Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Вопрос про дхармы (что это такое?)

Страницы 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Семинар по абхидхарме
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Менель



Зарегистрирован: 08.06.2012
Суждений: 3

118047СообщениеДобавлено: Пт 08 Июн 12, 10:47 (5 лет тому назад)    Вопрос про дхармы (что это такое?) Ответ с цитатой

Здравствуйте! Я отчаялась найти сколько-нибудь адекватный ответ на вопрос "Что такое дхарма?" в философии вайбхашиков.
Учусь на философском факультете.
Помогите, пожалуйста.
Что это такое? Как они существуют? Да, элементарные единицы реальности. Да, создают эту реальность. А сами по себе они что такое?

Спасибо!
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
test
一心


Зарегистрирован: 18.02.2005
Суждений: 18026

118049СообщениеДобавлено: Пт 08 Июн 12, 11:21 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Дхармы, это феномены, с точки зрения учения Будды.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Менель



Зарегистрирован: 08.06.2012
Суждений: 3

118052СообщениеДобавлено: Пт 08 Июн 12, 12:34 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

test, то есть какие-либо явления и события, происходящие или происходившие в мире? Явления и физического (субстанции) и духовного/психического характера?
Говорилось о том, что в вайбхашике, чтобы достичь нирваны, необходимо "успокоить" дхармы.
Мне, как увлекающейся западной философией, они очень напоминают атомы и я не могу от этого ощущения избавиться.
Состоят ли вещи из дхарм?
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 28417

118053СообщениеДобавлено: Пт 08 Июн 12, 13:20 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Феномены в кантианском и гуссерлевском значениях - то, как мир предстает субъекту.
_________________
यथावस्थितवस्तुस्थिति
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Won Soeng
БТР


Зарегистрирован: 14.07.2006
Суждений: 6372
Откуда: Питер

118084СообщениеДобавлено: Сб 09 Июн 12, 00:05 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Дхармы - это признаки, из которых складываются любые моменты сознания. Все дхармы пусты от чего бы то ни было, ни из чего не состоят и ничем не сконструированы. То есть, не содержат ничего, кроме обозначения. Проще говоря, дхармы - это элементы классификации.
_________________
Пока человек верит в безусловность правильных взглядов, он просто не смотрит на условия в которых эти взгляды взращиваются
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
test
一心


Зарегистрирован: 18.02.2005
Суждений: 18026

118091СообщениеДобавлено: Сб 09 Июн 12, 08:38 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Менель пишет:
test, то есть какие-либо явления и события, происходящие или происходившие в мире?

Явления. Не события. "Явление" подразумевает, что оно дано сознанию.

   

Цитата:
Явления и физического (субстанции) и духовного/психического характера?

Явления любого характера, но рассматрвиаемые с феноменологической точки зрения, где сознание/познание первично.

Менель пишет:
Говорилось о том, что в вайбхашике, чтобы достичь нирваны, необходимо "успокоить" дхармы.
Мне, как увлекающейся западной философией, они очень напоминают атомы и я не могу от этого ощущения избавиться.
Состоят ли вещи из дхарм?

При такой постановке вопроса разницу не понять. Потому что дхармы, это элементы познания с определенной познавательной установки. С этой установки вы можете познавать всё то же самое, что и со, скажем, метафизической установки, но содержание познания будет разное. Вещи метафизика не состоят из дхарм, так как метафизик не различает (на замечает) дхармы. Однако если проанализировать его познание, то там также обнаружатся дхармы, хоть метафизик их и не замечал. А правильно познанные вещи феноменолога состоят из дхарм.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Менель



Зарегистрирован: 08.06.2012
Суждений: 3

118092СообщениеДобавлено: Сб 09 Июн 12, 09:15 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

test
Всё, уловила)
Спасибо большое)
КИ, БТР, спасибо!)
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
С.К.
Гость


Откуда: Petrenko


118097СообщениеДобавлено: Сб 09 Июн 12, 18:48 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Явление это предмет наглядного представления, который по своей природе, еще не определен. Его можно назвать первичным элементом чувственного. Дхарма же в буддийском понимании это вполне конкретная качественная-определенность. Так, что определение термина феномен не совпадает с  определение термина дхарма.
Наверх
test
一心


Зарегистрирован: 18.02.2005
Суждений: 18026

118098СообщениеДобавлено: Сб 09 Июн 12, 19:28 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

С фен. точки зрения явление по своей природе самоопределено - оно является тем, что оно есть.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 28417

118099СообщениеДобавлено: Сб 09 Июн 12, 20:34 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

test пишет:
С фен. точки зрения явление по своей природе самоопределено - оно является тем, что оно есть.

Т.е., свабхава.

_________________
यथावस्थितवस्तुस्थिति
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
ТМ



Зарегистрирован: 05.04.2005
Суждений: 2461

118236СообщениеДобавлено: Ср 13 Июн 12, 00:28 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

Менель пишет:
Мне, как увлекающейся западной философией, они очень напоминают атомы и я не могу от этого ощущения избавиться.
Состоят ли вещи из дхарм?

Это взгляд не через глаза, как в случае с атомами, а "взгляд" в свое познание. Какие в нем есть составляющие, силы, факторы, явления и насколько они соответствуют буддийской цели.  И характеристики этих явлений совсем другие, чем у атомов. У них нет продолжительности (познания сами конструируют время), они не соприкасаются , но между ними нет и промежутка (это не шарики в пространстве), они не возникают (как кирпич на заводе), на них не указать (на познание не указать, это не объект 5 чувств) и прочее. Как кирпич состоит из атомов, так же и ваше познание - это сплетение этих явлений (дхарм). На этом сходство заканчивается, как я думаю.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Джаниил
Гость





160060СообщениеДобавлено: Пт 16 Авг 13, 22:14 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

Буддийские дхармы необходимо понимать в контексте причино-следственных процессов (идаппаччаята) т.е в контексте тотальной изменчивости. Это принципиальное различие буддийской онтологии от брахманизма и от классических европейских онтологий, где в основе лежит фундаментальное основание - будь то "атман", "бог", "эйдос" "воля" и т.д.
Наверх
Германн



Зарегистрирован: 31.10.2012
Суждений: 602

163041СообщениеДобавлено: Ср 04 Сен 13, 17:00 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

Дхармы - условно выделяемые (по одной существенной характеристике) виды опыта.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 28417

163046СообщениеДобавлено: Ср 04 Сен 13, 17:22 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

Германн пишет:
Дхармы - условно выделяемые (по одной существенной характеристике) виды опыта.

Это - дхарма как общее понятие - одно из двух основных значений термина. Другое - дхарма есть предельно единичное, которое возможно выделить при анализе. Оба значения существуют вместе и называются "две стороны".

_________________
यथावस्थितवस्तुस्थिति
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
test
一心


Зарегистрирован: 18.02.2005
Суждений: 18026

163051СообщениеДобавлено: Ср 04 Сен 13, 17:42 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

КИ пишет:
Это - дхарма как общее понятие - одно из двух основных значений термина. Другое - дхарма есть предельно единичное, которое возможно выделить при анализе. Оба значения существуют вместе и называются "две стороны".

Где про это пишут?
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Семинар по абхидхарме Часовой пояс: GMT + 4
Страницы 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14  След.
Страница 1 из 14
Быстрый ответ
Имя
Редактирование
Сообщение
 

 
Перейти:  
Вам можно начинать темы
Вам можно отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы не можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.086 (0.645) u0.075 s0.003, 18 0.010 [242/0]