advantage is that the Vaibhāṣika doctrine [pakṣa] is protected (pālita).
То, что прекращают всё - подтверждения нету в ПК или Абхидхамме. Чего уж проще - написать, что всё прекращается. Но там есть и про счастье, и про приятную ведану, и про постоянство. Я не думаю, что это черный юмор такой, т.к. в этих текстах такого не встречается.
ЗЫ Вообще про ниббану совсем жжот тайская дхаммакая в THE THREE ASPECTS OF NIRVANA, приводя весомые цитаты.
Цитата:
Ayatana is Nirvana. Here Lord Buddha calls Nirvana
an Ayatana because it is a causal object. It is
the cause of path and fruit knowledge. This is like calling form a domain of Ayatana (RupaAyatana)
because form is the causal object of eye consciousness
[KhuddhakanikàyaApadàna p.407]. It does not
mean a land or a place.
Buddhaghosa пишет:
In this verse, the word Vinnanam means nature that
one can come to realize. The word Anidassanam
means that it cannot be seen with the eyes. It cannot
enter the realm of eye consciousness. Lord Buddha
refers only to Nirvana in these two verses. The
word Anantam means this Nirvana is without end
because it is without arising and passing away [as it
is an eternal dhamma which is perpetual without
death, rebirth, or aging].
Цитата:
TheVenerable also includes designated Nirvana [Nirvana as aword
or concept], as opposed to actual Nirvana in the ultimate sense, as having
the characteristics of non-self.The ancient theras, thus, stated in the Parivara
Vinaya:
All sankharas that are conditioned, impermanent,
suffering and Non-self, including designation
of Nirvana, the Venerable considers to
be Non-self.
Ниббана в категорию "я", тем не менее, не попадает. Там высшее благо, высшая пустота, защита и пр. Есть и пустота от анатты с настоящим "я", но вроде как соображение автора. Махаянская паринирвана частично здесь осталась, судя по всему.
Ниббана это отсутствие произведение акусалы (лобха/доса/моха/и.т.д.) читтой. Это отсутствие не явлется чем то позитивно существующем. Читту можно тренировать ради этого.
Таким образом некоторые парадоксы не возникают.
Париниббана это когда происходит смерть тела и прекращение всех умственых функций без создания новых.
Отсутствие одного и присутствие другого. Четасики же заменяют неумелые.
Были в ПК истории, что кто-то помер в джхане и не заметил. Очнулся уже богом. С ниббаной, мне кажется, так же. Со смертью тела прекратится только часть, состоящая из прошлой каммы, ставшей не функционирующей (ahosi kamma, вроде бы).
Прекратится ли читта? Если в значении, что это груда накопленных "семян", то - да. А если ниббана - дхамма, то полное прекращение всего как-то страннно.
Были в ПК истории, что кто-то помер в джхане и не заметил. Очнулся уже богом. С ниббаной, мне кажется, так же. Со смертью тела прекратится только часть, состоящая из прошлой каммы, ставшей не функционирующей (ahosi kamma, вроде бы).
Прекратится ли читта? Если в значении, что это груда накопленных "семян", то - да. А если ниббана - дхамма, то полное прекращение всего как-то страннно.
Как часто пишется, ниббана-без-остатка это прекращение 5 совокупностей. Без них, "сознание Ниббаны" быть не может. Сознание, это как минимум сознание чего-то. А в париниббане нет ничего, даже отсутствия как присутствия.
Sukha может также означать отсутствие dukkha. Сукха не обязательно должна быть веданой. _________________ "Когда двери открыты, нечего лезть через окно"
Париниббана это прекращение 5 совокупностей. Без них, "сознание Ниббаны" быть не может. Сознание, это как минимум сознание чего-то. А в париниббане нет ничего, даже отсутствия как присутствия.
Париниббана это прекращение 5 совокупностей. Без них, "сознание Ниббаны" быть не может. Сознание, это как минимум сознание чего-то. А в париниббане нет ничего, даже отсутствия как присутствия.
Нет ничего, или страданий?
Отсутствие 5 совокупностей и всей дуккхи. _________________ "Когда двери открыты, нечего лезть через окно"
№228525Добавлено: Ср 07 Янв 15, 01:49 (10 лет тому назад)
Дхарма - это не-дхарма. Это ж чаньский Будда сказал, в передаче Махакашьяпе(или кому там?) Ну никакого уважения к чань. А всё больше к растущему в направлении заблуждения пониманию. Эдак Чань и объявить может независимость от буддизма.Дык он тогда буддизмоом-то только и останется.)
№228529Добавлено: Ср 07 Янв 15, 01:58 (10 лет тому назад)
"Субхути, когда Будда проповедовал праджняпарамиту, то она тогда была не праджняпарамитой. Субхути, как ты думаешь, проповедовал ли Так Приходящий какой-нибудь Закон?» Субхути сказал Будде: «Нет ничего, что проповедовал бы Так Приходящий».— «Субхути, как ты думаешь, много ли пылинок в трех тысячах большой тысячи миров?» Субхути сказал:
«Чрезвычайно много, о Превосходнейший в мире».— «Субхути, о всех пылинках Так Приходящий проповедовал как о не-пылинках . Это и называют пылинками. Так Приходящий проповедовал о мирах как о не-мирах. Это и называют мирами. Субхути, как ты думаешь, можно ли по тридцати двум телесным признакам распознать Так Приходящего?»— «Нет, о Превосходнейший в мире, нельзя по тридцати двум телесным признакам распознать Так Приходящего. И по какой причине? Так Приходящий учил о тридцати двух признаках как о не-признаках. Это и называют тридцатью двумя признаками»."
Так как же Нирвана может быть дхармой или даже Дхармой?)
Париниббана это прекращение 5 совокупностей. Без них, "сознание Ниббаны" быть не может. Сознание, это как минимум сознание чего-то. А в париниббане нет ничего, даже отсутствия как присутствия.
№228578Добавлено: Ср 07 Янв 15, 17:28 (10 лет тому назад)
Пять ккандх шибко плохие. К счастию, они непостоянны, и если оставить танху, новое упаданиться не будет, а то, что уже наупаданено, развалится к концу архатского рождения. Вот и сказке конец, а зовется это высшей дхаммой.
Я про чисто отрицательное определение. Чего-то нет, что-то есть. Чистое отрицание сильно смахивает на фантастику в учении, где рассматриваются только составляющие сознания (в самом широком смысле, как присутствие чего-то).
Как часто пишется, ниббана-без-остатка это прекращение 5 совокупностей. Без них, "сознание Ниббаны" быть не может. Сознание, это как минимум сознание чего-то. А в париниббане нет ничего, даже отсутствия как присутствия. Sukha может также означать отсутствие dukkha. Сукха не обязательно должна быть веданой.
Это всё игра словами, чтобы не поймать возможное противоречие. 5 совокупностей прекращаются и остается дхамма ниббана. Реально существующая в тхераваде, вечная и т.д. Не паннатти какое-то. Про джханы я написал, чтобы ниббану рассматривать, не через присутствие/отсутствие совокупностей. Опыт должен быть тот же самый - при жизни архат на нее смотрит или нет. Усилия могут ему требоваться, чтобы войти в это сосредоточение. А потом ведь уже не будет утомляющих 5 кхандх. Усилия будут не нужны.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы