Надо понимать, что Будда никогда не говорит нечто не полезное, не говорит что-то просто так, а всегда учит и только полезному. В этом случае точно так же - почему-то монахам полезно знать, что Будда их учит не всему, что знает сам.
Да, это то, с чем можно работать - предполагать контекст, назидательный, причём внешний, со стороны редактуры. Здесь и появляется директор центра. В порядке упражнения хотелось посмотреть вне контекста, на вот это "почему-то".
Смысл вне контекста, я полагаю, не может быть - выдернув слова из одного контекста, вы тут же вставляете его в другой - уже своей собственный. Просто потому, что иначе никакого смысла в словах не будет. Смысл всегда контекстуален, даже если это контекст проповеди, типа еврейского мидраша, в которой из священного писания выхватывается фраза и интерпретируется вовсе без привязки к контексту, из которого она выхвачена.
Если кто не понял, про что речь, то вот пример:
- Ибо сказано в Писании "и взял Господь одной рукой немножко листьев"! Поэтому, братия, подходите и берите каждый себе по щепотке чая для своего чайника, и так каждый получит свою справедливую долю. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Хорошо. Тогда посмотрим в текст - и увидим, что Будда говорит "многое есть всякого разного знания (в мире), как много есть всяких разных деревьев и листьев на них в этом лесе, но я протягиваю вам вот эту горсть листьев - это всё, что вам нужно, чтобы познать то, что знаю я". Это говорит Будда о том, что нужно для обрения абхиджни - высшего знания и Освобождения.
Я в этой метафоре вижу очень характерный буддийский контекст, ставший потом центральным для китайского буддизма: всё, что нам нужно для пробуждения - у нас прямо под ногами, а не где-то не верхушках неведомых деревьев.
Метафору такую не вижу, но указание на абхиджну есть, да, что можно было бы натянуть как - "остальное вы тоже увидите, таким же образом (абхиджней), но сначала к этому нужно прийти, а это только после познания БИ", вроде логично - если будет достигнута абхиджня, то и остальные листья откроются, те, которые не ведут к святой жизни и не полезны. Они и не полезны, потому что абхиджни нет, т.е. только превратно может быть понято, или непонято. Иначе - речь так и так о последовательности, взаимозависимости.
Хорошо. Тогда посмотрим в текст - и увидим, что Будда говорит "многое есть всякого разного знания (в мире), как много есть всяких разных деревьев и листьев на них в этом лесе, но я протягиваю вам вот эту горсть листьев - это всё, что вам нужно, чтобы познать то, что знаю я". Это говорит Будда о том, что нужно для обрения абхиджни - высшего знания и Освобождения.
Я в этой метафоре вижу очень характерный буддийский контекст, ставший потом центральным для китайского буддизма: всё, что нам нужно для пробуждения - у нас прямо под ногами, а не где-то не верхушках неведомых деревьев.
Метафору такую не вижу, но указание на абхиджну есть, да, что можно было бы натянуть как - "остальное вы тоже увидите, таким же образом (абхиджней), но сначала к этому нужно прийти, а это только после познания БИ", вроде логично - если будет достигнута абхиджня, то и остальные листья откроются, те, которые не ведут к святой жизни и не полезны. Они и не полезны, потому что абхиджни нет, т.е. только превратно может быть понято, или непонято. Иначе - речь так и так о последовательности, взаимозависимости.
Согласен. Но вижу в этом довольно типичное явление: например, когда я хорошо понимаю принципы психологии, мне становятся понятны и принципы экономических отношений.
Тут, своего рода, перекличка с образом "сети Индры", где в каждом узелке - жемчужина, в которой отражаются все другие жемчужины. Наверно, этот образ - как раз про абхиджняну. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Согласен. Но вижу в этом довольно типичное явление: например, когда я хорошо понимаю принципы психологии, мне становятся понятны и принципы экономических отношений.
Тут, своего рода, перекличка с образом "сети Индры", где в каждом узелке - жемчужина, в которой отражаются все другие жемчужины. Наверно, этот образ - как раз про абхиджняну.
Интересно то, что у сутты есть иные, более убедительные смыслы, нежели тот, который закреплён хрестоматией. Самое очевидное, как обычно - совсем не очевидно.
Согласен. Но вижу в этом довольно типичное явление: например, когда я хорошо понимаю принципы психологии, мне становятся понятны и принципы экономических отношений.
Тут, своего рода, перекличка с образом "сети Индры", где в каждом узелке - жемчужина, в которой отражаются все другие жемчужины. Наверно, этот образ - как раз про абхиджняну.
Интересно то, что у сутты есть иные, более убедительные смыслы, нежели тот, который закреплён хрестоматией. Самое очевидное, как обычно - совсем не очевидно.
Вполне возможно находить в суттах иные, не закреплённые хрестоматией смыслы. В этом нормальная суть духовного поиска. Нагарджуна таким образом нашёл тексты Праджняпарамиты. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы