Это - дхарма как общее понятие - одно из двух основных значений термина. Другое - дхарма есть предельно единичное, которое возможно выделить при анализе. Оба значения существуют вместе и называются "две стороны".
Где про это пишут?
У Рудого про это есть - наверное из АК. _________________ Буддизм чистой воды
Психика же истолковывалась буддийскими теоретиками не с содержательной стороны, то есть не в терминах внешнего мира, а именно в своем структурно-динамическом аспекте, и анализ производился на языке, как бы имманентном самой психике, для чего и было инвертировано понятие дхарма.
Семантика этого понятия имеет две стороны: дхарма как единица языка описания психики, которая по своему значению не может быть сведена ни к чему иному, кроме как к самой психике (гносеологический аспект), и дхарма как структурная единица индивидуальной психофизической организации (онтологический аспект).
У Рудого было про эти "две стороны", как именно буддийский термин - то есть, он древний, а не выдуманный. В этой цитате этого не понятно. _________________ Буддизм чистой воды
Я не помню, где именно про это было подробно - может и не у Рудого. В АК нашлось только то же самое, что и в цитате выше. Помню, что это было внутри перевода или разбора какого-то текста, а не просто в статье. Скорее всего, это место про праджняпти и дравью. _________________ Буддизм чистой воды
Дхармы - условно выделяемые (по одной существенной характеристике) виды опыта.
Это - дхарма как общее понятие - одно из двух основных значений термина. Другое - дхарма есть предельно единичное, которое возможно выделить при анализе. Оба значения существуют вместе и называются "две стороны".
А в чём Вы видите различие между двумя значениями ?
Дхармы - условно выделяемые (по одной существенной характеристике) виды опыта.
Это - дхарма как общее понятие - одно из двух основных значений термина. Другое - дхарма есть предельно единичное, которое возможно выделить при анализе. Оба значения существуют вместе и называются "две стороны".
А в чём Вы видите различие между двумя значениями ?
Вы знаете, что такое "единичное" и "общее"? _________________ Буддизм чистой воды
Я не помню, где именно про это было подробно - может и не у Рудого. В АК нашлось только то же самое, что и в цитате выше. Помню, что это было внутри перевода или разбора какого-то текста, а не просто в статье. Скорее всего, это место про праджняпти и дравью.
Вот что-то похожее:
Как уже говорилось, занимаясь детальной разработкой философского
дискурса относительно дхарм, вайбхашики толковали это понятие в двух
отношениях: дхарма, будучи мгновенным элементарным состоянием, рас-
сматривалась как dravyasat — реально существующая, но в то же время,
будучи единицей описания потока психической жизни индивида, она оп-
ределялась как jneya — существующая в познании, в описании
(prajnapti)3.
Дхармы - условно выделяемые (по одной существенной характеристике) виды опыта.
Это - дхарма как общее понятие - одно из двух основных значений термина. Другое - дхарма есть предельно единичное, которое возможно выделить при анализе. Оба значения существуют вместе и называются "две стороны".
А в чём Вы видите различие между двумя значениями ?
Вы знаете, что такое "единичное" и "общее"?
Почему то подозревал, что вместо ответа будет нечто подобное ... 8)
ИУ
Переживание боли как таковое, видимый желтый цвет, ощущаемая твердость - все это дхармы. Дхарма - это "частичка" опыта.
Спасибо... Кусочки восприятия? ... А, как тут объясняли раньше, дхарма - это частное и общее, получается, что дхарма и как отдельный фрагмент восприятия, так и обобщенный опыт человека?
Мне кажется, понятие дхармы очень важно хорошо осознать, потому что на нем строится теория мгновенности, которая помогает понять собственное "я". Получается, что дхарма - это психическая активность индивидума в отдельно взятое мгновение, я правильно поняла?
№199190Добавлено: Чт 03 Апр 14, 14:04 (11 лет тому назад)
ИУ
Цитата:
психическая активность индивидума в отдельно взятое мгновение
Не совсем. Индивидуум "состоит" из потока дхарм. Можно наверное сказать что это поток переживаний или поток опыта. Этот поток неоднороден: если его "рассмотреть" внимательно, то оказывается что он состоит из отличных друг от друга переживаний\явлений: например переживание соленого и переживание красного - разные дхармы. Помимо набора этих вот "переживаний" нет никакого индивида. Поэтому нельзя сказать, что это переживания индивида.
С другой стороны можно считать поток дхарм и индивид синонимами.
Цитата:
дхарма - это частное и общее, получается, что дхарма и как отдельный фрагмент восприятия, так и обобщенный опыт человека?
Насколько я понимаю - дхарма как единичное - это например само конкретное, данное в опыте переживание боли как таковое. Дхарма как общее - категория "боль", которой охватываются все единичные переживания боли .
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы