№350789Добавлено: Сб 21 Окт 17, 11:19 (7 лет тому назад)
Стремление к освобождению возникает от знакомства со свободой. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Я не читал всё, что Вам ответили, но я вспомнил цитату из книги Йонга Мингьюр Ринпоче «Будда, мозг и нейрофизиология счастья. Как изменить жизнь к лучшему. Практическое руководство».
«Будда учил, что реальность естественного ума можно продемонстрировать посредством определённого знака, видного каждому, представив его в форме вопроса и ответа. И задал вопрос: «О чём все люди вообще заботятся больше всего?»
Когда я задаю тот же вопрос на публичных лекциях, люди дают на него много разных ответов. Одни говорят, что больше всего мы заботимся о том, чтобы оставаться живыми, быть счастливыми, избегать страдания или быть любимыми. Другие отвечают: мир, прогресс, еда, дыхание; чтобы ничего не менялось, чтобы улучшались условия жизни. Третьи упоминают жизнь в согласии с собой и другими, смысл жизни, страх смерти. Я нахожу особенно забавным один ответ: «О себе!»
Каждый ответ абсолютно верен. Все представляют собой просто разные аспекты основного ответа. Главная забота, которая свойственна всем существам — людям, животным и насекомым, — это желание быть счастливыми и избегать страданий. Кем бы мы ни были, мы просто хотим быть счастливыми и избегать боли. Хотя у каждого из нас может быть собственная стратегии достижения счастья и освобождения от страданий, в конечном итоге все мы стремимся к достижению одного и того же результата. Даже муравьи никогда не останавливаются в движении к этой цели ни на секунду. Они всё время суетятся, собирая пищу, строя и расширяя свои жилища. Зачем они так тяжело трудятся? Чтобы достичь определённой формы счастья и избежать страдания.
Будда говорил, что желание достичь длительного счастья и избавиться от страдания — это безошибочный знак присутствия естественного ума. На самом деле есть много других показателей, но для их перечисления, вероятно, понадобилась бы ещё одна книга. Так почему же Будда придавал такое значение одному этому знаку?
Потому что истинная природа всех живых существ уже полностью свободна от страданий и наделена совершенным счастьем. Пытаясь найти счастье и избавиться от страданий, независимо от того, как мы это делаем, мы все просто выражаем свою собственную сущность.
Наше стремление к постоянному счастью — это «тихий голос» естественного ума, который напоминает нам о том, что мы действительно способны переживать. Будда иллюстрировал это стремление на примере птицы-матери, которая покинула своё гнездо. Сколько бы красивых мест она ни пролетала, сколько бы новых и интересных вещей она там ни видела, что-то тянет её обратно к своему гнезду. Точно так же, какой бы захватывающей ни была повседневная жизнь, сколь бы хорошо мы себя временно ни чувствовали, влюбившись, заслужив похвалу или получив работу, о которой могли только мечтать, в нас всегда будет жить стремление к состоянию подлинного, всеобъемлющего и непреходящего счастья, напоминающее нам о совершенном покое и счастье истинной природы.
В каком-то смысле так мы испытываем ностальгию по своей истинной природе».
Прекрасная цитата прекрасной книги! (я книгу читала)
Можно это назвать зовом истинной природы.
Когда человек погружен в сансару, он этот зов не слышит, поскольку он перекрикивается целым оркестном других звуков.
Но когда складываются условия (что-то выбивает человека из привычной погруженности в сансару, человек встречается с учением и проч.), зов можно услышать. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Откуда же возникает стремление к освобождению? И как такое стремление возможно без свободы воли?
См. Сугатагарбха.
Насколько я понимаю, это то же, что Татхагатагарбха.
Опять же, зов истинной природы - и свобода воли проявляется только в том, следовать ли ему или сопротивляться ему. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Стремление к освобождению возникает от знакомства со свободой.
Свобода присуща изначальной природе человека. Но для того, чтобы знакомство со свободой состоялось, нужно, чтобы для этого сложились условия. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Описывается все проще - услышали проповедь и зародилась тенденция, которая потом развивается через размышление и понимание.
Тенденция также может зародиться и в предыдущей жизни, а в этой человек будет сам искать учение.
Вариантов может быть много. Я обдумала разные сценарии - и каждый можно описать как цепь причин и следствий. Свободу воли я вижу не в зарождении тенденции (желания, намерения), а лишь в решении следовать/не следовать ему. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
№350807Добавлено: Сб 21 Окт 17, 13:10 (7 лет тому назад)
Ктото, я не знаю, как свобода воли описывается теоретически, но практически я переживаю (или осуществляю, если хотите) ее как обычные умственные акты. Поэтому у меня нет оснований для вывода из ее наличия далеко идущих заключений, кроме простого замечания о богатстве и многообразии ума.
№350813Добавлено: Сб 21 Окт 17, 13:58 (7 лет тому назад)
Да, разумеется, стремление к освобождению возникает при наличии определенных условий, как и всё другое. Есть любопытная сутта, в которой Будда соединяет два перечня факторов - факторов зависимого возникновения, которые в совокупности приводят к блужданию в череде перерождений (стандартный перечень только этих факторов см., например, в сутте SN12.2), и факторов, ведущих к пробуждению (стандартный перечень только этих факторов см., например, в суттах AN10.61, или SN46.6) .
Это сутта SN12.23 ( https://suttacentral.net/ru/sn12.23 - даю ссылку на русский текст, но на этом сайте, как Вы знаете, есть и английский текст, и текст на пали).
Что касается свободы воли, то в буддизме, разумеется, не признается существование свободной воли, если под "свободной волей" понимается "ничем не обусловленная воля".
Но буддизмом вполне признается свободная воля, если речь идёт о свободе от какого-то конкретного, ограниченного, закрытого перечня условий. Человек не предопределяется фатально ни своим окружением, ни воспитанием, ни генами, ни даже каммой, накопленной в предшествующих существованиях (или даже в этом же самом существовании, но ранее). Если появляются условия для освобождения (если, допустим, происходит встреча с Дхаммой), возможность воспользоваться этими условиями, и добиться больших или меньших успехов есть у любого человека, каким бы ни было его прошлое. Поэтому человек - это, всё-таки, звучит гордо _________________ Границы мира - это границы языка
Что касается свободы воли, то в буддизме, разумеется, не признается существование свободной воли, если под "свободной волей" понимается "ничем не обусловленная воля".
В классическом компатибилизме, чтобы объяснить сосуществование свободы воли и детерминизма, вводят понятие условной свободы.
На что инкомпатибилисты возражают, что такая условная свобода - и не свобода вовсе.
Думаю, пока действует пратитья самутпада, об абсолютной свободе речи быть не может. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Откуда же возникает стремление к освобождению? И как такое стремление возможно без свободы воли?
См. Сугатагарбха.
Насколько я понимаю, это то же, что Татхагатагарбха.
Опять же, зов истинной природы - и свобода воли проявляется только в том, следовать ли ему или сопротивляться ему.
Опираясь на Ланкаватару я бы сказал, что "зов истинной природы" возникает, когда из-за правритти наелись дукхи в сансаре и из-за неё начали использовать паравритти (нивритти). Когда надоест наступать на одни и те же грабли дукхи - тогда и возникнет желание к нивритти.
На что инкомпатибилисты возражают, что такая условная свобода - и не свобода вовсе.
Думаю, пока действует пратитья самутпада, об абсолютной свободе речи быть не может.
Если абсолютная свобода - это необусловленность, то, разумеется, в сансаре такого не бывает. Обусловлено всё, кроме ниббаны. _________________ Границы мира - это границы языка
№350829Добавлено: Сб 21 Окт 17, 15:08 (7 лет тому назад)
Нирвана достигается благодаря «обращению алая-виджняны» (ашрая-паравритти: букв. «обращение основы»). Та же идея передаётся выражением алая-самуггхата или «искоренение алаи», использующемся в палийском каноне как синоним нирваны. Здесь следует также помнить, что еще одним синонимом нирваны является ан-алая («не-алая»).
Алая-виджняна-паравритти иногда называют также «обращением семян» (биджа-паравритти). Биджа здесь означает «семена» омрачений (самклешика-дхарма-биджа), служащие причиной продолжения сансары. Благодаря «обращению семян» достигается нирвана. Опять же, палийский термин кхина-биджа, использующийся для обозначения араханта, чьи семена омрачений уничтожены, выражает ту же идею.
Валпола Рахула "Алая-виджняна — сознание-хранилище" https://board.buddhist.ru/showthread.php?t=24371
Но в дзогчене не пытаются подавить семена омрачений - когда гневная мысль возникает, то её просто созерцают в состоянии осознанности.
На уровне сутры же нужно заставить себя подавить гнев.
Путь правритти-нивритти марги используют и индуистские йогины. Я, правда, не знаю, у кого раньше эта концепция появилась - у йогинов или буддистов. Натхи намного позднее той же Ланкаватары.
№350839Добавлено: Сб 21 Окт 17, 15:43 (7 лет тому назад)
Тиб. классификация исходит из того, что при поялении клеши гнева в сутре непременно нужно делать противоядие (каруну, например), в тантре - переворачивать преображением контекст, а в дзогчене - входить в "неопрапанченное" и не аналитическое (уже понятное без предварительных рассуждений) воззрение об "изначальной чистоте", при котором клеша затухнет.
Осознанность у ННР, например, - это смрити, а не видья, и она не противоположна сансаре (когда одна) и в ней ничего не самоосвобождается. Но с терминами в общем - беда, т.к. цепочка тибетский-итальянский-английский-русский очень длинная. (У ННР "awareness" shes bzhin\samprajana и "presence" (dran pa\smrti), но rig pa\vidya - это не "awareness" и не "mindfulness", а знание)
В сутре, кстати, не только противоядия есть. Тема соотношений работы с клешами интересная )
Последний раз редактировалось: ТМ (Сб 21 Окт 17, 19:31), всего редактировалось 2 раз(а) Ответы на этот пост: шинтанг
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы