Имеют ли просьбы (например, молитвы) смысл, ведь никто - ни будды, ни боги - не может вмешиваться в карму живого существа.
Допустим, у человека есть проблема (со здоровьем, в делах, в отношениях или какая-то другая). В христианстве он может молиться, просить Бога, святых и т.д. помочь ему в разрешении этой проблемы - и ему становится легче (хотя бы психологически - уменьшается тревога, даже в самых безнадежных случаях остается надежда, так как все возможно для Бога - в том числе и чудо, и т.д.).
А как в буддизме? Просить - бессмысленно (даже в ваджраяне, потому что обращение к божествам - это обращение по сути к аспектам собственного ума). Что же в буддизме может помочь хотя бы в снижении тревоги по поводу проблемы?
С ритуалами - то же самое. Когда человек понимает, что причины происходящего в его прошлых поступках и в состоянии ума, то как он может верить в действенность ритуалов (независимо от того, буддийские они или нет)?
Вы кажется изучали психологию. Эффективность обращения к самому себе напрямую довольно низкая. Или это в силу свойств характера могут не многие люди. Поэтому нужен промежуточный образ.
Если бы все было так просто - прочитал 4БИ, услышал разъяснения, понял как нужно жить и что делать и не делать, рраз и в нирване. Но нет, психика доверяет только глубоким древним образам, которые идут еще от первобытных времен и даже раньше.
Просто одни уже устранили 3-ю окову вместе с двумя первыми (воззрение о я, сомнение), а другие до сих пор цепляются за неё, sīlabbataparāmāsa (приверженность правилам и ритуалам). В результате этого цепляния к разным ритуалам они всё ещё находятся в плену у собственных иллюзий. На вопрос "в чём смысл этого ритуала"? Они отвечают "так принято традицией - соблюдайте, это не вам решать". Естественно таких людей нужно по-хорошему и в вежливой форме посылать подальше и впредь выбирать для общения компанию людей более благородных _________________ Ты сам должен прилагать усилия, Татхагаты лишь учителя. Вступившие на путь, медитирующие, освободятся от оков Мары.
Дхаммапада 276
И если священные объекты и ритуалы помогают уму в этом, то почему бы и нет?
Если только на уровне самовнушения они помогают. Эффект плацебо. Кто осознал суть буддизма и принял его в чистом виде, тот не станет уповать на ритуалы и молитвы, поскольку это суетно, бесполезно и не спасительно. _________________ Те, кто веруют слепо, - пути не найдут. Тех, кто мыслит, - сомнения вечно гнетут. Опасаюсь, что голос раздастся однажды: "О невежды! Дорога не там и не тут!" (Омар Хайям)
Просто одни уже устранили 3-ю окову вместе с двумя первыми (воззрение о я, сомнение), а другие до сих пор цепляются за неё, sīlabbataparāmāsa (приверженность правилам и ритуалам). В результате этого цепляния к разным ритуалам они всё ещё находятся в плену у собственных иллюзий. На вопрос "в чём смысл этого ритуала"? Они отвечают "так принято традицией - соблюдайте, это не вам решать". Естественно таких людей нужно по-хорошему и в вежливой форме посылать подальше и впредь выбирать для общения компанию людей более благородных
Если вы решите выбирать для общения только тех, кто уже отбросил первые три оковы (а это только благородные личности, начиная с сотапанны), то тогда вы столкнетесь с тремя проблемами:
1. Благородных личностей среди людей довольно мало, так что вам практически не с кем будет общаться.
2. Даже если вы этих благородных личностей найдете, еще не известно, захотят ли они общаться с вами.
3. Если вы еще не благородная личность, то вы не можете более-менее уверенно отличать благородных личностей от остальных - можете только предполагать и фантазировать на этот счет. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Последний раз редактировалось: Ктото (Сб 11 Апр 20, 16:57), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: humanist
Что же в буддизме может помочь хотя бы в снижении тревоги по поводу проблемы?
Рассмотрение объекта тревоги и субъекта тревожность переживающего с точки зрения трех характеристик.
Так субъекта, переживающего тревожность, в буддизме и нет.
Это для араханта его нет, и поэтому и тревожности у него тоже нет. А для обычных людей - еще как есть! Иначе откуда бы взяться тревожности, как не из неведения? _________________ Это моё понимание, здесь и сейчас оно вот такое.
Что же в буддизме может помочь хотя бы в снижении тревоги по поводу проблемы?
Рассмотрение объекта тревоги и субъекта тревожность переживающего с точки зрения трех характеристик.
Так субъекта, переживающего тревожность, в буддизме и нет.
Это для араханта его нет, и поэтому и тревожности у него тоже нет. А для обычных людей - еще как есть! Иначе откуда бы взяться тревожности, как не из неведения?
Так и для обычных людей субъекта нет. То есть нет единого Субъекта, есть лишь субъекты контактов - глаз, ухо и другие органы чувств, а также ум как орган восприятия.
Существо не перестало быть после того, как ум освободился. Существа и до этого не было. То есть прекратилось не существо, а иллюзия существа.
Именно поэтому лучше наблюдать и анализировать состояния ума и тенденции ума (четасики) вместо анализа иллюзорного субъекта. То есть буддизм предлагает сместить фокус внимания с иллюзорного субъекта на то, что, действительно, есть, - дхармы. И сместить этот фокус можно и до освобождения _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Последний раз редактировалось: Ктото (Сб 11 Апр 20, 16:36), всего редактировалось 2 раз(а)
Другие живые существа - это точно такие же объекты каммы, и просьба к ним - это точно такая же просьба, как и к другим людям.
Я все-таки отделяю взаимодействие с существами, которые мне непосредственно доступны в восприятии (животные и люди), от взаимодействия с существами, по поводу которого могу лишь фантазировать.
Речь ведь про ритуалы. Для существ, с которыми вы можете взаимодействовать непосредственно - это уже не ритуал или молитва, а конкретно вежливая просьба.
Ритуал и молитва как раз нужны, когда неизвестно точно, как и кого просить. И здесь есть два вида таких существ, которые недоступны в восприятии непосредственно, но про которых мы можем знать: первые - это те, которых реально не существует, вторые - это те, которые реально есть и существуют. И в том и в другом случае единственная форма обращения к таким существам - это ритуал, молитва, паритта. Только в первом случае скорее всего не будет никакого эффекта, кроме самоуспокоения, если только какое-то другое существо не обратит внимание на состояние нашего ума и не посчитает нужным отреагировать - "Простите, вы конечно ошиблись номером, но чем вам помочь?" или "Нет, это не прачечная! Хватит звонить!". Во втором же случае "номер" набирается правильно, хоть мы об этом и не знаем, и, теоретически, шансов на получение реальной помощи у нас больше. _________________ Это моё понимание, здесь и сейчас оно вот такое.
Ритуал и молитва как раз нужны, когда неизвестно точно, как и кого просить.
Ритуалы могут быть полезны, но я не думаю, что они нужны (необходимая часть Б8П). _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Последний раз редактировалось: Ктото (Сб 11 Апр 20, 16:51), всего редактировалось 1 раз
И здесь есть два вида таких существ, которые недоступны в восприятии непосредственно, но про которых мы можем знать: первые - это те, которых реально не существует, вторые - это те, которые реально есть и существуют.
Это уже особенность тхеравады, насколько я знаю, - считать божеств реально существующими.
В ваджраяне вполне допустимо считать их аспектами собственного ума, а миры сансары - состояниями ума. То есть в неосвобожденном уме есть и рай, и ад и т.д. как состояния, и будда (благие четасики, способствующие освобождению) и мара (неблагие четасики, препятствующие освобождению). _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Просто одни уже устранили 3-ю окову вместе с двумя первыми (воззрение о я, сомнение), а другие до сих пор цепляются за неё, sīlabbataparāmāsa (приверженность правилам и ритуалам). В результате этого цепляния к разным ритуалам они всё ещё находятся в плену у собственных иллюзий. На вопрос "в чём смысл этого ритуала"? Они отвечают "так принято традицией - соблюдайте, это не вам решать". Естественно таких людей нужно по-хорошему и в вежливой форме посылать подальше и впредь выбирать для общения компанию людей более благородных
Если вы решите выбирать для общения только тех, кто уже отбросил первые три оковы (а это только благородные личности, начиная с сотапанны), то тогда вы столкнетесь с тремя проблемами:
1. Благородных личностей среди людей довольно мало, так что вам практически не с кем будет общаться.
2. Даже если вы этих благородных личностей найдете, еще не известно, захотят ли они общаться с вами.
3. Если вы еще не благородная личность, то вы не можете более-менее уверенно отличать благородных личностей от остальных - можете только предполагать и фантазировать на этот счет.
Согласен, на практике полностью отбросившие их встречаются крайне редко. Но есть те, кому удалось их хотя бы немного ослабить. И таких людей уже гораздо больше и с ними приятнее вести диалог. _________________ Ты сам должен прилагать усилия, Татхагаты лишь учителя. Вступившие на путь, медитирующие, освободятся от оков Мары.
Дхаммапада 276
№535337Добавлено: Сб 11 Апр 20, 17:51 (5 лет тому назад)Re: О просьбах и ритуалах в буддизме
Не забываем, что мандала будд и бодхисаттв - это модель 8-и сознаний с другой стороны.
Будда, конечно, не придет и не даст денег, но это можете сделать вы. Как вы это делаете? Вспоминая бодхисаттву и его прекрасные качества. Никто не мешает во время этого вспоминания возводить домашний алтарь, подношения делать, благовония зажигать и пр., как "опору для ума" (с). _________________ namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe
Согласен, на практике полностью отбросившие их встречаются крайне редко. Но есть те, кому удалось их хотя бы немного ослабить. И таких людей уже гораздо больше и с ними приятнее вести диалог.
Это да _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Не забываем, что мандала будд и бодхисаттв - это модель 8-и сознаний с другой стороны.
Будда, конечно, не придет и не даст денег, но это можете сделать вы. Как вы это делаете? Вспоминая бодхисаттву и его прекрасные качества. Никто не мешает во время этого вспоминания возводить домашний алтарь, подношения делать, благовония зажигать и пр., как "опору для ума" (с).
Конечно, если понимать символику и использовать ритуалы именно как "опору для ума", а не просто верить в их магическую действенность, то в них есть смысл _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
№535341Добавлено: Сб 11 Апр 20, 18:04 (5 лет тому назад)
Вот простой пример бытового "ритуала".
Когда я убираюсь, порой настраиваю себя на то, что убираюсь не только в жилище, но и в своем уме. Во-первых, это делает уборку не такой скучной, во-вторых, настраивает на отслеживание состояний ума во время уборки (своего рода випассана), в-третьих - способствует хорошему состоянию ума после нее.
И при этом нет никакой веры в магическую силу уборки самой по себе: уборка - это просто уборка )))
То есть я уборку здесь использую как некий символ, якорь, не более того. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Последний раз редактировалось: Ктото (Сб 11 Апр 20, 18:24), всего редактировалось 2 раз(а) Ответы на этот пост: grind, grind
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы