Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Индивидуальность ума

Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Ктото



Зарегистрирован: 05.02.2017
Суждений: 7305

462590СообщениеДобавлено: Чт 20 Дек 18, 18:58 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

EvgeniyF пишет:
Ктото пишет:
Я не о солипсизме - когда есть только "мой" ум и нет "других" умов. Скорее о том, что если я при восприятии ума отказываюсь от "мой", то следует отказаться и от "других", а если принимаю "другие", то следует принять и "мой".
По-моему нет отличий от солипсизма.  Smile
В каком из двух предложенных мною в предыдущем посте вариантов вы не видите отличий от солипсизма? (изложу те же варианты, только в другой форме - для ясности)
1. нет ни "моего" ума, ни "других" умов.
2. есть "мой" ум и "другие" умы.

_________________
"Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."


Ответы на этот пост: EvgeniyF
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Ктото



Зарегистрирован: 05.02.2017
Суждений: 7305

462591СообщениеДобавлено: Чт 20 Дек 18, 19:00 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Ктото пишет:
Видеть дхармы, а не существ.

Как можно видеть дхармы и перестать видеть существ, если продолжать придерживаться концепции индивидуальных умов?
Поменять "существо" на "индивидуальный ум" - это говорить о том же самом, только на более "возвышенном" языке.

Видите, что вспотело нечто по определенным причинам. А застенялось нечто иное и по другим причинам. Но среди которых есть и условие, что то нечто вспотело. Не видите, что одно и то же и вспотело и застеснялось.

Поняла Smile

_________________
"Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
ТМ



Зарегистрирован: 05.04.2005
Суждений: 12664

462592СообщениеДобавлено: Чт 20 Дек 18, 19:07 (5 лет тому назад)    Re: Индивидуальность ума Ответ с цитатой

Ктото пишет:
В буддизме нет атты - поэтому ум не "я" и не "моё".
Ум также не "существо", не "человек" и т.д., которые существуют лишь на уровне самврити-сатьи.
Но, тем не менее, в буддизме ум индивидуален. А раз ум индивидуален, то есть некий общий признак для всей кучи ощущений, эмоций, волиций, мыслей и т.д.
Что же это за общий признак, если не "я", не "моё", не "существо", не "человек" и т.д.? Из известных мне подходит только "сантана". Но называть ум "сантаной" - это по сути продолжать считать его "существом" или "атманом", в этом я согласна с КИ.
Как же быть с индивидуальностью ума? Какому признаку она соответствует? А если никакому - то и говорить об индивидуальности ума ни к чему.

Цитата:
'Индивидуа́льность' (от лат. individuum — неделимое, особь) — совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психика и личности индивида, неповторимость, уникальность. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в одежде (внешнем виде), в специфике интересов, качеств перцептивных процессов. Индивидуальность характеризуется не только неповторимыми свойствами, но и своеобразием взаимосвязей между ними. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности является, в первую очередь, среда, где он растет, ассоциации, накопленные им в детстве, воспитание, особенности строения семьи и обращение с ребёнком. Существует мнение, что «индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают» (А. Г. Асмолов).

В психологии этот термин употребляется при описании 2-х явлений:

индивидуально-психологических различий (индивидуальность как своеобразие психологических свойств человека)
иерархической организации психологических свойств человека (индивидуальность как высший уровень этой организации по отношению к индивидному и личностному) (см. интегральная индивидуальность)


Ктото пишет:
Какому признаку она соответствует? А если никакому - то и говорить об индивидуальности ума ни к чему.

Шакьямуни вводил Винайю, а Канакамуни - нет. Вот вам и своеобразие с отличием. А можно сказать, что её нет у будд. Это зависит от начального определения. В психологии оно очень широкое. А коррелирующее с будд. системой изложение осилить могут только кто из самкхьи буддавачану делал. Маха-бодхисаттвы, авторы тантр и комментариев. Сейчас таких нет или мы о них не знаем.

_________________
namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe


Ответы на этот пост: Ктото
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Ктото



Зарегистрирован: 05.02.2017
Суждений: 7305

462593СообщениеДобавлено: Чт 20 Дек 18, 19:13 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

ТМ
Может, я неправильно понимаю, что имеется в виду под "индивидуальностью ума" в буддизме.
Я это представляю себе как непроницаемую границу между сантанами, между одним умом и другим, общение между которыми возможно только косвенным образом (например, один ум выражает нечто в виде слов, а другой ум воспринимает эти слова и трактует их по-своему).
С другой стороны, Будда мог видеть напрямую умы других. Значит, нет этой непроницаемости между умами. Я же считаю, что все мы можем напрямую видеть умы других, только из-за омрачений это видение сильно искажено.

_________________
"Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."


Последний раз редактировалось: Ктото (Чт 20 Дек 18, 19:20), всего редактировалось 1 раз
Ответы на этот пост: ТМ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Ктото



Зарегистрирован: 05.02.2017
Суждений: 7305

462594СообщениеДобавлено: Чт 20 Дек 18, 19:18 (5 лет тому назад)    Re: Индивидуальность ума Ответ с цитатой

Шакьямуни вводил Винайю, а Канакамуни - нет. Вот вам и своеобразие с отличием. А можно сказать, что её нет у будд.

Мне понравилось, как вы как-то сказали, что Дхармакая у Будд не одна, но и не разные. Не могу это объяснить - но интуитивно чувствую правоту этих слов.

_________________
"Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
EvgeniyF



Зарегистрирован: 13.12.2017
Суждений: 1571

462599СообщениеДобавлено: Чт 20 Дек 18, 20:37 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Ктото пишет:
EvgeniyF пишет:
Ктото пишет:
Я не о солипсизме - когда есть только "мой" ум и нет "других" умов. Скорее о том, что если я при восприятии ума отказываюсь от "мой", то следует отказаться и от "других", а если принимаю "другие", то следует принять и "мой".
По-моему нет отличий от солипсизма.  Smile
В каком из двух предложенных мною в предыдущем посте вариантов вы не видите отличий от солипсизма? (изложу те же варианты, только в другой форме - для ясности)
1. нет ни "моего" ума, ни "других" умов.
2. есть "мой" ум и "другие" умы.
В первом варианте не вижу отличия от солипсизма. Если есть просто ум, но нет моего ума и ума других, то этот ум становится просто моим умом единственной реальности, равно как и в солипсизме. Нет практической  разницы уже между "моим"  умом и просто умом.

Ответы на этот пост: Ктото
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Ктото



Зарегистрирован: 05.02.2017
Суждений: 7305

462605СообщениеДобавлено: Чт 20 Дек 18, 20:54 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

EvgeniyF пишет:
Ктото пишет:
EvgeniyF пишет:
Ктото пишет:
Я не о солипсизме - когда есть только "мой" ум и нет "других" умов. Скорее о том, что если я при восприятии ума отказываюсь от "мой", то следует отказаться и от "других", а если принимаю "другие", то следует принять и "мой".
По-моему нет отличий от солипсизма.  Smile
В каком из двух предложенных мною в предыдущем посте вариантов вы не видите отличий от солипсизма? (изложу те же варианты, только в другой форме - для ясности)
1. нет ни "моего" ума, ни "других" умов.
2. есть "мой" ум и "другие" умы.
В первом варианте не вижу отличия от солипсизма. Если есть просто ум, но нет моего ума и ума других, то этот ум становится просто моим умом единственной реальности, равно как и в солипсизме. Нет практической  разницы уже между "моим"  умом и просто умом.

Так ум и создает единственную реальность, другой реальности нет )))
Поэтому и говорят: каждый человек - вселенная.
Десять человек смотрят на стол - и видят десять столов, но для каждого этот один из десяти столов - единственный стол.
Солипсизм здесь не при чем.

_________________
"Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."


Ответы на этот пост: EvgeniyF
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
EvgeniyF



Зарегистрирован: 13.12.2017
Суждений: 1571

462618СообщениеДобавлено: Чт 20 Дек 18, 21:18 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Ктото пишет:
EvgeniyF пишет:
Ктото пишет:
EvgeniyF пишет:
Ктото пишет:
Я не о солипсизме - когда есть только "мой" ум и нет "других" умов. Скорее о том, что если я при восприятии ума отказываюсь от "мой", то следует отказаться и от "других", а если принимаю "другие", то следует принять и "мой".
По-моему нет отличий от солипсизма.  Smile
В каком из двух предложенных мною в предыдущем посте вариантов вы не видите отличий от солипсизма? (изложу те же варианты, только в другой форме - для ясности)
1. нет ни "моего" ума, ни "других" умов.
2. есть "мой" ум и "другие" умы.
В первом варианте не вижу отличия от солипсизма. Если есть просто ум, но нет моего ума и ума других, то этот ум становится просто моим умом единственной реальности, равно как и в солипсизме. Нет практической  разницы уже между "моим"  умом и просто умом.

Так ум и создает единственную реальность, другой реальности нет )))
Поэтому и говорят: каждый человек - вселенная.
Десять человек смотрят на стол - и видят десять столов, но для каждого этот один из десяти столов - единственный стол.
Солипсизм здесь не при чем.
Вы сами себе ведь противоречите. Другая реальность как раз и есть, раз каждый человек-вселенная, а людей много. А также  наделяете ум свойством индивидуальности, раз познание каждого индивидуально (я не против).

Да, для каждого отдельного ума есть только одна реальность, другой реальности для этого ума нет, а для других умов есть. Вы по факту наделяете умы индивидуальностью, сколько бы не говорили о её отсутствии.


Ответы на этот пост: Ктото
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Ктото



Зарегистрирован: 05.02.2017
Суждений: 7305

462622СообщениеДобавлено: Чт 20 Дек 18, 21:22 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

EvgeniyF пишет:
Вы по факту наделяете умы индивидуальностью, сколько бы не говорили о её отсутствии.

И не наделяю, и не говорю о её отсутствии.
Я вообще в этой теме не выражаю своё мировоззрение, а пытаюсь соотнести одни аспекты буддийского учения с другими его аспектами.
Странно, что вы попытку разобраться в возникших противоречиях при изучении чего-то рассматриваете как выражение мировоззренческой позиции.

_________________
"Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30514

462626СообщениеДобавлено: Чт 20 Дек 18, 21:28 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Индивидуальность - это набор индивидуальных особенностей общих принципов. Соответственно, мы можем (и должны) говорить об уме как общем и частном, а не как только о частном или только общем. Последнее - впадение в крайние взгляды.
_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.


Ответы на этот пост: Ктото
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Ктото



Зарегистрирован: 05.02.2017
Суждений: 7305

462629СообщениеДобавлено: Чт 20 Дек 18, 21:31 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
Индивидуальность - это набор индивидуальных особенностей общих принципов. Соответственно, мы можем (и должны) говорить об уме как общем и частном, а не как только о частном или только общем. Последнее - впадение в крайние взгляды.

Мне нравится такой подход Smile
Это подобно тому, как закипать при 100 градусах - общее свойство воды, ее природа, но вода в каждой конкретной кастрюльке закипает в своё время - когда эти условия будут выполнены в конкретном "здесь и сейчас".
Спасибо! Smile

_________________
"Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."


Ответы на этот пост: BonZa
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Won Soeng
заблокирован(а)


Зарегистрирован: 14.07.2006
Суждений: 14466
Откуда: Королев

462638СообщениеДобавлено: Чт 20 Дек 18, 22:24 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Индивидуальный ум не имеет определенной формы, это лишь обозначение того, что непостоянно, множественно, зависимо.

Именно жажда и цепляние образуют то, что значимо и обособлено.

Нет ничего замкнутого, нет определенной границы, где однозначно определяется индивидум.

Однако каждый момент существа различимы по совокупностям цепляния. Жажда, цепляние и склонность выходят за пределы рождения и смерти, поэтому тот, кто видит склонность, видит и перерождения.

Но тот, кто вышел за пределы рождения и смерти видит и их прекращения и уже не связан цеплянием совокупностей. Нечего обозначить как "я".

Абсолютная реальность не индивидуальна и не едина.

Попробуйте сказать, какому слову принадлежит буква "а"?
Буквы не принадлежат словам. Буквы анатман.

_________________
Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
BonZa



Зарегистрирован: 04.04.2016
Суждений: 1711
Откуда: Oттyдa

462656СообщениеДобавлено: Пт 21 Дек 18, 11:49 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Ктото пишет:

Это подобно тому, как закипать при 100 градусах - общее свойство воды, ее природа, но вода в каждой конкретной кастрюльке закипает в своё время - когда эти условия будут выполнены в конкретном "здесь и сейчас".Спасибо! Smile
Закипать при 100 градусах - это не природа воды и не её общие свойства. Это всего лишь обусловленность воды давлением в одну атмосферу. Какова на самом деле природа воды, вряд ли кто достоверно сможет сказать. Да и вообще, природа любых тел и веществ в самсаре обусловлена различными факторами. Поэтому истинной природы вещей не знает никто. Та же самая вода на Земле, на Марсе или Титане будет отличаться по своим физическим характеристикам и кипеть будет совершенно при разной Т, поскольку везде разное давление. Даже на Земле где-нибудь в горах Т кипения будет 90 градусов, а то и ниже. Невозможно даже точно сказать какое агрегатное состояние воды более правильное.  Все вещества, объекты сансары очень пластичны и всегда чем-то обусловлены. Как только происходит изменение иллюзорного потока в самсаре так все вещества и объекты сразу меняются. Но мы это особо не замечаем поскольку эта пластичность растянута во времени. Для примера, во  сне, события очень пластичны поскольку сон ограничен во времени и в рамках 10-20 минут нужно уложить большое количество событий и действий. Самсара в этом плане менее динамична поскольку растянута во времени и события изменяются незаметно. В этом и кроется большая опасность самсары, всё происходящее малозаметно, что вызывает иллюзию стабильности, статичности и замыливает глаз наблюдателя. По этой причине всё видимое воспринимается как за некую природу и свойства окружающих веществ или объектов, обусловленность выпадает из "поля зрения".
_________________
Те, кто веруют слепо, - пути не найдут. Тех, кто мыслит, - сомнения вечно гнетут. Опасаюсь, что голос раздастся однажды: "О невежды! Дорога не там и не тут!" (Омар Хайям)
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
ТМ



Зарегистрирован: 05.04.2005
Суждений: 12664

462688СообщениеДобавлено: Сб 22 Дек 18, 00:43 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Ктото пишет:
ТМ
Может, я неправильно понимаю, что имеется в виду под "индивидуальностью ума" в буддизме.
Я это представляю себе как непроницаемую границу между сантанами, между одним умом и другим, общение между которыми возможно только косвенным образом (например, один ум выражает нечто в виде слов, а другой ум воспринимает эти слова и трактует их по-своему).
С другой стороны, Будда мог видеть напрямую умы других. Значит, нет этой непроницаемости между умами. Я же считаю, что все мы можем напрямую видеть умы других, только из-за омрачений это видение сильно искажено.

Знание других умов идет через 4 смрити, например: рупа и т.п., потом аналогия с собой, а потом уже про чужой ум. Это в начальном виде есть у преподавателей. Общение между потоками только косвенное, как вы и написали. "Напрямую" - это не в смысле напрямую, как у нас. Считается, как пример, что если лама поет что-то типа "а хо", то он передает знание "напрямую". Это про безошибочность, уровень чужого постижения и пр. Не в смысле "прямо". Чужой ум никак не увидеть, т.к. ум невидим. Как и свой, кстати. Это иносказание про "прямо", "видно" и пр., относительно ума.

Ктото пишет:
Шакьямуни вводил Винайю, а Канакамуни - нет. Вот вам и своеобразие с отличием. А можно сказать, что её нет у будд.

Мне понравилось, как вы как-то сказали, что Дхармакая у Будд не одна, но и не разные. Не могу это объяснить - но интуитивно чувствую правоту этих слов.

Это не я сказал, это у Асанги в МС. Её и не видно никак. Рупу видно (даже если это самбхогакайя), а остальное не видно. Поэтому будду по 32\80 признакам не вычислить. Тут просто, если не придумывать. У нараков сознание не одно на всех, но и не отлично, не разное (по критерию тяжести омрачений). А по каким-то другим критериям будет разница. Ничего мистического. Описание обычности, в чем любой может удостовериться.

С индивидуальностью и личностью никак не поступить, пока не будет понятно, что это: термин из психологии, заменитель при переводе анатты, другое определение, другое смутное определение из языковой картины мира... А то получается, что пунктом два ставят вопрос, подразумевая, что он в пункте один, а думают при этом пункт четыре. И это всего лишь один термин Rolling Eyes

_________________
namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Helios



Зарегистрирован: 10.06.2018
Суждений: 1345

462707СообщениеДобавлено: Сб 22 Дек 18, 09:34 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Так бывает, когда вместо следования простым и внятным наставлениям из сутт, начинаешь увлекаться сложными хитросплетениями буддистской философии.

Будда нигде подобным образом не учил: будто бы индивидуальное отличие объекта от других объектов, одной вещи от других вещей, - делает ее самостной. Стул не становится "Я" или принадлежащим какому либо "Я" если он отдельный и отличается от других стульев. Он все-еще безличен, как и прежде. Главные признаки безличносии  -  не-постоянство сущности, и не-подконтрольность субъективной воле. Элементы вашего ума и тела находяться в беспрерывном потоке распада и изменения. Через пару мгновений ваши первые индивидуальные особенности полностью исчезнут и появяться совершенно другие. Именно здесь кроется иллюзия "Я" - присваивать с цеплянием то, что не пригодно для самостного цепляния.

Более того, разделение на внутреннее и внешнее скорее условно, чем реально. В сутрах это разделение часто предлагают стирать, рассматривая внутреннюю и внешнюю форму, пространство или сознание как просто всеобщий элемен формы, пространства, сознания. Внутреннее от внешнего разделенно жаждой (и кармой) но и эти  водоразделы не вечны - они непостоянны как и всё остальное. Арахант называется тем, кто "преодолел все разграничения". Имеется ввиду именно это стирание граней внутреннего и внешнего, преодоление разделяющей жажды.


Ответы на этот пост: Nordwest, Ктото, Ктото
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии Часовой пояс: GMT + 4
Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14  След.
Страница 3 из 14

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.036 (0.575) u0.021 s0.000, 18 0.017 [267/0]