Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Способность познавать

Страницы 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Ктото



Зарегистрирован: 05.02.2017
Суждений: 7305

566176СообщениеДобавлено: Вт 16 Фев 21, 00:29 (4 года тому назад)    Способность познавать Ответ с цитатой

Способность познавать - она есть в каждом моменте ума, потому что в каждом моменте ума есть читта, которая что-то познает. Способность познавать - это не читты сами по себе (которые ежемоментно возникают и прекращаются), а скорее способность к возникновению читт.
Способность познавать - это одно из возможных интерпретаций природы Будды. Раз есть эта способность - значит есть возможность полностью познать Истину (стать Буддой).
По сути эта способность познавать неизменна (неизменно присутствует в каждом моменте ума) - пока порождаются читты (по крайней мере, до ухода в посмертную окончательную Париниббану).
Способность познавать - это и есть ум или сознание (в данном случае они синонимы) в их не метафизическом, не субстанциональном, а феноменологическом смысле.
По сути, способность познавать - это феноменологический аналог атмана. По крайней мере, пока порождаются читты.
То есть нет атмана как субстанции - некоего "я", но есть атман как неизменная способность к познанию.
Мне нравится концепция анатмавады, но такие рассуждения - логичны. Просто вместо метафизического атмана имеем феноменологический.
Что думаете по этому поводу?

_________________
"Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."


Последний раз редактировалось: Ктото (Вт 16 Фев 21, 03:01), всего редактировалось 4 раз(а)
Ответы на этот пост: КИ, Darius Farmer
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Ктото



Зарегистрирован: 05.02.2017
Суждений: 7305

566177СообщениеДобавлено: Вт 16 Фев 21, 00:38 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

Как дхарма - это только свойство, за которым нет отдельного от этого свойства дхармина.
Так и такой феноменологический атман - это только свойство (способность к познанию), за котором нет отдельного от этого свойства метафизического, субстанционального атмана.

_________________
"Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."


Ответы на этот пост: Кирилл.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30676

566192СообщениеДобавлено: Вт 16 Фев 21, 10:10 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

Я тоже задумывался над этим и мне открылась по сути такая же картина. Я лишь оперировал словом "сознание", а не "ум". Ещё я "додумался", что между индийским словом "читта" и русским "счёт" есть этимологическая связь. А "так считать", "учитывать то и это", "считывать значения" - это всё как раз функциональные феномены.
Я не знаю, зачем в вышеприведённом рассуждении понадобился атман - вероятно, это какой-то личный интерес, - но по-моему, отличие буддийского подходя от "атманического" отражено верно.

_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
мастер-бластер



Зарегистрирован: 24.08.2015
Суждений: 420

566193СообщениеДобавлено: Вт 16 Фев 21, 10:45 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

Если "Там" не будет осознания не будет никакого счастья.

Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30676

566195СообщениеДобавлено: Вт 16 Фев 21, 10:52 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

мастер-бластер пишет:
Если "Там" не будет осознания не будет никакого счастья.
Желание счастья никак не гарантирует его получения. Сознание - лишь функция, обслуживающее это желание, это стремление, эту тягу.
_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.


Ответы на этот пост: мастер-бластер
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
мастер-бластер



Зарегистрирован: 24.08.2015
Суждений: 420

566196СообщениеДобавлено: Вт 16 Фев 21, 10:58 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
мастер-бластер пишет:
Если "Там" не будет осознания не будет никакого счастья.
Желание счастья никак не гарантирует его получения. Сознание - лишь функция, обслуживающее это желание, это стремление, эту тягу.
А это желание откуда идёт?

Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 49384

566197СообщениеДобавлено: Вт 16 Фев 21, 11:04 (4 года тому назад)    Re: Способность познавать Ответ с цитатой

Ктото пишет:
По сути, способность познавать - это феноменологический аналог атмана.

Это называется "необоснованное заявление". Попробуйте составить силлогизм, обосновав свой тезис.

Ведь иначе, можно заявлять что угодно:
"По сути, способность познавать - это крокодил в Африке",
"По сути, способность познавать - это Бог-Творец",
"По сути, способность познавать - это Сатана",
и т.п. неопределенно широкий спектр фантазийных утверждений.

Что такое "Атман" - как определено понятие? Есть тенденция, приписывать этому понятию сущность любого другого предмета, который хочется считать собой. Но, если берется сущность (определение) этого другого предмета, то это уже не Атман, а просто тот другой предмет. Так как определяется Атман, не отождествляя его полностью с чем-то иным?
"Способность познавать" - разве, понятие определено так же, как "Атман"?
Нет, определения, очевидно, разные. Какое есть основание для утверждения, что одно есть аналог другого?

_________________
Буддизм чистой воды


Ответы на этот пост: Ктото
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Ктото



Зарегистрирован: 05.02.2017
Суждений: 7305

566199СообщениеДобавлено: Вт 16 Фев 21, 12:10 (4 года тому назад)    Re: Способность познавать Ответ с цитатой

Есть тенденция, приписывать этому понятию сущность любого другого предмета, который хочется считать собой.

Да, я привязана к способности познавать. Так что в этом может быть причина.
Но то, что мне нечто хочется видеть уткой, - еще не означает, что передо мной не утка. Поэтому хотелось бы разобраться в поставленной проблеме Smile

_________________
"Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."


Ответы на этот пост: Си-ва-кон
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 49384

566200СообщениеДобавлено: Вт 16 Фев 21, 12:14 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

После легкой редукции, атман у людей обычно сводится к двум - к деятельностному субъекту и к познающему субъекту.
_________________
Буддизм чистой воды
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Ктото



Зарегистрирован: 05.02.2017
Суждений: 7305

566202СообщениеДобавлено: Вт 16 Фев 21, 12:36 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

КИ
1. Насколько я понимаю, в неустановленной Нирване будд и бодхисаттв способность познавать есть. Таким образом, эта способность вечна (есть в Сансаре и продолжается в Нирване). Вот вам и вечный ум гелугпинцев, за который их порой критикуют (и я тоже критиковала - обсуждали как-то здесь высказывание Далай-ламы).
2. Эта способность неизменна - как минимум, пока есть алая-виджняна (иными словами - пока не произошло пробуждение). Может, дхармакая и отличается как-то в этом смысле.
3. Эта способность непонятно откуда, когда и как взялась впервые. То есть появление первой читты вообще невозможно объяснить в рамках буддизма. Так же, как невозможно объяснить появление первого неведения - ведь для неведения уже нужен ум, вне ума неведения быть не может.
4. Моя и ваша способности познавать имеют одинаковую природу, но - разные (поэтому разные умы).

Итак, имеем - вечное, неизменное, непонятно откуда взявшееся, имеющее одну и ту же природу, но разное у вас и у меня, некий потенциал, разворачивающийся в познание. Чем не атман?

_________________
"Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."


Ответы на этот пост: Си-ва-кон
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 49384

566204СообщениеДобавлено: Вт 16 Фев 21, 12:54 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

"Способность" - это ведь абстракция, или просто общее. Все абстракции и понятия вечны. Реальны только мгновенные явления.
_________________
Буддизм чистой воды


Ответы на этот пост: Ктото, Ктото
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Ктото



Зарегистрирован: 05.02.2017
Суждений: 7305

566206СообщениеДобавлено: Вт 16 Фев 21, 13:00 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

"Способность" - это ведь абстракция, или просто общее. Все абстракции и понятия вечны. Реальны только мгновенные явления.

Но при этом способности проходить сквозь стены у меня нет, способность надеть обувь маленького, детского размера когда-то была, а сейчас нет, способности беседовать на тему Дхармы когда-то не было, а сейчас есть, а вот способность познавать была всегда, сколько я помню, и сейчас есть.

_________________
"Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."


Ответы на этот пост: Ктото
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Ктото



Зарегистрирован: 05.02.2017
Суждений: 7305

566207СообщениеДобавлено: Вт 16 Фев 21, 13:06 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

Реальны только мгновенные явления.

Нирвана нереальна?

_________________
"Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."


Ответы на этот пост: КИ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 49384

566208СообщениеДобавлено: Вт 16 Фев 21, 13:08 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

Ктото пишет:
Реальны только мгновенные явления.

Нирвана нереальна?

По логике - нет. Часть школ это прямо заявляют, а часть что-то там теребят.

Но, она Истина.

_________________
Буддизм чистой воды


Ответы на этот пост: Ктото, Ктото
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Ктото



Зарегистрирован: 05.02.2017
Суждений: 7305

566209СообщениеДобавлено: Вт 16 Фев 21, 13:16 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

Ктото пишет:
Реальны только мгновенные явления.

Нирвана нереальна?

По логике - нет. Часть школ это прямо заявляют, а часть что-то там теребят.

Но, она Истина.

То есть Нирвана - это просто отсутствие чего-то. И цель буддизма - это отсутствие страдания, а не счастье.

_________________
"Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."


Ответы на этот пост: Чэн
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред читают: Гость
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии Часовой пояс: GMT + 4
Страницы 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11  След.
Страница 1 из 11

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.035 (0.459) u0.014 s0.001, 17 0.021 [273/0]