Но буддизмом вполне признается свободная воля, если речь идёт о свободе от какого-то конкретного, ограниченного, закрытого перечня условий. Человек не предопределяется фатально ни своим окружением, ни воспитанием, ни генами, ни даже каммой, накопленной в предшествующих существованиях (или даже в этом же самом существовании, но ранее).
Это да. Но если буддизм представлен Хинаяной - неполным учением - конечный результат, итоговую цель, можно помыслить и как полное уничтожение свободы. Неполнота Хинаяны определяет такую возможность.
Механистично как-то получается... А существа - вроде ботов (это сравнение использовал Антарадхана). Но мне как-то это не близко.
Такое толкование возможно только в Хинаяне. Раскрытие природы будды это полное освобождение, а не конец любой свободы вместе с концом всех обусловленных дхарм.
Откуда же возникает стремление к освобождению? И как такое стремление возможно без свободы воли?
См. Сугатагарбха.
Насколько я понимаю, это то же, что Татхагатагарбха.
Опять же, зов истинной природы - и свобода воли проявляется только в том, следовать ли ему или сопротивляться ему.
Следование и сопротивление все это то же обусловленные явления. Я думаю, что сугатагарбха это продолжение и развитие буддийского детерминизма. Все, в определенных рамках, предопределено, к какой готре человек способен принадлежать, (бодхисаттв, пратьякабудд, шравак, неопределенных или отверженных) и свободы тут нет места. Это иллюзия.
Откуда же возникает стремление к освобождению? И как такое стремление возможно без свободы воли?
См. Сугатагарбха.
Насколько я понимаю, это то же, что Татхагатагарбха.
Опять же, зов истинной природы - и свобода воли проявляется только в том, следовать ли ему или сопротивляться ему.
Следование и сопротивление все это то же обусловленные явления. Я думаю, что сугатагарбха это продолжение и развитие буддийского детерминизма. Все, в определенных рамках, предопределено, к какой готре человек способен принадлежать, (бодхисаттв, пратьякабудд, шравак, неопределенных или отверженных) и свободы тут нет места. Это иллюзия.
Как мировоззренческая позиция компатибилизм мне представляется более конструктивным, чем чистый детерминизм. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
№358284Добавлено: Чт 23 Ноя 17, 16:17 (7 лет тому назад)
Детерминизм ошибочен, когда сводится к единственности причины и определенности следствия. Когда множество причин определяют в разных комбинациях множество следствий - это труднее понять и применять, но такова реальность. Труднее всего парадокс времени. Время это следствие другой совокупности причин, чем наблюдаемые во времения явления. Ограничивая наблюдение потоком во времени (причина раньше следствия) обусловленность обнаружить нельзя. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
В буддизме считается, что все безличностно и по сути свободы воли нет.
Дхарма идет против течения мира. А ведь было бы естественно продолжать плыть по течению вместе с миром.
Можно сказать, что стремление к освобождению возникает от осознания страданий.
Но ведь что-то внутри должно принять решение начать плыть против течения мира.
Откуда же возникает стремление к освобождению? И как такое стремление возможно без свободы воли?
Вы рассматриваете буддизм не во всей полноте, отсюда и возникают Ваши вопросы: Колесо сансары увлекает существ в вечное вращение, но существуют боддхисатвы, которые находятся в ниббане, они спускаются на землю и их появление как раз и является тем началом, которое заставляет двигаться перпендикулярно вращению сансары. Так постепенно сансара опустошается, наконец в ней остается один боддхисатва и она превращается в ниббану, а среди теснящихся в ниббане происходит великое омрачение и ниббана раскручивается и превращается в сансару, затем в неё спускается боддхисатва и приносит силы, заставляющие существ покидать сансару, часть этих существ снова становится боддхисатвами и спускается в сансару и выводит существ до тех пор, пока она не опустеет и там не останется один боддхисатва, после чего эта сансара превращается в ниббану, а ниббана превращается в полную существ сансару, затем оставшийся боддхисатва спускается из ниббаны в сансару, несет с собой силы , заставляющие существа двигаться по пути дхармы перпендикулярном сансаре,.............
И в этом вечном круговращении сансара и ниббана сливаются в единое целое. Не бывает сансары без ниббаны в этом одном, поэтому нет существ ни там, ни там, но и там, и там есть будды, которые осознали это единство и дабы не нарушать его вращают колесо дхармы, превращая сансару в ниббану, а ниббану в сансару, соединяя их в одно. )))
Вы рассматриваете буддизм не во всей полноте, отсюда и возникают Ваши вопросы: Колесо сансары увлекает существ в вечное вращение, но существуют боддхисатвы, которые находятся в ниббане, они спускаются на землю и их появление как раз и является тем началом, которое заставляет двигаться перпендикулярно вращению сансары. Так постепенно сансара опустошается, наконец в ней остается один боддхисатва и она превращается в ниббану, а среди теснящихся в ниббане происходит великое омрачение и ниббана раскручивается и превращается в сансару, затем в неё спускается боддхисатва и приносит силы, заставляющие существ покидать сансару, часть этих существ снова становится боддхисатвами и спускается в сансару и выводит существ до тех пор, пока она не опустеет и там не останется один боддхисатва, после чего эта сансара превращается в ниббану, а ниббана превращается в полную существ сансару, затем оставшийся боддхисатва спускается из ниббаны в сансару, несет с собой силы , заставляющие существа двигаться по пути дхармы перпендикулярном сансаре,.............
И в этом вечном круговращении сансара и ниббана сливаются в единое целое. Не бывает сансары без ниббаны в этом одном, поэтому нет существ ни там, ни там, но и там, и там есть будды, которые осознали это единство и дабы не нарушать его вращают колесо дхармы, превращая сансару в ниббану, а ниббану в сансару, соединяя их в одно. )))
Напомнило миф о Сизифе. Вкатил камень на верх горы, а камень вниз скатился и так вечно.
В буддизме считается, что все безличностно и по сути свободы воли нет.
Дхарма идет против течения мира. А ведь было бы естественно продолжать плыть по течению вместе с миром.
Можно сказать, что стремление к освобождению возникает от осознания страданий.
Но ведь что-то внутри должно принять решение начать плыть против течения мира.
Откуда же возникает стремление к освобождению? И как такое стремление возможно без свободы воли?
Вы рассматриваете буддизм не во всей полноте, отсюда и возникают Ваши вопросы: Колесо сансары увлекает существ в вечное вращение, но существуют боддхисатвы, которые находятся в ниббане, они спускаются на землю и их появление как раз и является тем началом, которое заставляет двигаться перпендикулярно вращению сансары. Так постепенно сансара опустошается, наконец в ней остается один боддхисатва и она превращается в ниббану, а среди теснящихся в ниббане происходит великое омрачение и ниббана раскручивается и превращается в сансару, затем в неё спускается боддхисатва и приносит силы, заставляющие существ покидать сансару, часть этих существ снова становится боддхисатвами и спускается в сансару и выводит существ до тех пор, пока она не опустеет и там не останется один боддхисатва, после чего эта сансара превращается в ниббану, а ниббана превращается в полную существ сансару, затем оставшийся боддхисатва спускается из ниббаны в сансару, несет с собой силы , заставляющие существа двигаться по пути дхармы перпендикулярном сансаре,.............
И в этом вечном круговращении сансара и ниббана сливаются в единое целое. Не бывает сансары без ниббаны в этом одном, поэтому нет существ ни там, ни там, но и там, и там есть будды, которые осознали это единство и дабы не нарушать его вращают колесо дхармы, превращая сансару в ниббану, а ниббану в сансару, соединяя их в одно. )))
Я так думаю тут акцент на бессмысленность циклов возникновения и угасания в Буддизме. А так в страданиях виновато первое "прожорливое существо". Каждый цикл находится какое-нибудь прожорливое существо.
Агганнья сутта: О происхождении
ДН 27
"...Этап развёртывания мира
Наступит время, Васеттха, раньше или позже, когда после долгого периода времени этот мир исчезнет. И когда это происходит, существа большей частью перерождаются в Мире Сияния2. И там они обитают, бестелесные, питаясь блаженством, светя собственным светом, перемещаясь по воздуху, оставаясь в сиянии – и они пребывают в таком состоянии очень долгое время. Затем, рано или поздно, через очень долгое время, наступает момент, когда этот мир снова начинает развиваться. Когда это происходит, существа, закончившие своё существование в Мире Сияния, большей частью перерождаются людьми. И они становятся бестелесными, питаются блаженством, светятся собственным светом, передвигаются по воздуху, продолжают находиться в сиянии – и они остаются такими очень долгое время.
В то время весь мир представлял собой единую массу воды и стояла темнота, ослепительная темнота. Ни луна, ни солнце, ни звёзды, ни созвездия ещё не появились, не различались ни день, ни ночь, ни месяцы, ни половины месяца, ни годы, ни времена года; не было ни мужчин, ни женщин, существа считались просто существами. И рано или поздно, Васеттха, через очень долгий промежуток времени, аппетитная земля появилась над водами, где жили эти существа. Земля появилась подобно пенке, которая формируется на поверхности риса, сваренного в молоке, когда он остывает. У неё был цвет, запах и вкус. У неё был цвет великолепного топленого масла, и она была очень сладкая, как безупречный дикий мёд.
Затем, Васеттха, одно прожорливое существо сказало: «Слушайте, что это такое?» и взяло вкусной земли на палец и попробовало на вкус. Так, существо ощутило вкус земли и им овладело страстное желание [есть её]. "
Вы рассматриваете буддизм не во всей полноте, отсюда и возникают Ваши вопросы: Колесо сансары увлекает существ в вечное вращение, но существуют боддхисатвы, которые находятся в ниббане, они спускаются на землю и их появление как раз и является тем началом, которое заставляет двигаться перпендикулярно вращению сансары. Так постепенно сансара опустошается, наконец в ней остается один боддхисатва и она превращается в ниббану, а среди теснящихся в ниббане происходит великое омрачение и ниббана раскручивается и превращается в сансару, затем в неё спускается боддхисатва и приносит силы, заставляющие существ покидать сансару, часть этих существ снова становится боддхисатвами и спускается в сансару и выводит существ до тех пор, пока она не опустеет и там не останется один боддхисатва, после чего эта сансара превращается в ниббану, а ниббана превращается в полную существ сансару, затем оставшийся боддхисатва спускается из ниббаны в сансару, несет с собой силы , заставляющие существа двигаться по пути дхармы перпендикулярном сансаре,.............
И в этом вечном круговращении сансара и ниббана сливаются в единое целое. Не бывает сансары без ниббаны в этом одном, поэтому нет существ ни там, ни там, но и там, и там есть будды, которые осознали это единство и дабы не нарушать его вращают колесо дхармы, превращая сансару в ниббану, а ниббану в сансару, соединяя их в одно. )))
Напомнило миф о Сизифе. Вкатил камень на верх горы, а камень вниз скатился и так вечно.
Да, это ужос просто. Ну, не то, чтобы ужос-ужос... Просто ужос. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы