Звучит лучше, но смысл ведь тот же ужасный. "Формации" - это видимо от самскрита\самскара. А правильный смысл там не в том, что они формируются умом или в уме, а в том, что они формируют\действуют - составляют деятельность ума.
И слово "формации" - вообще тут не в тему, даже если иметь в виду смысл, что они формируются. Оно употреблено неграмотным переводчиком, который русский язык знает как тот "таджик"- он думает, что "формации" означает "то, что сформировано". _________________ Буддизм чистой воды
Звучит лучше, но смысл ведь тот же ужасный. "Формации" - это видимо от самскрита\самскара. А правильный смысл там не в том, что они формируются умом или в уме, а в том, что они формируют\действуют - составляют деятельность ума.
И слово "формации" - вообще тут не в тему, даже если иметь в виду смысл, что они формируются. Оно употреблено неграмотным переводчиком, который русский язык знает как тот "таджик"- он думает, что "формации" означает "то, что сформировано".
КИ, я - не большой переводчик. Но четасики-таки "формируют" деятельность ума. Волны в водоеме оформляют "деятельность" водоема...
И четасики-таки "формируются" под действием самскар. Так что я лично не вижу больших изъянов в таком переводе...
Читта - ум в аспекте непостоянства, а дхармы - в аспекте анатмавости (детерминистичности).
Да, хорошее соображение. Но, во-первых, не вижу связи анатмавости и детерминистичности, во-вторых, то, что Вы сказали - наверняка не единственное описание связи ума и дхарм. Возможно, из него можно вывести все остальные описания, но пока это - не вполне ясно...
То есть, вопрос в том, обладает ли такое описание полнотой?
Последний раз редактировалось: Дмитрий С (Пт 05 Июл 13, 00:01), всего редактировалось 1 раз
У Патанджали читта - материя мысли, мышления, сознания.
Мне кажется, трактовка КИ (в связке с упаданой) довольно точно отражает различия. Скажем, в Абхидхамме: "One consciousness, unprompted, accompanied by pleasure, and connected with wrong view. One consciousness, prompted, accompanied by pleasure, and connected with wrong view". Это относится к читте.
"Delusion, Shamelessness" - это относится к четасикам.
Таким образом, четасики актуализируют то, что потенциально было дано в читтах. Но читта дана в связи с упаданой, да и вообще со всей 12-звенной цепочкой. Wrong view - это в чистом виде неведение, например...
P.S. Грубо говоря, можно привести такой пример. Едем мимо моря. Тут кто-то говорит: "О, можно искупаться!" (потому что видит воду). Подъезжаем ближе, видим шторм. Абстрактная возможность искупаться конкретизируется, и "невозможность купания из-за волн" вступает в законную силу . Таким образом, близость воды из всей бесконечности возможностей выделяет возможность искупаться, но конкретные условия отсекают (или, наоборот, усиливают) эту возможность...
Последний раз редактировалось: Дмитрий С (Пт 05 Июл 13, 01:35), всего редактировалось 1 раз
Читта - ум в аспекте непостоянства, а дхармы - в аспекте анатмавости (детерминистичности).
Можно такую аллегорию: Читта, это часы, часы всегда идут, в этом их непостоянство. А четасики, это шестеренки из которых сделаны часы, в этом их детерминистичность.
Читта - ум в аспекте непостоянства, а дхармы - в аспекте анатмавости (детерминистичности).
Можно такую аллегорию: Читта, это часы, часы всегда идут, в этом их непостоянство. А четасики, это шестеренки из которых сделаны часы, в этом их детерминистичность.
Это надо обдумать. Не готов сразу принять такую аналогию, хотя она действительно довольно "иллюстративна".
Те положения Абхидхармы, которые я привел, мне кажется, дают и другие возможности иллюстрации Вашего (на мой взгляд, довольно глубокого) тезиса. Ведь читты не жестко определены, в отличие от четасик. Таким образом, имеем непостоянство в "пространстве читт". Там все обусловлено, все не ясно. Какие-такие состояния, сопровождающиеся удовольствием, да еще и в зависимости от взглядов? Произвол, действительно, довольно большой по сравнению с четасиками...
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы