Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Померяемся доброжелательностью и нравственностью

Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Южный буддизм
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Jane



Зарегистрирован: 20.09.2017
Суждений: 1208

426334СообщениеДобавлено: Чт 28 Июн 18, 11:20 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Рената пишет:
empiriocritic_1900 пишет:


Давайте упростим. Вы ссылаетесь на Висуддхимагга. Значит, хотя бы частично этот текст знаете. Где же там говорится, что это базовая практика?
Я сослалась на текст, которому вы придаете большое значение. Текст этот относится к постканонической литературе,  с которой я ознакомлюсь только после тщательного изучения Четырех Никай (если жизни хватит). Ваша идея о том, что успешная практика возможна и без развития доброжелательности на мой взгляд неверна. Сутт, говорящих о пользе доброжелательности и о вреде гнева очень много. Сутт, говорящих о том, что и без развития доброжелательности можно достичь арийских плодов, нет.
Разве Эмпириокритик говорил, что развитие доброжелательности - неважно? Речь же о том, что к этому состоянию ума не обязательно приводит только формальная метта - бхавана, а что оно вполне себе зарождается тогда, когда кудьтивируется Сатипаттхана. Почему? Потому что когда успокоение установлено, наблюдается возникновение и исчезновение,  которое, в свою очередь, является благодатным полем для доброжелательности. Человек видит, что все явления не то что не постоянны - мгновенны и испытывает сострадание к другим людям, зная, что они мучаются так же, как и он, пытаясь построить себе дом на песке и лишь приближаясь к неумолимому концу.

Ответы на этот пост: empiriocritic_1900
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

426338СообщениеДобавлено: Чт 28 Июн 18, 11:47 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

СлаваА пишет:
empiriocritic_1900 пишет:
Рената Скот пишет:
empiriocritic_1900 пишет:


А я что, отрицал, что есть такая медитативная техника? Или говорил, что её применять нельзя? Или что она не каноничная, или что она не традиционная? Нет, нет, нет, и нет. Обратите внимание, что глава о метта-бхаване располагается в Висуддхимагга во второй части, посвященной самадхи - а не в первой части, где про (в основном монашескую) нравственность. То есть, метта-бхавана - это (один из многих) способов развития сосредоточенности, собранности ума. Можно применять его, можно применять другие способы. Кому что больше подходит.
Отчего-то я продолжаю пребывать в уверенности, что без  развития доброжелательности развивать что-то еще не получится. Вы не могли бы найти текст, где сказано, что метта-бхавана это не базовая практика, а только одна из многих практик?

Ну так бремя доказательства, что это базовая практика, лежит на Вас, вообще-то. Где это утверждается?
А чем, например, СН 47.3 не подходит как доказательство? Я вчера приводил более короткую цитату из нее. Здесь нравственность утверждается как отправная точка уже сатипаттхан.
«Что же, монах, [в таком случае] очисти отправную точку благих состояний. И какова отправная точка благих состояний? Это хорошо очищенная нравственность и выправленные воззрения. Затем, монах, когда твоя нравственность будет хорошо очищена, а воззрение выправлено, то, опираясь на нравственность, основываясь на нравственности, тебе следует развивать четыре основы осознанности тройственным способом."

Так где я отрицал, что нравственность необходимо развивать, что без нравственности не бывает ни сосредоточенности, ни мудрости? Я говорил только о том, что метта-бхавана в узком смысле слова (то, что Jane выше описала как "сидение в лотосе и благопожелания") не является ни единственной техникой развития самадхи, ни безальтернативной/необходимой для этого. При этом, снова повторяю, я не отрицаю её каноничности, традиционности, распространенности, полезности, допустимости, и т.д., и т.п.

А что касается нравственности, то есть пять правил (в их нарушении Вы Upas'a обвинить не можете), есть и более пространный список десяти неблагих деяний (которых нужно избегать, совершая, напротив, десять благих деяний). Помимо этого есть ещё монашеские правила нравственности, и различные варианты правил, переходных от мирянских к монашеским. Но монашеские и полумонашеские виды нравственности мы здесь не берем, речь идёт о правилах для мирян. Вы утверждаете, что Upas совершает одно из десяти неблагих деяний - применяет грубую, оскорбительную речь. Я писал выше, что с моей точки зрения, он выражается резко, но не оскорбительно. Допустим, что я не прав. Допустим, что я применяю здесь, как кто-то говорил, "двойные стандарты". Допустим, что я пристрастен. Пусть это даже действительно грубо. Но нужно же принять во внимание, что в общении с теми, с кем Upas груб, удержаться от грубости действительно сложно. Упорное, самоуверенное, ещё и других желающее поучать невежество - естественно, что оно вызывает раздражение. У кого, кроме разве что анагамина и араханта, оно раздражения не вызовет?!

_________________
Границы мира - это границы языка


Ответы на этот пост: ПалкаМастераМуна
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

426339СообщениеДобавлено: Чт 28 Июн 18, 11:50 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

оно вполне себе зарождается тогда, когда кудьтивируется Сатипаттхана. Почему? Потому что когда успокоение установлено, наблюдается возникновение и исчезновение,  которое, в свою очередь, является благодатным полем для доброжелательности. Человек видит, что все явления не то что не постоянны - мгновенны и испытывает сострадание к другим людям, зная, что они мучаются так же, как и он, пытаясь построить себе дом на песке и лишь приближаясь к неумолимому концу.

Да, тысячу раз согласен!

_________________
Границы мира - это границы языка


Ответы на этот пост: Won Soeng
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
ПалкаМастераМуна
Гость





426340СообщениеДобавлено: Чт 28 Июн 18, 11:57 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:
Вы утверждаете, что Upas совершает одно из десяти неблагих деяний - применяет грубую, оскорбительную речь. Я писал выше, что с моей точки зрения, он выражается резко, но не оскорбительно. Допустим, что я не прав. Допустим, что я применяю здесь, как кто-то говорил, "двойные стандарты". Допустим, что я пристрастен. Пусть это даже действительно грубо. Но нужно же принять во внимание, что в общении с теми, с кем Upas груб, удержаться от грубости действительно сложно. Упорное, самоуверенное, ещё и других желающее поучать невежество - естественно, что оно вызывает раздражение. У кого, кроме разве что анагамина и араханта, оно раздражения не вызовет?!

Это просто какой-то абсолютный нонсенс. Логика на месте? Да/Нет?
- Раздражение и применение грубой речи - разные вещи.
- Даже если сложно удержаться от грубости, это не делает грубую речь благой.
- Контроль за речью как раз и необходим в сложных ситуация, когда есть раздражение, а не когда всё спокойно.


Ответы на этот пост: empiriocritic_1900
Наверх
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

426343СообщениеДобавлено: Чт 28 Июн 18, 12:18 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

ПалкаМастераМуна пишет:
empiriocritic_1900 пишет:
Вы утверждаете, что Upas совершает одно из десяти неблагих деяний - применяет грубую, оскорбительную речь. Я писал выше, что с моей точки зрения, он выражается резко, но не оскорбительно. Допустим, что я не прав. Допустим, что я применяю здесь, как кто-то говорил, "двойные стандарты". Допустим, что я пристрастен. Пусть это даже действительно грубо. Но нужно же принять во внимание, что в общении с теми, с кем Upas груб, удержаться от грубости действительно сложно. Упорное, самоуверенное, ещё и других желающее поучать невежество - естественно, что оно вызывает раздражение. У кого, кроме разве что анагамина и араханта, оно раздражения не вызовет?!

Это просто какой-то абсолютный нонсенс. Логика на месте? Да/Нет?
- Раздражение и применение грубой речи - разные вещи.
- Даже если сложно удержаться от грубости, это не делает грубую речь благой.
- Контроль за речью как раз и необходим в сложных ситуация, когда есть раздражение, а не когда всё спокойно.

Разумеется, раздражение не делает грубую речь благой. Речь не об этом. А о том, что даже грубая речь не является нарушением пяти правил - того минимума, благодаря соблюдению которого мирской последователь может считаться нравственным. И ещё о том, что не следует принимать всерьез жалобы на грубую речь от людей, которые сами провоцируют эту грубость своей наглостью (говорю о наглости, потому что невежество в соединении с упрямством и желанием поучать других - это уже наглость).

_________________
Границы мира - это границы языка
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Won Soeng
заблокирован(а)


Зарегистрирован: 14.07.2006
Суждений: 14466
Откуда: Королев

426362СообщениеДобавлено: Чт 28 Июн 18, 15:18 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:
оно вполне себе зарождается тогда, когда кудьтивируется Сатипаттхана. Почему? Потому что когда успокоение установлено, наблюдается возникновение и исчезновение,  которое, в свою очередь, является благодатным полем для доброжелательности. Человек видит, что все явления не то что не постоянны - мгновенны и испытывает сострадание к другим людям, зная, что они мучаются так же, как и он, пытаясь построить себе дом на песке и лишь приближаясь к неумолимому концу.

Да, тысячу раз согласен!

Здесь нет однозначности. Успокоение не соединено с наблюдением возникновения и исчезновения и может вести к раздражительности, когда не удается пребывать в безмятежности. Отсутствие восторга - мучительно, болезненно для того, кто испытал восторг и не умеет в нем пребывать, не умеет в него входить, не умеет поддерживать в нем устойчивость.

Поэтому неумело судить о чьих-либо медитационных достижениях по косвенным признакам. Другой вопрос, что нет необходимости слушать тех, кто не освоился в джханах, не укоренил в них свой ум, что бы они ни рассуждали и чем бы они ни делились.

Те, кто придирчивы в нравственности видят нравственность трудным делом для себя и для других и ставят себе трудные задачи в неправильном направлении.

Нравственность естветсвенным образом проявляется у того, кто ясно видит прекращение страдания. Тот же кто судит лишь по формальным критериям подменяет нравственность ритуалами, привязан к ритуалам.

Шила - это обуздание влечений, заблуждений и омрачений. Но как обуздать то, для чего не видишь ни причины, ни прекращения? Так же как внимание можно переместить с этого экрана себе на руки, а со своих рук на стену, потолок, небо или дерево - так же нужно обуздывать влечения, заблуждения и омрачения - пребывая вниманием вне их действия. Разве в этом направлении внимания есть какие-либо сложности, кроме слабости намерения к ясной невозмутимости (бодхичитты)?

Пресечение неосновательного внимания (т.е. внимания привычного, липкого, склоняющегося, цепляющегося) и укоренение в основательном внимании (т.е. внимании легком, податливом, гибком, спокойном, устойчивом) - вот вся практика в одном предложении.
Каждый это может сделать прямо в этот момент, но не каждый может это сделать хотя бы два момента подряд. Пробуйте снова и снова направлять внимание к невозмутимой ясности и пресекать внимание к волнующему, тревожащему, влекущему или пугающему и Вы в тот же миг будете стоять на пути и вкушать плод.

_________________
Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.


Ответы на этот пост: empiriocritic_1900
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

426365СообщениеДобавлено: Чт 28 Июн 18, 15:42 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Won Soeng пишет:


Пресечение неосновательного внимания (т.е. внимания привычного, липкого, склоняющегося, цепляющегося) и укоренение в основательном внимании (т.е. внимании легком, податливом, гибком, спокойном, устойчивом) - вот вся практика в одном предложении.
Каждый это может сделать прямо в этот момент, но не каждый может это сделать хотя бы два момента подряд.

Как обычно, не вполне понимаю Ваш метод, но согласен со многими из выводов - в данном случае, об основательном и неосновательном внимании.

_________________
Границы мира - это границы языка
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
миг37
Гость





426374СообщениеДобавлено: Чт 28 Июн 18, 16:37 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

А что тут непонятного? Обрести привычку не цепляться за старые привычки внимания.

Ответы на этот пост: empiriocritic_1900
Наверх
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

426379СообщениеДобавлено: Чт 28 Июн 18, 16:49 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

миг37 пишет:
А что тут непонятного? Обрести привычку не цепляться за старые привычки внимания.

Это понятно. Но это не метод. Это - результат.

_________________
Границы мира - это границы языка


Ответы на этот пост: Паромщик
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Паромщик
Гость





426382СообщениеДобавлено: Чт 28 Июн 18, 17:32 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:
миг37 пишет:
А что тут непонятного? Обрести привычку не цепляться за старые привычки внимания.

Это понятно. Но это не метод. Это - результат.

Вам нужен особый метод, чтобы первести внимание отсюда (-) сюда (+)?

Вот и для пресечения неосновательного вниианич и установления основательного нужно столько же методов.

Снова и снова направляя внимание тренируется эта способность, развиваься эта способность и однажды - бум! Никакая больше ситуация не затмит эту способность


Ответы на этот пост: empiriocritic_1900
Наверх
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

426383СообщениеДобавлено: Чт 28 Июн 18, 17:47 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Паромщик пишет:
empiriocritic_1900 пишет:
миг37 пишет:
А что тут непонятного? Обрести привычку не цепляться за старые привычки внимания.

Это понятно. Но это не метод. Это - результат.

Вам нужен особый метод, чтобы первести внимание отсюда (-) сюда (+)?

Вот и для пресечения неосновательного вниианич и установления основательного нужно столько же методов.

Снова и снова направляя внимание тренируется эта способность, развиваься эта способность и однажды - бум! Никакая больше ситуация не затмит эту способность

Ещё один метод? Пожалуй, не нужен. Меня устраивает тот, которым пользуюсь. Переводить внимание делается просто, с того момента, как становится видно его (внимания) движение. Но до тех пор, пока это движение не видно, переводить внимание сложно. А метод нужен, чтобы увидеть движение внимания.

_________________
Границы мира - это границы языка


Ответы на этот пост: Won Soeng
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Won Soeng
заблокирован(а)


Зарегистрирован: 14.07.2006
Суждений: 14466
Откуда: Королев

426385СообщениеДобавлено: Чт 28 Июн 18, 18:49 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:
Паромщик пишет:
empiriocritic_1900 пишет:
миг37 пишет:
А что тут непонятного? Обрести привычку не цепляться за старые привычки внимания.

Это понятно. Но это не метод. Это - результат.

Вам нужен особый метод, чтобы первести внимание отсюда (-) сюда (+)?

Вот и для пресечения неосновательного вниианич и установления основательного нужно столько же методов.

Снова и снова направляя внимание тренируется эта способность, развиваься эта способность и однажды - бум! Никакая больше ситуация не затмит эту способность

Ещё один метод? Пожалуй, не нужен. Меня устраивает тот, которым пользуюсь. Переводить внимание делается просто, с того момента, как становится видно его (внимания) движение. Но до тех пор, пока это движение не видно, переводить внимание сложно. А метод нужен, чтобы увидеть движение внимания.

Это вполне традиционный метод (но, конечно же не весь, не до конца описанный в этом предложении, у него есть три поворота, защищающих от трех ошибок). Праджняпарамита. В каноне это сатипаттхана (все четыре основы). Прямой путь ко всем плодам святой жизни (в любой классификации).

_________________
Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.


Ответы на этот пост: empiriocritic_1900
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

426386СообщениеДобавлено: Чт 28 Июн 18, 19:00 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Won Soeng пишет:
empiriocritic_1900 пишет:
Паромщик пишет:
empiriocritic_1900 пишет:
миг37 пишет:
А что тут непонятного? Обрести привычку не цепляться за старые привычки внимания.

Это понятно. Но это не метод. Это - результат.

Вам нужен особый метод, чтобы первести внимание отсюда (-) сюда (+)?

Вот и для пресечения неосновательного вниианич и установления основательного нужно столько же методов.

Снова и снова направляя внимание тренируется эта способность, развиваься эта способность и однажды - бум! Никакая больше ситуация не затмит эту способность

Ещё один метод? Пожалуй, не нужен. Меня устраивает тот, которым пользуюсь. Переводить внимание делается просто, с того момента, как становится видно его (внимания) движение. Но до тех пор, пока это движение не видно, переводить внимание сложно. А метод нужен, чтобы увидеть движение внимания.

Это вполне традиционный метод (но, конечно же не весь, не до конца описанный в этом предложении, у него есть три поворота, защищающих от трех ошибок). Праджняпарамита. В каноне это сатипаттхана (все четыре основы). Прямой путь ко всем плодам святой жизни (в любой классификации).

Бесспорно, что суть сатипаттхан можно изложить не то что в одной фразе, а даже в двух словах: памятование и внимательность. И столь же верно другое - гораздо больше слов требуется, чтобы рассказать, как находить то, на что памятование вместе с внимательностью должны быть направлены. Говоря о методе, я имею в виду именно второе (как находить). То есть, конечно, можно просто сказать - смотри на буквы на мониторе; или на руки, неподвижно расположив их перед собой. Или следи за вдохами и выдохами. И т.д., и т.п. Но в этом случае всё равно понадобится объяснять, на каком именно аспекте концентрироваться, и зачем это делать. И это тоже метод.

_________________
Границы мира - это границы языка


Ответы на этот пост: Won Soeng
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Won Soeng
заблокирован(а)


Зарегистрирован: 14.07.2006
Суждений: 14466
Откуда: Королев

426387СообщениеДобавлено: Чт 28 Июн 18, 19:01 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:
Won Soeng пишет:
empiriocritic_1900 пишет:
Паромщик пишет:
empiriocritic_1900 пишет:
миг37 пишет:
А что тут непонятного? Обрести привычку не цепляться за старые привычки внимания.

Это понятно. Но это не метод. Это - результат.

Вам нужен особый метод, чтобы первести внимание отсюда (-) сюда (+)?

Вот и для пресечения неосновательного вниианич и установления основательного нужно столько же методов.

Снова и снова направляя внимание тренируется эта способность, развиваься эта способность и однажды - бум! Никакая больше ситуация не затмит эту способность

Ещё один метод? Пожалуй, не нужен. Меня устраивает тот, которым пользуюсь. Переводить внимание делается просто, с того момента, как становится видно его (внимания) движение. Но до тех пор, пока это движение не видно, переводить внимание сложно. А метод нужен, чтобы увидеть движение внимания.

Это вполне традиционный метод (но, конечно же не весь, не до конца описанный в этом предложении, у него есть три поворота, защищающих от трех ошибок). Праджняпарамита. В каноне это сатипаттхана (все четыре основы). Прямой путь ко всем плодам святой жизни (в любой классификации).

Бесспорно, что суть сатипаттхан можно изложить не то что в одной фразе, а даже в двух словах: памятование и внимательность. И столь же верно другое - гораздо больше слов требуется, чтобы рассказать, как находить то, на что памятование вместе с внимательностью должны быть направлены. Говоря о методе, я имею в виду именно второе (как находить). То есть, конечно, можно просто сказать - смотри на буквы на мониторе; или на руки, неподвижно расположив их перед собой. Или следи за вдохами и выдохами. И т.д., и т.п. Но в этом случае всё равно понадобится объяснять, на каком именно аспекте концентрироваться, и зачем это делать. И это тоже метод.

Давайте чуть-чуть проведем самоанализ. Объяснение нужно чтобы [знать как] выполнять или чтобы иметь мотивацию к выполнению (веру)?

_________________
Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.


Ответы на этот пост: empiriocritic_1900
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

426388СообщениеДобавлено: Чт 28 Июн 18, 19:05 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Won Soeng пишет:
Объяснение нужно чтобы [знать как] выполнять или чтобы иметь мотивацию к выполнению (веру)?

Объяснение нужно, чтобы его применять (а не просто чтобы "знать как применять"). А мотивация к [дальнейшему] применению появляется, когда первые применения оказываются относительно удачными.

_________________
Границы мира - это границы языка


Ответы на этот пост: Won Soeng
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Южный буддизм Часовой пояс: GMT + 4
Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24  След.
Страница 22 из 24

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы



За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.052 (0.905) u0.018 s0.002, 18 0.033 [269/0]