Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Вопрос про дхармы (что это такое?)

Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Семинар по абхидхарме
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 28375

163052СообщениеДобавлено: Ср 04 Сен 13, 17:46 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

test пишет:
КИ пишет:
Это - дхарма как общее понятие - одно из двух основных значений термина. Другое - дхарма есть предельно единичное, которое возможно выделить при анализе. Оба значения существуют вместе и называются "две стороны".

Где про это пишут?

У Рудого про это есть - наверное из АК.

_________________
यथावस्थितवस्तुस्थिति
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
test
一心


Зарегистрирован: 18.02.2005
Суждений: 18026

163054СообщениеДобавлено: Ср 04 Сен 13, 17:53 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

КИ
Процитируй пожалуйста, если не трудно.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 28375

163056СообщениеДобавлено: Ср 04 Сен 13, 18:03 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

test пишет:
КИ
Процитируй пожалуйста, если не трудно.

Лень искать. Но вот тут явно оттуда взято (там внизу ссылка на АК): http://lib.icr.su/node/887

Цитата:
Психика же истолковывалась буддийскими теоретиками не с содержательной стороны, то есть не в терминах внешнего мира, а именно в своем структурно-динамическом аспекте, и анализ производился на языке, как бы имманентном самой психике, для чего и было инвертировано понятие дхарма.
Семантика этого понятия имеет две стороны: дхарма как единица языка описания психики, которая по своему значению не может быть сведена ни к чему иному, кроме как к самой психике (гносеологический аспект), и дхарма как структурная единица индивидуальной психофизической организации (онтологический аспект).

У Рудого было про эти "две стороны", как именно буддийский термин - то есть, он древний, а не выдуманный. В этой цитате этого не понятно.

_________________
यथावस्थितवस्तुस्थिति
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
test
一心


Зарегистрирован: 18.02.2005
Суждений: 18026

163059СообщениеДобавлено: Ср 04 Сен 13, 18:13 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

Древние люди писали про гносеологический и онтологический аспекты?
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 28375

163060СообщениеДобавлено: Ср 04 Сен 13, 18:19 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

test пишет:
Древние люди писали про гносеологический и онтологический аспекты?

Про то, что обозначается словом и то, что мгновенно-реально. И то, и то - дхарма.

_________________
यथावस्थितवस्तुस्थिति
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
test
一心


Зарегистрирован: 18.02.2005
Суждений: 18026

163061СообщениеДобавлено: Ср 04 Сен 13, 18:20 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

КИ пишет:
Лень искать.

Такой важный тезис и как мы обломались...
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 28375

163062СообщениеДобавлено: Ср 04 Сен 13, 18:23 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

test пишет:
КИ пишет:
Лень искать.

Такой важный тезис и как мы обломались...

Я не помню, где именно про это было подробно - может и не у Рудого. В АК нашлось только то же самое, что и в цитате выше. Помню, что это было внутри перевода или разбора какого-то текста, а не просто в статье. Скорее всего, это место про праджняпти и дравью.

_________________
यथावस्थितवस्तुस्थिति
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Вася П



Зарегистрирован: 20.05.2013
Суждений: 587

163065СообщениеДобавлено: Ср 04 Сен 13, 18:32 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

КИ пишет:
Германн пишет:
Дхармы - условно выделяемые (по одной существенной характеристике) виды опыта.
Это - дхарма как общее понятие - одно из двух основных значений термина. Другое - дхарма есть предельно единичное, которое возможно выделить при анализе. Оба значения существуют вместе и называются "две стороны".
А в чём Вы видите различие между двумя значениями ?
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 28375

163068СообщениеДобавлено: Ср 04 Сен 13, 18:34 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

Вася П пишет:
КИ пишет:
Германн пишет:
Дхармы - условно выделяемые (по одной существенной характеристике) виды опыта.
Это - дхарма как общее понятие - одно из двух основных значений термина. Другое - дхарма есть предельно единичное, которое возможно выделить при анализе. Оба значения существуют вместе и называются "две стороны".
А в чём Вы видите различие между двумя значениями ?

Вы знаете, что такое "единичное" и "общее"?

_________________
यथावस्थितवस्तुस्थिति
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 28375

163069СообщениеДобавлено: Ср 04 Сен 13, 18:39 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

КИ пишет:
test пишет:
КИ пишет:
Лень искать.

Такой важный тезис и как мы обломались...

Я не помню, где именно про это было подробно - может и не у Рудого. В АК нашлось только то же самое, что и в цитате выше. Помню, что это было внутри перевода или разбора какого-то текста, а не просто в статье. Скорее всего, это место про праджняпти и дравью.

Вот что-то похожее:

Как уже говорилось, занимаясь детальной разработкой философского
дискурса относительно дхарм, вайбхашики толковали это понятие в двух
отношениях: дхарма, будучи мгновенным элементарным состоянием, рас-
сматривалась как dravyasat — реально существующая, но в то же время,
будучи единицей описания потока психической жизни индивида, она оп-
ределялась как jneya — существующая в познании, в описании
(prajnapti)3.

_________________
यथावस्थितवस्तुस्थिति
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Вася П



Зарегистрирован: 20.05.2013
Суждений: 587

163070СообщениеДобавлено: Ср 04 Сен 13, 18:41 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

КИ пишет:
Вася П пишет:
КИ пишет:
Германн пишет:
Дхармы - условно выделяемые (по одной существенной характеристике) виды опыта.
Это - дхарма как общее понятие - одно из двух основных значений термина. Другое - дхарма есть предельно единичное, которое возможно выделить при анализе. Оба значения существуют вместе и называются "две стороны".
А в чём Вы видите различие между двумя значениями ?

Вы знаете, что такое "единичное" и "общее"?
Почему то подозревал, что вместо ответа будет нечто подобное ... 8)
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
ИУ
Гость





199179СообщениеДобавлено: Чт 03 Апр 14, 11:33 (3 года тому назад)    Просьба Ответ с цитатой

Читаю о дхарме, потому что возник интерес к буддизму.  У меня просьба, а не могли бы вы так объяснить, что такое дхарма, как объясняли бы ребенку?
Наверх
Nekto_V



Зарегистрирован: 27.08.2010
Суждений: 577
Откуда: Екатеринбург

199183СообщениеДобавлено: Чт 03 Апр 14, 12:18 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

ИУ
Переживание боли как таковое, видимый желтый цвет, ощущаемая твердость - все это дхармы. Дхарма - это "частичка" опыта.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
ИУ
Гость





199185СообщениеДобавлено: Чт 03 Апр 14, 13:15 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

Nekto_V пишет:
ИУ
Переживание боли как таковое, видимый желтый цвет, ощущаемая твердость - все это дхармы. Дхарма - это "частичка" опыта.

Спасибо... Кусочки восприятия? ... А, как тут объясняли раньше, дхарма - это частное и общее, получается, что дхарма и как отдельный фрагмент восприятия, так и обобщенный опыт человека?
Мне кажется, понятие дхармы очень важно хорошо осознать, потому что на нем строится теория мгновенности, которая помогает понять собственное "я".  Получается, что дхарма - это психическая активность индивидума в отдельно взятое мгновение, я правильно поняла?
Наверх
Nekto_V



Зарегистрирован: 27.08.2010
Суждений: 577
Откуда: Екатеринбург

199190СообщениеДобавлено: Чт 03 Апр 14, 14:04 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

ИУ
Цитата:
психическая активность индивидума в отдельно взятое мгновение
Не совсем. Индивидуум "состоит" из потока дхарм. Можно наверное сказать что это поток переживаний или поток опыта. Этот поток неоднороден: если его "рассмотреть" внимательно, то оказывается что он состоит из отличных друг от друга переживаний\явлений: например переживание соленого и переживание красного - разные дхармы. Помимо набора этих вот "переживаний" нет никакого индивида. Поэтому нельзя сказать, что это переживания индивида.

С другой стороны можно считать поток дхарм и индивид синонимами.

Цитата:
дхарма - это частное и общее, получается, что дхарма и как отдельный фрагмент восприятия, так и обобщенный опыт человека?

Насколько я понимаю - дхарма как единичное - это например само конкретное, данное в опыте переживание боли как таковое. Дхарма как общее - категория "боль", которой охватываются все единичные переживания боли .
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Семинар по абхидхарме Часовой пояс: GMT + 4
Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14  След.
Страница 2 из 14
Быстрый ответ
Имя
Редактирование
Сообщение
 

 
Перейти:  
Вам можно начинать темы
Вам можно отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы не можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.090 (0.552) u0.078 s0.004, 18 0.008 [242/0]