Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Читта -- Мано -- Винньяна

Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Южный буддизм
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Helios



Зарегистрирован: 10.06.2018
Суждений: 1345

597021СообщениеДобавлено: Вт 04 Янв 22, 15:35 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

HazelPerez
Цитата:
А часть фразы "переживает плоды поступков" не критикуется.
А где она в суттах утверждается? Может я реально че забыл. Звучит субъективно, чтоли. То есть появляется как бы субъект. Кстати определение для атмана - он переживает плоды поступков.
Что есть в суттах, так это то, что винньяна переживает болезненное и приятное. Это есть.


Ответы на этот пост: HazelPerez
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30509

597022СообщениеДобавлено: Вт 04 Янв 22, 15:38 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

Helios пишет:
Горсть листьев пишет:
Helios пишет:
Горсть листьев пишет:
Да, я тоже вижу так, что читта - это наиболее общее понятие ума и умственного, в то время как виньяна соотносится с различными функциональными особенностями. А вот мано - это обозначение ума как некого "центра принятия решений".
Насчёт использования слова психика я не совсем согласен. Мой медитативный опыт подсказывает, что психика - это вся панчаскандха, а не только виньянаскандха.

Ну вот я ж говорю - то, что называют мано, винньяна, читта - это психика. Или Вы сюда и рупу включаете? Мне все-таки кажется, что тело не психика, а реальный объект, который воспринимается посредством психического процесса. 🤔

[Но это наверное уже другая тема: как определяются пять кхандх и дхаммы, что именно мы наблюдаем в медитации? Она мне тоже интересна. Возможно Будда разделял Кайя и Рупа-дхаммы. И таким образом из-за разных ракурсов дублирования созерцаний (4элемента в каянупассане и рупа-кхандха в дхамманупассане) не происходило. Здесь Кайя - это физическое тело и его анализировали анатомически, на природу разложения, на четыре физических элемента - которые однородны с внешней средой. Тело рождается и умирает, зависит от питания, формируется дыханием. Рупа же - это возможно более феноменальный образ материи, data чувств. Наверное, тогда и читту можно воспринимать как некое "психическое тело", в котором в свою очередь возникают феноменальные процессы как опыт, который впоследствии изучается в форме дхамм. Но это не точно. ]
Да, я понял из разных объяснений и собственной практики, что рупа - это общее наименование для любой воспринимаемой формы (хотя в первую очередь имеется в виду форма видимого).
Читта как психическое тело - по-моему, вполне нормальное понимание, во всяком случае вполне возможная интерпретация того, что именно про читту говорится как про то, что служит своеобразным буддийским эквивалентом души в нашем просторечии (подчёркиваю слово "своеобразный", так как этот эквивалент не буквальный). Так в сутте для принца Паяси Кассапа говорит о людях злобных и добродушных - в первом случае это byāpannacittā, а во втором аbyāpannacittā.

Тогда выходит читта - это как и кая поверхностный или конвенкциональный взгляд на психику. Ведь сатипаттхана это не чистая випассана. Сатипаттхана идеть перед джханами и призвана в первую очередь джханы развить. А объектом для джхан служат цельные концепции, а не детальный анализ. имхо.
Да, читта - это самый простой способ выражения идеи о мыслящем субъекте - ум-душа-сердце в одном слове. Кстати, то же самое и сати - тоже очень древнее и неоднозначное слово. У бх. Суджато об этом интересно и познавательно.
_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Helios



Зарегистрирован: 10.06.2018
Суждений: 1345

597023СообщениеДобавлено: Вт 04 Янв 22, 15:40 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
Helios пишет:
LS Сергей пишет:
Читта, как абсолютная реальность, - это минимальный элемент (атом, такт) [дискретного] сознания. Сознание - это непрерывный поток читт.
По крайней мере так в Абхиддхамме
Да, так в абхидхамме, но абхидхамма известна тем, что переименовывает понятия. Например в ПК абхидхамме читта - это чистейший синоним для сознания. читта бывает по шести оргнанам чувств, тогда это шестиричная винньяна. То есть читта - это абстрактное сепарированное сознанме, совозникающее со своими состояниями - четасиками. Четаски к слову в суттанте нет как термина.
А мне интересно больше изначальное понимание термина. Он слегка размыт. Почему-то.
Абхидхамма, собственно, потому и называется так, что разбирает и систематизирует понятийный аппарат (дхаммы), чтобы сделать наиболее точным понимание того, что говорится в суттах. Это делается путём того, что от общеупотребительных слов типа читта "отшелушивается" всякий наносной культурный слой и остаётся только смысловое зерно - так читта из очень общего понятия, используемого в нарративах суттанты равнозначно нашему душа-сердце, ("доброе сердце; возвышенная душа и тп.) превращается в философский кристалл "мысль/мышление" как процесс, сформированный мысленными элементами - чайтасика (от читта + уменьшительный суффикс).

Дело в том, что мне кажется у Будды была своя абхидхамма. И частично она дошла до нас в виде абхидхамма-сутт (в санньюте много таких, немного в ангутаре и маджиме). А потом ее заново изобрели комментаторы на основе тех же сутт, своего некого (ограниченого) опыта и логики. Но хотя они вносят красоту и ясность, не веет от них крутостью Будды. Я подозреваю, что сам он видел как оно на самом деле, а не просто "как логично". И если хотя бы есть малая вероятность реконструировать по суттам хоть что-то - это уже хорошо.


Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Helios



Зарегистрирован: 10.06.2018
Суждений: 1345

597025СообщениеДобавлено: Вт 04 Янв 22, 15:47 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

HazelPerez
Цитата:
В той сутте где они ставятся в один ряд, я так понимаю, говорится про точку зрения мирян, которые не разделяют понятия и употребляют их в бытовом плане как угодно.
Тут два момента. Шесть сфер - органы и объекты это как бы другая класификация шести элементов(земля, вода, огонь, ветер, пространство, сознание). Если материальные органы и обьекты - это рупа элементы, то манас скорее всего - элемент сознания. Тем более не понятно как из рупы винньяна возникнет - видимо она берет начало от манаса, который представляет винньяна-элемент...

У девов арупа-сфер есть один орган - манас, а мозга и тонко-материального тела нет. Следовательно манас может определяться как чисто психический орган.
Так ли это для мясных мешков? - надо думать...


Последний раз редактировалось: Helios (Вт 04 Янв 22, 15:55), всего редактировалось 2 раз(а)
Ответы на этот пост: Горсть листьев, HazelPerez
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
HazelPerez



Зарегистрирован: 19.11.2021
Суждений: 150

597027СообщениеДобавлено: Вт 04 Янв 22, 15:50 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

Helios пишет:
HazelPerez
Цитата:
А часть фразы "переживает плоды поступков" не критикуется.
А где она в суттах утверждается? Может я реально че забыл. Звучит субъективно, чтоли. То есть появляется как бы субъект. Кстати определение для атмана - он переживает плоды поступков.
Что есть в суттах, так это то, что винньяна переживает болезненное и приятное. Это есть.
Так монах Сати ее и говорит. Он же учился у Будды. А Будда с этим не спорит, на мой взгляд. Она не обязательно должна отдельно объясняться в таком виде самим Буддой, так как была вероятно обычным бытовым понятием известным каждому древнему индийцу.

Это гипотеза которую я считаю вероятной, я разумеется не говорю что это на сто процентов было так. "Субъект", да, возможно в каком-то смысле можно и так сказать, но "наблюдатель" я думаю будет точнее.

"Атман" это уже немного другая тема, на мой взгляд, так как я предполагаю что никакого понятия "атман" из остальной индийской философии в суттах не присутствует. А "атта" в суттах это бытовое "я".

Но действительно, в древней индии некоторыми, судя по текстам, виджняна считалась атманом (чтобы они под этим не подразумевали). Например, в Упанишадах. Соответственно, то что виджняна кем-то считается неким атманом, на мой взгляд не означает что виджняна не "переживает плоды". Просто то, что "переживает плоды" некоторыми считалось за атман.

"Болезненное и приятное" это в общем, насколько я знаю, и есть "плоды" поступков.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30509

597028СообщениеДобавлено: Вт 04 Янв 22, 15:54 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

Helios пишет:
Горсть листьев пишет:
Helios пишет:
LS Сергей пишет:
Читта, как абсолютная реальность, - это минимальный элемент (атом, такт) [дискретного] сознания. Сознание - это непрерывный поток читт.
По крайней мере так в Абхиддхамме
Да, так в абхидхамме, но абхидхамма известна тем, что переименовывает понятия. Например в ПК абхидхамме читта - это чистейший синоним для сознания. читта бывает по шести оргнанам чувств, тогда это шестиричная винньяна. То есть читта - это абстрактное сепарированное сознанме, совозникающее со своими состояниями - четасиками. Четаски к слову в суттанте нет как термина.
А мне интересно больше изначальное понимание термина. Он слегка размыт. Почему-то.
Абхидхамма, собственно, потому и называется так, что разбирает и систематизирует понятийный аппарат (дхаммы), чтобы сделать наиболее точным понимание того, что говорится в суттах. Это делается путём того, что от общеупотребительных слов типа читта "отшелушивается" всякий наносной культурный слой и остаётся только смысловое зерно - так читта из очень общего понятия, используемого в нарративах суттанты равнозначно нашему душа-сердце, ("доброе сердце; возвышенная душа и тп.) превращается в философский кристалл "мысль/мышление" как процесс, сформированный мысленными элементами - чайтасика (от читта + уменьшительный суффикс).

Дело в том, что мне кажется у Будды была своя абхидхамма. И частично она дошла до нас в виде абхидхамма-сутт (в санньюте много таких, немного в ангутаре и маджиме). А потом ее заново изобрели комментаторы на основе тех же сутт, своего некого (ограниченого) опыта и логики. Но хотя они вносят красоту и ясность, не веет от них крутостью Будды. Я подозреваю, что сам он видел как оно на самом деле, а не просто "как логично". И если хотя бы есть малая вероятность реконструировать по суттам хоть что-то - это уже хорошо.
Да, несомненно, Багават разъяснял кое-что, но многое осталось неразъяснённым (поскольку, полагаю, было и так понятно непосредственным слушателям), что и стало определённым "камнем преткновения" для новых поколений буддистов, когда буддизм вырос из набедренной повязки саманы и до размера трёх покрывал монаха. Совсем недавно вышла новая книга проф. Гомбрича (прочитал только критику, саму её ещё не приобрел), в которой он объясняет, что пали вполне можно считать характерным буддийским "общим языком", так как сформировался он на основе нескольких диалектов Магадхи и соседних земель и служил для людей разноязычных объединяющей речевым средством. Это я к тому, что уже через 150-200 лет после Паринирваны сообщество буддистов так разрослось, что многим требовалось объяснение того, что именно говорится в суттах и как следует правильно понимать смыслообразующие термины и понятия, как именно складывается единая структура медитативной практики из разбросанных по многим суттам объяснений и подсказок. Вот для этой цели - введения единого стандарта буддийского образования (как мы сейчас говорим) - и была развёрнута Абхидхамма во всей своей полноте. Но основы её, как вы верно догадались, её корни - в самой дхамма-винае, то есть наиболее ранних буддийских текстах (РБТ; Early Buddhist Texts - EBT).
_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.


Ответы на этот пост: Helios
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30509

597029СообщениеДобавлено: Вт 04 Янв 22, 15:58 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

Helios пишет:
HazelPerez
Цитата:
В той сутте где они ставятся в один ряд, я так понимаю, говорится про точку зрения мирян, которые не разделяют понятия и употребляют их в бытовом плане как угодно.
Тут два момента. Шесть сфер - органы и объекты это как бы другая класификация шести элементов(земля, вода, огонь, ветер, пространство, сознание). Если материальные органы и обьекты - это рупа элементы, то манас скорее всего - элемент сознания. Тем более не понятно как из рупы винньяна возникнет - видимо она берет начало от манаса, который представляет винньяна-элемент...

У девов арупа-сфер есть один орган - манас, а мозга и тонко-материального тела нет. Следовательно манас может определяться как чисто психический орган.
Так ли это для мясных мешков? - надо думать...
Насколько я знаю, манас как самостоятельный психический орган - это раздел воззрения самкхья-йоги. Возможно ли, что в буддийских текстах этот термин используется как заимствование из самкхья?
_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.


Ответы на этот пост: Helios
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Helios



Зарегистрирован: 10.06.2018
Суждений: 1345

597030СообщениеДобавлено: Вт 04 Янв 22, 16:01 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

HazelPerez
Цитата:
Атман" это уже немного другая тема, на мой взгляд, так как я предполагаю что никакого понятия "атман" из остальной индийской философии в суттах не присутствует.

Это может показаться на первый взгляд, особенно если мы хотим встать в опозицию с сложившимся западным пониманием буддизма. Но внимательное прочтение сутт показывает, что атта - это как раз представление о душе, самости. И в брахмаджале сутте особенно много опровержений о такой душе. Есть в других маджима-суттах анализ типа - управляет ли атта совокупностями, или она в совокупностях или совокупности в ней. Тут речь идет не о простом возвратном местоимении указателе личности и не о представлении о себе как о Я, а о неком субстрате, субъекте, выходяще  за рамки ума и тела и ими управляющего или, одержащего их в себе или находящегося в них. Как в нашей культууое обычно представляют - что душа в нашем теле. Ум служит душе.


Ответы на этот пост: HazelPerez
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
HazelPerez



Зарегистрирован: 19.11.2021
Суждений: 150

597031СообщениеДобавлено: Вт 04 Янв 22, 16:04 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

Helios пишет:
HazelPerez
Цитата:
В той сутте где они ставятся в один ряд, я так понимаю, говорится про точку зрения мирян, которые не разделяют понятия и употребляют их в бытовом плане как угодно.
Тут два момента. Шесть сфер - органы и объекты это как бы другая класификация шести элементов(земля, вода, огонь, ветер, пространство, сознание). Если материальные органы и обьекты - это рупа элементы, то манас скорее всего - элемент сознания. Тем более не монятно как из рупы винньяна возникнет - видимо она берет начало от манаса...

И в девов арупа-сферя есть один орган - манас, а мозга и тонко-материального тела нет. Следовательно манас может определяться как чисто психический орган.
Так ли это для мясных мешков? - надо думать...
Внутренние махабхуты в сутрах определяются так, на сколько я знаю: Земля - кости, волосы, ногти, кожа и пр. Вода - кровь, слюна, пот и пр. Огонь - все теплое и жгучее в теле, и то что переваривает пищу (кислота). Воздух - различные газы в теле и воздух в легких. Пространство - различные полости в теле. Иногда еще сюда добавляется виджняна.

Я не думаю что необходимо сводить друг к другу шесть сфер и шесть "элементов", это скорее всего про разное. "Сферы" это на мой взгляд "области мышления про себя". У девов арупа-локи только одна такая область, в которой они считают нечто собой - область метафизических объектов мышления (бесконечного пространства, бесконечного сознанпия и т.д.)

Цитата:
Тем более не монятно как из рупы винньяна возникнет
Поскольку виджняна определяется через глагол "виджанати", я предполагаю она вполне может быть функцией рупы (как и остальная "нама" - ведана, самджня и четана). Либо, например, некоторые другие индийские философии говорят про некий "манас" как точечный физический объект (атом), который скачет в теле быстро от органа к органу.

Последний раз редактировалось: HazelPerez (Вт 04 Янв 22, 16:13), всего редактировалось 2 раз(а)
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Helios



Зарегистрирован: 10.06.2018
Суждений: 1345

597033СообщениеДобавлено: Вт 04 Янв 22, 16:07 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
Helios пишет:
HazelPerez
Цитата:
В той сутте где они ставятся в один ряд, я так понимаю, говорится про точку зрения мирян, которые не разделяют понятия и употребляют их в бытовом плане как угодно.
Тут два момента. Шесть сфер - органы и объекты это как бы другая класификация шести элементов(земля, вода, огонь, ветер, пространство, сознание). Если материальные органы и обьекты - это рупа элементы, то манас скорее всего - элемент сознания. Тем более не понятно как из рупы винньяна возникнет - видимо она берет начало от манаса, который представляет винньяна-элемент...

У девов арупа-сфер есть один орган - манас, а мозга и тонко-материального тела нет. Следовательно манас может определяться как чисто психический орган.
Так ли это для мясных мешков? - надо думать...
Насколько я знаю, манас как самостоятельный психический орган - это раздел воззрения самкхья-йоги. Возможно ли, что в буддийских текстах этот термин используется как заимствование из самкхья?

Мне видится это деление удобным. Все что не относится к чувственномв опыту - все мано опыт. Вот и все. Весь опыт поделили. Раздробили (чтобы атманистой копактности не было). Все свели к уму и чувствам. Если к примеру какое-то состояние самадхи - то это не сфера трансцедентного сознания, а тонкая мано-винньяна.

Еще тогда было представление, что сознание не может возникать от материи. Следовательно манас как некая куча-сознания - это семя для всех вновь возникающих шести винньяна-дхату.

Опять же имхо - тут большая сфера догадок.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
HazelPerez



Зарегистрирован: 19.11.2021
Суждений: 150

597034СообщениеДобавлено: Вт 04 Янв 22, 16:09 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

Helios пишет:
HazelPerez
Цитата:
Атман" это уже немного другая тема, на мой взгляд, так как я предполагаю что никакого понятия "атман" из остальной индийской философии в суттах не присутствует.

Это может показаться на первый взгляд, особенно если мы хотим встать в опозицию с сложившимся западным пониманием буддизма. Но внимательное прочтение сутт показывает, что атта - это как раз представление о душе, самости. И в брахмаджале сутте особенно много опровержений о такой душе. Есть в других маджима-суттах анализ типа - управляет ли атта совокупностями, или она в совокупностях или совокупности в ней. Тут речь идет не о простом возвратном местоимении указателе личности и не о представлении о себе как о Я, а о неком субстрате, субъекте, выходяще  за рамки ума и тела и ими управляющего или, одержащего их в себе или находящегося в них. Как в нашей культууое обычно представляют - что душа в нашем теле. Ум служит душе.
Ну, я со своей стороны предполагаю иначе. Например, у современных материалистов нет представлений о душе. Однако, они считают тело собой (атта).

Ответы на этот пост: Helios, Helios
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Helios



Зарегистрирован: 10.06.2018
Суждений: 1345

597035СообщениеДобавлено: Вт 04 Янв 22, 16:15 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
Helios пишет:
Горсть листьев пишет:
Helios пишет:
LS Сергей пишет:
Читта, как абсолютная реальность, - это минимальный элемент (атом, такт) [дискретного] сознания. Сознание - это непрерывный поток читт.
По крайней мере так в Абхиддхамме
Да, так в абхидхамме, но абхидхамма известна тем, что переименовывает понятия. Например в ПК абхидхамме читта - это чистейший синоним для сознания. читта бывает по шести оргнанам чувств, тогда это шестиричная винньяна. То есть читта - это абстрактное сепарированное сознанме, совозникающее со своими состояниями - четасиками. Четаски к слову в суттанте нет как термина.
А мне интересно больше изначальное понимание термина. Он слегка размыт. Почему-то.
Абхидхамма, собственно, потому и называется так, что разбирает и систематизирует понятийный аппарат (дхаммы), чтобы сделать наиболее точным понимание того, что говорится в суттах. Это делается путём того, что от общеупотребительных слов типа читта "отшелушивается" всякий наносной культурный слой и остаётся только смысловое зерно - так читта из очень общего понятия, используемого в нарративах суттанты равнозначно нашему душа-сердце, ("доброе сердце; возвышенная душа и тп.) превращается в философский кристалл "мысль/мышление" как процесс, сформированный мысленными элементами - чайтасика (от читта + уменьшительный суффикс).

Дело в том, что мне кажется у Будды была своя абхидхамма. И частично она дошла до нас в виде абхидхамма-сутт (в санньюте много таких, немного в ангутаре и маджиме). А потом ее заново изобрели комментаторы на основе тех же сутт, своего некого (ограниченого) опыта и логики. Но хотя они вносят красоту и ясность, не веет от них крутостью Будды. Я подозреваю, что сам он видел как оно на самом деле, а не просто "как логично". И если хотя бы есть малая вероятность реконструировать по суттам хоть что-то - это уже хорошо.
Да, несомненно, Багават разъяснял кое-что, но многое осталось неразъяснённым (поскольку, полагаю, было и так понятно непосредственным слушателям), что и стало определённым "камнем преткновения" для новых поколений буддистов, когда буддизм вырос из набедренной повязки саманы и до размера трёх покрывал монаха. Совсем недавно вышла новая книга проф. Гомбрича (прочитал только критику, саму её ещё не приобрел), в которой он объясняет, что пали вполне можно считать характерным буддийским "общим языком", так как сформировался он на основе нескольких диалектов Магадхи и соседних земель и служил для людей разноязычных объединяющей речевым средством. Это я к тому, что уже через 150-200 лет после Паринирваны сообщество буддистов так разрослось, что многим требовалось объяснение того, что именно говорится в суттах и как следует правильно понимать смыслообразующие термины и понятия, как именно складывается единая структура медитативной практики из разбросанных по многим суттам объяснений и подсказок. Вот для этой цели - введения единого стандарта буддийского образования (как мы сейчас говорим) - и была развёрнута Абхидхамма во всей своей полноте. Но основы её, как вы верно догадались, её корни - в самой дхамма-винае, то есть наиболее ранних буддийских текстах (РБТ; Early Buddhist Texts - EBT).

Все может оказаться проще намного, ведь разные способы деления и классификации опыта равноценны:
http://www.theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/sn35_245-kimsukopama-sutta-sv.htm
И главное - увидеть аниччу + идо-паччая-> анатту. А как смотреть смотреть на опыт, как делить - важно, но не на столько. Быть может Будда не сильно фиксировал внимание на деталях и учил в стиле У Ба Кхина: активизируйте аниччу ребята, активизированная аничча породит ниббана-дхату, который потушит все нафиг. ;)


Последний раз редактировалось: Helios (Вт 04 Янв 22, 16:52), всего редактировалось 1 раз
Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Helios



Зарегистрирован: 10.06.2018
Суждений: 1345

597036СообщениеДобавлено: Вт 04 Янв 22, 16:18 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

HazelPerez пишет:
Helios пишет:
HazelPerez
Цитата:
Атман" это уже немного другая тема, на мой взгляд, так как я предполагаю что никакого понятия "атман" из остальной индийской философии в суттах не присутствует.

Это может показаться на первый взгляд, особенно если мы хотим встать в опозицию с сложившимся западным пониманием буддизма. Но внимательное прочтение сутт показывает, что атта - это как раз представление о душе, самости. И в брахмаджале сутте особенно много опровержений о такой душе. Есть в других маджима-суттах анализ типа - управляет ли атта совокупностями, или она в совокупностях или совокупности в ней. Тут речь идет не о простом возвратном местоимении указателе личности и не о представлении о себе как о Я, а о неком субстрате, субъекте, выходяще  за рамки ума и тела и ими управляющего или, одержащего их в себе или находящегося в них. Как в нашей культууое обычно представляют - что душа в нашем теле. Ум служит душе.
Ну, я со своей стороны предполагаю иначе. Например, у современных материалистов нет представлений о душе. Однако, они считают тело собой (атта).
Просто в данном случае душа - это тело. Вот такая материальная, целостная. Я имею ввиду представление древних индийских аннигиляционистов, котрые имели самые грубые представления.
И вот у них это тело - душа - длилось некоторое время, но не вечное.


Ответы на этот пост: Горсть листьев, HazelPerez
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Helios



Зарегистрирован: 10.06.2018
Суждений: 1345

597037СообщениеДобавлено: Вт 04 Янв 22, 16:22 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

HazelPerez пишет:
Helios пишет:
HazelPerez
Цитата:
Атман" это уже немного другая тема, на мой взгляд, так как я предполагаю что никакого понятия "атман" из остальной индийской философии в суттах не присутствует.

Это может показаться на первый взгляд, особенно если мы хотим встать в опозицию с сложившимся западным пониманием буддизма. Но внимательное прочтение сутт показывает, что атта - это как раз представление о душе, самости. И в брахмаджале сутте особенно много опровержений о такой душе. Есть в других маджима-суттах анализ типа - управляет ли атта совокупностями, или она в совокупностях или совокупности в ней. Тут речь идет не о простом возвратном местоимении указателе личности и не о представлении о себе как о Я, а о неком субстрате, субъекте, выходяще  за рамки ума и тела и ими управляющего или, одержащего их в себе или находящегося в них. Как в нашей культууое обычно представляют - что душа в нашем теле. Ум служит душе.
Ну, я со своей стороны предполагаю иначе. Например, у современных материалистов нет представлений о душе. Однако, они считают тело собой (атта).

Есть некоторые сутты самьюты, в кторых совокупности рассматриваются ка аничча, дуккха, анатта и это уничтожает самомнение я есть.
То есть видение совокупностей как напостоянных, неудовлетворителтных и бездушных в свою очередь уже уничтожает то самое чувство или мысль "Я", " Я есть", "Это мое". Если бы анатта рассматривалась как простое дублирование ощущения "это не-я", то думаю говорить так, что одно (осознание анатты) приводит  к другому (искоренение чувства Я есть) было бы излишне. К тому же фактор не подконтрольности показывает, что нет внешнено контролирующего субъекта.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Helios



Зарегистрирован: 10.06.2018
Суждений: 1345

597039СообщениеДобавлено: Вт 04 Янв 22, 16:26 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

HazelPerez
Цитата:
Поскольку виджняна определяется через глагол "виджанати", я предполагаю она вполне может быть функцией рупы (как и остальная "нама" - ведана, самджня и четана). Либо, например, некоторые другие индийские философии говорят про некий "манас" как точечный физический объект (атом), который скачет в теле быстро от органа к органу.
Тогда не ясно как такая винньяна ака функция мозга, может включиться в процесс перерождения. И тем более как без мозга существуют дэвы тонких миров.

Тут мы заходим до того, что разрушаем весь буддизм на корню.


Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Южный буддизм Часовой пояс: GMT + 4
Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23  След.
Страница 2 из 23

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.030 (0.981) u0.019 s0.001, 18 0.011 [269/0]