№350680Добавлено: Пт 20 Окт 17, 19:55 (7 лет тому назад)Откуда возникает стремление к освобождению?
В буддизме считается, что все безличностно и по сути свободы воли нет.
Дхарма идет против течения мира. А ведь было бы естественно продолжать плыть по течению вместе с миром.
Можно сказать, что стремление к освобождению возникает от осознания страданий.
Но ведь что-то внутри должно принять решение начать плыть против течения мира.
Откуда же возникает стремление к освобождению? И как такое стремление возможно без свободы воли? _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
№350714Добавлено: Пт 20 Окт 17, 21:55 (7 лет тому назад)
Буддизм вовсе не отрицает волю. Наоборот, он её утверждает. Просто "свобода воли" - это не буддийское понятие. Но современные учителя Запада уже связали это понятие с западной парадигмой мышления. Абхидхармически волю, видимо, следует отнести к санчетана, но тут более знающие люди могут меня поправить, наверно.
А на восьмеричном пути "правильная воля" - это самма санкаппа. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
№350721Добавлено: Пт 20 Окт 17, 22:18 (7 лет тому назад)
Тему по сути можно свести к проблеме свободы воли, да и вообще свободы в буддизме.
Исходя из моего сегодняшнего понимания буддизма, картина выходит такая - в силу сложившихся условий возникает стремление к освобождению. То есть это не акт свободной воли и не проявление свободы.
Если это стремление не будет реализовано, пока эти причины (условия) есть - что может занять не одну жизнь, то существо снова погрязнет в сансаре на неопределенное время. И стремление к освобождению возникнет вновь только тогда, когда для этого будут условия (причины).
Механистично как-то получается... А существа - вроде ботов (это сравнение использовал Антарадхана). Но мне как-то это не близко.
Мне кажется, что свобода все же есть. Или это иллюзия с точки зрения буддизма?
Насчет свободы воли - более сложный вопрос. Свобода воли - это личностное проявление свободы как чего-то более общего. Так что свободы воли может и не быть.
Или возможен такой взгляд - свобода воли нарушает Дао и таким образом мешает истинной свободе. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Тему по сути можно свести к проблеме свободы воли, да и вообще свободы в буддизме.
Исходя из моего сегодняшнего понимания буддизма, картина выходит такая - в силу сложившихся условий возникает стремление к освобождению. То есть это не акт свободной воли и не проявление свободы.
Если это стремление не будет реализовано, пока эти причины (условия) есть - что может занять не одну жизнь, то существо снова погрязнет в сансаре на неопределенное время. И стремление к освобождению возникнет вновь только тогда, когда для этого будут условия (причины).
Механистично как-то получается... А существа - вроде ботов (это сравнение использовал Антарадхана). Но мне как-то это не не близко.
И свободу я чувствую. Или это только иллюзия свободы?
В буддизме считается, что карму можно исправить, на карму можно влиять. Это само по себе уже означает, что свобода воли есть.
А стремление к освобождению возникает из веры в Три Драгоценности. Выделяются три вида веры:
1) Восхищённая вера — человек узнаёт о Будде, о Дхарме, проникается чувством;
2) Устремлённая вера — возникновение желания следовать Дхарме;
3) Несомненная вера — обретение подлинного опыта, плодов практики.
Ктото, Будда критиковал фатализм адживиков, что любые человеческие усилия безрезультатны.
Усилия порождают следствия (то есть результат), это бесспорно.
Но что порождает сами усилия - просто сочетание условий (причин) или в это вмешивается свободная воля? _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Ктото, Будда критиковал фатализм адживиков, что любые человеческие усилия безрезультатны.
Усилия порождают следствия (то есть результат), это бесспорно.
Но что порождает сами усилия - просто сочетание условий (причин) или в это вмешивается свободная воля?
Ктото, Будда критиковал фатализм адживиков, что любые человеческие усилия безрезультатны.
Усилия порождают следствия (то есть результат), это бесспорно.
Но что порождает сами усилия - просто сочетание условий (причин) или в это вмешивается свободная воля?
Четана
Насколько я понимаю, с точки зрения буддизма она не может возникнуть сама по себе. У нее должны быть причины. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
В буддизме считается, что карму можно исправить, на карму можно влиять. Это само по себе уже означает, что свобода воли есть.
А стремление к освобождению возникает из веры в Три Драгоценности. Выделяются три вида веры:
1) Восхищённая вера — человек узнаёт о Будде, о Дхарме, проникается чувством;
2) Устремлённая вера — возникновение желания следовать Дхарме;
3) Несомненная вера — обретение подлинного опыта, плодов практики.
Думаю, чаще бывает наоборот. У человека возникает внутреннее стремление к освобождению (пусть и смутно осознаваемое) и он ищет религию/учение/философию/учителя, пока не найдет то, что ему подходит.
Получается, что я сама сформулировала это так, что внутреннее стремление возникает - и человек может его лишь обнаружить и ему следовать. То есть свобода воли здесь не в выборе стремления, а только в следовании/неследовании ему, если второе вообще можно назвать свободой воли. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Последний раз редактировалось: Ктото (Пт 20 Окт 17, 22:56), всего редактировалось 2 раз(а)
№350733Добавлено: Пт 20 Окт 17, 22:55 (7 лет тому назад)
Ктото, а вообще всё это рассматривается как совокупность взаимозависимого возникновения, составляющее чувствующее существо. В той-же неоадвайте говорят, что начинает практику эго, которое хочет стать просветлённым, духовным, счастливым. Однако, практика начинает постепенно размывать это эго, подкапывать его. Например "кто я?", сразу отбрасывает вас за пределы эго, наблюдение дыхания активирует чистое восприятие, т.е. эго только начинает практику, дальше уже оно ничего не делает, с ним делают.
Последний раз редактировалось: Nima (Пт 20 Окт 17, 23:07), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: Ктото
Ктото, а вообще всё это рассматривается как совокупность взаимозависимого возникновения, составляющее чувствующее существо. В той-же неоадвайте говорят, что начинает практику эго, которое хочет стать просветленным, духовным, счастливым. Однако, практика начинает постепенно размывать это эго, подкапывать его. Например "кто я?", сразу отбрасывает вас за пределы эго, наблюдение дыхания активирует чистое восприятие, т.е. эго только начинает практику, дальше уже оно ничего не делает, с ним делают.
Да, так часто бывает.
И этот вариант событий говорит в пользу того, что стремление к освобождению - это просто результат цепи причин и следствий. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
№350735Добавлено: Пт 20 Окт 17, 23:06 (7 лет тому назад)
Ктото, опять-же могу сослаться на неоадвайту), Рамана Махарши говорил: "Сам факт жажды Освобождения доказывает, что свобода от всех ограничений всегда присуща нам. Атман всегда присутствует. Каждый человек хочет познать Себя, Атман". Если обратиться к христианству, то человек есть образ Божий и ему просто присущи духовные стремления, как говорил Тертуллиан что душа по природе является христианкой.
Ктото, опять-же могу сослаться на неоадвайту), Рамана Махарши говорил: "Сам факт жажды Освобождения доказывает, что свобода от всех ограничений всегда присуща нам. Атман всегда присутствует. Каждый человек хочет познать Себя, Атман". Если обратиться к христианству, то человек есть образ Божий и он стремится к этому, как говорил Тертуллиан что душа по природе является христианкой.
Давайте в этой теме не будем описывать подход адвайты и христианства.
Когда в учении есть "я" - Атман, вечная душа, а особенно если есть персонифицированный Бог, то проблемы понимания свободы и свободы воли нет. Христианский Бог обладает свободой воли и дал свободу воли людям, которые сотворены по Его образу и подобию.
Так что давайте здесь рассуждать только с позиции буддизма. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы