Да и кстати вроде бы по буддийской истории Будда был скептически настроен по отношению к идее кого то чему то учить. Согласился из сострадания.
Ага. Так сомневался, что в первый же момент после формулировки своей теории собрался про это своему первому учителю рассказать, но оказалось, что тот не дождался.
У них был уговор - кто первым постигнет "тайну мироздания", расскажет ее остальным. Но рассказать не значит учить.
Рассказать о двенадцати звеньях и восьмичастном пути - не значит учить им?
Кажется это было уже позже, когда Будда все таки стал учить. А непосредственно после просветления Будда рассказал своим товарищам только 4БИ и как он увидел свои прежние жизни.
Согласно традиции, в третью часть ночи он как раз сформулировал патиччасамуппаду.
Ну и что? Сформулировать и пересказать ее вкратце друзьям-товарищам дело 5 минут. Это не означает "учить других" в полном смысле.
А что значит "учить в полном смысле"?
Брать ответственность за результат обучения.
В чём конкретно проявляется результат обучения закону Dependant Origination?
В том что обучаемый увидит Зависимое Происхождение.
Кроме того очевидно что обучение (буддийской Дхарме), это обучение комплексное и всеобъемлющее, а не фрагментарное.
Провозгласить 4БИ для обучения мало, необходимо их разъяснить, проанализировать, разобрать на примерах, понятных ученикам. Кроме того, может быть самое важное - ученики должны себя таковыми признать, что они будут учениками и попросить об учении.
Хорошо, некто попросил и тот, кого он попросил, подробно рассказал ему про три качества, четыре принципа, восемь шагов, двенадцать звеньев и семь факторов. В чём конкретно будет проявляться результат этого обучения?
Рассказать - мало. Нужно еще контролировать изменение сознания ученика на протяжении периода обучения. В результате в максимуме будет достижение учеником состояния учителя, его знаний и умений. И в перспективе возможно превосходство ученика, который может пойти дальше6 учителя. Если только речь не идет о Просветлении и Нирване, потомучто видимо нельзя просветлится круче просветленного учителя. Но можно стать равным ему.
Если же ученик не настолько способен, то он может получить учение как благословление, тоесть в неком потенциале - когда обстоятельства сложатся более благоприятным образом реализовать полученные наставления. Например в момент смерти (несколько странное конечно развитие предыдущей мысли о благоприятности но такова жизнь или сансара если угодно).
В той ситуации о которой мы говорим, Будда поделился знаниями со своими коллегами-отшельниками, и возможно что то объяснил им. Но решение учить он принял позже. Я думаю его скептицизм основывался на мысли о том, что сам он к своим открытиям пришел своим длинным и трудным путем.
Это происходит и в быту, в обычной жизни - бывает что нет желания комуто что то объяснять, из-за большого объема объяснений, которые и сам четко для себя еще не сформулировал в подробностях. Которые к тому же надо перенести на чужой опыт, чужую физиологию, специфику, судьбу, пол, возраст наконец.
Да, поэтому от самого Багавата и идёт установка на то, что Дхарму нужно открыть самостоятельно, что учитель лишь показывает путь, но пройти его нужно самому/самой, подвергая проверке каждое слово, как купец проверяет золотые монеты.
Верно, что собственный опыт никому передать невозможно. Слушая/читая, только некое представление об этом опыте можно получить (уровень внемлющего слушателя, знакомящегося с теорией) и только при приобретении собственного опыта это бестелесное представление "обрастает плотью" (уровень вошедшего в практику). Только вот на этом уровне появляется настоящее понимание, поэтому учителя чаще всего и говорят, что без практики теория мертва (впрочем и практика без теории слепа). _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы